Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 358. Черговість вимог

Підлягають преимущественному удовлетворению перед другими требованиями, в том числе перед требованиями, обеспеченными залогом:

1) в первую очередь - Требования, вытекающие из трудовых взаимоотношений, требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и после их полного возмещения - Требования по социальному страхованию, поскольку все эти требования касаются соответствующего судна

2) во вторую очередь - требования по ядерной вреда и загрязнения моря, а также уничтожение последствий загрязнения

3) в третью очередь - требования по канальных и портовых сборов

4) в четвертую очередь - требования о вознаграждении за спасение и об уплате взносов, связанных с общей аварией

5) в пятую очередь - требования о возмещении ущерба от столкновения судов или другой аварии на море, от повреждения портовых сооружений, другого имущества, находящегося в порту, а также средств навигационного оборудования

6) в шестую очередь - требования, возникающие из действий, совершенных капитаном на основании предоставленных ему законом прав с целью сохранения судна или продолжения рейса

7) в седьмую очередь - требования о возмещении вреда относительно груза или багажа

8) в восьмую очередь - требования об уплате фрахта и других платежей, причитающихся за перевозку данного груза.

Требования о оплату предоставленных в порту услуг приравниваются соответственно требованиям пункта 7 или 8 в зависимости от того, из какого имущества они возмещаются.

Комментарий

В процессе эксплуатации морского судна по отношению к нему могут возникать различные требования, которые принято называть морскими. Однако некоторые из таких требований имеют особый характер, поскольку обеспечиваются морским залогом. В юридической литературе отмечается, что такие требования исторически имели форму привилегий, поскольку подлежали удовлетворению в первую очередь. Отсюда их название "привилегированные морские требования". Такая традиция нашла отражение в свое время в КТМ СССР, не закреплял положение отношении морского залога на судно, но приводил правила удовлетворения привилегированных морских требований. Сегодня понятие "Привилегированных требований" в нормативных актах многих стран заменено понятием "морской залог на судно". Учитывая это принято считать, что морской залог на судно - это привилегированное обеспечение долга по привилегированным требованием, возникающий в связи с предоставлением услуг судну или в связи с причинения судном убытков. Морская залог не прекращает прав на морское судно, однако признание за лицом права на морскую залог в отношении судна, принадлежащего другому лицу, считается ограничением вещных прав.

Понятие" привилегированные требования "нашло свое закрепление в международных договорах, к которым присоединилось многие страны, поэтому это стало основанием для включения соответствующих норм в КТМУ.

Правовое регулирование вопросов о признании ипотеки морских судов и морских привилегированных требований нашло свое закрепление в международных конвенциях, к которым относятся Международная конвенция об унификации некоторых правил относительно правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов 1926 и аналогичные Конвенции 1967 и 1993

частности, Конвенция 1926 закрепила исчерпывающий перечень морских привилегированных требований и правило о том, что удовлетворение по ипотекам и другим требованиям осуществляется только после удовлетворения морских привилегированных требований. В связи с тем, что в разных странах по-разному нашло закрепление определения морских привилегированных требований, в Конвенции закреплено право государств-участников в своем национальном законодательстве предусмотреть свой собственный перечень привилегированных требований, но без права изменять очередность удовлетворения, предусмотренную Конвенцией.

Недостатки Конвенции 1926 побудили к пересмотру отдельных положений и необходимости закрепления четких формулировок. Учитывая это в 1967 году была принята Конвенция об унификации некоторых правил, касающиеся морских привилегированных требований и ипотеки морских судов. В этой Конвенции также было закреплен исчерпывающий перечень привилегированных требований. Вместе с тем отмечалось, что морские привилегированные требования имеют преимущество в удовлетворении по отношению к зарегистрированной ипотеки, никакая другая требование не должно иметь преимущество перед привилегированными морскими требованиями и ипотекой морских судов. Несмотря на совершенствование Конвенции, наряду с Конвенцией 1926 она также недостатки и поэтому не вступило в силу.

