З А К О Н У К Р А И Н Ы
О питьевой воде и питьевом водоснабжении (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2002, N 16, ст.112) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2196-IV ( 2196 -15 ) от 18.11.2004, ВВР, 2005, N 4, ст.95 N 997-V ( 997 - 16 ) от 27.04.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.440 N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010, ВВР, 2010, N 49, ст.571 N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 23, ст.160 N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 7, ст.53 N 4434-VI ( 4434-17 a >) от 23.02.2012, ВВР, 2012, N 42, ст.526 N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам здравоохранения", "центральный орган исполнительной власти по вопросам водного хозяйства", "центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации" и "органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере здравоохранения "," центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства "," центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере технического регулирования "и" органы государственной санитарно-эпидемиологической службы "в соответствующем падеже согласно закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования системы питьевого водоснабжения, направленные на гарантированное обеспечение населения качественной и безопасной для здоровья человека питьевой водой . Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе термины употребляются в таком значении: производство питьевой воды - забор воды из источников питьевого водоснабжения и доведения ее качества до требований на питьевую воду; вода питьевая - вода, которая по органолептическим свойствам, химическим и микробиологическим составом и радиологическим показателям соответствует государственным стандартам и санитарному законодательству; водопроводная сеть - система трубопроводов, соответствующих сооружений и оборудования для распределения и подачи питьевой воды потребителям; источник питьевого водоснабжения - водный объект, вода которого используется для питьевого водоснабжения после соответствующей обработки или без нее; экологическая броня питьевого водоснабжения - минимальный уровень использования питьевой воды потребителями (кроме населения), необходимый для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера {Статью 1 дополнена абзацем согласно Законом N 2196-IV ( 2196-15 ) от 18.11.2004} инвестиционная программа - комплекс мероприятий, утвержденный в установленном порядке, для повышения уровня надежности и обеспечения эффективной работы систем централизованного водоснабжения и водоотведения, содержащий обязательства " Обязательства субъекта хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения по строительству (реконструкции, модернизации) объектов в этой сфере, улучшение качества с соответствующими расчетами и обоснованиями, а также указанием источников финансирования и графика выполнения {Статья 1 дополнена сроком согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} индивидуальные и коллективные установки (устройства) питьевого водоснабжения - установки (устройства) для забора воды из водного объекта или водопроводной сети и доведения ее качества до требований < br> государственных стандартов; контрольный створ водного объекта - поперечное сечение водного объекта, в котором осуществляется контроль за качеством воды; нормативы питьевого водоснабжения - расчетное количество питьевой воды, которая необходима для обеспечения питьевых, физиологических, санитарно-гигиенических и бытовых нужд одного человека в течение суток в конкретном населенном пункте, на отдельном объекте или транспортном средстве при нормальном функционировании систем питьевого водоснабжения, при их нарушении и при чрезвычайных ситуациях техногенного или природного характера; нецентрализованное питьевое водоснабжение - обеспечение индивидуальных потребителей питьевой водой из источников питьевого водоснабжения, с помощью пунктов разлива воды (в том числе передвижных), применение установок ( устройств) подготовки питьевой воды и поставки фасованной питьевой воды; предприятие питьевого водоснабжения - предприятие, осуществляющего эксплуатацию объектов централизованного питьевого водоснабжения, обеспечивает население питьевой водой с помощью пунктов разлива (в том числе передвижных), применение установок (устройств) подготовки питьевой воды и производство фасованной питьевой воды; питьевое водоснабжение - деятельность, связанная с производством, транспортировкой и поставкой питьевой воды потребителям питьевой воды, охраной источников и систем питьевого водоснабжения; текущие счета со специальным режимом использования для проведения расчетов по инвестиционным программам (далее - специальные счета) - счета субъектов хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения, предназначенные для накопления и использования средств исключительно для выполнения инвестиционных программ в указанной сфере {Статья 1 дополнена сроком согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} пункт разлива питьевой воды - место разлива питьевой воды ( автоцистерн, скважин, каптажей т.