Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 8. Регулирование трудовых отношений граждан, работающих за пределами своих государств
Трудовые отношения граждан Украины, работающих за ее пределами, а также трудовые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, регулируются в соответствии с Законом Украины "О международном частном праве".
Комментарий
1. Комментируемая статья, формулирует коллизионные нормы, которые дают ответ на два следующих вопроса: 1) законодательство какого государства (Украины или иностранного государства) регулирует труд граждан Украины, работающих за ее пределами, 2) законодательство которой государства (Украины или иностранной) регулирует работу иностранцев, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины. При этом речь идет о предприятиях, учреждениях, организации, которые не только зарегистрированы или образованные иным способом в Украине, но и действуют на ее территории. По общему принципу, закрепленному в этой статье, труд указанных категорий работников регулируется законодательством стороны трудоустройства и международными договорами Украины. Толкование норм ст. 8 КЗоТ должно осуществляться с учетом положений ст. 52 - 54 Закона "О международном частном праве". Ст. 52 упомянутого Закона устанавливает общее правило, согласно которому "к трудовым отношениям применяется право государства, в котором выполняется работа, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины ".
2. При таких условиях возникает необходимость решения вопроса о выборе нормы, подлежащей преимущественному применению (ст. 8 КЗоТ, подчиняет трудовые отношения праву "государства, в котором осуществлено трудоустройство", или в. 52 названного Закона, подчиняет трудовые отношения праву "государства, в котором выполняется работа"). Последовательное применение ст. 4 КЗоТ, устанавливающей правило о необходимости соответствия норм трудового права, которые включены в другие законодательные акты, правилам Кодекса законов о труде, не признается необходимым не только правоприменительной практикой, а и законодателем, что, в частности, проявилось в издании большого количества законов, содержащих нормы трудового права, противоречат нормам Кодекса законов о труде. При таких условиях вопрос о выборе нормы, подлежащей преимущественному применению, должен решаться с учетом правил о преимущественном применении специальных и позже принятых норм. Закон "О международном частном праве" выдано специально для установки коллизионных норм, в том числе в сфере трудовых отношений. Нормы упомянутого Закона, безусловно, является позднее принятыми. Наконец, нормы, сформулированные в Законе "О международном частном право ", более четкими и доступными для правоприменительных органов. С учетом изложенного, они должны признаваться подлежащими преимущественному применению перед нормами ст. 8 КЗоТ.
Итак, для выбора права, подлежащего применению к трудовым отношений, о которых идет речь в комментируемой статье, должен использоваться критерий, установлен ст. 52 Закона "О международном частном праве", - место (государство) выполнения работы.
Безусловно, критерий, установленный ст. 52 упомянутого Закона, является наиболее общим и решение вопроса о праве, подлежащем применению, должно приниматься с учетом ряда дополнительных критериев, которые установлены ст. 53 - 54 настоящего Закона.
3. По-перше, питання про вибір права, що підлягає застосуванню до трудових відносин, вирішується міжнародними договорам Украины (п. 3 ст. 53, ст. 54 Закона "О международном частном праве", ст. 8 КЗоТ). В соответствии со ст. 10 Закона "О занятости населения" граждане Украины в период временного пребывания за рубежом имеют право заниматься трудовой деятельностью, если она не противоречит действующему законодательству Украины и страны пребывания. При этом интересы граждан Украины, которые временно работают за границей, защищаются двусторонними и многосторонними соглашениями, заключенными Украиной с другими государствами. Украина, в частности, заключен следующие соглашения такого рода:
1) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и России, которые работают за пределами своих стран (заключено 14 января 1993)
2) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и Республики Молдова, работающих за пределами своих государств (заключено 13 декабря 1993)
3) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Польша о взаимном трудоустройстве работников (заключено 16 февраля 1994)
4) Соглашение стран - участниц СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (заключено 15 апреля 1994 и ратифицирована Украиной 11 июля 1995)
5) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Литовской Республики о взаимном трудоустройство граждан (заключено 28 марта 1995)
6) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Латвийской Республики о трудовой деятельности и социальной защите лиц, которые постоянно проживают в Украине и Латвии и работают на территории обоих государств (заключено 21 ноября 1995)
7) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и Республики Беларусь, работающих за пределами своих стран (заключено 17 июня 1995 и ратифицирована Украиной 26 апреля 1996 г.)
8) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и Республики Армения, работающих за пределами своих стран (заключено 17 июня 1995 и ратифицирована Украиной 26 апреля 1996)
9) Угода між Урядом України та Урядом Чеської Республіки про взаємне працевлаштування громадян України и граждан Чешской Республики (заключено 21 марта 1996 и ратифицирована Украиной 6 декабря 1996)
10) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о взаимном трудоустройстве граждан и их социальной защите (заключено 8 апреля 1996 и ратифицирована Украина 4 февраля 1998)
11) Соглашение между Правительством Украины и Правительством Словацкой Республики о взаимном трудоустройстве граждан (заключено 7 марта 1997 и ратифицирована Украиной 4 февраля 1998).
12) Соглашение между Украиной и Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией о сотрудничестве в сфере труда и трудоустройства (заключено 14 октября 2003 года и ратифицирована Украиной 15.06.2004 г.).
Кроме того, Законом Украины от 20 апреля 2000 года ратифицировано Соглашение между Правительством Украины и Правительством Аргентинской Республики о трудоустройстве членов семей сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений, а Законом от 18.09.2003 года - Соглашение (в форме обмена нотами) между Правительством Украины и Правительством Турецкой Республики о взаимном трудоустройстве членов семей сотрудников иностранных учреждений.
4. Отдельные положения о регулировании трудовых отношений содержатся и в других международных договорах Украины. Среди них - соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом, его государствами-участниками. Статья 24 Соглашения устанавливает, что, насколько это разрешено законами, условиями и процедурами, которые применяются в каждом государстве-участнике, Сообщество и его государства-участники будут стремиться обеспечить, чтобы статус украинских граждан, на законных основаниях работающих на территории государства-члена, не допускал никакой дискриминации по основаниям гражданства в условиях труда, вознаграждения за труд или увольнения по сравнению с их собственными гражданами. В свою очередь, соблюдая законов, условий и процедур, которые применяются в Украине, Украина будет стремиться обеспечить гражданам государств - членов Сообщества, которые работают на законных основаниях на территории Украины, отношение, свободное от любой дискриминации по основаниям гражданства в условиях труда, вознаграждения за труд или увольнения по сравнению с ее собственными гражданами.
5. Согласно комментируемой статье трудовые отношения граждан Украины, работающих за ее пределами, регулируются законодательством государства трудоустройства и международными договорами Украины. Граждане Украины могут работать за ее пределами: а) либо на иностранных предприятиях, в учреждениях, организациях или в иностранных физических лиц б) или на украинских предприятиях, в учреждениях, организациях или в украинских физических лиц. Как правило, в международных договорах стороны регулируют обе формы трудоустройства их граждан за рубежом. Однако в некоторых случаях участники договора могут ограничивать сферу его действия. Например, в п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о взаимном трудоустройстве граждан и их социальной защите предусмотрено, что настоящее Соглашение не распространяется на каждой из сторон, которые работают на их территории, на основе контрактов на комплексные технологические поставки и поставки оборудования. В этих случаях граждане Украины работают во Вьетнаме, но находятся в трудовых правоотношениях с украинскими юридическими лицами. Поэтому их труд будет регулироваться законодательством Украины.
6. У тому випадку, коли мова йде про роботу на іноземних підприємствах, в установах, організаціях, а также в иностранных физических лиц, вполне естественным будет понимание законодательства государства трудоустройства как "законодательства государства, на территории которого осуществляется трудовая деятельность ". Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что труд граждан Украины, работающих за ее пределами на иностранных работодателей, по общему правилу, должна регулироваться законодательством иностранного государства, если международным договором не установлен иной порядок. Этот вывод подтверждается п. 1 ст. 53 Закона "О международное частное право ".
