Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 132. Міжнародні перевезення

Перевозки между портами Украины и иностранными портами могут осуществляться как судами, плавающими под Государственным флагом Украины, так и при взаимности судами, плавающими под иностранным флагом.

Комментарий

В комментируемой статье дается определение международных перевозок, для осуществления которых преобладающее значение имеют маршрут (расстояние) перевозки и категория судов:

1) Маршрут (расстояние) перевозки дает оснований определить международными перевозки между портами Украины и иностранными портами.

2) Категория судов для перевозки дает оснований определить международным перевозки, осуществляемые: (а) судами, плавающими под Государственным флагом Украины, (б) судами, плавающими под иностранным флагом.

Спецификой регулирования международных морских перевозок является применение, кроме норм конвенций и национального законодательства, еще и морских обычаев. Отметим, что Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) 1924 устанавливает единые правила о коносаменте. Эти правила определяют пределы ответственности перевозчика. В 1968 году были приняты поправки к Конвенции. В новой редакции Конвенции обычно называют Правила Гаага-Висби (Гаагско-висбийськи правила). В 1978 году была принята Конвенция ООН о международных морские перевозки товаров (Гамбургские правила). Многие специалисты считают, что Гаагские правила уже устарели. Мысли о том, какие правила о коносаменте нужно использовать сейчас, расходятся. Грузоотправители предпочитают Гамбургским правилам, в то время как среди перевозчиков и морских страховщиков Правила Гаага-Висби пользуются большей популярностью.

В соответствии со ст. 2 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбургские правила) положения Конвенции применяются ко всем договорам морской перевозки между двумя различными государствами. Итак, речь идет о договорах, регулирующих международные морские перевозки. Однако, несмотря на то, что в Конвенции присоединилось немало стран, Украина не является участником этой Конвенции.

Однако, Украина присоединилась к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 (постановление Кабинета Министров Украины от 21 сентября 1993 N 775). Конвенция предусматривает облегчение морского судоходства упрощением и сокращением до минимума формальностей, требований в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов заграничного плавания.

Актуальность международных морских перевозок побудила в совместных мероприятий в этой сфере государств - членов ЕС. Учитывая необходимость обеспечения свободного доступа к перевозкам грузов в международном судоходстве Советом ЕЭС было принято Регламент N 4058/86 от 22.12.86 г. по координированных действий, направленных на обеспечение свободного доступа к перевозкам грузов в международном судоходстве.

<Стаття 131 | Стаття 132 | Стаття 133>

Научно-практический комментарий:

1. Встречный иск - это самостоятельное материально-правовое требование, предъявленное ответчиком истцу в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска для их совместного рассмотрения. Правом предъявления встречного иска обладает только ответчик по первоначальному иску. Если в деле участвуют несколько ответчиков, каждый из них имеет право предъявить встречный иск самостоятельно. При согласованности правовых позиций соответчиков они могут предъявить совместный встречный иск.
Ответчик вправе предъявить истцу (истцам) встречный иск до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, для рассмотрения его совместно с первоначальным иском. Таким образом, хронологические рамки предъявления встречного иска ограничены нахождением дела в суде первой инстанции до момента вынесения судебного акта, который завершает рассмотрение дела, а фактически - до удаления арбитражного суда в совещательную комнату.
Встречный иск предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска для совместного их рассмотрения. Это положение продиктовано принципом процессуальной экономии, а также позволяет избежать принятия противоречащих судебных актов по связанным между собой требованиям.
2. Поскольку предъявление встречного иска подчиняется общим правилам предъявления иска, он должен соответствовать требованиям, предъявляемым АПК 2002 г. к форме и содержанию искового заявления (ст. 125 АПК РФ), с приложением необходимых документов (ст. 126 АПК РФ).
3. Часть 3 ст. 132 АПК РФ закрепляет условия принятия встречного иска:
1) встречное требование направлено к зачету первоначального требования. В данном случае требования должны быть однородными (например, по встречным денежным обязательствам сторон);
2) удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска (например, истец заявил требование о взыскании задолженности по договору, а встречный иск направлен на признание договора недействительным);
3) между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь, и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела. Встречный и первоначальный иски могут быть взаимосвязаны по основаниям возникновения требований или по имеющимся доказательствам. Разрешение вопроса о целесообразности совместного их рассмотрения оставлено на усмотрение арбитражного суда.
4. Встречный иск может быть возвращен, если не соблюдено хотя бы одно из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 132 АПК РФ. Перечень оснований для возвращения искового заявления (встречного иска) сформулирован исчерпывающе, поэтому недопустимо его расширительное толкование. Возвращение встречного иска оформляется определением, которое может быть обжаловано (см. комментарий к ст. 129 АПК РФ).