Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 49(2). Порядок вивільнення працівників

О предстоящем высвобождении работников персонально предупреждают не позднее чем за два месяца.

При высвобождении работников в случаях изменений в организации производства и труда учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством.

Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации. При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации работник, по своему усмотрению, обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно. Одновременно собственник или уполномоченный им орган уведомляет государственную службу занятости о предстоящем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда.

Державна служба зайнятості пропонує працівникові роботу в тій же чи іншій місцевості за його професією, спеціальністю, квалификацией, а при ее отсутствии - осуществляет подбор другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей. При необходимости работник может быть направлен, с его согласия, на обучение новой профессии (специальности) с последующим предоставлением ему работы.

Комментарий

1. По общему правилу, когда говорится о прекращении трудовых правоотношений, законодательство употребляет термин "прекращение трудового договора", "расторжение трудового договора", "освобождение"). Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 27 мая 1988 Трудовой кодекс был дополнен главой, комментируется, в которой появился новый термин "высвобождение работников". Из содержания главы III-А КЗоТ можно сделать вывод о том, что высвобождение работников - это категория, которая может применяться только в отношении прекращения трудового договора на основании, указанном в п. 1 ст. 40 КЗоТ. Такое понимание высвобождения работников, следует из главы III-А КЗоТ, следует признать имеющим нормативное значение.

2. Оскільки порядок вивільнення працівників досить детально урегульовано ст. 492 КЗпП, слід визнати, что в Украине не действует Положение о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, было утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС.

3. О предстоящем высвобождении работники персонально предупреждаются не позднее, чем за два месяца. Хотя статья, коммент, и не требует письменного предупреждения об увольнении, все же работника целесообразно при увольнении предупреждать письменно под расписку. Это исключит спор о том, предупреждался работник об увольнении или нет. Это исключит и возможные ссылки работника на то, что он неправильно понял смысл предупреждения. Предупредить работника об увольнении может не только руководитель предприятия, но и руководитель структурного подразделения, работник отдела кадров, если им такое полномочие предоставлено руководителем (лицом, имеющим право приема и увольнения работников). В любом случае, предупреждение должно быть сделано в такой форме, чтобы у работника не возникало сомнений в том, что предупреждение исходит именно от лица, имеющего право на принятие и увольнение работников. Лучше всего, если работнику под расписку будет вручено предупреждение за подписью руководителя или начальника отдела кадров.

Понятие высвобождение охватывает собой все случаи увольнения по п. 1 ст. 40 КЗоТ. Поэтому предупреждение о предстоящем увольнении является обязательным и при ликвидации предприятия, учреждения, организации. Только в силу специального правила п. 2 ст. 23 Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" руководитель должника освобождается со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом без предупреждения о предстоящем увольнении.

4. Закон требует предупредить работника о предстоящем высвобождении не позднее чем за два месяца. Итак, предупредить сотрудника прежнему. Однако в случае более раннего предупреждения работника целесообразно указать точную дату следующего увольнения. В таком случае при возникновении спора работник не сможет ссылаться на то, что он считал, что владелец отменил свое решение об увольнении, а потому перестал подыскивать себе работу и просить суд изменить дату увольнения на более поздний срок.

5. З установленого двомісячного строку не виключається час перебування у відпустці, період тимчасової нетрудоспособности, другое время, в течение которого работник не работал по уважительной или неуважительной причине. В принципе, предупредить работника о предстоящем высвобождении можно и в период, когда он на работе отсутствует. Однако это возможно только при условии, что работник придет на предприятие или его лично сообщат об этом под расписку в другом месте. Посылать письменное предупреждение о предстоящем высвобождении почте не рекомендуется. Даже если предупреждение будет выслано заказным письмом, работник может сослаться на то, что сообщение не получал, что его получил кто-то из членов семьи, а ему самому сообщения не передалось.

6. Закон не устанавливает какой-либо строгой санкции за нарушение установленного срока предупреждения работника о предстоящем высвобождении. Исходя из этого, Пленум Верховного Суда Украины не допускает возможности восстановления работника на работе только потому, что он не был вовремя предупрежден о последующем высвобождения, и разъясняет, что несоблюдение срока предупреждения работника при увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, влечет лишь изменение судом даты увольнения с учетом срока предупреждения, в течение которого он работал (абзац шестой п. 19 постановления

7. П. 5 ст. 20 Закону "Про зайнятість населення" покладає на підприємства обов'язок попереджати державну службу занятости о предстоящем высвобождении работников не позднее чем за два месяца. В таком предупреждении, что направляется письменно, указываются основания (имеется в виду одна из конкретных оснований, указанных в п. 1 ст. 40 КЗоТ), сроки высвобождения, наименования профессий (специальностей), квалификация высвобождаемых работников, размер оплаты их труда. Если предприятие не выполнило обязанность предупредить службу занятости о предстоящем высвобождении работников, либо не сообщил все перечисленные выше сведения, с предприятия взимается штраф в размере годовой заработной платы каждого уволенного работника.

8. При высвобождении работнику должна быть предложена работа по соответствующей профессии (специальности) и только при отсутствии такой работы - другая работа, на предприятии, в учреждении, организации. Что же касается требований работника о предоставлении ему работы высшей квалификации, чем та, что он выполнял, то этот вопрос должен решаться работодателем в соответствии с общими положениями о комплектовании кадров и продвижения по службе (Применение судами гражданского и гражданско-процессуального законодательства. - М.: Ин Юре, 2002. - С. 153).

9. На предприятие возлагается также обязанность представлять в государственную службу занятости списки фактически высвобожденных работников не позднее 10 дней после освобождения. Подчеркнем, что это касается только увольнение в порядке высвобождения работников. На случаи увольнения работников по другим основаниям это правило не распространяется. Однако санкция за непредставление таких списков или просрочки их очень строгая - все тот же штраф в размере годовой заработной платы за каждого уволенного работника (ч. 5 ст. 20 Закона "О занятости населения"). Имеется в виду заработная плата каждого уволенного работника за 12 месяцев, предшествовавших месяцу, в котором этот работник был уволен. При исчислении суммы указанной заработной платы следует руководствоваться нормами Порядка исчисления средней заработной платы.

От указанной ответственности предприятия следует отличать установленную п. 4 ст. 20 Закона "О занятости населения" административную ответственность должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за непредставление статистических данных или представления их недостоверными или с запозданием (речь идет о ежемесячном представления в полном объеме в государственной службы занятости информации в соответствии с формами государственной статистической отчетности о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о работниках с неполным рабочим временем, о работниках, которые не работают в связи с простоем производства по не зависящим от них причинам, а также информации в десятидневный срок о всех принятых работников).

10. О преимущественном праве на оставление на работе при высвобождении работников см.. комментарий к ст. 42 КЗоТ.

11. Об обязанности принять меры по переводу на другую работу работника, подлежащего высвобождению см.. комментарий к ст. 40 КЗоТ.

12. О обязанности государственной службы занятости содействовать трудоустройству работников и их переподготовке см.. комментарий к ст. 494 КЗоТ.