Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 98. Оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета

Оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании законов и других нормативно-правовых актов Украины, генерального, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров, в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов.

Комментарий

1. Комментируемая статья, вносит ясность в вопрос о распространении на учреждения и организации, финансируемые из бюджета, генерального, отраслевых и региональных соглашений, а также о действии условий коллективных договоров об оплате труда в учреждениях. Дело в том, что ст. 8 Закона "Об оплате труда" относит установление условий и размеров оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, в компетенцию государства, а часть вторая этой же статьи относит к компетенции Кабинета Министров установки "условий размера оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета "(кроме вопросов минимальной заработной платы). Вследствие этого возникают определенные сомнения в том, распространяются ст. 14 - 20 Закона "Об оплате труда", которые устанавливают сферу договорного регулирования оплаты труда, учреждения и организации, финансируемые из бюджетов. Ст. 98 КЗоТ такие сомнения устраняет: хотя условия и размеры оплаты труда работников бюджетных учреждений и определяются государством, установленных таким образом рамках и пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов, оплата труда таких работников может регулироваться генеральной, отраслевыми и региональными соглашениями, а также коллективными договорами. Генеральной соглашением на оды (п. 2.3) предусмотрено, что в организациях, учреждениях и заведениях, финансируемых из бюджета, перечень и размеры доплат, надбавок и компенсаций устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

2. Ст. 98 КЗоТ определяет также соотношение правового регулирования оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, и влияния на отношения между собственником и работниками таких учреждений и организаций по оплаты труда показателей, устанавливают размеры бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов. Указание на оплату труда в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов не следует понимать так, что акты, которые определяют размеры бюджетных ассигнований, имеют преимущество при правоприменении даже перед законами, хотя бы эти акты утверждались, например, районной или сельским советом. Если правило об оплате труда в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов понимать как норму, непосредственно регулирует трудовые отношения, можно сделать парадоксальный вывод о том, что из-за нехватки средств учреждения и организации, финансируемые из бюджетов, не обязаны соблюдать не только нормами ст. 12 Закона "Об оплате труда", предусматривающие гарантии в оплате труда, но и установленных законодательными актами в соответствии с частью первой ст. 8 этого Закона тарифных ставок и должностных окладов. Такой вывод был бы неправильным. Правило об оплате труда в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов не регулирует трудовые отношения. Оно касается разработки смет бюджетных учреждений и организаций. С его учетом п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений приписывает главным распорядителям бюджетных средств при определении объемов расходов распорядителей низшего уровня учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, а также в первую очередь обеспечивать бюджетными средствами расходы на оплату труда.

Что касается права работников учреждений и организаций на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством, то оно не зависит от размеров бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов.

3. В ст. 16 Закона "Об оплате труда" сформулированы особенности организации оплаты труда на предприятиях и в организациях, которым из бюджета выделяются дотации. На такие предприятия распространяются правила ст. 15 Закона "Об оплате труда", которые предусматривают широкие возможности для договорного регулирования оплаты труда и действующие по всем предприятиям. Вместе организация оплаты труда на предприятиях и в организациях, находящихся на хозрасчете и получают дотации из бюджета, осуществляется в пределах установленных для них сумм дотаций и собственных доходов (ст. 16 Закона "Об оплате труда"). Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что в этой статье речь идет не о "оплату труда", а об "организации оплаты труда ... ". Это означает, что на стадии организации оплаты труда, т.е. при установлении в коллективном договоре (или при владельцем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации) условий оплаты труда, при утверждении штатного расписания, при установке владельцем (в пределах его полномочий) доплат, надбавок, размеров поощрительных и компенсационных выплат, соответствующие субъекты должны обеспечить, чтобы расходы на оплату труда не выходили за пределы сумм дотаций и собственных средств предприятий.

Вместе ограничения, установленные ст. 16 Закона "Об оплате труда", не распространяются на отношения по оплате труда. В правоотношениях по оплате труда, существующие между работником и собственником, субъективное право работника на определенную сумму заработной платы, которое вытекает из актов законодательства, соглашений, коллективного и трудового договора, не может быть ограничено из-за выхода предприятия за пределы бюджетных дотаций и собственных доходов, поскольку правило названной статьи регулирует лишь отношения по организации оплаты труда.

4. Определенные особенности имеет оплата труда государственных служащих. В соответствии со ст. 31 Закона "О государственной службе" заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплат за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок. При этом условия оплаты труда государственных служащих, размеры их должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи определяются Кабинетом Министров Украины.