Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 255. Види матеріального забезпечення та соціальних послуг за загальнообов'язковим державним соціальним страхуванням
Види матеріального забезпечення та соціальних послуг за загальнообов'язковим державним соціальним страхованию работникам, а в некоторых случаях и членам их семей, условия их предоставления и размеры определяются законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы по общеобязательному государственному социальному страхованию.
обеспечение в порядке социального страхования в связи с временной нетрудоспособностью, расходами, обусловленными рождением и погребением
1. Правовая основа социального страхования на случай временной нетрудоспособности была обновлена Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" (Далее в пределах п. 1 - 28 комментария к ст. 255 КЗоТ - Закон). Одновременно существенно изменились условия социального обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью.
2. За счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее - Фонд) выплачиваются следующие виды помощи:
1) по временной нетрудоспособности
2) по беременности и родам;
3) при рождении ребенка
4) по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста
5 ) на погребение.
Кроме выплаты перечисленных пособий, Фонд финансирует также проведение оздоровительных мероприятий.
3. Основаниями для выплаты застрахованным пособия по временной нетрудоспособности является такие страховые случаи:
1) временная нетрудоспособность вследствие заболевания, не относится к категории профессиональных, или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве (при временной нетрудоспособности, вызванной профессиональным заболеванием или несчастным случаем на производстве, пособия по временной нетрудоспособности выплачивается Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (подпункт "а" п. 1 части первой ст. 21 Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности")
2) необходимость ухода за больным ребенком
3) необходимость ухода за больным членом семьи
4) уход за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет (в случае болезни матери или другого лица, осуществляющего уход за этим ребенком)
5) карантин, наложенный органами санитарно-эпидемиологической службы
6) временный перевод застрахованного лица в соответствии с медицинским вывода на более легкую нижеоплачиваемую работу
7) протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия
8) санаторно-курортное лечение (п. 1 ст. 35 Закона).
4. Работник не имеет права на пособие по временной нетрудоспособности в следующих случаях: 1) если травма или заболевание наступили при совершении работником преступления, 2) при симуляции болезни или умышленном причинении работником вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей, 3) за время нахождения под арестом и время проведения судебно-медицинской экспертизы, 4) за время принудительного лечения, назначенного по постановлению суда; 5) при заболевании или травме вследствие алкогольного, наркотического или токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением; 6) за период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, в творческом отпуске, в дополнительном отпуске в связи с обучением.
5. Если временная нетрудоспособность возникла в период, когда работник был уволен, но оспаривал законность увольнения, до дня вынесения судом решения о восстановлении на работе работнику выплачивается средняя заработная плата за счет владельца предприятия, учреждения, организации, а со дня вынесения такого решения - пособие по временной нетрудоспособности (ч. 11 ст. 35 Закона).
6. Орган, принимающий решение о назначении пособия по временной нетрудоспособности, определяет срок, в течение которого работник теряет право на получение пособия по временной нетрудоспособности, если работник в период получения такой помощи нарушает режим, установленный для него врачом, или без уважительных причин в назначенный срок не появляется на медицинский осмотр, в том числе на ВКК или МСЭК (ч. 2 ст. 36 Закона).
7. Пособие по временной нетрудоспособности за первые пять дней нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается владельцем за счет собственных средств (эти расходы работодателя, который является плательщиком налога на прибыль, относятся к его валовым расходам). Законом "О Государственном бюджете Украины на 2006 год" действие этого правила бюджетных учреждений на 2006 г. остановлена. С шестого дня нетрудоспособности пособие выплачивается за счет средств Фонда до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности (ст. 2 Закона "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования"). Увольнение работника по работы в этот период не лишает его права на получение пособия до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности. П. 3 Порядка организации и проведения медико-социальной экспертизы потери трудоспособности устанавливает, что направление для осмотра больного в МСЭК выдается ВКК соответствующего лечебно-профилактического учреждения по форме, утвержденной Минздравом, в следующих случаях: 1) после клинических исследований, подтверждающих устойчивое или необратимый характер заболевания, 2) больной был освобожден от работы в связи с заболеванием (травмой) (находился на больничном листе) в течение четырех месяцев подряд или суммарно в течение пяти месяцев за последние 12 месяцев в связи с тем же заболеванием (одной и той же травмой) 3) больной туберкулезом был освобожден от работы (находился на больничном листе) непрерывно в течение десяти месяцев.
Только сезонным и временным работникам пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается не более чем за 75 календарных дней в течение календарного года. К указанным 75 дней входит время получения помощи, когда застрахованный находился в трудовых правоотношениях на основе нескольких сезонных и временных трудовых договоров. Однако время получения помощи в периоды, когда работник находился в трудовых правоотношениях на основании трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, до указанного предельного срока не засчитывается.
8. Формулировка "первые пять дней временной нетрудоспособности ... оплачиваются владельцем ... "," ... с шестого дня нетрудоспособности ... "(ст. 2 Закона" О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования ") не оставляют сомнений в том, что на владельце лежит обязанность оплаты первых пяти календарных дней нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанных с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а период нетрудоспособности, начиная с шестого дня, оплачивается за счет средств Фонда. Такой вывод подтверждается и ст. 2411 КЗоТ, предусматривает исчисление сроков в календарных днях. К сожалению, Кабинет Министров в примере (подпункт 1 п. 3 Приложения 1 к Порядку исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию) исходит из того, что первые пять дней нетрудоспособности, оплачиваемых владельцем, это - первые пять рабочих дней по графику работы работника. Следует ожидать, что практика пойдет как раз таким путем. Но владельцы, имеющие достаточно воли и квалификации, могут рассчитывать на успех, если они примут решение обратиться в суд с иском, связанным с разграничением обязанностей по оплате периода временной нетрудоспособности работника между собственником и Фондом.
9. В абзаце третьем ч. 2 Закона специально указывается на то, что застрахованный имеет право на помощь, если временная нетрудоспособность вследствие заболевания или бытовой травмы наступила во время пребывания в ежегодном основной и дополнительной отпусках. Если же она возникла в период пребывания застрахованного в отпусках других видов, работник не имеет права на помощь.
Следует учитывать, что при временной нетрудоспособности , вызванной необходимостью ухода за больным работником моложе 14 лет, по другим больным членом семьи, за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет на период болезни матери или другого лица, которое фактически осуществляет уход за таким ребенком, если страховой случай наступил в период ежегодных отпусков, дополнительного отпуска в связи с обучением и творческим отпуском, право на помощь по временной нетрудоспособности не возникает. Это прямо предусматривается в ч. 6 ст. 35 Закона. После окончания указанных отпусков, пособие по временной нетрудоспособности вследствие перечисленных страховых случаев должна выплачиваться на общих основаниях.
10 . Страховым случаем, на основании которого возникает право застрахованного на пособие по временной нетрудоспособности, является, в частности, необходимость ухода за больным ребенком. Пособие выдается в случае болезни (в том числе и вследствие травмы) ребенка в возрасте до 14 лет за период, в течение которого ребенок по заключению врача нуждается в уходе. Предельный срок, в течение которого непрерывно выплачивается помощь в связи с необходимостью ухода за больным ребенком, не может превышать 14 дней. Только в случаях стационарного лечения, если ребенок нуждается при этом ухода одного из родителей или лиц, их заменяющих, пособие выплачивается за все время пребывания в стационаре вместе с ребенком. Однако сезонным и временным работникам и в этом случае помощь может выплачиваться только в пределах суммарного периода продолжительностью 75 дней в течение календарного года. Пособие не выплачивается, если страховой случай наступил в период пребывания работника в отпуске любого вида.
11. Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, предоставляется застрахованному лицу не более чем на 3 дня, а в исключительных случаях (с учетом тяжести заболевания и бытовых обстоятельств) - не более чем на 7 дней (Ч. 4 ст. 35 Закона). Это правило не распространяется на случаи болезни ребенка в возрасте до 14 лет, так как при этом действует специальное правило ч. 3 ст. 35 Закона, устанавливает более длительный срок выплаты помощи. Эта помощь также не выплачивается, если страховой случай наступил в период пребывания работника в отпуске любого вида.
12. Застрахованное лицо, временно осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в связи с болезнью матери или другого лица, которое фактически осуществляет уход за таким ребенком, имеет право на пособие по временной нетрудоспособности на весь период ухода за таким ребенком в связи с невозможностью осуществления ухода матерью или другого указанного лица. Однако помощь не выплачивается, если страховой случай наступил в период пребывания работника в отпуске любого вида до ее окончания.
13 . Больничный листок по карантину выдается инфекционистом или лечащим врачом согласно заключению врача-эпидемиолога территориальной санэпидемстанции (п. 5 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан). Он предоставляет право на "пособие по временной нетрудоспособности с первого дня на весь период отсутствия на работе" в связи с наложением карантина. Взятое в кавычки формулировка дает основание для вывода о том, что помощь не представляется период предоставленного работнику отпуска любого вида, предусмотренной Законом "Об отпусках", но представляется за период после окончания отпуска.
14. Закон расширил возможности выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случаях перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую более легкую и нижеоплачиваемую работу. Такая помощь выдается на весь период перевода, но не более чем в течение двух месяцев. Вычисляется эта помощь в соответствии с общими правилами, но выплачивается в таком размере, чтобы помощь вместе с заработком по легкой и нижеоплачиваемую работой равна среднему заработку по прежней работе (ч. 8 ст. 31 Закона).
15. Страховым случаем, который дает право на получение помощи по временной нетрудоспособности, является протезирование соответствии с медицинскими показаниями в стационаре протезно-ортопедического предприятия. Пособие выдается на весь период пребывания в таком предприятии, а также на период проезда к месту протезирования и обратно (ч. 9 ст. 35 Закона).
16. По общему правилу, на время санаторно-курортного лечения пособие по временной нетрудоспособности предоставляется только на период, на который продолжительности ежегодных основного и дополнительного отпусков недостаточно для такого лечения, и на период проезда в санаторно-курортное учреждение и обратно. Как исключения из этого правила установлены следующие особенности оказания помощи по временной нетрудоспособности работникам, направляемым на санаторно-курортное лечение после перенесенных заболеваний и травм непосредственно из стационара лечебного учреждения: 1) если санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств Фонда, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается только за время проезда к месту нахождения санаторно-курортного учреждения и обратно, 2) если санаторно-курортное лечение осуществляется за счет собственных средств работника, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за все время такого лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Ч. 10 ст. 35 Закона как разновидность пособия по временной нетрудоспособности в связи с санаторно-курортным лечением называет пособие, выплачиваемое матери или другому лицу, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет. За период санаторно-курортного лечения такого ребенка и проезда к месту нахождения санаторно-курортного заведения и обратно пособие выплачивается при наличии медицинского заключения о том, что в период санаторно-курортного лечения ребенок нуждается в постороннем уходе.
17. Размер пособия по временной нетрудоспособности дифференцируется в зависимости от продолжительности страхового стажа. Страховой стаж определяется как период (сумма периодов), в течение которых лицо подлежит обязательному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности. В страховой стаж засчитываются также периоды временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске в связи с беременностью и родами, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, а также периоды получения пособия по отдельным видам государственного социального страхования (кроме периодов получения пенсий всех видов). Закон введен в действие с 1 января 2001 г. В этот день в страховой стаж засчитывается общий стаж работы, исчислялся в соответствии с Правилами исчисления общего трудового стажа для назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности.
18. Пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы (дохода) назначается в соответствии со ст. 37 Закона лицам, имеющим страховой стаж более 8 лет, а также: 1) застрахованным лицам, которые относятся к 1 - 4 категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, 2) одному из родителей или лицу, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до 14 лет, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы 3) ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты".
В размере 80 процентов средней заработной платы (дохода) пособие выплачивается лицам, имеющим страховой стаж от пяти до восьми лет.
В размере 60 процентов средней заработной платы (дохода) пособие выплачивается лицам, имеющим страховой стаж до пяти лет.
19. При исчислении средней заработной платы для определения размера пособия по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родам, а также для оплаты первых пяти дней нетрудоспособности учитываются все виды выплат страхователей (работодателей) в пользу застрахованных (работников), на которые начисляются страховые взносы. При этом учитывается только заработок застрахованного в пределах максимальной суммы месячной заработной платы, на которую начисляются страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с утратой трудоспособности, - 4960 грн. (С 1 октября 2006 - 5050 грн.) (Ст. 90 Закона "О Государственном бюджет Украины на 2006 год ").
20. Порядок исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию устанавливает следующие правила расчета пособия по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием, беременностью и родами, а также размера оплаты первых пяти дней нетрудоспособности за счет работодателя.
20.1. В расчетный период исчисления среднего заработка включается только период работы на последнем месте (предприятии, учреждении, организации), при работе на котором возник страховой случай.
20.2. По общему правилу, расчетным периодом является шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Если период работы застрахованного на последнем месте стоит меньше, чем шесть месяцев, расчетным периодом является фактически отработанные полные календарные месяцы. Если период работы является меньшим, чем один календарный месяц, средняя заработная плата исчисляется за фактически отработанное время. Расчетным периодом, за который исчисляется заработная плата для определения размера страховых выплат по безработице, являются последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором прекращено действие трудового договора.
При сезонном характере производства в связи с сезонным колебаниям размера заработной платы предусмотрено использование расчетного периода продолжительностью 12 месяцев.
20.3. При исчислении средней заработной платы учитываются все виды заработка, которые являются объектом обложения подоходным налогом (В том числе и те суммы этих видов заработка, в отношении которых законодательством установлены льготы по налогообложению). При этом не учитываются виды выплат, проводимых за период, когда работник фактически не работал, но в соответствии с законодательством за ним сохранялись заработная плата, в том числе дни отпуска без сохранения заработной платы. Нет оснований включать в количестве отработанных рабочих дней, на которое делится итоговый заработок за расчетный период, даже дни прогула без уважительной причины.
20.4. Среднедневной заработок исчисляется путем деления итогового заработка за фактически отработанные в расчетном периоде дни на количество этих дней. Если застрахованный работал по режиму суммированного учета рабочего времени, для расчета размера пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя рассчитывается среднечасовая заработная плата.
