Жилищный кодекс Украины (ЖК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 134. Учет граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив

На облік желающих вступить в жилищно-строительный кооператив берутся граждане, которые постоянно проживают в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и Украинской ССР) и нуждаются в улучшении жилищных условий.

Нуждающимися улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие право быть взяты на учет для получения жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда (статья 34), а также граждане, обеспеченные жилой площадью ниже уровня, который определяется Советом Министров Украинской ССР и Украинским республиканским советом профессиональных союзов.

Законодавством Союзу РСР і Української РСР може бути встановлено й інші підстави для взяття громадян на облік желающих вступить в жилищно-строительный кооператив.

Учет граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператива, осуществляется в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет желающих вступить в жилищно-строительный кооператива граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, при которых организуются кооперативы, осуществляется по месту работы, а по их желанию - Также в исполнительном комитете Совета народных депутатов. Наравне с ними берутся на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с выходом на пенсию, а также лица, указанные в части второй статьи 37 настоящего Кодекса.

Порядок учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, устанавливается законодательством Союза ССР и Украинской ССР.

Правила учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, утверждаются Советом Министров Украинской ССР и Украинским республиканским советом профессиональных союзов.

Граждане, состоящие на учете желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, вносятся в единый государственный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Комментарий

1. В общем, содержание комментируемой статьи был рассчитан на время принятия ЖК (1983 г.) и действие его в условиях плановой (социалистической) экономики.

Необходимо также констатировать, что в настоящее время положение комментируемой статьи противоречат действующему законодательству Украины в том контексте, что перестали существовать как исполнительные комитеты, так и местные Советы народных депутатов. Сегодня, как правило, в текстах нормативных актов при упоминании данных органов следует читать - "органы местного самоуправления".

Сейчас учет граждан, желающих вступить в ЖСК (или ЖК), можно рассматривать, по крайней мере, с двух позиций.

Первая - когда кооператив создается без поддержки органов государственной власти и органов местного самоуправления. В таком случае порядок учета определяется лицами, организуют кооператив, исходя по финансовым и других условий.

Вторая - когда вид порядка учета традиционный - органы государственной власти или органы местного самоуправления поддерживают создание кооператива.

Положение комментируемой статьи конкретизируются и развиваются Правилами учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив (далее - Правила), которые были утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1985 N 228 (далее - Постановление). Эти Правила регулируют учет граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператива и порядок направления их в кооператив.

соответствии с пп. 2, 3 Постановления органы местного самоуправления, профсоюзные органы, министерства и ведомства, а также предприятия, учреждения, организации независимо от их подчинения обязаны строго соблюдать Правила учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив. Кроме того, органы местного самоуправления, министерства, ведомства и республиканские комитеты профсоюзов обязаны сообщить предприятий, учреждений, организаций и населения Правила учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператива.

2. Ч. 1 комментируемой статьи устанавливает необходимые требования, касающиеся постановки на учет желающих вступить в ЖСК: наличие постоянного места жительства в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством) и потребность улучшения жилищных условий.

Постоянное место жительства в данном населенном пункте является общим условием для принятия граждан на кооперативный учет. Постоянным местом жительства, согласно действующему законодательству, считается место жительства на территории какого-либо государства не менее одного года физического лица, не имеющего постоянного места жительства на территории других государств и намеревается проживать на территории этого государства в течение неограниченного срока, не ограничивая такое проживание определенной целью, и при условии, что такое проживание не является следствием выполнения этим лицом служебных обязанностей или обязательств по договору (контракту) (см. Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г., Закон Украины "О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины "от 13.09.2001 г.). Кроме того, с целью определение понятия места жительства Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" от 11.12.2003 г. предусмотрено, что место жительства - Это административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в год.

же время, учитывая требования ст. 6 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" (которым предусмотрена обязанность граждан зарегистрировать место жительства в течение десяти дней по прибытии на новое место жительства), следует подчеркнуть, что в целях постановки граждан на учет желающих вступить в ЖСК постоянным местом их проживания будет считаться место регистрации места жительства. В частности, согласно ст. 3 данного Закона регистрация - это внесение сведений в паспортный документ о месте жительства или месте пребывания с указанием адреса жилья лица и внесение этих данных в регистрационный учет соответствующего органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам регистрации.

Такими образом, говоря о постоянном месте жительства, законодатель подразумевает легальное проживание физического лица, то есть место такого проживания должно быть зарегистрировано. Обычно такая регистрация должна быть постоянной, однако некоторые категории постоянных жильцов, например, лица, проживающие в общежитиях, имеют временную регистрации. Последнее обстоятельство не лишает таких лиц быть принятыми на кооперативный учет.

3. В то же время комментируемая норма о необходимости постоянного проживания в соответствующем населенном пункте предусматривает исключение в виде: "(если иное не установлено законодательством) ". Это исключение частично реализовано в п. 10 Правил.

