Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 101(1). Недотримання вимог щодо ефективного використання паливно-енергетичних ресурсів

Недотримання вимог щодо обов'язкового проведення державної експертизи об'єктів з енергозбереження – тягне за собою накладення штрафа на руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности или физических лиц - владельцев об ' объектов, подлежащих государственной экспертизе по энергосбережения, от десяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Несоблюдение требований по установлению норм удельных расходов топливно-энергетических ресурсов или превышение таких норм, установленных в соответствии с законодательством, - влечет наложение штрафа на руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности от десяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

Правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения для всех предприятий, о ' объединений и организаций, расположенных на территории Украины, а также для граждан закреплены Законом Украины « О энергосбережения », Общим положением о порядке нормирования удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 15.07.1997 г. № 786, Положением о государственной экспертизе по энергосбережению, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 15.07.1998 г. № 1094, основными положением по нормированию удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по энергосбережению от 22.10.2002 № 112. К тому же под энергосбережением понимается деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов.

О ' объектом этого правонарушения является установленный порядок проведения государственной экспертизы о ' объектов по энергосбережению и нормирования удельных расходов топливно-энергетических ресурсов. Экспертиза о ' объектов по энергосбережению - это система мероприятий по установлению соответствия законодательству по вопросам энергосбережения, стандартам, нормам и нормативам энергосбережения производственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проектов схем развития и размещения производительных сил, проектов развития отраслей общественного производства, территориальных схем энергообеспечения, инструктивно-методических и нормативно-технических актов, строительных норм и правил, документации на создание и приобретение новой энергоемкой техники, технологии и материалов, энерготехнологической части технико-экономических обоснований и проектов строительства новых и расширения об ' объектов и предприятий, другой предплановый и предпроектной документации, документов и материалов, регламентируют все виды деятельности в сфере энергосбережения, в целях достижения как можно большей эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, внедрение современных достижений техники и технологий в отраслях общественного производства. Цель экспертизы - предотвращение внедрения неэффективных технологий, изготовлению неэффективной техники, оборудования, приборов, бытовой техники, эт ' связанных с добычей, переработкой, производством, транспортировкой, хранением и использованием всех видов топливно-энергетических ресурсов. Проведение экспертизы является обязательным ' обязательно для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Нормирование удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве Украины осуществляется с целью рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов и является основой для применения экономических санкций за их нерациональное использование и внедрение экономических механизмов стимулирования энергосбережения. Нормирование удельных расходов топливно-энергетических ресурсов не предусматривает вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий, эт ' связанную с ограничением объемов потребления топливно-энергетических ресурсов или объемов продукции. Оно является инструментом устранения нерационального использования топливно-энергетических ресурсов, вызванного бесхозяйственностью и применением устаревших технологий. Основными рычагами этого механизма является материальное поощрение экономии топливно-энергетических ресурсов и финансовая ответственность за их нерациональное использование. Нормирование удельных расходов топливно-энергетических ресурсов исполь ¬ ется также для прогнозирования объемов потребления топливно-энергетических ресурсов в регионах, отраслях и в целом в государстве. Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов-это утвержденный уполномоченным на то Кабинетом Министров Украины органом исполнительной власти показатель их использования на единицу произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг установленного качества (далее - единица продукции), ориентированный на прогрессивное производство. Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов должны устанавливаться с учетом особенностей конкретного производства, как правило, на уровне предприятия, учреждения, организации (далее - предприятие). Дифференциация норм по конкретным технологиям или видам потребления осуществляется предприятием самостоятельно на основе межотраслевых и отраслевых методик. Эти нормы не должны превышать установленных показателей межотраслевых и отраслевых типовых норм удельных расходов топливно-энергетических ресурсов для определенных видов потребления. На уровне конкретного производства, как правило, устанавливаются нормы расхода топливно-энергетических ресурсов отдельно по продукции каждого вида, на уровне предприятий в целом определяются дополнительно укрупненные нормы на единицу сводной продукции, а на уровне отраслей и структур государственного управления используются также обобщенные показатели удельных расходов топливно-энергетических ресурсов. Нормы расходов на предприятиях устанавливаются на все виды топливно-энергетических ресурсов независимо от источников их снабжения и характера потребления. Они определяются, как правило, на натуральную единицу каждого из видов товарной продукции (услуг) предприятия. К товарной продукции относятся также производные энергоносители, самостоятельно произведенные предприятием и отпущены сторонним потребителям (тепловая энергия, кислород, сжатый воздух, вода и т.д.), а также полуфабрикаты, товары народного потребления и все другие виды работ и услуг для сторонних потребителей. Расходы энергетических ресурсов на предоставление коммунально-бытовых услуг, осуществления строительства и капитального ремонта сооружений, пуско-наладочных и исследовательских работ и т.п., если они имеют вспомогательный характер по отношению к производству основной продукции, учитываются отдельно. Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу товарной продукции определяются как сквозные показатели. К ним относятся все расходы топливно-энергетических ресурсов, отнесенные на вид товарной продукции в течение полного технологического цикла производства основными, а также и вспомогательными цехами и службами предприятия. На каждой из стадий промежуточной переработки продукции суммарная величина удельных затрат топливно-энергетических ресурсов содержит собственно затраты на переработку и расходы предыдущих стадий переработки и общезаводские расходы. Для разработки норм и нормативов и анализа энергопотребления используются энергобалансы - система взаимосвязанных ' связанных показателей, отражающих количественное соответствие между поступлением и исполь ¬ нием всех видов топливно-энергетических ресурсов определенным об ' объектом (производственным участком, цехом, предприятием, отраслью, регионом и т.д.).

Об ' объективная сторона правонарушения состоит в нарушении требований обязанности ' обязательного проведения государственной экспертизы о ' объектов по энергосбережению, установленных ¬ ленных норм удельных расходов топливно-энергетических ресурсов или в превышении таких норм.

Сб ' объективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

Сб ' объектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи являются руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также физические лица-владельцы об ' объектов, подлежащих государственной экспертизе по энергосбережению. Сб ' объектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.