7. Вопрос о том, законодательство какого государства (Украины или иностранной государства) должен применяться для регулирования труда граждан Украины, работающих за ее пределами на украинских предприятиях, в учреждениях, организациях или у украинских физических лиц, должен решаться с учетом правила п. 2 ст. 53 Закона "О международном частном праве", согласно которому законодательство Украины о труде регулирует трудовые отношения граждан Украины, работающих за рубежом, если они заключили трудовые договоры с физическими или юридическими лицами Украины и это не противоречит законодательству государства, на территории которого выполняется работа.
Следовательно, труд граждан Украины, которые работают за ее пределами на украинских предприятиях, в учреждениях, организациях или на украинском физических лиц, регулируется законодательством иностранного государства, на территории которого осуществляется работа. Такой ("территориальное") принцип действия трудового законодательства зачастую закрепляется и в международных договорах. Например, в ст. 2 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенной в рамках СНГ, определяется, что сторона трудоустройство - это государство, "на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта) ". Поскольку в ст. 6 Соглашения определено, что работники имеют права и несут обязанности, установленные трудовым законодательством Стороны трудоустройства, то в рамках СНГ действует принцип, согласно которому труд граждан государств СНГ, работающих на территории других государств СНГ, регулируется законодательством государства, на территории которого происходит трудовая деятельность. Подчеркнем, что речь идет о работников-граждан государств СНГ, постоянно проживающие на территории других государств СНГ, а не находятся в кратковременных командировках.
8. Такой принцип закрепляется и в двусторонних договорах между Украиной и некоторыми другими государствами - членами СНГ. В частности, в ст. 6 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и России, которые работают за пределами своих государств, предполагается, что работники государства выезда, работающим на территории Стороны трудоустройства, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством Стороны трудоустройства (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и т.д.).
При этом согласно ст. 1 указанного Соглашения его действие распространяется на работников и членов их семей, являющихся гражданами или постоянно проживающих на территории одной из сторон (стороны выезда) и осуществляют свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой стороны (стороны трудоустройства). В данном случае под законодательством стороны трудоустройства понимается законодательство государства, в которой проходит трудовая деятельность работника.
Такой подход характерен не только для договоров с государствами СНГ. Например, в соответствии с п. 1 ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о воздушном сообщение уполномоченному авиапредприятию или авиапредприятиям одной Стороны Договора предоставляется право в соответствии с законами и правилами трудоустройства другой Стороны Договора назначать и удерживать на ее территории свой собственный административный, технический, эксплуатационный и другой персонал, необходимый для обеспечения воздушного сообщения.
9. Однако возможно и другое, чем "законодательство государства, территории которой осуществляется трудовая деятельность ", понимание термина" законодательство Стороны трудоустройства ". Содержание указанного термина можно понимать и как "законодательство государства-работодателя". Основанием для такого толкования является то, что стороной трудоустройство работника является, как правило, конкретный работодатель, в свою очередь может находиться не только в государстве, на территории которого осуществляется трудовая деятельность, но и на территории другой, в том числе и той, где он постоянно проживает. Подчеркнем, что такое толкование не изменяет порядок регулирования труда граждан Украины, работающих за ее пределами, в иностранных юридических и физических лиц. Их труд однозначно регулируется законодательством иностранного государства, в котором они работают. Кроме того, значение положения ст. 8 КЗоТ, анализируется, является сниженным в связи с наличием специальных (и более четких) положений Закона "О международном частном праве", подлежат преимущественному применению.
