Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 12. Сторони колективного договору
Коллективный договор заключается между собственником или уполномоченным им органом (лицом), с одной стороны, и первичными профсоюзными организациями, действующими в соответствии со своими уставами, а в случае их отсутствия - представителями, свободно избранными на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов, с другой стороны.
Если на предприятии, в учреждении, организации создано несколько первичных профсоюзных организаций, они должны на принципах пропорционального представительства (согласно количеству членов каждой профсоюзной организации) образовать объединенный представительный орган для заключения коллективного договора. В этом случае каждая первичная профсоюзная организация должна определиться относительно своих конкретных обязательств по коллективному договору и ответственности за их невыполнение. Первичная профсоюзная организация, отказавшаяся от участия в объединенном представительном органе, лишается права представлять интересы работников при подписании коллективного договора.
Комментарий :
1. Руководствуясь общей терминологии Кодекса законов о труде, ст. 12 КЗоТ одним из сторон коллективного договора называет владельца. По общему правилу, согласно сложившейся практике, владельцем при заключении коллективного договора выступает руководитель предприятия. В сфере государственной собственности исключительно руководитель вправе выступать собственником при заключении коллективного договора, поскольку такое право за органами управления имуществом не признается (Декрет Кабинета Министров Украины "Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности "). В сфере коммунальной собственности право определения органа, уполномоченного выступать при заключении коллективного договора как собственник (в трудо-правовом смысле), принадлежит руководителю предприятия, учреждения, организации, если только орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, не взял эти функции на себя. Аналогичным образом должен решаться и вопрос о субъекте коллективного договора на стороне собственника на предприятиях негосударственной (некоммунальной) формы собственности. При этом право того или иного должностного лица выступать при заключении коллективного договора в роли собственника или уполномоченного им органа должно быть определено уставом. Гражданско-правовой владелец негосударственного предприятия имеет право, если он считает это необходимым, при условии наличия соответствующей записи в уставе предприятия, непосредственно выступить стороной коллективных переговоров и коллективного договора. Организационно такую и тогда, когда владельцев - несколько человек. Если их много, то непосредственное заключения ими коллективного договора организационно практически невозможно, но собрание учредителей (Участников) предприятия, хозяйственного общества вправе поручить ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора одному или нескольким учредителям (Участникам), наблюдательном совете, если это не противоречит уставу предприятия.
2. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в ст. 12 КЗоТ рядом с уполномоченным собственником органом единственный раз в Кодексе законов о труде называется уполномоченное собственником лицо. Анализ законодательства о труде дает основания утверждать, что под уполномоченным собственником органом подразумевается, как правило, также должностное лицо, хотя законодатель в других случаях (кроме ст. 12 КЗоТ) и не признает необходимым называть рядом с уполномоченным собственником органом и уполномоченное им лицо.
3. НЕ будет противоречить ст. 12 КЗоТ подписания коллективного договора на стороне владельца несколькими лицами.
4. В комментируемой статье говорится о том, что стороной коллективного договора является первичная профсоюзная организация. Выборный орган первичной профсоюзной организации, в принципе, стороной коллективного договора не является. Такой вывод подтверждается указанием в ст. 4, 11, 17, 18, 19 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" на профсоюзы как сторону коллективного договора. Следует, однако, учитывать, что в п. 9 в. 247 КЗоТ говорится о выборный орган первичной профсоюзной организации, "подписал" коллективный договор, а в п. 1 части первой ст. 247 КЗоТ и п. 1 ст. 38 названного Закона говорится о том, что выборный орган заключает коллективный договор. В ст. 20 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" стороной коллективных договоров и соглашений также признаются профсоюзы. Систематическое толкование этой статьи, сравнения ее ст. 12 КЗоТ и другими статьями этого Закона дает основания для вывода о том, что во профсоюзами здесь понимаются не только профессиональные союзы, как они определяются в Законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", но и первичные профсоюзные организации на предприятиях, в учреждениях, организациях (на это прямо указывается в части первой ст. 12 КЗоТ). Преимущественно именно первичная профсоюзная организация выступает как сторона коллективного договора. Вместе с тем, следует учитывать, что на предприятии может быть создана профессиональная союз (а не только первичная профсоюзная организация, входящая в состав профсоюза). В этом случае стороной коллективного договора будет именно профсоюз, если она участвовала в коллективных переговорах и заключила коллективный договор. Профсоюз имеет право на заключение коллективного договора и тогда, когда она объединяет работников в нескольких или многих предприятий.
5. Ст. 12 КЗоТ и ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" признают первичными профсоюзными организациями, профсоюзами и их объединениями в лице их выборных органов безоговорочное право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров. В отличие от других представительных органов, которые должны быть уполномоченные трудовым коллективом на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, первичная профсоюзная организация предприятия, учреждения, организации получения от трудового коллектива такого специального полномочия не нуждается.
