Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям
Стаття 57. Порушення требований по охране недр
Самовільна забудова площ залягання корисних копалин, невиконання правил охорони надр і вимог щодо охорони довкілля, зданий и сооружений от вредного влияния работ, н ' связанных с пользованием недрами, уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков -
влекут наложение штрафа на граждан от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.
Выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное истощение полезных ископаемых при добыче, порча месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов -
влекут наложение штрафа на должностных лиц от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.
Потеря маркшейдерской документации, невыполнение требований по приведению горных выработок и буровых скважин, которые ликвидируются или консервируются, в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации -
влекут наложение штрафа на должностных лиц от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.
Нарушение особых условий специального разрешения на пользование недрами, если это не пол ' связано с получением дохода в крупных размерах,
- влечет наложение штрафа на должностных лиц и физических лиц от трехсот до шестисот необлагаемых рублей.
Получение дохода в крупных размерах имеет место, когда его сумма в триста и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
О ' объект: общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны недр.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере охраны недр, является Закон Украины «О недра» от 27.07.1994 г., Горный закон Украины от 06.10.1999 г., Положение о порядке организации и выполнения опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значение, утвержденное приказом Министерства экологии и природных ресурсов от 03.03.2003 г., Положение о проектировании горнодобывающих предприятий Украины и определения запасов полезных ископаемых по степени подготовленности к добыче, утвержденное приказом Министерства промышленной политики Украины от 07.05.2004 г., и другие.
О ' объективная сторона заключается в осуществлении различных действий, перечисленных в диспозиции этой статьи.
Основными требованиями в области охраны недр являются: обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр; соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; рациональное изъятие и использование запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, эт ' связанных с пользованием недрами, на сохранение запасов полезных ископаемых, горных выработок и скважин, которые эксплуатируются или законсервированы, а также подземных сооружений, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, влияющих на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку, предотвращение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей, предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.
Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других об ' объектов без предварительного геологического изучения участков недр, подлежащих застройке. Застройка площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения, а также строительство на участках их залегания сооружений, не связанных ' связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются в некоторых случаях только по согласованию с соответствующими территориальными геологическими предприятиями и органами государственного горного надзора. К тому же должны осуществляться мероприятия, обеспечивающие возможность извлечения из недр полезных ископаемых. Порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения устанавливается Кабинетом Министров Украины. Застройка площадей залегания полезных ископаемых местного значения, а также размещение на участках их залегания подземных сооружений, не связанных ' связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются по согласованию с соответствующими местными Советами народных депутатов.
Особенности и основные требования к проектированию горных предприятий по добыче полезных ископаемых, а также проведение горных работ, не связанных ' связанных с добычей полезных ископаемых, определяются Кодексом Украины о недрах.
С целью охраны подземных вод предприятия, учреждения, организации при пользовании недрами оборудуют специальные наблюдательные режимные скважины для проведения обязанности ' обязательным наблюдений за режимом подземных вод на соответствующем участке. Геодезические знаки - это наземные сооружения и подземные средства, которыми обозначаются и закрепляются на местности геодезические пункты. Маркшейдерские знаки - это знаки, которые применяются в горном извлечении при обозначении мест горного добычи, поверхности залегания полезных ископаемых и других мест, где ведутся горные работы.
Часть 2 этой статьи устанавливает ответственность за действия, эт ' связанные с избирательной отработкой богатых участков месторождений, что приводит к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых. Балансовые запасы полезных ископаемых - это такие запасы, пригодные для использования в промышленности при нынешней экономики и техники. Совершение таких действий запрещается в связи ' связи с тем, что на местности с богатым содержанием полезных ископаемых исполняется (и перевиповнюеться) план добычи полезных ископаемых тогда, когда в местности, где зависимость полезных ископаемых значительно меньше, работы по их добыче становятся гораздо дороже и сложными, и это приводит к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых. Также устанавливается ответственность за сверхнормативные потери и сверхнормативные истощение полезных ископаемых при добыче. Нормативы добычи полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых (вызываемые при их добыче) устанавливаются нормативными актами и регулируются специально уполномоченными органами. Порча месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов наносят ущерб государству и экономике, промышленности страны. Часть 3 определяет ответственность за утрату маркшейдерской документации (в которую входят графические документы, планы, карты, на которых указаны места завишу полезных ископаемых, их сорт, компоненты и т.д., горно-геологические условия завишу, и другие необходимые для ведения горных работ сведения) невыполнение требований по приведению горных выработок и буровых скважин, которые ликвидируются или консервируются, в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации. После выработки запасов полезных ископаемых, а также в случае, когда по технико-экономическим расчетами и другими обоснованиями дальнейшая разработка месторождений или его частей является нецелесообразной или невозможной, горнодобывающие о ' объекты или участки этих об ' объектов подлежат ликвидации или консервации. В случае полной или частичной ликвидации или консервации горнодобывающего о ' объекта горные выработки и скважины должны быть приведены в состояние, которое гарантирует безопасность людей, имущества и окружающей среды, а в случае консервации - гарантирует также и сохранение месторождений, горных выработок и скважин на весь период консервации. В случае ликвидации горнодобывающих о ' объектов должен быть решен также вопрос о возможном использовании горных выработок и скважин для других целей общественного производства.
Сб ' объект: совершение действий, предусмотренных ч. 1 этой статьи, возможно гражданами и должностными лицами, а по совершение действий, предусмотренных частями 2 и 3, несут ответственность только должностные лица.
Сб ' объективная сторона: вина в форме умысла или неосторожности.