Так, предусмотрено, что с разрешения органов местного самоуправления и совета профсоюзов, предприятия, учреждения, организации могут принимать на кооперативный учет своих работников, проживающих не в том населенном пункте, в котором расположено соответствующее предприятие, учреждение, организация (в пределах одного района), а крупные строения и предприятия, строящихся расположенные в малых населенных пунктах, - своих работников, проживающих в других населенных пунктах области.

Что касается граждан, проживающих в пригородной зоне, то для взятия их на кооперативный учет, требуется, чтобы они проработали на соответствующем предприятии, в учреждении, организации не менее 10 лет, а также разрешение соответствующего органа местного самоуправления.

Граждане, работающие в пригородной зоне, а проживающих в городе, принимаются на кооперативный учет по месту работы наравне с другими работниками соответствующего предприятия, учреждения, организации.

4. Общим основанием для принятия граждан на кооперативный учет является их потребность в улучшенные жилищных условий. Статья в ч. 3 предусматривает, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеют право быть взяты на учет для получения жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда (статья 34), а также граждане, обеспеченные жилой площадью ниже уровня, который определяется высшим органом исполнительной власти в Украине и Украинским республиканским советом профессиональных союзов.

Так, согласно ст. 34 ЖК, п. 8 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) забезпечені жилою площею нижче за рівень середньої забезпеченості громадян жилою площею в даному населенном пункте

2) проживающие в помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям

3) страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи

4) проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов

5) проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (Квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности

6) проживающие в общежитиях

7) проживающие в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов (в том числе если занимаемое ими жилое помещение состоит более чем из одной комнаты)

8) які проживають у комунальних чи невпорядкованих стосовно умов даного населеного пункту квартирах: лица, принадлежащие к инвалидам войны, лица, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты"; Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней, участники боевых действий и участники войны; работники, добросовестно проработали на одном предприятии, в учреждении, организации, в течение срока, установленного в соответствии с абзацами вторым и третьего пункта 14 Правил.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий при постановке на кооперативный учет по месту работы признаются также рабочие и служащие, для которых коллективным договором установлены льготные основания признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспечении жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда.

Если требование о необходимости в улучшении жилищных условий предъявляется к гражданам, когда речь идет об общем правиле - принятии на учет в населенном пункте по месту жительства, то это требование тем более необходима и в исключительных, указанных выше, случаях. При этом отсутствие у работника жилья в населенном пункте, где расположено соответствующее предприятие, учреждение, организация, не рассматривается как наличие у него потребности в улучшении жилищных условий. Такая потребность определяется исходя из жилищных условий гражданина по месту его жительства.

5. Правила учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив (п. 9), предусматривают также возможность установки длительности постоянного места жительства (при наличии регистрации) в соответствующем населенном пункте, необходимой для принятия на учет. Такой возможностью, в соответствии с Правилами, наделяются органы местного самоуправления в пределах предоставленных им действующим в Украине законодательством. При этом, при определении потребности граждан в улучшении жилищных условий учитываются члены их семей, проживших и зарегистрированы в соответствующем населенном пункте не менее установленного срока (кроме одного из супругов, несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей). Кроме того, в данном случае условие о регистрации места проживания не распространяется на граждан, которые временно отсутствуют в данном населенном пункте, если за ними по закону сохраняется жилое помещение, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, и на других граждан.

Независимо от продолжительности проживания в данном населенном пункте на кооперативный учет при наличии предусмотренных Правилами оснований берутся граждане, определенные абз. 3 и 5 п. 9 Примерного устава ЖСК, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 30.04.85 г. (далее - Примерный устав ЖСК), а также лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Пограничных войск Украины, Службы безопасности Украины, войск гражданской обороны и других военных формирований, создаваемых Верховной Радой Украины, Стратегических сил сдерживания, которые дислоцируются на территории Украины.

Работники, связанные по роду занятий с постоянным передвижением, принимаются на кооперативный учет в том населенном пункте, в котором они зарегистрированы, в установленном порядке.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность установления законодательством Украины других оснований для взятия граждан на учет желающих вступить в жилищно-строительный кооператив. В частности, такие основания предусмотрены и конкретизируются Правилами Примерным уставом ЖСК и другими нормативно-правовыми актами Украины.

7. Частью 4 комментируемой статьи определено, что учет граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, осуществляется в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет желающих вступить в жилищно-строительный кооператива граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, при которых организуются кооперативы, осуществляется по месту работы, а по их желанию - Также в исполнительном комитете Совета народных депутатов. Наравне с ними берутся на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с выходом на пенсию, а также лица, указанные в части второй статьи 37 настоящего Кодекса.

Для того, чтобы граждане вступили в члены ЖСК, этому должно предшествовать принятие их на учет желающих вступить в ЖСК (за исключением категорий граждан, указанных в абз. 1 п. 8 Примерного устава ЖСК, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1985 N 186).