6. Комментируемая статья, существенно усиливает позиции первичной профсоюзной организации (Профсоюза) в отношениях по заключению коллективного договора по сравнению с "другими представительными органами трудящихся" (терминология ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях ") или" представителями, свободно избранными на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов "(терминология ст. 12 КЗоТ). Ст. 4 Закона "О коллективные договоры и соглашения "предполагает ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и теми, и другими субъектами. Из текста этой статьи можно сделать вывод о том, что все зависит от вмешательства трудового коллектива. Если трудовой коллектив создал представительный орган для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, этот орган и является его стороной. Если такой орган не создан, право ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора принадлежит профсоюзной организации (профсоюзе).
Ст. 12 КЗоТ допускает возможность избрания наемными работниками представителей для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора только в том случае, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация (профсоюз). При применении норм, анализируются, следует исходить из того, что ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" устанавливает общее правило, которое допускает альтернативу при определении стороны коллективных переговоров и коллективного договора. Ст. 12 КЗоТ устанавливает специальное правило о границе допустимости этой альтернативы: она допустима лишь при отсутствии на предприятии профсоюзной организации.
7. Если на предприятии действует несколько профсоюзов (первичных профсоюзных организаций), то стороной коллективного договора признаются все эти профсоюзы (первичные профсоюзные организации).
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) или других уполномоченных трудовым коллективом на представительство органов они должны сформировать общий представительный орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора (ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях"). Стороной коллективного договора при этом считаются все соответствующие профсоюзы. Они должны на принципах пропорционального представительства (согласно количеству членов каждой профсоюзной организации) создать объединенный представительный орган. В процессе коллективных переговоров и заключения коллективного договора этот представительный орган принимает решение в соответствии с количеством голосов, принадлежит представителям каждой первичной профсоюзной организации (т.е., согласно количеству членов каждой профсоюзной организации, профсоюза).
Каждая из профсоюзов, каждая из первичных профсоюзных организаций относительно своих собственных обязательств по коллективному договору определяется самостоятельно. Профсоюз, отказавшийся от участия в работе объединенного представительному органу, лишается права представлять наемных работников при подписании коллективного договора (часть вторая ст. 37 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности ").
8. При условии, что в общем представительном органе его участники не пришли к согласию относительно содержания единого коллективного договора, общее собрание (конференция) трудового договора принимают наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу (первичной профсоюзной организации, ее выборному органу) или иному уполномоченному трудовым коллективом органа, который разработал этот проект, на его основе провести переговоры и заключить утвержденный собранием коллективный договор от имени трудового коллектива (часть третья ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях "). Однако даже наличие в Законе слов "от имени трудового коллектива" не означает, что Закон признал трудовой коллектив стороной коллективного договора. Его стороной и в этом случае Законом признаются профсоюзы (первичные профсоюзные организации) или другие уполномоченные трудовым коллективом на представительство органов. Но сфера применения изложенных правил стала предельно узкой, поскольку ст. 12 КЗоТ (в редакции Закона от 5 апреля 2001) предусмотрела пропорциональное представительство при создании профсоюзными организациями объединенного представительного органа, предполагает и проявление воли этим органом на основе большинства голосов представителей в этом органе.
9. На национальном, отраслевом и региональном уровнях также предусмотрено заключение соглашений на двусторонней (трехсторонний) основе, в связи с чем для ведения коллективных переговоров и заключения соглашения и профсоюзы, и владельцы должны объединяться.
Для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения должны объединяться владельцы, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства. С другой стороны коллективные переговоры ведут соответствующие объединенные профессиональные союзы. При этом профсоюзы должны быть представлены пропорционально количеству своих членов (часть третья ст. 20 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Интересы профсоюзов, которые не относятся к категории крупных, в таких условиях могут быть обеспечены только за счет права отказаться от участия в ведении коллективных переговоров и заключении соглашения, которое будет исключать распространение сделки на эти профсоюзы.
На отраслевом уровне ведения коллективных переговоров и заключения сделок могут осуществлять собственники, объединились, и профессиональные союзы, имеющие полномочия для реализации условий соглашения на большинстве предприятий соответствующей отрасли. В ст. 3 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" вместо слов "соответствующей области" указано "входят в сферу их действия ". Это указание, на наш взгляд, означает попытку законодателя дать другое определение отрасли в условиях, когда бывшей строгой дифференциации народного хозяйства по отраслям, подчиненными соответствующим министерствам, не стало.
На региональном уровне также объединяются соответствующие собственники, в том числе и субъекты коммунальной собственности, и профессиональные союзы. Причем, здесь не установлено каких-либо требований по участия в коллективных переговорах и заключения регионального соглашения сторон, представляющих большинство работников региона или предприятий.
