Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 96. Тарифна система оплати праці

Основой организации оплаты труда является тарифная система оплаты труда, которая включает тарифные сетки, тарифные ставки , схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики (справочники).

Тарифная система оплаты труда используется для распределения работ в зависимости от их сложности, а работников - в зависимости от их квалификации и по разрядам тарифной сетки. Она является основой формирования и дифференциации размеров заработной платы.

Формирование тарифной сетки (схемы должностных окладов) проводится на основе тарифной ставки рабочего первого разряда, которая устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы, и квалификационных (Междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов).

Отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов работникам проводится собственником или уполномоченным им органом согласно тарифно-квалификационному справочником по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Квалификационные разряды повышаются прежде всего работникам, которые успешно выполняют установленные нормы труда и добросовестно относятся к своим трудовым обязанностям. Право на повышение разряда имеют работники, которые успешно выполняют работы более высокого разряда не менее трех месяцев и сдали квалификационный экзамен. За грубое нарушение технологической дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества продукции, рабочему может быть снижена квалификация на один разряд. Обновление разряда производится в общем порядке, но не ранее чем через три месяца после его снижения.

Должностные оклады служащим устанавливает собственник или уполномоченный им орган в соответствии с должностью и квалификацией работника. По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности.

Комментарий

1. Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность нормативных актов и установленных ими правовых норм. Она включает в себя тарифные ставки (Должностные оклады), тарифные сетки, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики работ, профессий и должностей. Так утверждала наука трудового права. Но в законе такой состав тарифной системы длительное время не находил подтверждения. Законодатель проявлял осторожность, в частности, в признании тарифно-квалификационных справочников элементами тарифной системы. С принятием Закона "Об оплате труда" законодатель, решительно повернувшись лицом к науке, признал элементом тарифной системы тарифно-квалификационные характеристики (справочники).

Стоит положительно оценить этот шаг. Дело в том, что, на первый взгляд, тарифно-квалификационные характеристики должны признаваться относящиеся к институту трудового договора, поскольку они определяют работы, которые должны выполняться рабочими, работающих по соответствующим специальностям и служащими, занимающими соответствующие должности. Но при более внимательном подходе становится видно, что они имеют отношение и к институту заработной платы, так как, отвечая на вопрос, сколько работнику следует платить, прежде всего надо точно разобраться в по что ему платить. От того, за что платить, зависит и решение вопроса о том, сколько платить.

2. Разработка и утверждение тарифно-квалификационных характеристик профессий работников относится к компетенции Министерства труда и социальной политики (часть четвертая ст. 6 Закона "Об оплате труда", подпункт 4 пункта 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Украины). Минтруда утверждает тарифно-квалификационные характеристики только работников общих профессий, поскольку в названном Положении предусмотрено согласование этим Министерством отраслевых тарифно-квалификационных характеристик, которые, очевидно, должны утверждать соответствующие центральные органы исполнительной власти.

3. Характеристики работ, указанные в тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий работников, является основанием для тарификации работ, для их распределения, отнесения к тому или иному разряду каждой специальности или должности. Эта работа выполняется владельцем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. Результаты тарификации работ, выполняемых работниками-сдельщиками, отражаются в командировочном наряде. Менее тщательно тарифицируются работы, выполняемые рабочими, труд которых оплачивается повременно, руководителями, специалистами и служащими. Результаты тарификации этих работ отражаются в штатном расписании, предусматривающий количество работников каждой соответствующей специальности и квалификации, количество должностей руководителей, специалистов и служащих, а также в должностных инструкциях.

4. Тарифна ставка - це норма оплати праці робітника відповідної спеціальності і кваліфікації за одиницю времени. Как правило, устанавливается дневная или часовая тарифная ставка в твердой сумме. Установка дневной тарифной ставки является менее удобным, поскольку как основная норма рабочего времени используется недельная норма рабочего времени продолжительностью 40 часов в неделю. Только для некоторых категорий рабочих вместо тарифных ставок устанавливаются месячные оклады. Тарифные ставки на хозрасчетных предприятиях устанавливаются коллективными договорами. Если коллективный договор на предприятии не заключен, владелец обязан согласовать тарифные ставки с выборным органом первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства работников, а в случае его отсутствия - с представителем (Органом) свободно избранным наемными работниками (часть первая ст. 15 Закона "Об оплате труда"). В учреждениях, финансируемых или получающих дотацию из бюджетов, тарифные ставки рабочих устанавливаются, как правило, соответствующими центральными органами исполнительной власти. Утверждение о том, что законодательно установленные тарифные ставки могут повышаться в бюджетных учреждениях при заключении коллективных договоров, как это следует из ст. 15 Закона "Об оплате труда", в той части, в которой это не противоречит ст. 98 КЗоТ и ст. 13 Закона "Об оплате труда" (т.е. в пределах бюджетных средств и внебюджетных доходов), в принципе, соответствует Закону, но реально проблематично.

