Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 52. Використання земель рекреаційного назначения

1. Земли рекреационного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

2. Земли общего пользования дачного кооператива безвозмездно передаются ему в собственность по ходатайству высшего органа управления кооператива в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления на основании технической документации по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющий право на земельный участок. К землям общего пользования дачного кооператива относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями общего пользования.

3. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель.

4. Порядок использования земель рекреационного назначения определяется законом.

Комментарий

К ч . 1. Ч. 1 ст. 52 ЗКУ предусматривает возможность нахождения земель рекреационного назначения в любой форме собственности. Данную норму следует применять с учетом того, что земли рекреационного назначения могут одновременно относятся к другим категориям земель, для которых установлены ограничения на передачу в коммунальную или частную собственность: земли природно-заповедного фонда (см. комментарий к ч. 1 ст. 45 ЗКУ), оздоровительного назначения (см. комментарий к ч. 1 ст. 49 ЗКУ), историко-культурного назначения (см. комментарий к ч. 1 ст. 54 ЗКУ), лесного фонда (см. комментарий к ч. 1 ст. 56 ЗКУ), водного фонда (см. комментарий к ч. 1 ст. 59 ЗКУ).

ч. 2. Комментируемая часть предусматривает возможность бесплатного получения земельных участков юридическими лицами - дачными кооперативами. Аналогичное положение предусмотрено и в отношении садоводческих обществ (ст. 35 ЗКУ). Статья фактически закрепляет обязанность органов государственной власти (местного самоуправления) передать земельный участок в собственность при получении надлежащим образом оформленного ходатайство.

К землям общего пользования дачного кооператива (не стоит путать с землями общего пользования в смысле ч. 3 ст. 83 ЗКУ) относятся "земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями общего пользования ", которые не находятся в индивидуальном пользовании (собственности) членов кооператива.

Ходатайство должно подаваться в орган, вправе осуществлять распоряжение соответствующим земельным участком (см. также ст. 122 и п. 12 раздела X ЗКУ). Процедуры передачи земельных участков в собственность на основании комментируемой нормы ЗКУ не определяет. Следовательно, она может быть конкретизирована на местном уровне локальными нормативными актами. При отсутствии таких решений, считаем возможным применение по аналогии ст. 118 ЗКУ в части безвозмездной передачи земельных участков лицам, в пользовании которых они находятся.

Интересно, что комментируемая норма не устанавливает ограничений относительно возможности получения дачными кооперативами земельных участков как по площади, так и по титулам пользования. Из буквального толкования может просматриваться возможность получения вновь дачным кооперативом земельного участка в аренду с последующим бесплатным получением в собственность. С другой стороны, по нашему мнению, законодатель имел целью дачные кооперативы, созданы на момент дополнения кодекса данной нормой. На такое толкование указывает тот факт, что отдельной процедуры передачи земельных участков в пользование кооператива кодекс не предусмотрел, зато предсказал процедуру передачи в собственность участков общего пользования кооператива, уже находящихся в его пользовании.

До ч. 3. Безпосередньо із цільового призначення даної категорії земель випливає заборона діяльності, "Что препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель" (комментируемая часть, ч. 2 ст. 63 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды"), запрет изменения природного ландшафта и проведение других действий, противоречит использованию этих зон по целевому назначению (ч. 2 ст. 63 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды"). Данный запрет носит очень общий характер и требует детализации (См. комментарий к ч. 3 комментируемой статьи).

Закон Украины "О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктах "установлено пятилетний запрет изменения целевого назначения участков зеленых зон и зеленых насаждений, а также земельных участков объектов физической культуры и спорта.

В ч. 4. Комментируемая часть в вопросе определения "порядка" (режима) использования земель рекреационного назначения отсылает к "закону". Специальный закон, который определял бы правовой режим таких земель, отсутствует. Закон Украины "О туризме" и "О физической культуре и спорте" (что является "ведущими" в регулировании рекреационных отношений) практически не содержат положений земельно-правового характера. Поэтому правовой режим земель рекреационного назначения определяют разрозненные нормативно-правовые акты.