п.) в тару потребителя; система питьевого водоснабжения - совокупность технических средств, включая сети, сооружения, оборудование (устройства), для централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения; технологические нормативы использования питьевой воды - максимально допустимый объем технологических расходов воды при ее производстве и транспортировке, использовании на собственные нужды предприятиями водоснабжения и содержании зон санитарной охраны; технические условия - это комплекс условий и требований к инженерному обеспечения систем водоснабжения, которые должны отвечать его расчетным параметрам; фасованная питьевая вода - питьевая вода подземных источников питьевого водоснабжения или питьевая вода централизованного питьевого водоснабжения, дополнительно обработанная с целью улучшения ее качества, в герметичной таре; централизованное питьевое водоснабжение - хозяйственная деятельность по обеспечению потребителей питьевой водой при помощи комплекса объектов, сооружений, распределительных водопроводных сетей, связанных единым технологическим процессом производства и транспортировки питьевой воды; централизованное водоотведение - хозяйственная деятельность по отведения и очистки коммунальных и других сточных вод помощью комплекса объектов, сооружений, коллекторов, трубопроводов, повязкам связанных единым технологическим процессом; потребитель питьевой воды - юридическое или физическое лицо, использует питьевую воду для обеспечения физиологических, санитарно-гигиенических, бытовых и хозяйственных нужд. Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на все субъекты хозяйствования, производящие питьевую воду, обеспечивают города, другие населенные пункты, отдельно стоящие объекты питьевой водой путем < br> централизованного питьевого водоснабжения или с помощью пунктов разлива воды (в том числе передвижных), применение установок (устройств), других средств нецентрализованного водоснабжения, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющих регулирование, надзор и контроль за качеством питьевой воды, состоянием источников и систем питьевого водоснабжения, а также потребителей питьевой воды. Статья 3. Законодательство в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения Законодательство в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения состоит из Водного кодекса Украины ( 213/95-ВР ), Кодекса Украины о недрах ( 132/94-ВР ), законов Украины "Об охране окружающей природной среды" ( 1264-12 a >), "О обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" ( 4004-12 ), настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере. Статья 4. Субъекты отношений в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения Субъектами отношений в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения являются: органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся объекты питьевого водоснабжения; органы местного самоуправления, к сфере управления которых относятся объекты питьевого водоснабжения; предприятия питьевого водоснабжения; потребители питьевой воды. Статья 5. Объекты правового регулирования в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения Объектами правового регулирования в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения являются общественные отношения по вопросам хозяйственной деятельности по централизованному и нецентрализованного водоснабжения и водоотведения; формирования тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения ( z0367-11 ) ; нормирования, стандартизации, лицензирования и сертификации; мониторинга, учета и контроля; информирование населения о качестве питьевой воды и питьевого водоснабжения; охраны источников и систем питьевого водоснабжения и связанных с ними природных комплексов; обеспечение прав потребителей питьевой воды. Раздел II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ Статья 6. Принципы государственной политики в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения Государственная политика в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения строится на принципах: государственного управления и регулирования отношений в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; приоритетности питьевого водоснабжения перед другими видами специального водопользования; гарантированного первоочередного обеспечения питьевой водой населения для обеспечения питьевых, физиологических, санитарно-гигиенических и бытовых нужд; рационального использования питьевой воды; научно обоснованного нормирования качества питьевой воды, нормативов ее потребления и формирования тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения; приближение требований государственных стандартов на питьевую воду, технологий производства питьевой воды, а также средств измерения и методов оценки к соответствующим стандартам, технологий, средств и методов , принятых в Европейском Союзе; предупредительного характера мероприятий по охране источников и систем питьевого водоснабжения; соблюдение оптимального баланса использования поверхностных и подземных вод для питьевого водоснабжения; обязательности государственной экспертизы и оценки эксплуатационных запасов подземных вод для питьевого водоснабжения; обязательности государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов хозяйственной, инвестиционной и другой деятельности, которая может негативно повлиять на состояние источников и систем питьевого водоснабжения ; экономического стимулирования рационального использования питьевой воды потребителями; неотвратимости ответственности в случае нарушения законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; возмещение убытков, причиненных вследствие нарушения законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; обеспечение свободного доступа к информации о качестве питьевой воды, состояние источников и систем питьевого водоснабжения, порядка формирования нормативов питьевого водоснабжения и тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения ( z0367-11 ); соблюдения единых правил, норм и стандартов всеми субъектами отношений в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; лицензирования хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжения и водоотведения; запрета отключения объектов водоснабжения и водоотведения от системы энерго-, газо-, теплоснабжения как объектов