Колективний договір укладається між власником або уповноваженим ним органом (особою), з однієї сторони, і первинними профсоюзными организациями, действующими в соответствии со своими уставами, а в случае их отсутствия - представителями, свободно избранными на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов, с другой стороны.
Если на предприятии, в учреждении, организации создано несколько первичных профсоюзных организаций, они должны на принципах пропорционального представительства (согласно количеству членов каждой профсоюзной организации) образовать объединенный представительный орган для заключения коллективного договора. В этом случае каждая первичная профсоюзная организация должна определиться относительно своих конкретных обязательств по коллективному договору и ответственности за их невыполнение. Первичная профсоюзная организация, отказавшаяся от участия в объединенном представительном органе, лишается права представлять интересы работников при подписании коллективного договора.
Комментарий
1. Руководствуясь общей терминологии Кодекса законов о труде, ст. 12 КЗоТ одним из сторон коллективного договора называет владельца. По общему правилу, согласно сложившейся практике, владельцем при заключении коллективного договора выступает руководитель предприятия. В сфере государственной собственности исключительно руководитель вправе выступать собственником при заключении коллективного договора, поскольку такое право за органами управления имуществом не признается (Декрет Кабинета Министров Украины "Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности"). В сфере коммунальной собственности право определения органа, уполномоченного выступать при заключении коллективного договора как собственник (в трудо-правовом смысле), принадлежит руководителю предприятия, учреждения, организации, если только орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, не взял эти функции на себя. Аналогичным образом должен решаться и вопрос о субъекта коллективного договора на стороне собственника на предприятиях негосударственной (некоммунальной) формы собственности. При этом право того или иного должностного лица выступать при заключении коллективного договора в роли собственника или уполномоченного им органа должно быть определено уставом. Гражданско-правовой владелец негосударственного предприятия имеет право, если он считает это необходимым, при условии наличия соответствующей записи в уставе предприятия, непосредственно выступить стороной коллективных переговоров и коллективного договора. Организационно такую Если их много, то непосредственное заключения ими коллективного договора организационно практически невозможно, но собрание учредителей (участников) предприятия, хозяйственного общества вправе поручить ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора одному или нескольким учредителям (участникам), наблюдательном совете, если это не противоречащей уставу предприятия.
2. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в ст. 12 КЗоТ рядом с уполномоченным собственником органом единственный раз в Кодексе законов о труде называется уполномоченное собственником лицо. Анализ законодательства о труде дает основания утверждать, что под уполномоченным собственником органом подразумевается, как правило, также должностное лицо, хотя законодатель в других случаях (кроме ст. 12 КЗоТ) и не признает необходимым называть рядом с уполномоченным собственником органом и уполномоченное им лицо.
3. НЕ будет противоречить ст. 12 КЗоТ подписания коллективного договора на стороне владельца несколькими лицами.
4. В комментируемой статье говорится о том, что стороной коллективного договора является первичная профсоюзная организация. Выборный орган первичной профсоюзной организации, в принципе, стороной коллективного договора не является. Такой вывод подтверждается указанием в ст. 4, 11, 17, 18, 19 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" на профсоюзы как сторону коллективного договора. Следует, однако, учитывать, что в п. 9 ст. 247 КЗоТ говорится о выборный орган первичной профсоюзной организации, "подписал" коллективный договор, а в п. 1 части первой ст. 247 КЗоТ и п. 1 ст. 38 названного Закона говорится о том, что выборный орган заключает коллективный договор. В ст. 20 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности "стороной коллективных договоров и соглашений также признаются профсоюзы. Систематическое толкование этой статьи, сравнение ее ст. 12 КЗоТ и другими статьями этого Закона дает основания для вывода о том, что во профсоюзами здесь понимаются не только профессиональные союзы, как они определяются в Законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", но и первичные профсоюзные организации на предприятиях, в учреждениях, организациях (на это прямо указывается в части первой ст. 12 КЗоТ). Преимущественно именно первичная профсоюзная организация выступает как сторона коллективного договора. Вместе с тем, следует учитывать, что на предприятии может быть создана профессиональная союз (а не только первичная профсоюзная организация, входящая в состав профсоюза). В этом случае стороной коллективного договора будет именно профсоюз, если она участвовала в коллективных переговорах и заключила коллективный договор. Профсоюз имеет право на заключение коллективного договора и тогда, когда она объединяет работников в нескольких или многих предприятий.
5. Ст. 12 КЗоТ и ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" признают первичными профсоюзными организациями, профсоюзами и их объединениями в лице их выборных органов безоговорочное право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров. В отличие от других представительных органов, которые должны быть уполномоченные трудовым коллективом на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, первичная профсоюзная организация предприятия, учреждения, организации получения от трудового коллектива такого специального полномочия не нуждается.