После подетального обработки важнейших вопросов по морской ипотеки и привилегированных требований в 1993 была принята Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов. Именно эта Конвенция на сегодня признана большинством стран как нормативный акт, унификовуе правила ипотеки морских судов и морских привилегированных требований.

Согласно ст. 4 Конвенции 1993 каждая из следующих требований против владельца, фрахтователя по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна обеспечивается морским привилегированным требованием по отношению к судну:

А) требование по зарплате и других сумм, подлежащих уплате капитану, помощникам капитана и других членов экипажа судна в связи с их работой на судне, включая расходы на репатриацию и взносы социального страхования

Б) требования, связанные со смертью или причинением личного вреда как на земле, так и на воде в прямой связи с эксплуатацией судна

В) требования в связи с вознаграждением за спасение

Г) требования в отношении портовых, канальных и других водных сборов и лоцманских собрания

Д) требования, связанные с возмещением убытков, возникающих в связи с физическим потерей или ущербом, связанным с эксплуатацией судна, отличных потеря или ущерб груза, контейнерам или личным вещам пассажиров, перевозимых на судне.

не относящихся к привилегированным требований такие требования, возникшие в результате причинения вреда в связи с перевозкой морем

а) нефти или других токсичных веществ, за которое уплачивается соответствующая компенсация согласно международным конвенциям и внутреннего права при условии строгой ответственности и обязательного страхования или других средств, обеспечивающих требования

б) радиоактивных веществ или комбинации радиоактивных веществ с токсичными, взрывчатыми и другими опасными веществами ядерного топлива, или радиоактивных продуктов или их остатков.

Каждое государство - участник Конвенции может предоставлять статус морских привилегированных требований требованиям другим , чем те, которые указаны выше.

Очередность удовлетворения морских привилегированных требований согласно Конвенции 1993 предусматривает применение следующие правила:

1. Морские привилегированные требования имеют приоритет перед зарегистрированными залогами, ипотеками и обременениями.

2. Морские привилегированные требования должны очередность удовлетворения в указанном порядке при условии, что морские привилегированные требования, обеспечивающие требования в связи с вознаграждением за спасение судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими привилегированными требованиями, возникающие в отношении судна до момента, когда совершенные действия, в результате которых возникают указанные привилегированные требования.

3. Морские привилегированные требования, изложенные в каждом из пунктов, имеют одинаковую очередность удовлетворения относительно друг друга.

4. Морские привилегированные требования, обеспечивающие требования в связи с вознаграждением за спасение судна, имеют очередность удовлетворения в обратном порядке по времени их возникновения. Такие требования считаются возникшими с даты, на которую завершена операция по спасению.

Отметим, что КТМУ не дает определения привилегированных требований, но закрепляет очередность удовлетворения таких требований. Проблема очередности требований возникает в тех случаях, когда к должнику предъявлено несколько разнородных требований, общая сумма которых превышает стоимость его имущества. Следовательно, требования удовлетворяются в следующей очереди:

1) в первую очередь - требования, вытекающие из трудовых взаимоотношений , требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и после их полного возмещения - требования по социальному страхованию, поскольку все эти требования касаются соответствующего судна

2) во вторую очередь - требования по ядерной вреда и загрязнения моря, а также уничтожение последствий загрязнения

3) в третью очередь - требования канальных и портовых сборов;

4) в четвертую очередь - требования о вознаграждении за спасение и об уплате взносов, связанных с общей аварией

5) в пятую очередь - требования о возмещении ущерба от столкновения судов или другой аварии на море, от повреждения портовых сооружений, другого имущества, находящегося в порту, а также средств навигационного оборудования

6) в шестую очередь - требования, возникающие из действий, совершенных капитаном на основании предоставленных ему законом прав с целью сохранения судна или продолжения рейса

7) в седьмую очередь - требования о возмещении вреда относительно груза или багажа

8) в восьмую очередь - требования об уплате фрахта и других платежей, причитающихся по перевозки данного груза.

Требования об уплате предоставленных в порту услуг приравниваются согласно требованиям пункта 7 или 8 в зависимости от того, из какого имущества они возмещаются.