Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 3. Регулювання трудових відносин
Законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности , вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.
Особенности труда членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством и их уставами. При этом гарантии по занятости, охране труда, труда женщин, молодежи, инвалидов предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
Комментарий
1. Применение ст. 3 КЗоТ крайне затруднено несогласованностью ее содержания с некоторыми другими законодательными актами. Для правильного понимания статьи, комментируется, следует учитывать, что ст. 3 КЗоТ в первоначальной редакции, измененной только Законом от 20 марта 1991, по общему правилу, исключала распространение действия Кодекса законов о труде на трудовые отношения членов колхозов. Только некоторые группы норм Кодекса законов о труде и других актов законодательства о труде распространялись на трудовые отношения в колхозах, но не напрямую, а в силу норм колхозного законодательства, отсылали с законодательством о труде.
Официальное нераспространении на колхозы, по общему правилу, Кодекса законов о труде и других актов, содержащих нормы трудового права, подавалось коммунистической идеологией как проявление демократизма: государство не вмешивается в трудовые отношения между колхозами и членами колхозов, предоставляя возможность самим членам колхозов принимать правила, регулирующие их трудовые отношения с колхозами. На самом деле, коммунистическая партия и государство находила другие способы влияния на трудовые отношения членов колхозов.
2. Законом от 20 марта 1991 ст. 3 КЗоТ внесены изменения, согласно которым Кодекс законов о труде был распространен на всех работников (кроме военнослужащих Вооруженных Сил, других воинских формирований, на которых не ведутся трудовые книжки, а также других лиц, которые не имеют статуса работников по трудовому праву), независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий, учреждений, организаций, с которыми работники состоят в трудовых отношениях. Правильность такого понимания части первой ст. 3 КЗоТ подтверждается частью второй той же статьи, допускает только установление особенностей регулирования трудовых отношений тех работников, которые одновременно являются членами кооперативов, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств.
3. Однако уже после того, как Законом от 20 марта 1991 были внесены изменения в ст. 3 КЗоТ, которые окончательно, казалось бы, решили вопрос о распространении, как правило, нормы КЗоТ на всех работников, при принятии Закона "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" Верховная Рада Украины снова сделала попытку ограничить сферу действия Кодекса законов о труде и трудового законодательства в целом. Ст. 19 названного Закона установила: "трудовые отношения членов предприятий (коллективных сельскохозяйственных предприятий - Авт.) Регулируются настоящим Законом и уставом предприятия, а граждан, которые работают по трудовому договору или контракту, - законодательством о труде Украины ".
Отрицать силу ст. 19 Закона "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" по той причине, что она противоречит ст. 3 КЗоТ, нормы которого должны применяться преимущественно перед нормами других законов в силу ст. 4 КЗоТ, было бы неправильным. П. 3 Постановления "О порядке введения Закона Украины "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" приписывает до приведения законодательных актов, противоречащих настоящему Закону, в соответствие с ним, применять только те законодательные акты, которые не противоречат настоящему Закону. Однако не следует преувеличивать значение противоречия между ст. 19 Закона "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" и частью второй ст. 3 КЗоТ. Закон "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" содержит крайне ограниченное количество норм, регулирующих трудовые отношения. Практика свидетельствует, что в уставах таких предприятий подобные нормы также обычно не устанавливаются. При таких условиях, поскольку ст. 19 Закона "О коллективном сельскохозяйственном предприятие "не предусматривает прямого распространения норм Кодекса законов о труде на трудовые отношения в таких предприятиях, нормы этого Кодекса следует применять к трудовых правоотношений в коллективных сельскохозяйственных предприятиях по аналогии (при отсутствии соответствующих норм в Законе "О коллективном сельскохозяйственном предприятие "и соответствующих условий в уставах предприятий).
4. Аналогичное правило было установлено ст. 27 Закона "О фермерском хозяйстве": "Трудовые отношения членов фермерского хозяйства регулируются уставом, а лиц, привлеченных к работе по трудовому договору (Контракту), - законодательством Украины о труде ". Оно также исключает применение КЗоТ к трудовым отношениям членов фермерского хозяйства. В силу п. 4 Заключительных положений этого Закона законы и другие нормативно-правовые акты подлежат применению, если они не противоречат настоящему Закону. Итак, ст. 27 Закона "О фермерском хозяйстве" имеет преимущество при правоприменении перед нормами Кодекса законов о труде, в частности - перед частью второй ст. 3 КЗоТ. Невозможность прямого применения норм Кодекса законов о труде в трудовых отношений членов фермерского хозяйства делает необходимым применение по аналогии (поскольку соответствующие отношения не урегулированы уставом фермерского хозяйства).