6. Комментируемая статья, существенно усиливает позиции первичной профсоюзной организации (профсоюза) в отношениях по заключению коллективного договора по сравнению с "другими представительными органами трудящихся "(терминология ст. 4 Закона" О коллективных договорах и соглашениях ") или" представителями, свободно избранными на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов "(терминология ст. 12 КЗоТ). Ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" предполагает ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и теми, и другими субъектами. Из текста этой статьи можно сделать вывод о том, что все зависит от вмешательства трудового коллектива. Если трудовой коллектив создал представительный орган для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, этот орган и является его стороной. Если такой орган не создан, право ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора принадлежит профсоюзной организации (профсоюзе).
Ст. 12 КЗоТ допускает возможность избрания наемными работниками представителей для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора только в том случае, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация (профсоюз). При применении норм, анализируются, следует исходить из того, что ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях "устанавливает общее правило, которое допускает альтернативу при определении стороны коллективных переговоров и коллективного договора. Ст. 12 КЗоТ устанавливает специальное правило о пределах допустимости этой альтернативы: она допустима лишь при отсутствии на предприятии профсоюзной организации.
7. Если на предприятии действует несколько профсоюзов (первичных профсоюзных организаций), то стороной коллективного договора признаются все эти профсоюзы (первичные профсоюзные организации).
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) или других уполномоченных трудовым коллективом на представительство органов они должны сформировать совместный представительский орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора (ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях"). Стороной коллективного договора при этом считаются все соответствующие профсоюзы. Они должны на принципах пропорционального представительства (согласно количеству членов каждой профсоюзной организации) создать объединенный представительный орган. В процессе коллективных переговоров и заключения коллективного договора этот представительный орган принимает решение соответствии с количеством голосов, принадлежит представителям каждой первичной профсоюзной организации (т.е., согласно количеству членов каждой профсоюзной организации, профсоюза).
Каждая из профсоюзов, каждая из первичных профсоюзных организаций относительно своих собственных обязательств по коллективному договору определяется самостоятельно. Профсоюз, отказавшийся от участия в работе объединенного представительному органу, лишается права представлять наемных работников при подписании коллективного договора (часть вторая ст. 37 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности ").
8. При условии, что в общем представительном органе его участники не пришли согласия относительно содержания единого коллективного договора, общее собрание (конференция) трудового договора принимают наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзе (первичной профсоюзной организации, ее выборному органу) или иному уполномоченному трудовым коллективом органа, который разработал этот проект, на его основе провести переговоры и заключить утвержденный собранием коллективный договор от имени трудового коллектива (часть третья ст. 4 Закона "О коллективных договорах и соглашениях"). Однако даже наличие в Законе слов "от имени трудового коллектива" не означает, что Закон признал трудовой коллектив стороной коллективного договора. Его стороной и в этом случае Законом признаются профсоюзы (первичные профсоюзные организации) или другие уполномоченные трудовым коллективом на представительство органов. Но сфера применения изложенных правил стала предельно узкой, поскольку ст. 12 КЗоТ (в редакции Закона от 5 апреля 2001) предусмотрела пропорциональное представительство при создании профсоюзными организациями объединенного представительного органа, предполагает и проявление воли этим органом на основе большинства голосов представителей в этом органе.
9. На национальном, отраслевом и региональном уровнях также предусмотрено заключение соглашений на двусторонней (трехсторонний) основе, в связи с чем для ведения коллективных переговоров и заключения соглашения и профсоюзы, и владельцы должны объединяться.
Для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения должны объединяться собственники, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства. С другой стороны коллективные переговоры ведут соответствующие объединенные профессиональные союзы. При этом профсоюзы должны быть представлены пропорционально количеству своих членов (часть третья ст. 20 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Интересы профсоюзов, которые не относятся к категории больших, в таких условиях могут быть обеспечены только за счет права отказаться от участия в ведении коллективных переговоров и заключении соглашения, которое будет исключать распространение сделки на эти профсоюзы.
На отраслевом уровне ведение коллективных переговоров и заключение сделок могут осуществлять собственники, объединились, и профессиональные союзы, имеющих полномочия для реализации условий соглашения на большинстве предприятий соответствующей области. В ст. 3 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" вместо слов "соответствующей области" указано "входят в сферу их действия". Это указание, на наш взгляд, означает попытку законодателя дать другое определение отрасли в условиях, когда бывшей строгой дифференциации народного хозяйства по отраслям, подчиненными соответствующим министерствам, не стало.
На региональном уровне также объединяются соответствующие собственники, в том числе и субъекты коммунальной собственности, и профессиональные союзы. Причем, здесь не установлено каких-либо требований по участию в коллективных переговорах и заключения регионального соглашения сторон, представляющих большинство работников региона или предприятий.