20.5. Сумма пособия по социальному страхованию определяется путем умножения среднедневной (среднечасовой) средней заработной платы на количество рабочих дней (часов) в периоде временной нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).
20.6. Если перед наступлением страхового случая застрахованное лицо не имело заработка или если страховой случай наступил в первый день работы, средняя заработная плата для расчета страховых выплат и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя определяется исходя из месячной тарифной ставки (должностного оклада), установленной работнику на момент наступления страхового случая. В случае если на предприятии, в учреждении и организации установлен неполный рабочий день (рабочую неделю), средняя заработная плата исчисляется исходя из части месячной тарифной ставки (должностного оклада), установленной работнику на момент наступления страхового случая, соответствующей его графику работы.
21. За счет Фонда производится выплата застрахованному лицу (одному из родителей, усыновителю или опекуну) единовременного пособия при рождении ребенка. Усыновители или опекуны имеют право на получение такой помощи, если обращение с просьбой о назначении пособия последовало не позднее 6 месяцев после рождения ребенка (по логике вещей это правило принадлежало распространить и на родителей, но в соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона указанное правило на родителей не распространяется). В случае рождения двух или более детей единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка. Такое же правило действует в случаях, когда застрахованное лицо усыновила или взяла под опеку двух или нескольких детей.
22. В соответствии со ст. 41 Закона пособие при рождении ребенка выплачивается в сумме, которая является кратной 22,6 прожиточного минимума, установленного для детей в возрасте до 6 лет. С учетом прожиточного минимума на одного человека, установленного на 2006 (410 грн., С 1 октября 2006 г. - 418 грн.), Размер пособия должен составлять 9266 (9446,8) грн. Но Законом "О Государственном бюджете Украины на 2006 год" действие ст. 41 Закона было приостановлено, установлено, что размер помощи, о которой идет речь, составляет 8500 грн.
23. Застрахованные лица, которые фактически осуществляют уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (один из родителей ребенка, усыновитель, бабушка, дедушка, другой родственник или опекун), имеют право на пособие по уходу за ребенком. Согласно этому в. 4 Закона "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования "установлен минимальный размер этой помощи - 23 процента прожиточного минимума для трудоспособного лица (496 грн. х 23: 100 = 114,08 грн.). Правление Фонда установило размер этой помощи в сумме не менее 114 грн.
24. За счет средств Фонда осуществляется выплата пособия на погребение. Такая помощь выплачивается в случае смерти застрахованного лица членам семьи, другим юридическим или физическим лицам, осуществившим погребение. В случае смерти членов семьи застрахованного лица, которые находились на его иждивении, пособие выплачивается застрахованному лицу. К таким членам семьи относятся: 1) жена (Человек) 2) отец (мать), 3) дед (бабушка) по прямой линии родства, 4) дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет. К этим лицам относятся и те, которые достигли возраста 18 лет, но являются учениками средних профессионально-технических учебных заведений или высших учебных заведений с дневной формой обучения (до 23 лет), а также лица, ставшие инвалидами возрасте до 18 лет. Помощь на погребение братьев, сестер и внуков выдается только при условии, что они не имеют трудоспособных родителей. При этом не считаются находившимися на иждивении застрахованного лица члены семьи, имевшие самостоятельные источники средств к существованию. Категоричность этой формулировки п. 2 ст. 45 Закона дает основание утверждать, что при этом не имеет значения размер самостоятельных источников существования и то обстоятельство, были ли они или содержание, которое предоставляло застрахованное лицо умершему, основным источником существования последнего.
25. Размер пособия на погребение должен определяться правлением Фонда, но не может быть меньше размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом. Постановлением правления Фонда от 27 декабря 2005 N 218 размер пособия на погребение с 1 января 2006 г. установлен в сумме 1200 грн.
26. Пособие по беременности и родам выплачивается за весь период предоставленной в связи отпуска - 70 дней до родов и 56 дней после родов (70 дней в случае осложненных родов и рождения двух или более детей). Женщинам, которые относятся к категории 1 - 4 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, отпуск по беременности и родам предоставляется продолжительностью 90 дней до родов и 90 дней после родов.
Закон устанавливает льготные правила обеспечения пособиями по беременности и родам в отдельных случаях: 1) если женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, получает право на отпуск по беременности и родам, ей, кроме пособия по уходу за ребенком до трех лет, выплачивается пособие по беременности и родам. Иными словами, эти два вида пособия выплачиваются независимо друг от друга, 2) если право на отпуск по беременности и родам наступил в период пребывания в ежегодных отпусках, в дополнительной отпуске в связи с обучением, в творческом отпуске, отпуске без сохранения заработной платы, застрахованное женщина может потребовать предоставления отпуска по беременности и родам, а неиспользованная часть ежегодного или другого отпуска должна быть предоставлена вывод о том, что эти же правила действуют и при наступлении права на отпуск по беременности и родам в период нахождения женщины в дополнительной (а) отпуске работникам, имеющим детей, хотя на это прямо не указывается в ст. 38 Закона.
Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100 процентов средней заработной платы, которая исчисляется в том же порядке, что и для целей определения размера пособия по временной нетрудоспособности. Нет оснований для того, чтобы оспаривать право застрахованных на получение пособия по государственному социальному страхованию в связи с беременностью и родами по месту работы по совместительству с соблюдением правила о максимальном размере заработной платы, учитывается при определении размера пособия по социальному страхованию. Но в любом случае помощь определяется на основании среднего заработка, при вычислении которого учитывается заработок застрахованного в пределах максимальной величины, равной 4960 грн. (С 1 октября 2006 - 5050 грн.).
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона право на послеродовой отпуск установленной продолжительности и на помощь за период этого отпуска в том же размере, что и пособие по беременности и родам, имеют застрахованные лица, которые усыновили ребенка. О возможности применения этого правила см.. п. 5 и 6 комментария к ст. 182 КЗоТ.
27. Помощь по социальному страхованию и социальные услуги за счет Фонда предоставляются застрахованным лицам по основному месту работы и по месту работы по совместительству. Механизм выплаты пособия по месту работы по совместительству установлен п. 21 Порядка исчисления заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию. По основному месту работы работнику выдаются справка о средней заработной плате (для контроля непревышения максимальной заработной платы, учитывается при определении размера помощи в связи с временной потерей трудоспособности) и удостоверяемая подписью руководителя по основному месту работы и печатью копия листка нетрудоспособности. С соблюдением установленных ограничений помощь в связи с временной нетрудоспособностью выплачивается и по месту работы по совместительству.
28. Решение о назначении пособия или о предоставлении услуги принимаются комиссиями по социальному страхованию, которые создаются на предприятиях, в учреждениях, организациях. Вместо комиссии может избираться уполномоченный по социальному страхованию. С ч. 3 ст. 50 Закона можно сделать вывод о том, что на предприятиях, в учреждениях, организациях уполномоченный избирается трудовым коллективом по представлению администрации и застрахованных лиц (профсоюзных или других органов, представляющих интересы застрахованных лиц). Комиссия по социальному страхованию создается из представителей администрации и застрахованных лиц также путем избрания трудовым коллективом.
Комиссия по социальному страхованию (Уполномоченный) действует в соответствии с положением, утверждает правление Фонда.