10. То же время, при таком толковании термина "законодательство Стороны трудоустройства" не изменяется законодательство, регулирующее труд граждан Украины, которые заключили трудовые договоры с украинскими юридическими и физическими лицами о работе на территории другого государства. При таком понимании термина "законодательство Стороны трудоустройства" их труд должна регулироваться законодательством Украины. Другое дело, что не всякое государство признает возможность применения на ее территории законов другого государства, хотя бы и к отношениям без участия ее граждан и юридических лиц. Поэтому для легализации действия подобного принципа он должен быть закреплен соответствующим международным договором.
Саме такий принцип закладено в Угоді між Урядом України та Урядом Чеської Республіки про взаємне трудоустройство граждан Украины и граждан Чешской Республики. В частности, ст. 3 Соглашения предусматривает, что трудоустройство граждан в соответствии с настоящим Соглашением осуществляется:
1) через органи працевлаштування обох держав на основі письмових трудових договорів, укладених між гражданином одной Стороны Договора и работодателем, местонахождением которого является территория другой Стороны Договора. При этом трудоустройство осуществляется длительно, на период до одного года с возможностью продления этого срока или краткосрочно, на сезонные работы, на период до шести месяцев один раз в течение календарного года
2) на основі контрактів між суб'єктами господарської діяльності обох Сторін Договору. Однак оскільки непосредственная трудовая деятельность работника осуществляется на основе его индивидуального трудового договора с работодателем, а не на основе договора между субъектами хозяйственной деятельности, то подобная формулировка должно означать, что трудовая деятельность на территории одной Стороны Договора может осуществляться и на основании трудового договора с работодателем другой Стороны Договора.
зависимости от перечисленных способов трудоустройства в ст. 7 Соглашения определяется законодательство, которое будет использоваться для регулирования трудовых отношений. В первом случае (трудовой договор заключается с гражданином одного государства через органы трудоустройства с работодателем другого государства) трудовые отношения регулируются нормами государства, на территории которого гражданин выполняет работу. Таким образом, труд граждан Украины, которые работают в Чехии, и заключили трудовые договоры с чешскими работодателями, регулируется законодательством Чехии. В то же время труд граждан Украины, которые заключили трудовые договоры с украинскими работодателями для выполнения работы на территории Чехии на основании контрактов между субъектами хозяйственной деятельности государства, на территории которого они постоянно проживают, то есть в случае, если этим государством будет Украина, для регулирования их труда разрешается применять законодательство Украины.
11. В некоторых случаях в международных договорах прямо устанавливается, что трудовые отношения граждан, работающих по трудовым договорам с работодателями своего государства, однако на территории другой, регулируются законодательством государства, на территории которой осуществляется трудовая деятельность. Примером такого подхода является Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и Республики Беларусь, работающих за пределами своих государств. В ст. 7 Соглашения (как и в Соглашении с Чехией) предусмотрена возможность того, что граждане одного государства могут осуществлять трудовую деятельность на территории другого государства на основании не только трудового договора (контракта), заключенного между гражданином одной государства и работодателем другого государства, но и на основании договора, заключенного между субъектами хозяйственной деятельности обоих государств. Однако далее в. 7 Соглашения однозначно устанавливает, что работники пользуются правами и выполняют обязанности, которые предусматриваются трудовым законодательством государства трудоустройства, под которой понимается другая государство, чем государство гражданства или постоянного проживания. Таким образом, труд граждан Украины, которые работают по трудовым договорам с украинскими работодателями на территории Беларуси, регулируется белорусским законодательством. Такой же подход содержится в Соглашении между Правительством Украины и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и Республики Армения, работающих за пределами своих государств.
12. При командировке работников для работы за границу обычным является регулирование их трудовых отношений правом того государства, с которой работники командированы. Таким образом, в случае командировки граждан Украины, которые работают в украинских предприятиях, учреждениях, организациях, за границу, их труд продолжает регулироваться законодательством Украина.