жизнеобеспечения и стратегического значения. Статья 7. Гарантии прав потребителей в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения Государство гарантирует защиту прав потребителей в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения путем: обеспечение каждого человека питьевой водой нормативного качества в рамках научно обоснованных нормативов питьевого водоснабжения зависимости от района и условий проживания; государственной поддержки, регулирования и надзора в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения в соответствии с настоящим Законом; осуществление мер организационного, научно-технического, санитарно-эпидемиологического, природоохранного, экономического, правового характера по улучшению качества питьевой воды, развития питьевого водоснабжения, охраны источников и систем питьевого водоснабжения, восстановления запасов питьевой воды; обязательства предприятий питьевого водоснабжения осуществлять меры по обеспечению нормативов питьевого водоснабжения и соблюдения государственных стандартов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; удовлетворения потребностей населения в питьевой воде путем приоритетного развития систем централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, создание резервных систем питьевого водоснабжения; обязательства центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций придерживаться экологических требований и санитарного законодательства при проектировании, строительства, реконструкции, введения в действие и эксплуатации систем питьевого водоснабжения; осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения, проведения государственного мониторинга состояния воды и систем водоснабжения, экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы хозяйственной и другой деятельности, связанной с использованием источников питьевого водоснабжения; обеспечение возмещение в установленном порядке вреда, причиненного потребителям питьевой воды предприятиями питьевого водоснабжения вследствие нарушения законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; ограничения, временного запрета (остановки) в установленном порядка функционирования систем питьевого водоснабжения, не обеспечивают нормативного качества питьевой воды, а также деятельности, негативно влияет на качество питьевой воды, нарушает режим функционирования систем водоснабжения и водоотведения; {Абзац десятый части первой статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007} установление экологической брони питьевого водоснабжения. (Часть первая статьи 7 дополнена абзацем согласно Закону N 2196-IV ( 2196-15 ) от 18.11. 2004) Гарантии прав граждан на питьевое водоснабжение на время пребывания на транспортных средствах более трех часов обеспечиваются владельцами транспортных средств. Статья 8. Государственная поддержка в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения Государственная поддержка в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения предоставляется соответствии с объемами средств, предусмотренных законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, для финансирования мероприятий в сфере строительства и реконструкции систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение, а также для проведения научно-исследовательских работ по совершенствованию водоснабжения и ресурсосбережения. Статья 9. Информирование о качестве питьевой воды Каждому потребителю питьевой воды государством гарантируется право свободного доступа к информации о качестве питьевой воды. С этой целью центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ежегодно готовит и публикует в порядке ( 576-2004-п ), установленном Кабинетом Министров Украины, Национальный доклад о качестве питьевой воды и состоянии питьевого водоснабжения в Украине, обеспечивает заинтересованные органы государственной власти, общественные организации, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией о случаях и причины загрязнения питьевой воды, порядок расчета тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} В случае, когда питьевая вода имеет отклонения по показателям от государственного стандарта, органы местного самоуправления информируют потребителей через средства массовой информации о ее качестве и принимают меры , связанных с отвлечением угрозы здоровью людей. Раздел III ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПИТЬЕВОЙ воды и питьевого водоснабжения Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения относятся: реализация государственной политики в этой сфере; организация разработки государственных, межгосударственных и региональных программ в этой сфере; координация деятельности органов исполнительной власти в этой сфере; организация государственного контроля и учета в этой сфере; утверждение проектов зон санитарной охраны объектов централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на территории более одной области; установление режима зон санитарной охраны источников и объектов централизованного питьевого водоснабжения; определение порядка информирования о качестве питьевой воды и состояние питьевого водоснабжения; решение других вопросов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения в соответствии с законами Украины. Статья 11. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, других государственных органов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения {Название статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 a >) от 16.10.2012} К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относятся: обеспечение формирования единой технической, социально-экономической политики в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; установление порядка ведения и обеспечения мониторинга качества питьевой воды и технического состояния объектов централизованного питьевого водоснабжения; координация деятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности в этой сфере; решение других вопросов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения в соответствии с законами Украины. {Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010, в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относятся: обеспечение проведения научных исследований в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; организация осуществления мер по защите и охране объектов централизованного питьевого водоснабжения; подготовка и обнародование в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, Национального доклада о качестве питьевой воды и состоянии питьевого водоснабжения в Украине, обеспечение заинтересованных органов государственной власти , общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций и граждан информацией о случаи и причины загрязнения питьевой воды, порядок расчета тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения; решение других вопросов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения в соответствии с законами Украины. {Часть статьи 11 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Министерства, другие центральные органы исполнительной власти принимают участие в разработке и реализации государственной политики в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения в пределах своих полномочий, определенных законами Украина. Органом государственного регулирования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения является национальная комиссия, осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. {Статья 11 дополнена частью по закону N 2479-VI ( 2479 -17 ) от 09.07.2010, в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Статья 12. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения относятся: разработка и реализация местных программ в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения, участие в разработке и реализации государственных и региональных программ в этой сфере; осуществление контроля за выполнением установленных в этой сфере правил и норм {Статью 12 дополнен новым абзацем согласно Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} принятие решений об ограничении, временном запрете (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций в случае нарушения требований законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения {Абзац статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законом N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 } обеспечение выполнения правил и норм пользования системами питьевого водоснабжения ( z0936-08 ), соблюдение режима зон санитарной охраны источников и объектов централизованного питьевого водоснабжения; обеспечение соблюдения правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения потребностей в питьевой воде, ограничение или запрещение использования питьевой воды для промышленных нужд, ответственность за надлежащее обеспечения жителей городов, других населенных пунктов питьевой водой, количество и качество которой должны соответствовать нормативным требованиям; составление протоколов об административных правонарушениях, принятия решений о наложении штрафов, а так же применение других санкций к предприятиям питьевого водоснабжения в случае нарушения законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; разработка и реализация проектов зон санитарной охраны источников и объектов централизованного питьевого водоснабжения; лицензирования хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжения и водоотведения, объемы которой устанавливаются лицензионными условиями {Абзац статьи 12 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} решение других вопросов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения в соответствии с законами Украины. Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения К полномочиям органов местного самоуправления в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения относятся: утверждение с учетом требований законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населенных пунктов, другой градостроительной документации утверждение и реализация местных программ в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения, участие в разработке и реализации соответствующих государственных и местных программ; даче согласия на размещение на соответствующей территории новых или реконструкцию действующих объектов, деятельность которых может причинить вреда источникам и системам питьевого водоснабжения; принятие решений по проведению государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов хозяйственной деятельности, которые могут негативно повлиять на качество питьевой воды и системы питьевого водоснабжения; < br> осуществление контроля за качеством питьевой воды, использованием и охраной источников и систем питьевого водоснабжения; обеспечение информирования населения о качестве питьевой воды и состояние питьевого водоснабжения {Абзац седьмой статьи 13 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} установлении тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения (кроме тарифов на эти услуги, устанавливаются национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирования в сфере коммунальных услуг) {Абзац восьмой статьи 13 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010; с < br> изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011}
{Абзац девятый статьи 13 исключен на основании Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010}