5. При принятии Закона "О сельскохозяйственной кооперации" учтены неудачные попытки ограничения сферы действия Кодекса законов о труде, которые имели место во время принятия Закона "О коллективном сельскохозяйственное предприятие ". Распространение на трудовые отношения членов сельскохозяйственных кооперативов законодательства о труде было признано официально (ст. 25 Закон "О сельскохозяйственной кооперации"). Аналогичное положение сформулировано в части первой ст. 34 Закона "О кооперации": "Трудовые отношения в кооперативных организациях регулируются настоящим Законом, законодательством о труде, уставами кооперативных организаций и правилами их внутреннего распорядка ".
6. Изменениями в ст. 3 КЗоТ от 5 июля 1995 действие Кодекса законов о труде и других актов законодательства о труде прямо было распространено на трудовые отношения работников с физическими лицами (лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; лицами, нанимают работников, выполняющих работы по обслуживанию нанимателей).
Что касается трудовых отношений между физическими лицами - нанимателями и работниками, которые принимаются на работу для обслуживания личных нужд нанимателей, то они регулировались нормами Кодекса законов о труде в силу косвенного указания на это в ст. 7 КЗоТ. После исключения из ст. 7 КЗоТ этого указания Законом от 15 декабря 1993 в трудовом праве возник пробел, которая была устранена только Законом от 5 июля 1995, согласно которому изменена ст. 3 КЗоТ, и Кодекс законов о труде был прямо распространен на отношения между нанимателями - физическими лицами и работниками. Однако изменениями, принятыми 24 декабря 1999, в статью 7 КЗоТ возвращено указания на то, что законодательством устанавливаются особенности труда работников, работающих у физических лиц по трудовым договорам.
7. Часть вторая ст. 3 КЗоТ предусматривает возможность установления "особенностей труда", то есть особенностей правового регулирования трудовых отношений "членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями ". Поскольку стороной трудового договора в силу ст. 21 Кодекса законов о труде всегда работник - физическое лицо, и эту линию правотворческие органы последовательно проводят через все нормативные акты о труде, указания в части второй ст. 3 КЗоТ на "особенности труда членов ... их (кооперативов - Авт.) объединений "следует признать не подлежащим применению, поскольку членами объединений кооперативов является кооперативы как юридические лица, а не физические лица (ст. 30 Закона "О кооперации"). Указание в ст. 35 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" на регулирование трудовых отношений в кооперативных объединениях и в ст. 34 Закона "О кооперации" на регулирование трудовых отношений в кооперативных организациях не является основанием для установления особенностей регулирования трудовых отношений в кооперативных объединениях их уставами, поскольку эти особенности устанавливаются не в соответствии с указанными правил, а в силу ст. 3 КЗоТ.
8. Формулировка части второй ст. 3 КЗоТ "особенности труда членов кооперативов "распространяется на членов не только производственных, но и других кооперативов, в частности, членов потребительских обществ. Учитывая это, следует признать, что ч. 4 ст. 6 Закона "О потребительской кооперации", предоставляющий членам потребительского общества право первоочередного принятия на работу в общество, не противоречащей ст. 3 и другим нормам Кодекса законов о труде.
9. Общая черта установления особенностей правового регулирования трудовых отношений работников, на трудовые отношения которых указывается в части второй ст. 3 КЗоТ, заключается в том, что указанным работникам в любом случае предоставляются предусмотренные законодательством о труде гарантии, касающиеся труда женщин, молодежи, инвалидов, охраны труда и занятости. В связи с принятием Конституции Украины, допускающей определение действий, которые являются дисциплинарными правонарушениями, и установление ответственности за них исключительно законами (п. 22 части первой ст. 92), уставами юридических лиц, перечисленных в части второй ст. 3 КЗоТ, не могут устанавливаться также меры дисциплинарной ответственности. Не должно возникать особых сложностей при определении круга гарантий (и норм, устанавливающих их) для женщин, молодежи и инвалидов. Гарантии, касающиеся охраны труда, установленные статьями 153 - 173 КЗоТ, Законом "Об охране труда" и соответствующими специальными нормативными актами.
Сложнее определить содержание гарантий, касающихся занятости и соответствующих им правовых норм. Очевидно, это - гарантии, призванные обеспечить право работников на занятость. Как исходное положения для определения понятия гарантий относительно занятости (или гарантий занятости) следует принять наиболее близкий термин, употребляемый в ст. 5 Закона "О занятости населения ", -" Гарантии занятости ". В этой статье говорится о дополнительных гарантиях занятости для отдельных категорий населения, однако сравнения в. 5 ст. 4 Закона "О занятости населения" дает основания для утверждения о том, что именно в этих двух статьях определенное содержание гарантий занятости.
