Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 102(1). Оплата праці за сумісництвом
Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу.
Условия работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций определяются Кабинетом Министров Украины.
Комментарий :
1. Формулировка "фактической работу" не означает, что труд работников, заключивших трудовой договор о работе по совместительству, должна оплачиваться только сдельно. Повременная оплата труда совместителей вполне допустимой. Установка для работников-совместителей нормированных производственных заданий практика также считает необязательным. Теоретически ст. 1021 КЗоТ можно вывести требование об обязательной установке нормативных заданий при почасовой оплате труда, но это требование, если бы она предъявлялось, была бы оторванной от реальных условий организации труда, была бы невозможной и поэтому бы не выполнялась. К тому же законодательство не предусматривает механизма учета в заработной плате невыполнение нормированных заданий. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что под фактически выполненной работой в части первой ст. 1021 КЗоТ должна подразумеваться или работа, выполнение которой отражено в командировочном наряде, или работа, выполнение которой зафиксировано в табеле учета рабочего времени.
Выдача работнику-совместителю нормированного задания может исключать конфликт предприятия с органами государственной налоговой службы в тех случаях, когда вызывает сомнение соблюдение работником-совместителем графика выхода на работу и правильность отражения рабочего времени работника-совместителя в табеле учета рабочего времени. Эти сомнения могут быть вызваны тем, что в одно и то же время работник-совместитель может считаться документами как работающий на основном рабочем месте и на работе по совместительству. Но пока работники государственной налоговой службы на такие вещи не обращают внимания.
2. Если орган государственной налоговой службы обладает сведениями о том, что в то же время работник-совместитель учитывается как таковой, что выполняет работу по основному месту работы и месту работы по совместительству, вполне возможна постановка вопроса о необоснованности отнесения на валовые расходы предприятия заработной платы, выплаченной работнику-совместителю, а также начисленных на эту заработную плату обязательных сборов. Вместе с тем законодательство в отдельных случаях допускает получение работником вознаграждения за то же время в двух местах: 1) высококвалифицированным специалистам народного хозяйства разрешается по согласованию с владельцем осуществлять педагогическую деятельность в высших учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров в рабочее время до 4 часов в неделю с сохранением за ними средней заработной платы по месту основной работы (п. 11 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций), 2) приложение к названному Положению допускает выполнение работниками с разрешения руководителя предприятия работ, указанных в п. 2 - 7 настоящего приложения, в рабочее время "без удержания из заработной платы", 3) независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей гарантируется сохранение среднего заработка по основному месту работы и, кроме того, за счет сторон, что спорят, выплачивается вознаграждение за участие в разрешении коллективного трудового спора в размере "не менее среднемесячной заработной платы" (ст. 14 Закона "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов) "4) за лицами, принадлежащими к категории временного переписного персонала, было предусмотрено сохранение средней заработной платы и, кроме того, оплата их труда по осуществлению переписи населения проводилась в порядке, определенном Кабинетом Министров (ст. 9 Закона "О Всеукраинском переписи населения ").