13. Еще одной группой граждан Украины, которая работает за рубежом, являются дипломатические работники - государственные служащие, выполняющие дипломатические или консульские функции в Украине или за границей и имеют соответствующий дипломатический ранг. Согласно ст. 21 Закона Украины "О дипломатической службе" они могут направляться в долгосрочную командировку с учетом их профессиональной подготовки и специализации. Долгосрочное командировки дипломатических работников длится, как правило, до четырех лет - в государствах с нормальными климатическими условиями и стабильной политической ситуацией и в трех лет - в государствах с тяжелыми климатическими условиями или сложной политической ситуацией. Перечень таких государств должен быть утвержденным Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства иностранных дел Украины.
Кроме дипломатических работников в долгосрочное командировку могут быть направлены также административно-технические работники - государственные служащие, осуществляющие административно-техническое обслуживание системы органов дипломатической службы, и которые также относятся к работникам дипломатической службы. В свою очередь, их долгосрочную командировку длится, как правило, до трех лет - в государствах с нормальными климатическими условиями и стабильной политической ситуацией и до двух лет - в государствах с тяжелыми климатическими условиями или сложной политической ситуацией.
Следует также упомянуть, что согласно ст. 23 этого Закона работники дипломатической службы могут быть направлены на работу в секретариаты международных организаций по квоте Украины. В таких случаях продолжительность работы в секретариатах международных организаций обусловливается сроками контрактов с этими организациями, определенными по согласованию с Министерством иностранных дел Украины.
14. В целом работа дипломатических работников в дипломатических представительствах Украины регулируется законодательством Украина, в частности, Кодексом законов о труде Украины, законами "О дипломатической службе" и "О государственной службе" и другими соответствующими законами и нормативно-правовыми актами. Однако при этом следует учитывать некоторые особенности, установленные международным правом, в частности, Венской конвенции о дипломатических сношениях. Согласно ст. 11 настоящей Конвенции государство пребывания предусмотренных в этой статье условиях может отказаться принять должностных лиц определенной категории. Ст. 9 Конвенции предусматривает, что государство пребывания может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить представляемое государство, глава представительства или любой из членов дипломатического представительства является persona non grata или, что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. Такое решение обязывает представляемое государство отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. Ст. 42 Конвенции устанавливает, что дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
касается работы дипломатических работников в межгосударственных организациях, то в целом трудовые отношения таких работников регулируются нормами международного права, содержащиеся в уставах этих организаций и их соглашениях с государствами их местонахождение, а также нормами энергии условия, на которых персонал назначается, оплачивается и увольняется, должны соответствовать правилам, установленным Советом управляющих в соответствии с положениями этого Устава и общих правил, утвержденных Генеральной конференцией рекомендации Совета управляющих.
15. В соответствии со ст. 21 Закона "О дипломатической службе" после окончания длительной командировки работникам дипломатической службы предоставляется предыдущая должность, а в случае невозможности этого - равноценная ей должность в системе органов дипломатической службы. Такой же порядок трудоустройства в Украине применяется и к работникам дипломатической службы, которые были направлены на работу в секретариаты международных организаций по квоте Украины, по истечении сроков соответствующих контрактов.
16. Наступний аспект чинності закону в просторі стосується праці іноземців в Україні. Відповідно до ст. 8 КЗоТ трудовые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, также регулируются законодательством государства трудоустройства (Найма) и международными договорами Украины. В этом случае государством трудоустройства следует считать Украину, а следовательно, труд иностранных граждан на украинских предприятиях, в организациях, учреждениях должна регулироваться законодательством Украины. Безусловно, возможность использования для регулирования труда иностранцев, работающих на территории другого государства, законодательством государства их гражданства или места жительства, которое может быть предоставлена граждан) говорилось выше, вполне может быть использована и для регулирования труда иностранцев в Украине.
При этом необходимо отметить, что зарегистрированные в Украине предприятия с иностранными инвестициями являются украинскими предприятиями, а потому для регулирования труда иностранных граждан должен применяться, по установленным исключениями, законодательство Украины.
