Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 7. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым в области земельных отношений
К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым в области земельных отношений на территории республики относится:
а) распоряжение землями, находящимися в общей собственности территориальных громад;
б) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
в) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации в пределах территории Автономной Республики Крым
г) утверждение и участие в реализации республиканских программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель;
г) исключен
д) координация деятельности районных и городских (городов республиканского значения) советов в области земельных отношений
е) координация деятельности местных органов земельных ресурсов
есть) координация осуществления контроля за использованием и охраной земель;
ж) внесение в Верховную Раду Украины предложений по установлению и изменения границ районов, городов;
з) установление и изменение границ сел, поселков, которые не входят в состав соответствующего района
и) решение других вопросов в области земельных отношений соответствии с законом.
Комментарий
Общая характеристика. В соответствии со ст. 136 Конституции Украины, представительным органом АРК является Верховная Совет АРК. Верховная Рада АРК в пределах своих полномочий принимает решения и постановления, является обязательным ' Обязательными к исполнению в АРК.
К пункту " а ". Положение п. " а " комментируемой статьи предусматривают, что Верховная Рада АРК уполномоченное распоряжаться землями совместной собственности территориальных общин. Следует отметить, что на сегодня это положение остается декларативным, поскольку в Украине пока не существует не только земель общей собственности территориальных общин, а и земель коммунальной собственности как таковых, поскольку не произошло размежевание земель государственной собственности на земли государственной и коммунальной собственности (см. п. п. 10 - 12 разд. X " Переходные положения " ЗКУ и комментарий к п. п. 10, 11, 12 гл. X " Переходные положения " ЗКУ).
Положение о совместной собственности территориальных общин предусмотренные ч. 3 ст. 86 ЗКУ (где, кстати, среди субъектов ' объектов, распоряжающихся землями общей собственности территориальных общин, Верховная Рада АРК не упомянута). Из содержания ст. ст. 86 - 89 ЗКУ следует, что общая собственность территориальных общин может быть только общей долевой. Правовые основы возникновения общей долевой собственности предусмотренные ст. 87 ЗКУ, а осуществление общей долевой собственности - ст. 88 ЗКУ.
К пункту " бы ". Положение п. " бы ", на наш взгляд, имеют декларативный характер. " Обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель " - скорее задача, чем полномочия Верховной Рады АРК.
К пункту " в ". Данным пунктом предусмотрено согласование Верховной Радой АРК " общегосударственных программ использования и охраны земель, участие в их реализации в пределах территории Автономной Республики Крым ". Аналогично, п. " г " ст. 8 ЗКУ предусмотрено также согласование общегосударственных программ использования и охраны земель областными советами (но не Киевской и Севастопольской городскими советами - см.. ст. 9 ЗКУ). Вместе с тем, ст. 177 ЗКУ, специально посвященная общегосударственным программам использования и охраны земель, ничего не упоминает о согласовании областными советами и Верховной Радой АРК общегосударственных программ использования и охраны земель. Более того, учитывая, что эти программы утверждаются ВРУ (п. 6 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины), представляется, что требование согласования программ с советами областного уровня и Верховной Радой АРК ограничивает конституционные полномочия ВРУ и неконституционным.
Что касается упоминания об участии в реализации общегосударственных программ использования и охраны земель, она кажется неуместной, поскольку, будучи утв. должным образом, программы в любом случае приобретают обязанности ' язковости для всех субъектов ' объектов, которым они адресованы.
К пункту " г ". Данный пункт предусматривает полномочия Верховной Рады АРК об утверждении и участия в реализации республиканских программ использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель. Данное полномочие с необходимостью вытекает из п. 11 ч. 2 ст. 26 Конституции АРК, которая предоставляет Верховной Раде АРК полномочия об утверждении " по представлению Совета министров Автономной Республики Крым ... программ Автономной Республики Крым по вопросам социально-экономического и культурного развития; рационального природопользования, охраны окружающей природной среды в соответствии с общегосударственными программами ... ".
В ст. 178 ЗКУ употребляется термин " региональные программы использования и охраны земель ", и предусмотрено, что такие программы наравне с областными советами утверждает Верховная Рада АРК, а разрабатывает - Совет министров. Из этого следует, что " республиканские программы использования земель, повышения плодородия почв, охраны земель " и " региональные программы использования и охраны земель " - одно и то же. Однако нельзя не отметить, что использование различных терминов для обозначения одного и того же явления является недостатком ЗКУ.
Пока полномочиям, закрепленным в п. & quot г " ст. 7 ЗКУ, Верховная Рада АРК не воспользовалась.
К пунктам " д " , " е ", " является ". Содержание полномочий по " координации деятельности районных и городских (городов республиканского значения) советов в области земельных отношений ", " координации деятельности местных органов земельных ресурсов ", " координации осуществления контроля за использованием и охраной земель ", которые предусмотрены в соответствующих пунктах, законом четко не определяется. Учитывая то, что между Верховной Радой АРК и органами местного самоуправления, местными органами земельных ресурсов и субъектов ' объектами, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, отсутствуют отношения подчинения, считаем, что полномочия по " координации " не могут иметь обязательства ' связующего характера и предусматривают только налаживание взаимодействия, информационного обмена, оказание методической помощи и т.д..
На наш взгляд, " координацию " следует отличать от нормативно-правового регулирования, может осуществляться Верховной Радой АРК в пределах ее полномочий (См. комментарий к п. " и " комментируемой статьи).
Относительно полномочий районных и городских советов в области земельных отношений см.. ст. ст. 10 и 12 ЗКУ и комментарии к ст. 10, 11, 12 ЗКУ.
Относительно системы органов земельных ресурсов см.. ст. 15 ЗКУ и комментарий к ней.
Основания и порядок осуществление контроля за использованием и охраной земель см.. в главе 32 " Контроль за использованием и охраной земель " ЗКУ и комментарии к помещенных в ней статей.
К пункту " же ". Положение п. " же " ст. 7 ЗК, по которому " внесение в Верховную Раду Украины предложений об установлении и изменении границ районов, городов " относится к компетенции Верховной Рады АРК, соответствует положениям ч. 1 ст. 174 ЗКУ (см. комментарий).
К пункту " с ". Положение п. " с " ст. 7 ЗК, по которому к компетенции Верховной Рады АРК отнесено " установки и изменение границ сел, поселков ", корреспондирует положениям ч. 2 ст. 174 ЗКУ (см. комментарий).
К пункту " и ". Конституция Украины (ч. 1 ст. 137) определяет круг вопросов, по которым Автономная Республика Крым (далее - АРК) осуществляет нормативное регулирование, и практически все из них прямо или косвенно эт ' связанные с земельными отношениями. Это, в частности, вопросы сельского хозяйства и лесов, мелиорации и кар ' интерьеров, градостроительства и жилищного хозяйства, историко-культурных заповедников, транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов, охоты, рыболовства, санитарной и лечебной служб.
Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым определяются кроме Конституции Украины, прежде всего Конституцией Автономной Республики Крым, утв. Законом Украины " Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым " от 23.12.98. Конституция Автономной Республики Крым также закрепляет за Верховным Советом Республики целый ряд полномочий, которые прямо или косвенно касаются земельных отношений (см. ч. 2 ст. 26).