Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 352. Межі відповідальності
Границы, которыми может ограничиваться ответственность лиц, указанных в статьях 348 и 355 настоящего Кодекса, являются:
а) относительно требований, вызванных потерей жизни или повреждением здоровья:
для судна вместимостью не более 500 единиц - 333000 расчетных единиц;
для судна , емкость которого превышает 500 единиц, указанной сумме добавляется такая сумма на каждую единицу
от 501 до 3000 единиц - 500 расчетных единиц;
от 3001 до 30000 единиц - 333 расчетных единицы;
от 30001 до 70000 единиц - 250 расчетных единиц;
более 70000 единиц - 167 расчетных единиц
б) в отношении любых других требований:
для судна вместимостью не более 500 единиц - 167000 расчетных единиц. К указанной сумме добавляется такая сумма на каждую единицу:
от 501 до 30000 единиц - 167 расчетных единиц;
от 30001 до 70000 единиц - 125 расчетных единиц;
более 70000 единиц - 83 расчетные единицы.
Если сумма , исчисленная по требованиям, предъявленным в связи с потерей жизни или повреждением здоровья, недостаточна для оплаты полностью таких требований, сумма, исчисленная в отношении таких требований, используется для оплаты неуплаченного остатка этих требований на пропорциональной основе наряду с любыми другими требованиями, предусмотренными пунктом "б" части первой настоящей статьи.
целях ограничения ответственности
1) под вместимостью судов с механическим двигателем следует понимать чистую вместимость судна с добавлением к ней объема машинного отделения, а под вместимостью остальных судов - их чистую емкость
2) пределы ответственности любого спасателя, действующего не в судне или действует исключительно на судне, которому или в отношении которого он предоставляет услуги по спасанию, исчисляются на основании вместимости в 1500 единиц.
Комментарий :
В статье определяются границы ответственности судовладельца. Пределы ответственности определяются в расчетных единицах поставлены в зависимость от вместимости судна. Итак, чем больше вместимость судна, тем больше предел ответственности его владельца.
Под расчетной единицей понимают единицу "специального права заимствования", как она определяется Международным валютным фондом (см. комментарий к ст. 9 КТМУ). Под вместимостью судов с механическим двигателем понимают чистую вместимость судна с добавлением к ней объема машинного отделения, а под вместимостью остальных судов - их чистую емкость.
Границы ответственности начисляются разными способами в зависимости от вида требований.
1) Относительно требований, вызванных потерей жизни или повреждением здоровья:
А) для судна вместимостью не более 500 единиц предусмотрена твердая сумма, которая должна составлять 333000 расчетных единиц
Б) для судна, вместимость которого превышает 500 единиц, к предусмотренной в п. А суммы за каждую последующую единицу вместимости добавляется соответствующее расчетных единиц.
Если сумма, исчисленная по требованиям, предъявленным в связи с потерей жизни или повреждением здоровья, недостаточна для оплаты полностью таких требований, сумма, исчисленная в отношении таких требований, используется для оплаты неоплаченного остатка этих требований на пропорциональной основе на уровне с любыми другими требованиями.
2) В отношении любых других требований:
А) для судна вместимостью не более 500 единиц предусмотрена твердая сумма, которая должна составлять 167000 расчетных единиц
Б) для судна вместимостью более 500 единиц за каждую последующую единицу вместимости до определенной в п. А сумме добавляется соответствующее расчетных единиц.
3) Пределы ответственности спасателя, действующего не в судне или действует исключительно на судне, котором или по которому он предоставляет услуги по спасанию, исчисляются на основании вместимости в 1500 единиц.
соответствии ст. ст. 6, 7 Конвенции 1976 определяются две категории границ: общие черты и пределы ответственности по требованиям пассажиров.
1. Общие пределы ответственности исчисляются следующим образом:
1.1. относительно требований, вызванных смертью или телесным повреждением:
а) 2000000 расчетных единиц - для судна вместимостью не более 2000 тонн
б) для судна вместимостью , что превышает указанную выше, к сумме, указанной в п. а, добавляется следующая сумма:
на каждую тонну от 2001 до 30000 тонн - 800 расчетных единиц;
на каждую тонну от 30001 до 70000 тонн - 600 расчетных единиц;
на каждую тонну свыше 70000 тонн - 400 расчетных единиц
1.2. по любым другим требованиям:
а) 1 миллион расчетных единиц - для судна вместимостью не более 2000 тонн
б) для судна вместимостью, превышающей указанную выше, к сумме, указанной в п. а, добавляется следующая сумма:
на каждую тонну от 2001 до 30000 тонн - 400 расчетных единиц
на каждую тонну от 30001 до 70000 тонн - 300 расчетных единиц;
на каждую тонну свыше 70000 тонн - 200 расчетных единиц.
Когда сумма, исчисленная в соответствии п. 1.1, недостаточна для оплаты полностью указанных в этом пункте требований, сумма, исчисленная в соответствии с п. 1.2, используется для оплаты неоплаченного остатка требований, указанных в п. 1.1, и такой неоплаченный остаток удовлетворяется на пропорциональной основе наряду с требованиями, указанными в п 1.2. Однако без ущерба для права требовать возмещения в случае смерти или телесного повреждения государства-участники могут предусмотреть в своем национальном законодательстве, что требования относительно вреда, причиненного портовым сооружениям, водным бассейнов, судоходным путям и средствам навигационной обстановки, имеют следующий приоритет перед другими требованиями, указанными в п. 1.2, который предусмотрен этим законодательством. Пределы ответственности любого спасателя, что действуют не с любого судна, или любого спасателя, действующего исключительно на судне, которому или в отношении которого он предоставляет услуги по спасению, исчисляются на основании вместимости в 1500 тонн. Вместимостью судна считается валовая вместимость, определенная в соответствии с правилами обмера, содержащиеся в Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.
2. Пределы ответственности по требованиям пассажиров.
Относительно требований, вызванных смертью или телесными повреждениями пассажиров судна, пределом ответственности владельца этого судна является сумма в 175000 расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с судового свидетельства. "Требования, вызванные смертью или телесными повреждениями пассажиров судна "означают любые требования, предъявленные любым лицом или от имени любого лица, перевозимых на судне по договору перевозки пассажира или с согласия перевозчика для сопровождения автомашины или животных, являющихся предметом договора перевозки грузов (эта норма соответствует Афинской конвенции по перевозкам пассажиров морем). Отметим, что эти пределы ответственности применяются к требованиям, возникшим из одного и того же события. Поэтому принято считать, сколько было событий, столько раз ограничивается ответственность судовладельца.