Частью 4 данной статьи, п. 2 Правил предусмотрено, что кооперативный учет осуществляется, как правило, по месту жительства граждан в органе местного самоуправления. Учет граждан, которые работают на предприятиях, в учреждениях, организациях, при которых организуются жилищно-строительные кооперативы, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и в органе местного самоуправления по месту жительства.

Кроме того, на кооперативный учет берутся граждане, которые оставили работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с выходом на пенсию, а также лица, указанные в части второй статьи 37 настоящего Кодекса.

Пенсионеры могут быть приняты на кооперативный учет по месту прежней работы при условии, что они оставили там работу именно в связи с выходом на пенсию. Они принимаются на учет по месту прежней работы наравне с работниками соответствующего юридического лица, то есть к ним предъявляются одинаковые требования при постановке на учет (и снятии с него). В таком же порядке принимаются на учет работники медицинских, культурно-образовательных, торговых и других учреждений и организаций, непосредственно обслуживающие трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, и другие лица (абз. 2 п. 6 Правил).

В случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством, Правилами граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства (абз. 3 п. 2 Правил).

Каждая семья может состоять на кооперативном учете по месту работы одного из членов семьи (по их выбору) и в органе местного самоуправления по месту жительства. Семья может одновременно состоять на кооперативном и квартирном учете (п. 3 Правил).

8. Граждане принимаются на кооперативный учет после достижения ими восемнадцатилетнего возраста, а те, что женились или устроились на работу в предусмотренных законом случаях до достижения указанного возраста - соответственно со времени бракосочетания или устройства на работу.

9. Граждане, которые искусственно ухудшили жилищные условия путем обмена занимаемого жилого помещения, его порчи или разрушения, отчуждения пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома (части дома), квартиры, а также граждане, у которых потребность в улучшении жилищных условий возникла вследствие изъятия жилого помещения, используемого для получения нетрудовых доходов (статья 96 ЖК), не принимаются на кооперативный учет в течение пяти лет с момента ухудшения жилищных условий (п. 12 Правил).

10. Принятие на кооперативный учет граждан осуществляется:

1) за місцем проживання - рішенням органу місцевого самоврядування;

2) по месту работы - совместным решению администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной или другой общественной организации и соответствующего профсоюзного комитета.

Решение о принятии на кооперативный учет должно быть вынесено в месячный срок со дня подачи гражданином необходимых документов.

Если на рассмотрение исполнительного комитета местного Совета или администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной или другой общественной организации профсоюзного комитета будет внесено предложение об отказе в постановке на учет, на заседание указанных органов приглашается заявитель.

11. У рішенні щодо прийняття на кооперативний облік громадян вказуються дата взяття на облік, склад семьи, основание для постановки на учет, вид очередности на вступление в ЖСК (общая очередь, в первую очередь), а при отказе в постановке на учет - основание отказа.

Решение о взятии граждан на кооперативный учет по месту работы утверждается органом местного самоуправления, на территории которого находится соответствующее предприятие, учреждение, организация.

О принято решение орган местного самоуправления, администрация предприятия, учреждения, организации или орган кооперативной или другой общественной организации направляют заявителю письменный ответ с сообщением соответственно даты постановки на учет, вида и номера очереди либо основания отказа в удовлетворении заявления.

Граждане считаются принятыми на кооперативный учет со дня вынесения соответствующего решения.

12. Жилищные правоотношения возникают с момента вынесения решения соответствующего органа о принятии гражданина на учет. С этого момента гражданин вправе требовать улучшения жилищных условий, а орган местного самоуправления или организация обязаны предоставить жилое помещение. Можно сделать вывод, что это организационные жилищные правоотношения, которые с момента выделения квартиры превращаются в жилищные правоотношения с конкретным объектом.

13. Граждане состоят на кооперативном учете до получения квартиры в доме жилищно-строительного кооператива, за исключением следующих случаев, когда они снимаются с кооперативного учета:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого занимаемая ими квартира отвечает требованиям п. 28 Примерного устава ЖСК

2) выезда на постоянное место жительства в другой населенный пункт

3) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией лица, состоящего на учете по месту работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством, п. 25 Правил и другими актами законодательства

4) осуждения к лишению свободы на срок более шести месяцев, ссылке или высылке

5) представление сведений, не соответствующих действительности, которые стали основанием для взятия на учет, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (п. 22 Правил).

Снятие с кооперативного учета и исключения из списка лиц, пользующихся правом первоочередного вступления в членов жилищно-строительного кооператива, производится органами, вынесли или утвердили решение о взятии гражданина на учет (включение в указанный список).

14. Комментируемым статьей предусмотрено, что порядок учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, устанавливается законодательством Союза ССР и Украинской ССР (ч. 5), а Правила учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, утверждаются Советом Министров Украинской ССР и Украинским республиканским советом профессиональных союзов (ч. 6).

Сейчас в Украине порядок учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив регламентируется комментируемой статьей и, более подробно, упомянутыми выше Правилами учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, утвержденных постановлением Совета Министров УССР и ВЦСПС от 5 июня 1985 за N 228, с последующими изменениями и дополнениями.