5. Посадовий оклад - це норма оплати праці керівників, спеціалістів і службовців за місяць. Він встановлюється в том же порядке, что и тарифные ставки рабочих. Правда, часть первая ст. 15 Закона "Об оплате труда" предусматривает установление в коллективном договоре не должностных окладов, а схем должностных окладов. Схемы, по нашему мнению, - это перечень должностей и соответствующих им должностных окладов, которые определяются не в фиксированном размере, а в виде верхней и нижней границы должностного оклада по каждой должности. Правда, в последнее время появилась практика утверждения государственными органами конкретных (твердых) размеров должностных окладов руководителей, специалистов и служащих. Однако такая практика не совсем соответствует закону. Так, часть шестая ст. 96 КЗоТ дает владельцу право изменять должностные оклады служащим (подразумевается руководителям, специалистам и служащим) по результатам аттестации в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов по соответствующей должности. Если устанавливать в соответствующем порядке для этой категории сотрудников не верхнюю и нижнюю границу должностных окладов, а их твердые размеры, это будет исключать действие части шестой ст. 96 КЗоТ.

6. Установка указанными выше способами тарифных ставок и схем должностных окладов означает, что владелец не имеет права устанавливать, даже по соглашению с работником, тарифные ставки и должностные оклады на уровне, ниже определенного нормативно. Повышать их владелец вправе. В подтверждение такого вывода свидетельствует часть третья статьи 5 Закона "О коллективных договорах и соглашения ", которая запрещает в трудовых договорах только ухудшать положение работников по сравнению с условиями коллективного договора, а также часть третья ст. 97 КЗоТ и часть вторая ст. 15 Закона "Об оплате труда", которые приписывают определять конкретные размеры тарифных ставок и должностных окладов с учетом требований части первой той же статьи, то есть с учетом требований, установленных коллективным договором.

Разумеется, руководитель предприятия может быть ограничен в праве повышать тарифные ставки и должностные оклады (по сравнению с установленными коллективным договором) настоящим (т.е. гражданско-правовым) владельцем (путем внесения в устав предприятия соответствующего положения или другим способом, допускается уставом).

Согласно части третьей ст. 96 КЗоТ тарифная ставка должна хоть на одну копейку превышать установленный размер минимальной заработной платы.

7. Тарифная система в ст. 96 КЗоТ признается основой организации оплаты труда. Это означает, что работодатель не может уклоняться от установления тарифных ставок и окладов, хотя бы им была, например, физическое лицо, которое заключило договор с одним-единственным работником. Конечно, в таком случае заключения коллективного договора, который бы определял условия оплаты труда невозможно. Но в трудовом договоре в таком случае тарифная ставка (Оклад) должна быть определена обязательно. Заменить тарифную ставку путем установления размера оплаты, например, в зависимости от результатов работы было бы неправильно, так и при сдельной оплате труда должны утверждаться тарифная ставка, норма выработки (норма времени), а сдельная расценка является лишь результатом деления тарифной ставки на норму выработки.

8. Тарифные ставки и должностные оклады дифференцируются в зависимости от сложности работы и некоторых других условий труда. Соотношение тарифных ставок создает тарифную сетку. Развитие правового регулирования заработной платы в нашей стране знал такой этап, когда тарифные ставки определялись для работников нижнего для данной специальности разряда, а тарифные ставки работников следующих разрядов определялись с помощью установленного в законодательном порядке тарифного коэффициента - элемента тарифной сетки. В период "развитого социализма" сложилась практика непосредственного утверждение в нормативном порядке тарифных ставок. При этом тарифные сетки потеряли всякое юридическое значение. Они выводились расчетно и служили только для целей экономического анализа.

В сфере, финансируется из бюджетов, осуществляются попытки упорядочения заработной платы путем установления единой тарифной сетки. 30 августа 2002 Кабинетом Министров принято постановление "Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы ". Этот акт основном регулирует НЕ трудовые отношения, а отношения по установлению государственными органами тарифных ставок и окладов работников отдельных отраслей бюджетной сферы.