17. Иногда международный договор, в целом такой, что исходит из принципа регулирования труда иностранцев, работающих в Украине, ее национальным законодательством, предусматривает, что некоторые особенности их труда все же имеют регулируются законодательством государства, гражданами которого они являются. Например, п. 1 ст. 6 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о взаимном трудоустройстве граждан и их социальной защите предусматривает, что условия труда, плата за нее, режим работы (рабочий время и время отдыха) и охраны труда, порядок рассмотрения трудовых споров и другие вопросы, связанные с трудовой деятельностью работника на территории Стороны трудоустройства (В данном случае для вьетнамских граждан - Украина), определяются контрактом в соответствии с законодательством этой Стороны (т.е. Украины) и должны быть на том же уровне, что и для граждан Стороны трудоустройства. Вместе перечень национальных праздников, которые считаются нерабочими днями, является обязательным приложением к контракту. Таким образом, для вьетнамских граждан, которые работают в Украине, нерабочими днями будут не только праздничные дни, признаны законодательством Украины, но и их национальные праздники.
18. Ст. 26 Конституції України встановлює, що іноземці та особи без громадянства, що перебувають на території Украины на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Украины. Это положение конкретизируется в ст. 8 Закона "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства", в которой говорится, что иностранцы (иностранцем по этому Закону признается лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств, а лицом без гражданства - лицо, которое ни одно государство соответственно своему законодательству не считает своим гражданином) имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины. При этом иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, а также которым предоставлен статус беженца в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях или заниматься другой трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины. Иностранцы, прибывшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью согласно полученного разрешения на трудоустройство. При этом трудоустройство в Украине иностранцев и лиц без гражданства, нанятых инвестором в пределах и по должностям (Специальности), определенным соглашением о распределении продукции, осуществляется без разрешения на трудоустройство.
19. Правовое положение беженцев в Украине определяется Законом "О беженцах". В соответствии со ст. 1 этого Закона под беженцем понимается лицо, не является гражданином Украины и вследствие вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь вне страны своего прежнего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений. При этом на основании ст. 18 указанного Закона лицо, в отношении которого принято решение об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца, имеет право на временное трудоустройство. Лицо же, которому предоставлен статус беженца, имеет на основании ст. 20 Закона "О беженцах" равное с гражданами Украины право на труд.
20. Ст. 8 Закона "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства" устанавливает, что иностранцы не могут назначаться на определенные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности связано с принадлежностью к гражданству Украины. Как правило, подобные ограничения связаны с запретом на привлечение иностранцев к государственной службе. Например, согласно ст. 4 Закона "О государственной службе" право на прохождение государственной службы имеют только граждане Украины. Ст. 127 Конституции устанавливает, что судьями могут быть только граждане Украины. Вводятся определенные ограничения для использования труда иностранцев и рядом других законодательных актов. Среди таких актов, прежде всего, необходимо упомянуть Закон "О государственной тайне", ст. 27 которого предусматривает, что допуск к государственной тайне Украины предоставляется гражданам Украина, а иностранным гражданам и лицам без гражданства доступ к государственной тайне предоставляется в исключительных случаях на основании международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или письменного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины. Таким образом, трудовой деятельностью, которая предусматривает ознакомление с государственной тайной Украины, иностранцы могут заниматься только в случае, если такая деятельность разрешена международным договором или Президентом Украины.
Основы законодательства Украины о здравоохранении прямо не формулируют ограничений на занятие иностранцами медицинской и фармацевтической деятельностью. Однако названными Основами (ст. 74) предусмотрено, что лица, которые прошли медицинскую или фармацевтическую подготовку в учебных заведениях иностранных государств, допускаются к профессиональной деятельности только после проверки их квалификации в порядке, установленном Министерством здравоохранения Украины, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами Украины. Таким образом, иностранец, получивший медицинскую или фармацевтическую образование за пределами Украины, может заниматься в нашей стране этими видами деятельности только после соответствующего подтверждения его квалификации.