Выплата пособий по социальному страхованию и оплата социальных услуг осуществляется работодателем за счет страховых взносов, подлежащих уплате работодателем и содержащихся работодателем из заработной платы работников (Застрахованных лиц). Указание в ч. 1 ст. 50 Закона на то, что материальное обеспечение и социальные услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и расходами, обусловленными рождением и погребением, предоставляются "за счет уплаченных застрахованными лицами страховых взносов" не вполне соответствует специальным нормам об источниках предоставления такого материального обеспечения и услуг за счет страховых взносов, которые предусматривают уплату страховых взносов работодателями.
Комиссия по социальному страхованию рассматривает основания и правильность выдачи больничных листов, других документов, которые являются основаниями для предоставления материального обеспечения и социальных услуг, контролирует правильность начисления и своевременность выплаты материального обеспечения, в соответствующих случаях принимает решение об отказе в назначении пособия, о прекращении ее выплаты полностью или частично.
Виды обеспечения по государственному социальному страхованию на случай безработицы
29. Закон "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы "(далее в пределах п. 29 - 52 комментария к ст. 255 КЗоТ - Закон) устанавливает виды обеспечения и социальных услуг, предоставляемых в порядке социального страхования.
Предусмотрено предоставление таких видов обеспечения: 1) пособие по безработице, в том числе одноразовая ее выплата для организации безработным предпринимательской деятельности, 2) пособие по частичной безработице, 3) материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработного; 4) материальная помощь по безработице, 5) единовременная материальная помощь безработным и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении, 6) пособие на погребение безработного или лица, находившегося на его иждивении.
Кроме того, Законом предусмотрено предоставление следующих услуг: 1) профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации и профориентация, 2) поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных и финансирования организации оплачиваемых общественных работ для безработных; 3) информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством.
30 . Застрахованными согласно закону (ч. 1 ст. 4) являются лица, работающие на условиях трудового договора, включая тех, кто проходит альтернативную службу, а также лица, которые работают на других оснований (очевидно, имеются в виду члены производственных кооперативов, коллективных сельскохозяйственных предприятий, а также члены фермерских хозяйств, которые не относятся к категории субъектов предпринимательской деятельности). Названные лица подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы. Закон (п. 3 ст. 1) дает недостаточно четкое определение застрахованных лиц. Однако, ст. 4 Закона следует, что общеобязательному государственному социальному страхованию подлежат как лица, работающие на основании трудового договора, так и лица, работающих на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде. Добровольного медицинского страхования на случай безработицы подлежат лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (таковыми в п. 4 ст. 6 Закона названы члены творческих союзов и творческих работников, которые не являются членами творческих союзов, физические лица - субъекты предпринимательской деятельности), лица, выполняющие работы на основе гражданско-правовых договоров. Возможно осуществление добровольного страхования на случай безработицы нотариусов, адвокатов. Эти лица считаются застрахованными на случай безработицы при условии уплаты страховых взносов.
Лица, подлежащие общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, считаются застрахованными со дня заключения трудового договора и по день его прекращения. При этом днем трудового договора в контексте закона следует считать день начала выполнения работником трудовых функций.
31. Право на пособие по безработице имеют безработные, т.е. лица, состоящие на учете как безработные в службе занятости в соответствии с Законом "О занятости населения", в том числе и лица, не имеют страховой стаж. Однако размеры помощи для лиц, имеющих необходимый страховой стаж и не имеют его, определяются по разным правилам.
32. Право на пособие по безработице в зависимости от страхового стажа имеют безработные, которые работали в течение не менее 26 недель (на условиях полного или неполного рабочего дня, недели) в течение 12 месяцев, предшествовавших регистрации лица в качестве безработного. Условием возникновения права на пособие по безработице является уплата страхового взноса (ч. 1 ст. 22 Закона). Однако для лиц, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, это условие не является обязательным, поскольку неуплаченные страховые взносы подлежат взысканию со страхователя в установленном порядке.
При исчислении 26 календарных недель работы в течение 12 месяцев не учитываются перерывы в страховом стаже по уважительным причинам, если лицо в течение месяца после окончания такого перерыва зарегистрировалось как безработный. Такими уважительными причинами являются: 1) обучение на дневных отделениях в профессионально-технических, высших учебных заведениях, клинической ординатуре, докторантуре; 2) срочная военная служба, 3) осуществления ухода за неработающей неработоспособной лицом, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, а также за пенсионером, который по экспертному медицинскому заключению нуждается в постоянном уходе, другие уважительные причины, предусмотренные законодательством Украины.
33. Право на пособие по безработице без учета страхового стажа имеют: 1) лица, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (днем начала безработицы следует считать день регистрации лица в качестве безработного) работали менее 26 календарных недель, 2) лица, желающие возобновить трудовую деятельность после длительного (более 6 месяцев) перерыва в работе, 3) застрахованные лица, уволенные с последнего места работы по основаниям, предусмотренным ст. 37, пунктами 3, 4, 7, 8 ст. 40 и ст. 41 КЗоТ.
34. Страховой стаж определяется как сумма периодов, в течение которых лицо подлежало социальному страхованию на случай безработицы и платило страховые взносы лично или путем их содержание работодателем. Для лиц, которые подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, условие уплаты страховых взносов является необязательным, поскольку в случае неуплаты страховых взносов они подлежат принудительному взысканию. Ко дню вступления в силу Закона в страховой стаж приравнивается "трудовой стаж, приобретенный работником за время работы на условиях трудового договора ". При этом учитывается не стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту (ст. 56 - 63 Закона "О пенсионном обеспечении"), а лишь подтвержден записями в трудовой книжке стаж работы по трудовому договору (в том числе стаж работы членов кооперативов, коллективных предприятий, фермерских хозяйств в этих кооперативах, предприятиях, хозяйствах).
35. Исчисление размера пособия по безработице производится в два этапа. Сначала определяется размер помощи, который можно было бы назвать базовым. Зависимости от страхового стажа (с учетом трудового стажа, который должен застрахован в период до вступления в силу Законом он равен 50, 55, 60 или 70 процентам средней заработной платы соответственно при страховом стаже до 2, от 2 до 6, от 6 до 10 и более 10 лет.
36. Средняя заработная плата исчисляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию. Этот Порядок устанавливает следующие правила.
36.1. Период, за который исчисляется средняя заработная плата (расчетный период), не может включать периоды работы на предыдущих месяцах работы.
36.2. Расчетный период установлен, по общему правилу, продолжительностью 6 календарных месяцев, предшествовавших тому календарному месяцу, в котором наступил страховой случай (прекращено действие трудового договора.
36.3. Если лицо на последнем месте проработала менее 6 календарных месяцев для расчета средней заработной платы учитываются фактически отработанные полные календарные месяцы. Если лицо на последнем месте проработала менее одного календарного месяца, средняя заработная плата рассчитывается за фактически отработанное время.
36.4. При расчете размера средней заработной платы учитывается заработок, с которого уплачивались страховые взносы. При расчете среднего заработка берется заработная плата за каждый месяц в пределах максимальной величины (предельной суммы) заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы (в настоящее время 4960 грн., а с 1 октября 2006 - 5050 грн.; это ограничение действует и при работе по совместительству, то есть при расчете средней заработной платы учитывается, заработок по месту работы по совместительству в указанных пределах).