9. Согласно части четвертой ст. 96 КЗоТ присвоении квалификационных разрядов рабочим производится в соответствии тарифно-квалификационного справочника по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Ссылка на "тарифно-квалификационный справочник "означает, что нормы тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, определяют порядок присвоения квалификационных разрядов, имеют преимущество при правоприменении перед нормами других актов. Это касается, поскольку речь идет о присвоении квалификационных разрядов на предприятии и норм Положения о порядке квалификационной аттестации и присвоении квалификации лицам, получающих профессионально-техническое образование.

10. С целью стимулирования более квалифицированного труда часть третья ст. 96 КЗоТ предписывает при формировании тарифной сетки на предприятиях в процессе заключения коллективного договора межквалификационные соотношение размеров тарифных ставок и должностных окладов (их соотношение тарифной ставке рабочего первого разряда) устанавливать с соблюдением квалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов). Эти соотношения устанавливаются генеральным, отраслевым (региональным) соглашением (если они распространяются на соответствующие стороны коллективного договора).

11. В принципе, права работников на выполнение работ соответствующей сложности (на допуск к выполнению работ) должны подтверждаться документами, свидетельствующими о присвоении работнику необходимой квалификации в установленном порядке. Однако строго это правило соблюдается только в тех случаях, когда законодательством прямо или косвенно запрещено принимать на работу (допускать к работе) по соответствующим специальностям (должностям) лиц, не имеющих документов о наличии соответствующей квалификации. Во многих случаях сама по себе отсутствие документа, подтверждающего квалификацию, не является препятствием для принятия на работу.

Владелец, в принципе, не связан также документами о квалификации работника, предлагая работнику при приеме на работу работу более низкой квалификации, чем присвоена работнику. Это касается рабочих, руководителей, специалистов и служащих. В процессе работы на предприятии присвоении более высокой квалификации предприятием допускается только в отношении рабочих и осуществляется в порядке, установленном справочниками квалификационных характеристик профессий. Эти вопросы и регулируются частью пятой ст. 96 КЗоТ, предписывающий владельцу проводить тарификацию работ (отнесение их к определенным разрядов) и тарификацию рабочих (присвоение им квалификационных разрядов) в соответствии с тарифно-квалификационных справочников по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

12. Часть пятая ст. 96 КЗоТ предписывает повышать квалификационные разряды прежде рабочим, успешно выполняют нормы труда и добросовестно относятся к трудовым обязанностям. Следует, однако, признать, что на практике это правило применяется по усмотрению владельца. И обусловлено это не злой волей собственников, а уровнем правовой культуры общества. И уровень законодательства и состояние правотворчества не позволяет защитить права, вытекающие из приведенной правовой нормы, изложенной недостаточно определено.

13. Даже вполне ясно сформулированное субъективное право работников, успешно выполняющих работы более высокого разряда, повышение разряда, разумеется, при условии успешной сдачи квалификационного разряда, защищается не без труда.

14. К части пятой ст. 96 КЗоТ внесено и вовсе далеко института оплаты труда правило, дающее право владельцу в случае грубого нарушения работником технологической дисциплины и других серьезных нарушений, повлекших ухудшение качества продукции, снизить ему квалификация на один разряд. Обратим внимание органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение, Правоприменителя и руководителей предприятий на слово "продукции", рядом с которым стоят слова "работ", "услуг". Все это может быть использовано в соответствующих случаях с целью защиты прав работника. Кроме того, целесообразно учитывать, что разряд характеризует квалификацию работника, т.е. содержание трудовой функции работника. Изменение разряда односторонним решению собственника означает соответствующее изменение трудовой функции работника, т.е. имеет элементы принудительного труда и противоречит ст. 43 Конституции. Поэтому авторы данного издания не рекомендовали бы использовать такую 96 КЗоТ относятся к компетенции собственника установления должностных окладов служащих (служащие для широком смысле, как это слово употребляется в ст. 96 КЗоТ и многих других статьях КЗоТ, - это руководители, специалисты и служащие). Имеется в виду конкретный размер должностного оклада, предусмотренного схемой должностных окладов, утвержденной коллективным договором (государственным органом). В пределах утвержденных минимальных и максимальных размеров должностных окладов владельцу вносить изменения должностные оклады служащих по результатам аттестации. Это противоречит части первой ст. 21 КЗоТ, согласно которой заработная плата является условием трудового договора, подлежит согласованию между сторонами. Но общее правило части первой статьи 21 КЗоТ не может конкурировать со специальным правилом части шестой ст. 96 КЗоТ. Изменение по результатам аттестации должностного оклада в сторону снижения предусматривает соблюдение требований ст. 103 КЗоТ (ст. 29 Закона "Об оплате труда"), согласно которой об изменении оплаты труда в сторону ухудшения владелец обязан уведомить работника не позднее чем за два месяца до ее изменения.