ограничение, временный запрет деятельности предприятий в случае нарушения требований законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения в пределах своих полномочий; установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения потребностей в воде; установление зон санитарной охраны источников и объектов централизованного питьевого водоснабжения; ограничение или запрещение использования предприятиями питьевой воды для промышленных целей; согласования инвестиционных программ по объектам централизованного водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности {Статья 13 дополнена новым абзацем согласно Закону N 4434 -VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} содействие осуществлению инвестиционной деятельности в сфере централизованного водоснабжения и водоотвода {Статью 13 дополнена абзацем согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} решение других вопросов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения в соответствии с законами Украины. Раздел IV ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ПИТЬЕВОЙ воды и питьевого водоснабжения Статья 14. Формы собственности в сфере питьевого водоснабжения Деятельность в сфере питьевого водоснабжения могут осуществлять предприятия всех форм собственности, если иное не предусмотрено законами Украины. Приватизация предприятий государственной формы собственности, осуществляют питьевое водоснабжение, проводится в соответствии с законом. Сети, сооружения, оборудование централизованного питьевого водоснабжения населенных пунктов как особо важные объекты жизнеобеспечения приватизации не подлежат. Изменение формы собственности или переход права собственности на системы питьевого водоснабжения (кроме объектов централизованного питьевого водоснабжения) осуществляется в порядке, предусмотренном законом, за условия , что это не приведет к нарушению режима функционирования соответствующих систем водоснабжения или их частей, ухудшения качества питьевой воды и условий предоставления услуг потребителям, в том числе увеличение тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Статья 15. Виды хозяйственной деятельности в сфере питьевого водоснабжения Хозяйственная деятельность в сфере питьевого водоснабжения включает: централизованное питьевое водоснабжение городов, других населенных пунктов; питьевое водоснабжение с помощью пунктов разлива питьевой воды (в том числе передвижных) производство фасованной питьевой воды; питьевое водоснабжение с помощью индивидуальных и коллективных установок (устройств) подготовки питьевой воды. Статья 16. Организация питьевого водоснабжения Обеспечение потребителей питьевой воды централизованным питьевым водоснабжением, а также с помощью пунктов разлива питьевой воды (в том числе передвижных) или фасованной питьевой осуществляют предприятия питьевого водоснабжения. Предприятие питьевого водоснабжения осуществляет свою деятельность на основании следующих документов: разрешения на специальное водопользование или разрешения на пользование недрами (в случае использования подземных вод); лицензии на хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжения и водоотведения; государственного акта на право постоянного пользования или на праве собственности на землю; технического проекта на размещение водопроводных сетей, сооружений и оборудование, согласованного и утвержденного в установленном порядке; сертификата соответствия и заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы на фасованную питьевую воду. В населенных пунктах питьевое водоснабжение может осуществляться как предприятием питьевого водоснабжения, так и самостоятельно потребителями питьевой воды в этих населенных пунктах. На водные объекты, являющиеся источниками питьевого водоснабжения, должны быть составлены в установленном законодательством порядке паспорта. Перечень показателей качества воды в паспорте источника питьевого водоснабжения должно соответствовать перечню, который определен государственному стандарту на питьевую воду. Статья 16-1. Применение экологической брони питьевого водоснабжения С целью предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера из-за прекращения питьевого водоснабжения потребителям (кроме населения) в случае неуплаты или внесения не в полном объеме платы за использованную ими питьевую воду устанавливается экологическая броня питьевого водоснабжения. Оплата питьевой воды, использованной в пределах установленной экологической брони питьевого водоснабжения, осуществляется за счет средств соответствующих потребителей (кроме населения). Порядок ( 119-2006-п ) ограничения и составления перечень потребителей питьевой воды, к которым применяются ограничения питьевого водоснабжения до уровня экологической брони питьевого водоснабжения, устанавливается Кабинетом Министров Украины. (Закон дополнен статьей 16-1 согласно Закону N 2196-IV ( 2196-15 ) от 18.11.2004) Статья 17. Специальное водопользование в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения Предприятие питьевого водоснабжения осуществляет свою деятельность соответствии с порядком специального водопользования, связанного с применением водопроводных сетей, сооружений, технических устройств для забора воды непосредственно из водных объектов. