Жилищный кодекс Украины (ЖК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 36. Облік граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

Облік граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров Украинской ССР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Комментарий

1. Первой частью статьи, комментируется закреплен территориальный принцип квартирного учета, который, как правило, осуществляется по месту жительства.

соответствии со ст. 29 ГК Украины местом жительства физического лица является жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т.п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно. Физическое лицо, достигшее четырнадцати лет, свободно выбирает себе место жительства, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом.

Місцем проживання фізичної особи у віці від десяти до чотирнадцяти років є місце проживання її батьків (Усыновителей) или одного из них, с кем оно проживает, опекуна или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения и т.п., в котором она проживает, если место жительства не установлено по соглашению между ребенком и родителями (усыновителями, опекуном) или организацией, выполняющей в отношении его функции опекуна.

Місцем проживання фізичної особи, яка не досягла десяти років, є місце проживання її батьків (усиновлювачів) или одного из них, с кем оно проживает, опекуна или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения, в котором она проживает. Местом жительства недееспособного лица является местожительство его опекуна или местонахождение соответствующей организации, которая выполняет относительно него функции опекуна.

Правилами квартирного учета предполагается, что кроме постоянного проживания другим условием принятия на квартирный учет является прописка. В то же время следует учитывать, что в современных условиях институт прописки признается ограничивает конституционное право человека на свободу передвижения и свободный выбор места проживания. Поэтому основной для определения места жительства является длительность пребывания лица в соответствующем наследному пункте.

В частности, в соответствии с положениями Закона Украины" О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине "месту жительства лица считается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в год. Наряду с термином "место проживания" указан Закон использует понятие "место пребывания" под которым понимается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в год.

Гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, находящихся в Украине на законных основаниях, обязаны в течение десяти дней по прибытии на новое место жительства зарегистрировать местожительство.

Для регистрации лицо подает:

- письменное заявление. Дети от 15 до 18 лет подают заявление лично. В случае если лицо по уважительной причине не может самостоятельно обратиться в уполномоченный орган, регистрация может быть осуществлена font-family: "Arial", "sans-serif '"> - паспортный документ. Если ребенок не достиг 16-летнего возраста, подается свидетельство о рождении или свидетельство о принадлежности к гражданству Украины. Иностранец и лицо без гражданства дополнительно подают удостоверение на постоянное или временное проживание

- квитанцию два экземпляра талона снятия с регистрации.

Законом запрещается требовать для регистрации места проживания предоставления лицом других документов. Заявление лица о регистрации места проживания является единственным основанием для регистрации места жительства.

Таким чином, облік громадян, що потребують поліпшення житлових умов здійснюється за місцем їх проживання.

2. Согласно п. 15 Правил квартирного учета исполнительные комитеты областных, Киевской и Севастопольской городских Советов народных депутатов совместно с советами профсоюзов могут устанавливать длительность постоянного проживания граждан в данном населенном пункте, необходимую для постановки на квартирный учет. При определении потребности граждан в улучшении жилищных условий берутся в расчет члены их семей, проживших и прописаны в соответствующем населенном пункте не менее установленного срока (кроме супругов, несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей).

Граждане, пользующиеся правом первоочередного получения жилых помещений, берутся на квартирный учет при наличии предусмотренных Правилами оснований, независимо от длительности проживания в данном населенном пункте.

3. Статья устанавливает обязанность ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, сельского Совета народных депутатов. Следует учитывать, что в связи с проведением реформы органов местного самоуправления к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся функции по учету граждан, которые в соответствии с законодательством нуждаются в улучшении жилищных условий, распределения и предоставления в соответствии с законодательством жилья, принадлежащего коммунальной собственности, решение относительно использования нежилых помещений, зданий и сооружений, находящихся в коммунальной собственности (Ст. 30 Закона Украины "О местном самоуправлении").

От имени соответствующих органов местного самоуправления исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов:

- ведут учет жилищного фонда, осуществляют контроль за его использованием;

- предоставляют в соответствии со закона гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатное жилье или за доступную для них плату

- осуществляют контроль за состоянием квартирного учета и соблюдением жилищного законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности

- выдают ордера на заселение жилой площади в домах государственных и коммунальных организаций

- ведут учет нежилых помещений на соответствующей территории независимо от форм собственности, внесение предложений их владельцам относительно использования таких помещений для удовлетворения потребностей территориальной общины.

Указанные полномочия реализуют исполнительные комитеты органов местного самоуправления в случае соответствующего делегирования им подобных функций (ст. 30 Закона Украины "О местном самоуправлении"). В районах, районах городах Киева и Севастополя функции исполнительных органов соответствующих советов выполняют государственные администрации.

3. На учет в исполнительных органов местных советов принимаются постоянные жители данного населенного пункта как неработающие, так и работники предприятий, учреждений, организаций, в том числе осуществляющих квартирный учет по месту работы. При этом постоянные жители принимаются на учет в исполнительном органе местного совета данного населенного пункта независимо от того, работают они в этом же или другом населенном пункте.

С общего правила о территориальном квартирный учет ч. 2 ст. 36 ЖК Украины предусматривает исключение. Оно заключается в том, что граждане могут быть приняты на учет и не по месту жительства, в частности в случае, установленном в ст. 37 ЖК Украины.