10. Гарантии занятости, действующих в отношениях "работник-собственник (предприятие)", как это следует из ст. 1 и 4 Закона "О занятости населения ", включают:
1) добровольность труда, выбора или смены профессии (вида деятельности);
2) захист від необґрунтованої відмови у прийнятті на роботу і незаконного звільнення, а також сприяння в сохранении работы
3) компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность
4) выплату выходного пособия работникам, которые потеряли работу на предприятиях. Буквально в ст. 4 Закона "О занятости населения" речь идет о выплате выходного пособия лицам, "которые потеряли постоянную работу". Думаем, что здесь под постоянной работой понимается работа как по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, так и по срочному трудовому договору
5) предоставление работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений, ранее заявленных предприятиями
6) дополнительные гарантии по трудоустройству трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, которые установлены ст. 5 Закона "О занятости населения".
Следовательно, в силу части второй ст. 3 КЗоТ работники предприятий с иностранными инвестициями имеют право на гарантии, установленные для работников общими нормами о порядке освобождения с работы. Вместе с тем понятие гарантий занятости в отношении членов кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, фермерских хозяйств и колхозов предприятий, имеет иной смысл. Сегодня судебная практика исходит из того, что трудовые отношения на названных видах предприятий возникают непосредственно по членству в этих предприятиях. Определение по соглашению сторон трудовой функции работника, увольнение с должности (выполняемой работы) на таких предприятиях осуществляется без прекращения трудовых правоотношений в соответствии с уставом. С учетом этого Верховный Суд Украины считает, что, например, ст. 43 КЗоТ не распространяется на случаи увольнения членов коллективного сельскохозяйственного предприятия по определенной должности или работы, поскольку в этом случае расторжение трудового договора не имеет места (Применение судами гражданского и гражданско-процессуального законодательства. - М.: Ин Юре, 2002. - С. 170).
Подчеркнем, что ни законодательством, ни уставами предприятий, указанных в части второй ст. 3 КЗоТ, не может снижаться уровень гарантий для работников перечисленных предприятий, предусмотренном Кодексом законов о труде, и касается занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
11. Закон "О сельскохозяйственной кооперации" не устанавливает особенностей регулирования труда наемных работников сельскохозяйственных кооперативов, кроме одной. Ч. 2 ст. 35 этого Закона устанавливает лишь, что по соглашению сторон допускается заключение трудового контракта.
12. Трудовые отношения фермерского хозяйства с наемными работниками регулируются законодательством о труде с учетом особенностей, установленных ст. 27 Закона "О фермерском хозяйстве". Таких особенностей две: 1) с наемными работниками фермерского хозяйства может заключаться контракт 2) трудовой договор (контракт) с таким хозяйством в любом случае заключается в письменной форме.
13. На наемных колхозников полностью распространяется действие Кодекса законов о труде и других актов законодательства о труде.
14. Допускається встановлення особливостей правового регулювання трудових відносин працівників предприятий с иностранными инвестициями. Они могут устанавливаться законодательством и уставами предприятий при условии, что они не будут снижать уровень правовых гарантий, установленные законодательством о труде и касающихся занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов, а также не будут касаться мер дисциплинарной ответственности. Закон "О режиме иностранного инвестирования" не устанавливает каких-либо особенностей регулирования труда работников предприятий с иностранными инвестициями. Однако нет препятствий для установления таких особенностей в уставах предприятий (с учетом указанных выше ограничений).
15. Под предприятием с иностранными инвестициями следует понимать предприятие, определение которого дается в ч. 8 ст. 1 Закона "О режиме иностранного инвестирования ". Таким признается предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 процентов. Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс. При отсутствии признаков, указанных в названном Законе, предприятие не может быть признано предприятием с иностранными инвестициями, хотя бы фактически оно им и было (в силу фактического наличия в составе его имущества иностранной инвестиции). Это подтверждается ст. 116 ГК.
16. В части второй ст. 3 КЗоТ говорится об особенностях работы. Это, конечно, стилистически неудачно, поскольку необходимо говорить об особенностях регулирования труда. Однако в любом случае, ясно, что законодатель ограничил возможность установки на указанных в части второй ст. 3 КЗоТ предприятиях только особенностей регулирования труда, т.е. трудовых отношений в узком смысле, а не отношений, связанных с трудовыми. Поэтому представляется недопустимым внесение в уставы предприятий, получивших право установления особенностей регулирования трудовых отношений на основании ст. 3 КЗоТ, особенностей, например, рассмотрения трудовых споров. Правовые нормы, которые определяют порядок рассмотрения трудовых споров, устанавливают процедуру защиты прав, вытекающих из трудовых отношений, а не регулируют эти отношения.