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения, которое выдается в порядке, установленном Кабинетом Министров Украине. В разрешении на специальное водопользование определяются лимиты и сроки специального водопользования. Сроки специального водопользования устанавливаются органом, который выдает разрешение на специальное водопользование. В случае использования подземных вод для питьевого водоснабжения соответствующее предприятие должно получить по закону разрешение на пользование недрами. Статья 18. Лицензирование в сфере питьевого водоснабжения Хозяйственная деятельность по централизованному водоснабжению и водоотведения подлежит лицензированию в порядке ( z1468-12 ), установленном законом. Статья 18-1. Инвестиционная деятельность в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения Инвестиционные программы разрабатываются субъектами хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения. Порядок разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ субъектов хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения ( z0098-13 ) устанавливается общим решением центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, центрального органа исполнительной власти в сфере инвестиционной деятельности и национальной комиссии, < br> осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. Субъекты хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения для проведения в установленном законодательством порядке расчетов за инвестиционными программами открывают специальные счета. На указанные счета субъекты хозяйствования перечисляют средства в объеме, предусмотренном в установленных тарифах для выполнения инвестиционных программ. Порядок зачисления средств на специальный счет, использования указанных средств и осуществления контроля за их расходованием устанавливается Кабинетом Министров Украины. Субъекты хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения - владельцы специальных счетов обязаны использовать средства, находящиеся на таких счетах, исключительно для выполнения инвестиционных программ. Использование указанных средств в любых других целях запрещается. Порядок контроля за реализацией инвестиционных программ в сфере централизованного водоснабжения и водоотвода, а также предельный уровень стоимости инвестиций, которые могут привлекаться по инвестиционными программами, которые включаются при расчете экономически обоснованных затрат, и предельный срок действия инвестиционных программ до момента полного погашения обязательств по ними устанавливаются Кабинетом Министров Украины. {Закон дополнен статьей 18-1 согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} Статья 19. Предоставление услуг по питьевому водоснабжению Услуги водоснабжения предоставляются потребителям предприятием питьевого водоснабжения на основании договора с: предприятиями, учреждениями, организациями, непосредственно пользуются централизованным питьевым водоснабжением; предприятиями, учреждениями или организациями, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд и в обязанности которых входит предоставление потребителям услуг по питьевому водоснабжения и водоотведения; объединениями совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительными кооперативами и другими объединениями собственников жилья, которым передано право управления многоквартирными домами и обеспечение предоставления услуг по водоснабжению и водоотведения на основании заключенных ими договоров; владельцами домов, находящихся в частной собственности. Договор о предоставлении услуг по питьевому водоснабжению заключается непосредственно между предприятием питьевого водоснабжения или уполномоченным им юридическим или физическим лицом и потребителем, определенным в части первой настоящей статьи . Порядок предоставления потребителям услуг по питьевому водоснабжению устанавливается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. {Часть третья статьи 19 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 20. Условия договора о предоставлении услуг по питьевому водоснабжения Существенными условиями договора о предоставлении услуг по питьевому водоснабжения являются: режим предоставления услуг; объемы питьевого водоснабжения по нормативам питьевого водоснабжения; порядок предоставления услуг по водоотведению; размер и порядок оплаты услуг централизованного водоснабжения и водоотведения; права и обязанности сторон договора; ответственность сторон договора. В договоре о предоставлении услуг по питьевому водоснабжению должны быть сделаны ссылки на нормативные документы, на основании которых будет осуществляться питьевом водоснабжении. По соглашению сторон договора о предоставлении услуг по питьевому водоснабжения в нем могут быть указаны другие условия. Статья 21. Действие договора о предоставлении услуг по питьевому водоснабжения Договор о предоставлении услуг по питьевому водоснабжению вступает силу после достижения договоренности по всем его существенным условиям и подписания сторонами. По желанию сторон договор о предоставлении услуг по питьевому водоснабжения удостоверяется нотариально. Статья 22. Права и обязанности потребителей питьевой воды Потребители питьевой воды имеют право на: обеспечение питьевой водой, качество которой соответствует государственным стандартам, количество и режим подачи которой определяются на договорных началах в объеме, не меньшем нормативов питьевого водоснабжения; получение в установленном порядке полной, достоверной, своевременной информации о качестве питьевой воды, объемы ее реализации, режима подачи и порядка расчета тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения; организацию и проведение общественных слушаний по принятию решений по вопросам качества питьевой воды и питьевого водоснабжения соответствии с законом; участие представителей общественности в проверках, которые проводятся органами исполнительной власти, с соблюдением установленного режима пребывания на территории объектов питьевого водоснабжения; предъявления исков в суд о возмещении убытков, причиненных вследствие поставки некачественной питьевой воды, не соответствует государственным стандартам, других нарушений законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения; подключение в установленном порядке к централизованному водоснабжения и водоотведения. Потребители питьевой