36.5. Итоговый заработок за расчетный период делится на количество календарных дней в этом периоде. Результатом от деления есть среднедневная заработная плата, на основании которой определяется размер пособия по безработице.
37. Выплата пособия по безработице производится в процентах к базовому размера пособия по безработице (п. 35 комментария к ст. 255 КЗоТ) в зависимости от срока выплаты помощи. В течение первых 90 дней пособие выплачивается в размере 100 процентов базового размера пособия, в течение следующих 90 дней - 80 процентов, в дальнейшем - 70 процентов.
38. Пособие по безработице лицам, имеющим право на ее получение независимо от страхового стажа (ч. 2 ст. 22 Закона), выплачивается в размере прожиточного минимума (ч. 2 ст. 23 Закона). Однако согласно ч. 3 ст. 6 Закона "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" до стабилизации экономического положения в Украине минимальный размер этих выплат должен устанавливаться Верховной Радой ежегодно. Ст. 3 названного Закона в редакции Закона от 9 апреля 2004 г. он установлен в размере не ниже 23 процентов прожиточного минимума для трудоспособного лица (в 2006 г. - 496 грн., а с 1 октября 2006 - 505 грн.) и составляет 114 грн. 08 коп. (С 1 октября 2006 - 116 грн. 15 коп.).
Минимальный размер пособия по безработице, установленный ст. 3 названного Закона, должен применяться и как общее правило (а не только в отношении лиц, имеющих право на получение пособия по безработице независимо от страхового стажа), поскольку до стабилизации экономического положения в Украине не может применяться размер пособия, установленный ч. 4 ст. 23 Закона, ниже прожиточного минимума.
39. Максимальный размер пособия по безработице - средняя заработная плата, которая сложилась в отраслях национальной экономики соответствующей области за предыдущий месяц.
40. Ч. 3 ст. 23 Закона устанавливает очень строгое правило в отношении лиц, которые уволились по собственному желанию без уважительных причин. Им пособие выплачивается на общих основаниях, но начинается ее выплата с 91 календарного дня после регистрации в качестве безработного (По общему правилу, помощь в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона выплачивается с восьмого дня после регистрации застрахованного лица в государственной службе занятости, то есть со дня, когда лицо, зарегистрированное как ищущий работу, получает статус безработного в соответствии с Порядком регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, ищут работу, и безработных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2007 N 219).
41. Предельный итоговый срок (Период) выплаты пособия по безработице - 360 календарных дней в течение двух лет. Для лиц предпенсионного возраста продолжительность выплаты пособия не может превышать 720 календарных дней. В п. 4 ст. 22 Закона объясняется, что такими признаются лица за два года до наступления права на пенсию. Поскольку речь идет о "предпенсионный возраст", то имеется в виду именно возраст 53 года для женщин и 58 лет для мужчин. Указанная предельная продолжительность срока выплаты пособия по безработице итогово в случаях, когда безработный, получающий пособие по безработице, трудоустраивается, а затем снова теряет работу.
42. Продолжительность выплаты пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации сокращается по сравнению с общими установленными сроками:
- на 90 календарных дней - при освобождении последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин, а также на основании п. 3, 4, 7, 8 ст. 40, ст. 37, 41, 45 КЗоТ
- до 90 календарных дней в следующих случаях: 1) отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, 2) сокрытие сведений о поступлении на временную работу в период получения пособия по безработице; 3) нарушения условий и срока регистрации и перерегистрации как безработного, а также несоблюдение рекомендаций по содействию в собственном трудоустройстве 4) перерегистрация безработного, который был снят с учета за непосещение государственной службы занятости более 30 календарных дней без уважительных причин и не содействовал своему трудоустройству; 5) отказ от работы по специальности, приобретенной после профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости; 6) прекращение без уважительных причин профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости.
43. Выплата помощи по частичной безработице предусмотрена ст. 24 - 26 Закона. Однако эти статьи будут вводиться в действие, исходя из экономических возможностей государства специальными решениями Верховной Рады, которые должны приниматься ежегодно (п. 1 раздела VIII "Заключительные положения" Закона). Кроме того, эти статьи будут корректироваться, поскольку законодательство не допускает возможности предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы на время простоя предприятия, цеха, участка. Надо полагать, что помощь по частичной безработице будет выплачиваться при установлении для работников без их согласия (такое допускает часть третья ст. 32 КЗоТ) неполного рабочего времени. Употребление в ст. 24 Закона термина "сокращение нормальной ... продолжительности рабочего времени ... целых дней.
44. Материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации предоставляется на тех же условиях и в тех же размерах, что и пособие по безработице. Период, в течение которого безработный имеет право получать такую выплаты пособия по безработице. Этот период засчитывается к предельному итогового срока (периода), в течение которого может выплачиваться пособие по безработице.
45. Ст. 28 Закона устанавливала правила о выплате материальной помощи по безработице и единовременной материальной помощи. Но Законом "О Государственном бюджет Украины на 2005 год "в редакции от 25 марта 2005 в. 28 из Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" исключена. Исключено и абзац пятый ч. 1 ст. 7 этого Закона, предусматривающий выплату материальной помощи по безработице, одноразовой материальной помощи безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении.
46. Выплата пособия по безработице прекращается в следующих случаях: 1) трудоустройства безработного; 2) возобновление безработного на работе по решению суда, 3) поступление на учебу с отрывом от производства, 4) прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости (в этот период, если не истек установленный предельный срок, безработный имеет право на получение материальной помощи, размер которой равен размеру пособия по безработице), 5) призыв на срочную военную или альтернативную службу; 6) вступления в законную силу приговора (постановлением) суда по безработного о лишении свободы или направлении его на принудительное лечение по решению суда; 7) получения права на пенсию, 8) назначения выплаты на основании документов, содержащих ложные сведения, 9) подачи письменного заявления о желании осуществлять уход за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, 10) подачи письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости, 11) переезд на постоянное жительство в другую местность (в этом случае по новому месту жительства выплата возобновляется с зачислением до предельного срока периода выплаты пособия или материальной помощи по прежнему месту жительства), 12) истечения установленных сроков выплаты пособия и материальной помощи, 13) снятие с учета за непосещение без уважительных причин государственной службы занятости 30 и более дней 14) смерть безработного.
47. Выплата пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации прекращается на период назначения беременной женщине пособия по беременности и родам. Период получения пособия по беременности и родам не засчитывается в счет продолжительности выплаты пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
48. Выплата пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации откладывается на срок до трех месяцев в случае получения безработным при увольнении выходного пособия (ст. 46 КЗоТ), которая компенсирует утраченный заработок.
49. Пособие на погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении, выплачивается лицам, осуществившим погребение, в размере прожиточного минимума (ст. 29 Закона). Однако в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" до стабилизации экономического положения в Украине размер этой помощи должен ежегодно определяться Верховной Радой. Верховная Рада специально не утверждала размер пособия на погребение, выплачиваемого в соответствии со ст. 29 Закона. Поэтому применению подлежит ст. 5 Закона "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования", которая устанавливает, что размер помощи должен быть не менее прожиточного минимума для трудоспособного лица, на 2006 год утвержден в размере 496 грн., а с 1 октября 2006 - 505 грн.
