Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 97. Самовільне строительство домов или сооружений

Самовільне будівництво будинків або споруд, а так само самовільна зміна архітектурного вида домов или сооружений во время эксплуатации - влечет наложение штрафа на граждан от п ' пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от девяти ' пяти до восемнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

Порядок и условия получения разрешений на строительство закреплены в Законе Украины «О планировании и застройке территорий». Согласно положениям статей 24, 29 указанного Закона физические и юридические лица, которые намерены осуществить строительство об ' объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязательства ' связанные получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, в случае делегирования им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строительство ' объекта градостроительства (далее - разрешение на строительство). В случае принятия сельским, поселковым или городским советом решения о предоставлении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для размещения о ' объекта градостроительства в порядке, определенном земельным законодательством, указанное решение одновременно является разрешением на строительство данного ' объекта. Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получение разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом. Разрешение на строительство предоставляется на основании комплексного заключения по соответствии предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки (далее - комплексное заключение). Порядок получения разрешения на строительство временных сооружений и размещения рекламы определяется местными правилами застройки в соответствии с законом. Комплексное заключение и проект решение о разрешении на строительство готовятся специально уполномоченным органом по вопросам градостроительства и архитектуры в течение месяца со дня обращения заинтересованного лица. В случаях, предусмотренных региональными или местными правилами застройки, комплексное заключение готовится с учетом заключений соответствующих землеустроительных, природоохранных, санитарных и других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. В случае необходимости специально уполномоченные органы по вопросам градостроительства и архитектуры имеют право привлекать к подготовке комплексного заключения другие органы исполнительной власти.

Разрешение на строительство ' объекта градостроительства не является документом, удостоверяющим право собственности или право пользования (аренды) земельными участками. Разрешение на строительство ' объекта градостроительства не дает права на начало выполнения строительных работ без получения соответствующего разрешения местной инспекции государственного архитектурно-строительного контроля. В случае, если физическое или юридическое лицо не начало строительные работы в течение двух лет со дня получения разрешения на строительство ' объекта градостроительства, это разрешение теряет силу.

Разрешение на выполнение строительных работ - это документ, удостоверяющий право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение о ' объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям, выдачу ордеров на проведение земляных работ. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля, ведут реестр предоставленных разрешений. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется на основании: проектной документации; документа, удостоверяющего право собственности или пользования (в том числе на условиях аренды) земельным участком; соглашения о праве застройки земельного участка, решения исполнительного органа соответствующего совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство ' объекта градостроительства; комплексного заключения государственной инвестиционной экспертизы; документа о назначении ответственных исполнителей работ.

При осуществлении реконструкции, реставрации, капитального ремонта об ' объектов градостроительства для получения разрешения на выполнение указанных работ прилагается копия документа, удостоверяющего право собственности на здание или сооружение, или письменного согласия его владельца на проведение указанных работ.

Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение, определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроительства.

В случае если право на строительство ' объекта градостроительства передано другому заказчику или изменена строительную организацию (подрядчика), разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации.

Осуществление строительных работ на ' объектах градостроительства без разрешения на выполнение строительных работ или его перерегистрации, а также осуществление неуказанные в разрешении строительных работ считается самовольным строительством и влечет административную ответственность.

О ' объектом этого правонарушения является установленный порядок предоставления разрешений на строительство и изменение архитектурного вида домов или сооружений.

О ' объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении активных действий по строительству и изменение архитектурного вида домов или сооружений без установленного нормативно-правовыми актами разрешения уполномоченных на его предоставление государственных органов. Надлежащим разрешением на строительство признается: решение соответствующего сельского, поселкового, городского районного подчинения или районного совета о передаче земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебного участка), для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, акт о переносе границ земельного участка в натуре (на местности), государственный акт о праве собственности на землю, документ о согласовании строительства жилого дома и других зданий и сооружений с советом, передал земельный участок в собственность гражданину.

Сб ' объективная сторона правонарушения характеризуется наличием прямого умысла.

Сб ' объектом правонарушения могут быть как должностные лица, так и граждане.