Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 174. Дистанційний фрахт

В случае утраты, недостачи или повреждения груза по причинам, за которые перевозчик не несет ответственности, фрахт уплачивается полностью. В случаях, предусмотренных статьями 154, 157, 158, 159 настоящего Кодекса, фрахт уплачивается пропорционально пройденному расстоянию.

Комментарий

Статья 174 КТМУ предусматривает уплату полного и дистанционного фрахта. Поскольку нами уже отмечалось на необходимость употребления термина "провозная плата" по договору морской перевозки груза, то речь должна идти в соответствии о "полной и дистанционную провозную плату ".

В отличие от" полной провозной платы, "" полная провозная плата "- это плата, вносимая пропорционально пройденному расстоянию.

На практике встречаются случаи, когда отправитель-продавец по договору купли-продажи товара по тем или иным причинам не получил покупной цены. В этом случае, он реализует право остановить товар в пути следования и предоставляет перевозчику указание о доставке груза в порт, чем тот, который указан в коносаменте. Таким образом, провозная плата, выплачиваемая при перевозке груза согласно указаниям отправителя в другое место, чем порт назначения, получила название "обратная провозная плата".

В сфере морских перевозок должны место случаи, когда по договору морской перевозки была сделана бронь для определенного количества груза на судне, а отправитель не сдал груз к перевозке или не обеспечил доставку согласованного количества груза. В этом случае речь идет о плате за ненагруженную или недогруженным количество груза против того количества, которую отправитель обязан сдать к перевозке. Такая провозная плата получила название "мертвой" и фактически она является платой за использованную грузовместимость судна.

В случае потери, недостатка или повреждения груза по причинам, за которые перевозчик не несет ответственности, провозная плата выплачивается полностью. Полная провозная плата оплачивается отправителем и тогда, когда судно отправлено в плавание с неполным грузом.

В случаях, если груженый с ведома и согласия перевозчика груз станет опасным для судна, другого груза или людей, которые находятся на судне, перевозчик вправе в любое время выгрузить, уничтожить или обезвредить этот груз, при этом согласно статье 154 КТМУ он имеет право на провозную плату в размере, пропорциональном фактической расстояния перевозки груза до момента его прекращения.