Обеспечение в порядке социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
50. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, введен с 1 апреля 2001 года.
51. Юридическим фактом, влекущим возникновение права работника (застрахованного) на получение материального обеспечения и (или) социальных услуг, является несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание. Несчастный случай определяется как ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, которые произошли во время выполнения работником трудовых обязанностей, в результате чего причинен вред здоровью работника или наступила смерть. Ст. 13 Закона "Об общеобязательном государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности "(далее в пределах п. 52 - 74 комментария ст. 255 - Закон) признает страховым случаем и такой несчастный случай, такое профессиональное заболевание, которые произошли в результате нарушения нормативных актов об охране труда самым застрахованным. Иными словами, страховыми случаями признаются несчастные случаи и профессиональные заболевания, независимо от их связи с нарушением правил охраны труда, которого допустил работодатель. Перечень обстоятельств, при которых наступает страховой случай государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденный постановлением Кабинета Министров "Некоторые вопросы расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве ".
Вместе с тем необходимо учитывать, что Закон содержит исходные данные о том, какие несчастные случаи должны признаваться страховыми. Согласно п. 1 части первой ст. 37 Закона даже умышленные действия потерпевшего, направленные на создание условий для наступления страхового случая, не исключают признание несчастного случая страховым, а лишь дают право Фонда отказать в страховых выплатах и первой ст. 38 Закона несчастный случай, который наступил вследствие умысла застрахованного причинить себе травму, прямо называется страховым. Даже совершения застрахованным умышленного преступления, повлекшего наступление несчастного случая, само по себе не исключает его квалификации как страхового, хотя и дает право Фонда отказать в страховых выплатах и превышением срока пребывания в рейсе (Перечень обстоятельств, при которых наступает страховой случай государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
52. Профессиональное заболевание определяется как такое, которое возникло вследствие профессиональной деятельности застрахованного и обуславливается исключительно или преимущественно влиянием вредных веществ и определенных видов работ и других факторов, связанных с работой. Перечень профессиональных заболеваний утвержден постановлением Кабинетом Министров Украины.
53. Фонда предоставляется право в отдельных случаях при наличии фактического основания признать страховым случаем несчастный случай, который произошел при обстоятельствах, не включенным в перечень обстоятельств, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и профессиональное заболевание, не внесен в Перечень профессиональных заболеваний, если на момент принятия решения медицинская наука имеет новые сведения, которые дают основание считать данное заболевание профессиональным.
54. При наступлении страхового случая Фонд осуществляет в пользу застрахованных или других лиц денежные выплаты, а также предоставляет соответствующие социальные услуги.
Предусмотрены следующие виды денежных выплат: 1) ежемесячные страховые выплаты утраченного застрахованным заработка или его части в зависимости от степени потери потерпевшим профессиональной трудоспособности (в случае смерти застрахованного выплаты производятся в пользу лиц, которые находились на его иждивении и имеют право на получение таких выплат) 2) единовременное пособие пострадавшему (членам семьи, лицам, находившимся на иждивении застрахованного, если вследствие страхового случая он умер), 3) пенсии по инвалидности 4) страховые выплаты ребенку, родившемуся инвалидом вследствие травмирования на производстве или профессионального заболевания матери в период беременности; 5) страховые выплаты на медицинскую и социальную помощь, 6) страховая выплата за моральный ущерб.
Если в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания застрахован временно утратил трудоспособность, Фонд выплачивает ему пособие по социальному страхованию в размере 100 процентов среднего заработка. Но первые пять дней нетрудоспособности оплачиваются собственником за счет его средств (подпункт "а" п. 1 части первой ст. 21; абзацы второй и третий ч. 4 ст. 34 Закона).
55. Степень утраты трудоспособности потерпевшим устанавливается МСЭК при участии Фонда в процентах к работоспособности, которую имел потерпевший до повреждения здоровья. Направление пострадавших на осмотр в МСЭК осуществляется лечебно-профилактическим учреждением, работодателем, профсоюзным органом предприятия, на котором работник получил травму или профессиональное заболевание, рабочим органом Фонда. При этом в МСЭК должен быть представлен акт о несчастном случае на производстве (при профессиональном заболевании подаются акт расследования профессионального заболевания, заключение специализированного медицинского учреждения о профессиональном характере заболевания).
56. Сумма ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка потерпевшего, соответствует проценту утраты профессиональной трудоспособности.
57. Если потерпевшему в связи с тем же несчастным случаем, который является основанием для ежемесячной страховой выплаты, назначена пенсия по инвалидности, сумма ежемесячной страховой выплаты и пенсии не должна превышать среднемесячного заработка, который пострадавший имел до повреждения здоровья. Но те лица, которым сумма ежемесячной выплаты и пенсия назначенные ранее, имеют право на получение пенсии независимо от суммы ежемесячных страховых выплат, которые были назначены в качестве возмещения ущерба, причиненного повреждением здоровья на производстве или профессиональным заболеванием, в соответствии с ранее действующими Правилами возмещения собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом вреда, причиненного работнику повреждением здоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей.
Если же до 1 апреля 2001 года (до дня введения в действие Закона) сумма возмещения не предназначена приказом собственника или решением суда или не предназначена пенсия по инвалидности, ежемесячная страховая выплата и пенсия не должны превышать среднюю заработную плату пострадавшего до повреждения здоровья. Это следует из абзаца третьего части первой ст. 34 Закона.
58. Среднемесячная заработная плата для исчисления суммы страховых выплат потерпевшему в связи с потерей заработка или его части определяется в соответствии в Порядок исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию.
58.1. Расчетный период для исчисления средней заработной платы для определения размера пособия по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием установлен такой же, как и в отношении других видов социального страхования (шесть календарных месяцев, фактически отработанные полные календарные месяцы, фактически отработанное время). П. 12 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию устанавливает особенности исчисления средней заработной платы для определения размера пособия, если на дату установления МСЭК стойкой потери трудоспособности прошло больше года со дня наступления страхового случая.
58.2. При расчете среднего заработка учитываются все виды выплат работодателей в пользу работников, с которых уплачиваются сборы на общеобязательное государственное социальное страхование, за фактически отработанные дни. Следовательно, не учитываются выплаты за дни, когда застрахованный фактически не работал. При этом учитывается максимальная величина заработной платы (4960 грн., С 1 октября 2006 - 5050 грн.), на которую начисляются сборы на социальное страхование. Заработок по совместительству учитывается в рамках упомянутой максимальной величины.
58.3 . Итоговый заработок за расчетный период делится на количество календарных дней за расчетный период (без учета дней, не отработанных по уважительным причинам, которыми признаются временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего (шестилетнего - По медицинскому заключению) возраста. Частное от деления будет равняться среднечасовой среднему заработку застрахованного. Для определения суммы пособия за месяц среднедневной заработок умножают на количество календарных дней в соответствующем месяце. Среднедневная заработная плата для выплаты пособия по временной потере трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания на производстве, повлекших утрату трудоспособности, рассчитываются в порядке, изложен в п. 20 комментария к ст. 255 КЗоТ.