Так, законодательство предусматривает землеустроительные особенности установления границ и организации территорий рекреационного назначения - см.. постановление КМУ "Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения "от 25.08.2004 N 1094.

Особенности планировочно-пространственной организации территории под различными объектами стационарной рекреации, предусматривающих строительство зданий и сооружений, регламентируется строительными нормами.

Законодательство устанавливает особенности налогообложения земель рекреационного назначения земельным налогом. Согласно п. 276.2 ст. 276 НКУ, установленные повышенные пятикратно ставки налогообложения за использование земельных участков рекреационного назначения не по целевому назначению. С другой стороны, "отечественные учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов ", расположенные на землях рекреационного назначения, освобождаются от уплаты земельного налога (пп. 282.1.8 ст. 282 НКУ). От уплаты земельного налога также освобождаются "предприятия, учреждения, организации, общественные организации физкультурно-спортивной направленности, в том числе аэроклубы и авиационно-спортивные клубы Общества содействия обороне Украины, - за земельные участки, на которых размещены спортивные сооружения, используемые для проведения всеукраинских, международных соревнований и учебно-тренировочного процесса сборных команд Украины по видам спорта и подготовки спортивного резерва, базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины "(пп. 282.1.9 ст. 282 НКУ).

Ст. 47 Закона Украины "О физической культуре и спорте" предусматривает, что "учреждения физической культуры и спорта освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с законом ". Такая конструкция ("в соответствии с законом") не позволяет использовать приведенный Закон как непосредственное основание для освобождения от уплаты налога. Фактически, речь идет о декларации.

Относительно земель рекреационного назначения действует особый порядок изменения целевого назначения. Так, в соответствии с ч. 9 ст. 149 ЗКУ, изъятия земель рекреационного назначения, находящихся в постоянном пользовании, для других целей осуществляется по решению КМУ.

При определении правового режима земель рекреационного назначения следует руководствоваться также положениями законодательства о те территории в составе земель рекреационного назначения, входящих в состав других категорий земель.

Так, правовой режим земельных участков рекреационного назначения в пределах населенных пунктов определяется главным образом разного рода нормативных документов в области строительства (прежде всего, ДБН 360-92 ** застройка городских и сельских поселений ") и санитарными нормами (см., например, раздел 6" Требования к организации ландшафтно-рекреационных территорий "Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов, утв. приказом МЗ Украины от 19.06.96 N 173), а на их основании - градостроительной документацией (см. ст. 39 ЗКУ и комментарий к ней).

Щодо правового режиму зелених насаджень населених пунктів див. ст. 39 ЗКУ та коментар до неї. Землі под насаждениями, отнесены к лесам, относятся также к землям лесного фонда (см. ст. 55 - 57 ЗКУ и комментарий к ст. 55, 56, 57). Относительно правового режима зеленых зон как разновидности земель лесохозяйственного назначения см.. комментарий к ст. 51 ЗКУ.

Ст. ст. 20 - 24, 32, 34, 36, 38 Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины в т.ч. создания зон регулируемой рекреации, рекреационных зон и т.д..

Видимо отношения к использованию земель рекреационного назначения имеет также ст. 12 "Экскурсионное посещение памятников" Закона Украины "Об охране культурного наследия" от 08.06.2000.

Землі рекреаційного призначення можуть також належати до земель водного фонду. У цьому разі їх правовий режим определяется ст. ст. 58 - 64 ЗКУ (см. также комментарий), соответствующими положениям ВКУ, другими актами водного законодательства - в т.ч. и ГОСТ 17.1.5.02-80 "Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов ", утв. постановлением Госстандарта СССР от 25.12.80 N 5976.

<Стаття 51 | Стаття 52 | Стаття 53>