Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 8. Повноваження обласних рад у галузі земельных отношений
К полномочиям областных советов в области земельных отношений на территории области относится:
а) распоряжение землями, находящимися в общей собственности территориальных громад;
б) исключен
в) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
г) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации на соответствующей территории;
г) утверждение и участие в реализации региональных программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель;
д) координация деятельности местных органов земельных ресурсов
е) организация землеустройства
есть) внесение в Верховной Рады Украины предложений по установлению и изменению границ районов, городов;
ж) установление и изменение границ сел, поселков, которые не входят в состав соответствующего района или в случае, если районная совет не образована
з) разрешение земельных споров
и) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Комментарий
Общая характеристика. Согласно ч. 4 ст. 140 Конституции Украины областные советы являются органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов. Совет в пределах своих полномочий принимает нормативные акты в форме решений (ч. 1 ст. 59 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ").
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 43 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине " вопросы регулирования земельных отношений решаются областными советами исключительно на их пленарных заседаниях.
К пункта " а ". Положение п. " а " комментируемой статьи предусматривают, что областные советы уполномочены распоряжаться землями общей собственности территориальных общин (Ч. 5 ст. 83 ЗКУ). Следует отметить, что на сегодня это положение остается декларативным, поскольку в Украине пока не существует не только земель общей собственности территориальных общин, а и земель коммунальной собственности как таковых, поскольку не произошло размежевание земель государственной собственности на земли государственной и коммунальной собственности (см. п. п. 10 - 12 разд. X " Переходные положения " ЗКУ и комментарий к п. п. 10, 11, 12 гл. X " Переходные положения " ЗКУ).
Положение о совместной собственности территориальных общин предусмотренные ч. 3 ст. 86 ЗКУ. Из содержания ст. ст. 86 - 89 ЗКУ следует, что общая собственность территориальных общин может быть только общей долевой. Правовые основы возникновения общей долевой собственности предусмотренные ст. 87 ЗКУ, а осуществление общей долевой собственности - ст. 88 ЗКУ.
К пункту " в ". Положение п. " в ", на наш взгляд, имеют декларативный характер. " Обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель " более правильно считать задачей, а не полномочиями областных советов.
К пункту " г ". Данным пунктом предусмотрено согласование областными советами " общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации на соответствующей территории ". Аналогично, п. " в " ст. 7 ЗКУ предусмотрено также согласование общегосударственных программ использования и охраны земель Верховной Радой АРК (но не предусмотрено согласование Киевской и Севастопольской городскими советами - см.. ст. 9 ЗКУ). В то же время ст. 177 ЗКУ, специально посвященная общегосударственным программам использования и охраны земель, ничего не упоминает о согласовании областными советами и Верховной Радой АРК общегосударственных программ использования и охраны земель. Более того, учитывая, что эти программы утверждаются ВРУ (п. 6 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины, п. " в " ст. 6, ч. 3 ст. 177 ЗКУ), представляется, что требование согласования программ с советам областного уровня и Верховной Радой АРК ограничивает конституционные полномочия ВРУ и неконституционным.
Касающиеся упоминания об участии в реализации общегосударственных программ использования и охраны земель, она кажется неуместной, поскольку, будучи утв. должным образом, программы в любом случае приобретают обязанности ' язковости для всех субъектов ' объектов, которым они адресованы.
К пункту " г ". Данный пункт предусматривает полномочия областных советов относительно утверждения и участия в реализации " региональных программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель ". Данное полномочие с необходимостью вытекает из п. 16 ч. 1 ст. 43 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ", которая предоставляет областным советам полномочия по " утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующего района, области, целевых программ по другим вопросам, заслушивание отчетов об их выполнении ".
В ст. 178 ЗКУ употребляется термин " региональные программы использования и охраны земель ". Предусмотрено, что такие программы утверждают областные совета, а разрабатывают областные государственные администрации. Из этого следует, что " региональные программы использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель " и " региональные программы использования и охраны земель " - одно и то же. Однако нельзя не отметить, что использование различных терминов для обозначения одного и того же явления является недостатком ЗКУ.
К пункту " д ". Содержание полномочий с " координации деятельности местных органов земельных ресурсов ", предусмотренных в комментируемом пункте, законом четко не определяется. Учитывая то, что между областными советами и местными органами земельных ресурсов отсутствуют отношения подчинения, считаем, что полномочия по " координации " не могут иметь обязательства ' связующего характера, и предусматривают только налаживание взаимодействия, информационного обмена, оказание методической помощи и т.д..
О системы и полномочий органов земельных ресурсов см.. ст. 15 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту " е ". Комментируемое пункт относит к полномочиям областных советов организации землеустройства. Данное положение носит декларативный характер и не подкрепляется ни конкретными предписаниями ЗКУ, ни положениями специального Закона Украины " О землеустройстве ", где в п. " г " ст. 15 просто механически дублируется. С других норм законодательства следует, что в области организации землеустройства областные советы, как и другие органы местного самоуправления, могут быть заказчиками проведения землеустроительных работ (ст. 26 Закона Украины " О землеустройстве "), утверждать соответствующие заказанные ими проекты (ст. 182 ЗКУ) и другие.
К пункту " является ". Положение п. " является " ст. 8 ЗК, по которому " внесение в Верховную Раду Украины предложений по установлению и изменению границ районов, городов " относится к компетенции областных советов, корреспондирует положениям ч. 1 ст. 174 ЗКУ (см. комментарий).
К пункту " же ". Положение п. " же " ст. 8 ЗКУ, согласно которому к компетенции областных советов отнесено " установление и изменение границ сел, поселков ", корреспондирует положениям ч. 2 ст. 174 ЗКУ (см. комментарий).
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 43 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ", решения по вопросам административно-территориального устройства принимаются областными советами исключительно на их пленарных заседаниях.
К пункту " с & ; quot;. Комментируемое пункт относит к полномочиям областных советов решения земельных споров. Хотя ч. 2 ст. 158 ЗКУ в принципе предусматривает решения органами местного самоуправления земельных споров " в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах ", на наш взгляд, при этом имеются в виду сельские, поселковые и городские советы. Учитывая указанное, считаем положения п. " с " ст. 8 ЗКУ декларативным и таким, что не имеет механизма реализации.
К пункту " и ". Областные советы наделены достаточно широким кругом полномочий в области земельных отношений, непосредственно не упомянутые в ст. 8 ЗКУ. Часть из них перечислены в самом ЗКУ: например, согласно ст. 189 ЗКУ, областные советы наделены правом самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель.
Значительный объем полномочий областных советов, прямо или косвенно касающихся земельных отношений, предусмотренный ст. 43 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ". В частности, областные советы вправе (исключительно на своих пленарных заседаниях) утверждать областные бюджеты, вносить в них изменения (п. 17 ст. 43), решать вопрос о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов областного значения, а также об отмене такого разрешения (п. 22 ст. 43), принимать решения об организации территорий и ' объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, подлежащих особой охране (п. 24 ст. 43), и др.. Целый ряд полномочий областных советов определена ст. 15 Закона Украины " О землеустройстве " т.д..