Сумма ежемесячной страховой выплаты не может превышать среднемесячного заработка потерпевшего к повреждению здоровья (абзац второй п. 1 ст. 34 Закона). Однако это общее правило подлежит применению лишь постольку, поскольку оно не противоречит специальному правилу ст. 29 Закона, согласно которому суммы ежемесячных страховых выплат подлежат перерасчету в случае увеличения в предыдущем календарном году средней заработной платы в отраслях национальной экономики по данным центрального органа исполнительной власти по вопросам статистики. Такой перерасчет осуществляется с 1 марта следующего года. Однако при уменьшении средней заработной платы в отраслях национальной экономики размер ежемесячных страховых выплат уменьшению не подлежит.
59. Закон не допускает любого корректировки (уменьшения) размера ежемесячных страховых выплат с учетом вины работника в наступлении несчастного случая или профессионального заболевания.
60. При следующей смене степени утраты профессиональной трудоспособности размер ежемесячных страховых выплат соответственно изменяется. При полном восстановлении работоспособности работник теряет право на ежемесячные страховые выплаты.
61. Единовременная выплата в пользу пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания производится в размере среднемесячного заработка пострадавшего за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. Максимальный размер среднемесячной заработной платы, который используется при исчислении размера единовременной страховой выплаты не должен превышать четырехкратный размер предельной суммы заработной платы, облагается страховыми взносами в Фонд (ч. 2 ст. 34 Закона). Максимальная величина фактических расходов на оплату труда наемных работников, на которые начисляются страховые взносы, на 2006 г. утверждена в размере 490 грн. в месяц (5050 грн. в месяц с 1 октября 2006) (ст. 91 Закона "О Государственном бюджете Украины на 2006 год ").
62. Предусмотрена возможность уменьшения не более чем на 50 процентов единовременной страховой выплаты пострадавшему, если повреждения здоровья наступило не только по вине работодателя, но и в результате нарушения пострадавшим нормативных актов об охране труда. Вывод о том, что повреждение здоровья явилось следствием, в частности, нарушений пострадавшим правил по охране труда, дает комиссия по расследованию несчастного случая.
63. За счет средств Фонда осуществляется выплата потерпевшему пенсии по инвалидности, а иждивенцам умершего - пенсии по случаю потери кормильца.
64. За счет средств Фонда финансируются все расходы на лечение пострадавшего, а также на предоставление ему медицинской и социальной помощи.
Расходы на дополнительное питание возмещаются за период, на который есть потребность в нем в соответствии с рациона, состоящий диетологом или лечащим врачом и утверждается МСЭК. В случае подтверждения справкой лечебно-профилактического или реабилитационного учреждения за подписью главного врача или директора этого заведения невозможности обеспечения пострадавшего дополнительным питанием в указанном учреждении пострадавшему компенсируются расходы на дополнительное питание. Размер компенсации определяется на основании рекомендованного пострадавшему рациона питания и информации органов государственной статистики о средних ценах на продукты в торговой сети в том месяце, в котором продукты приобретались.
Компенсация расходов потерпевшего на приобретение лекарств, лечение, протезирование, на приобретение предметов ухода осуществляется на основании выданных врачами рецептов, санаторно-курортных карт, справок или счетов, подтверждающие их стоимость.
65. Фонд осуществляет страховые выплаты пострадавшим на медицинскую и социальную помощь (П. 6 части второй ст. 28 Закона), если необходимость такой помощи (ухода) установлена (Массаж, уколы и др.). Такая страховая выплата назначается в размере не меньше минимальной заработной платы, действующей на день выплаты, 2) на постоянный уход назначается помощь в размере не менее половины минимальной заработной платы, действующей на день выплаты (инвалиды I группы нуждаются в таком уходе всегда. Для них не нужно выводу МСЭК о необходимости в таком уходе) 3) на бытовое обслуживание (уборка, стирка белья и т.д.) назначается пособие в размере не менее четверти минимальной заработной платы (инвалиды I группы, которые нуждаются в такого вида ухода без специального заключения МСЭК в этом).
66. Фонд финансирует расходы на санаторно-курортное лечения пострадавших. Если в результате несчастного случая или профессионального заболевания потерпевшего признан инвалидом и в соответствии с медицинским заключением он требует санаторно-курортного лечения, ему не реже одного раза в три года должна предоставляться путевка на такое лечение. Инвалидам первой группы согласно заключению МСЭК путевка должна предоставляться ежегодно. В случаях самостоятельного приобретения путевок пострадавшим Фонд обязан компенсировать соответствующие расходы пострадавших в размере, устанавливаемый Фондом.
За счет Фонда компенсируются также расходы потерпевшего на проезд к месту лечения и обратно. Лицу, сопровождает потерпевшего, Фонд компенсирует расходы по проезду и найму жилья в соответствии с законодательством о служебных командировках.
В случаях, когда потерпевший до получения путевки на санаторно-курортное лечение использовал отпуск, работодатель предоставляет работнику дополнительный отпуск на лечение, включая время проезда к месту лечения и обратно. Средний заработок для оплаты времени такого дополнительного отпуска рассчитывается в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, но при этом работнику предоставляется право выбора периода, за который учитывается полученная им заработная плата: до повреждения здоровья или непосредственно перед отпуском. Обязанность предоставления такого отпуска и выплаты среднего заработка за период отпуска несет владелец, хотя бы повреждения здоровья в результате несчастного случая или профессионального заболевания наступило в период, когда работник находился в трудовых правоотношениях с другим владельцем.
67. Согласно заключению МСЭК Фонд финансирует (или компенсирует) затраты по приобретению автомобиля с ручным управлением, запасных частей к нему, горючего, а также расходы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля и обучению вождению (ч. 6 ст. 34 Закона).
68. Согласно абзацу четвертому ст. 3, подпункта "е" п. 1 части первой ст. 21 и части третьей ст. 28 Закона при наличии морального вреда в Фонд возлагается обязанность выплатить потерпевшему денежную сумму в порядке возмещения такого вреда. Но действие этих положений Закона "О Государственном бюджете Украины на 2006 год" приостановлено.
69. В течение срока, определенного индивидуальной программе реабилитации, которая предусматривает профессиональное обучение или переквалификацию, Фонд осуществляет страховые выплаты пострадавшему в размере среднего заработка пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания (ст. 32 Закона). Размер этих страховых выплат не зависит от степени потери профессиональной трудоспособности. В течение периода профессиональной реабилитации, когда в пользу потерпевшего производятся выплаты, рассматриваются, он не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных ч. 1 ст. 34 Закона. Выплаты, рассматриваемых производятся при условии, если с момента установления степени утраты профессиональной трудоспособности прошло не более одного года. Это - предельный срок, в течение которого могут производиться такие выплаты. Было бы неправильным считать, что в течение этого срока может возникнуть юридический факт - начало профессионального обучения или переквалификации, что дает потерпевшему право на получение такой выплаты в течение срока, который ограничен только периодом профессионального обучения или переквалификации, определенным индивидуальной программе профессиональной реабилитации. Поскольку индивидуальная программа профессиональной реабилитации носит рекомендательный характер (п. 5 Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 г. N 757), потерпевший вправе отказаться от ее выполнения. При отказе он теряет право на страховые выплаты в период профессионального обучения и переквалификации, но это не лишает права потерпевшего на получение ежемесячных страховых выплат в размере, пропорциональном проценту утраты профессиональной трудоспособности (ч. 1 ст. 34 Закона).
Кроме ежемесячных страховых выплат, Фонд возмещает пострадавшему стоимость инструментов, протезов и приспособлений, приобретенных им с целью овладения новой профессии или переквалификации, а также возмещает другие расходы, связанные с профессиональной подготовкой потерпевшего.
70. В случае смерти потерпевшего право на получение ежемесячных страховых выплат имеют нетрудоспособные лица, которые фактически находились на иждивении умершего или на день его смерти имели право на получение от него содержания. Такое право имеют дети, не достигшие 16 лет, дети в возрасте от 16 до 18 лет, которые не работают или старше этого возраста, но из-за недостатков физического или умственного развития не способны сами зарабатывать себе на жизнь, дети, которые являются учениками, студентами (курсантами, слушателями, стажерами) - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23 лет. При фактического нахождения на иждивении умершего это право имеют дети, независимо от родственных связей с умершим.
Один из супругов, не работает и имеет указанные выше признаки (нетрудоспособность и нахождение на иждивении застрахованного, стал потерпевшим) получают право на страховые выплаты в случае смерти потерпевшего при условии, что они не работают. Относительно инвалидов установлено специальное правило. Если они не имели права на получение от потерпевшего содержание, но фактически находились на содержании, они имеют право на страховые выплаты при условии, что были членами семьи потерпевшего. Вместе с тем инвалидам, если они были членами семьи пострадавшего, страховые выплаты производятся независимо от того, работают они или нет. При применении этих правил следует учитывать, что Верховный Суд считает лицо такой, которая находилась на содержании, если доля заработка потерпевшего, приходилась на каждого из иждивенцев, была постоянным и основным источником существования (подпункт "Г" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда "О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении вреда").
Несовершеннолетние (До достижения возраста 18 лет) дети, на содержание которых последний выплачивал или был обязан выплачивать алименты, имеют право на получение страховых выплат, независимо от того, работают они или нет, имеют они другие доходы.
Другие нетрудоспособные лица, имевшие право на получение содержания от умершего, но не получали такого содержания, также имеют право на страховые выплаты независимо от того, работают они или нет, имеют они доходы.
Ребенок умершего, родившийся после его смерти, также имеет право на получение страховых выплат. Наконец, такое право признается за женой (мужем), одним из родителей умершего или другим членам семьи, если он не работает и ухаживает за детьми, братьями, сестрами или внуками пострадавшего, не достигших возраста 8 лет.
71. Определение размера ежемесячных страховых выплат, производимых в пользу вышеперечисленных лиц, производится в следующем порядке. Если в пользу указанных лиц, не состоявшим на иждивении застрахованного до несчастного случая или профессионального заболевания, имели своим следствием его смерти, но имели право на его получение, средства на содержание взимались с застрахованного по решению суда, размер ежемесячной страховой выплаты таким лицам устанавливается в сумме, назначенной судом. Если лицо имела право на получение содержания от умершего, но не находилась на иждивении умершего и средства на ее содержание не взимались в судебном порядке, сумма страховой выплаты в пользу такого лица определяется Фондом. Ежемесячная страховая выплата в пользу этих двух категорий лиц вычитается из заработка потерпевшего для дальнейшего определения размера такой выплаты в пользу других лиц, имеющих право на получение ежемесячной страховой выплаты. После этого заработок умершего, оставшийся делится на число, равное количеству лиц, получавших содержание за счет заработка умершего. В это число включается сам умерший, лица, находившиеся на его иждивении и имели право на получение содержания от умершего, лица, состоявшие на иждивении умершего, но не имели права на получение от него содержания. Полученный результат составляет сумму страховых выплат, приходящаяся на одного иждивенца, имеющего право на такие выплаты.
72. В случае смерти потерпевшего размер единовременной страховой выплаты на семью составляет не менее 3-летней заработной платы потерпевшего. Кроме того, на каждого члена семьи, находившегося на иждивении умершего, а также на ребенка умершего, родившегося после его смерти, производится единовременная страховая выплата в размере не менее заработка пострадавшего за один год. Обратим внимание на то, что круг лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, отличается от круга лиц, имеющих право на ежемесячные страховые выплаты. Относительно одноразовой страховой выплаты на семью и указанных лиц не действует ограничение четырехкратным размером максимальной величины расходов на оплату труда, на которые начисляются взносы на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Уменьшение размера единовременной страховой выплаты семьи и иждивенцам умершего с учетом вины самого работника в несчастном случае, который наступил, и профессионального заболевания не предусмотрено.
73. В случае смерти застрахованного Фонд организует погребение или возмещает стоимость связанных с этим ритуальных услуг в соответствии с местными условиями (п. 2 части первой ст. 21 Закона). При этом предусматривается определение Кабинетом Министров порядка осуществления Фондом таких расходов (ч. 8 ст. 34 Закона). Под "порядком" понимается и определения размера возмещения расходов на погребение. В любом случае размер возмещения стоимости связанных с погребением ритуальных услуг согласно условиям не может быть определен ниже прожиточного минимума для трудоспособного лица (ст. 5 Закона "О размере взносов на некоторые виды общего обязательного государственного социального страхования ". Такие расходы не могут возмещаться Фондом, если он в соответствии с п. 2 части первой ст. 21 Закона непосредственно организует и финансирует погребение.
74. Кроме перечисленных выплат и социальных услуг предусмотрено предоставление Фондом таких услуг потерпевшим:
1) содействие созданию условий для своевременного предоставления квалифицированной неотложной помощи пострадавшим в результате несчастного случая, скорой помощи в случае необходимости в госпитализации пострадавшего, для ранней диагностики профессиональных заболеваний
2) организация целенаправленного и эффективного лечения пострадавших в специализированных лечебно-профилактических учреждениях, принадлежащих Фонду или в других лечебно-профилактических учреждениях на основе их договоров с Фондом
3) обеспечения по назначению врача вместе с соответствующими службами здравоохранения полного объема постоянно доступной, рационально организованной медицинской помощи (Содержание в больнице, реабилитационном учреждении, санатории, обеспечение необходимыми медицинскими средствами, протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, очками, слуховыми аппаратами, специальными средствами передвижения; зубопротезирование). С этой целью Фонд создает специализированные медицинскую и патронажной службе
4) принятия всех необходимых мер для поддержания, восстановления и повышения работоспособности пострадавшего
5) организация рабочих мест для инвалидов самостоятельно или совместно с органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления, с другими заинтересованными субъектами предпринимательской деятельности; компенсация расходов производства, не покрываются средствами от сбыта продукции
6) предоставление инвалидам помощи в решении социально-бытовых вопросов за счет средств инвалидов, а по решению исполнительной дирекции Фонда - за счет Фонда
7) оплата пострадавших страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование (уплата страховых взносов за работодателей не предусмотрена)
8) привлечение инвалидов к общественной жизни (П. 3 - 12 части первой ст. 21 Закона).