воды обязаны: своевременно вносить плату за использованную питьевую воду согласно с установленными тарифами на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения; рационально использовать питьевую воду, не допускать ее утечек из внутридомовых сетей и оборудования; не допускать загрязнения, засорения и истощения источников питьевого водоснабжения и повреждение объектов питьевого водоснабжения и водоотведения; своевременно сообщать предприятия питьевого водоснабжения о обнаружены повреждения на объектах централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, которые им принадлежат или которыми они пользуются; не препятствовать осуществлению контроля за техническим состоянием инженерного оборудования в помещениях содержать в надлежащем техническом и санитарном состоянии водопроводные сети и оборудование; в случае внесения не в полном объеме платы за использованную питьевую воду ограничивать собственное использование питьевой воды до уровня экологической брони питьевого водоснабжения (Часть вторая статьи 22 дополнен абзацем согласно Закону N 2196-IV ( 2196-15 ) от 18.11.2004) обеспечивать беспрепятственный доступ ответственных представителей предприятий питьевого водоснабжения к собственным водопроводных сетей и оборудования для контроля за уровнем потребления питьевой воды, а также для выполнения отключения и < br> ограничения потребления в соответствии с установленным порядком. В случае препятствия в доступе указанных представителей к водопроводным сетей и оборудования потребителя должностные лица такого потребителя несут ответственность согласно закону. (Часть вторая статьи 22 дополнен абзацем согласно Закону N 2196-IV ( 2196-15 ) от 18.11. 2004) Статья 23. Права и обязанности предприятий питьевого водоснабжения Предприятия питьевого водоснабжения имеют право: разрабатывать и представлять на утверждение уполномоченным органам тарифы на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения с их обоснованием; осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования зданий и сооружений, требовать срочного устранения утечек из водопроводных сетей и оборудования, способствовать внедрению средств учета и регулирования потребления питьевой воды; в случае внесения потребителем не в полном объеме платы за использованную питьевую воду ограничить его питьевое водоснабжение до уровня экологической брони питьевого водоснабжения (Абзац четвертый части первой статьи 23 в редакции Закона N 2196-IV ( 2196-15 ) от 18.11.2004) выдавать разрешения и технические условия на подключение потребителей к системам централизованного питьевого водоснабжения; ограничивать или прекращать работу объектов централизованного питьевого водоснабжения в случае возникновения необходимости оперативного реагирования на ухудшение качества воды в источниках питьевого водоснабжения и невозможности доведения ее до требований государственных стандартов с уведомлением о таком отключения и его причины органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти и органов государственной санитарно-эпидемиологической службы; допускать временное отклонение качества питьевой воды от требований государственного стандарта на питьевую воду только при наличии разрешения центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере технического регулирования, изданного на основании заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения. {Абзац седьмой части первой статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10 .2012} Предприятия питьевого водоснабжения обязаны обеспечить: производство и поставки потребителям питьевой воды в соответствии с условиями договора; подачу воды для противопожарных нужд; внедрение новейших технологий производства питьевой воды, ресурсосберегающих технологий и оборудования; участие в финансировании реконструкции и развития объектов централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, оснащение их средствами учета и регулирования потребления воды; возмещения убытков, причиненных юридическим и физическим лицам вследствие нарушения требований законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения, произошло по их вине; принятии мер по обеспечению населения питьевой водой в случаях нарушений функционирования централизованных систем водоснабжения (аварийные ситуации); решения ситуационных вопросов, связанных с нарушением функционирования централизованных систем водоснабжения (аварийные ситуации), в соответствии с планом оперативных действий по обеспечению потребителей питьевой водой в соответствующем населенном пункте (районе). Статья 24. Мероприятия по обеспечению питьевой водой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Органы местного самоуправления совместно с предприятиями питьевого водоснабжения разрабатывают и утверждают специальные мероприятия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, приводящие к прекращению централизованного < br> водоснабжения, которые должны обеспечивать: использование резервных источников и систем питьевого водоснабжения; применение индивидуальных и групповых средств очистки и обеззараживания питьевой воды; поставку фасованной питьевой воды и воды в емкостях для индивидуального и группового пользования. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, приводящие к прекращению подачи воды потребителям, руководители предприятий питьевого водоснабжения обязаны немедленно в порядке, определенном Законом Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" ( 1809-14 ) , сообщить о это органы, осуществляющие государственный контроль в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения, и принять меры по охране источников и систем централизованного водоснабжения и ликвидации причин и последствий этих чрезвычайных ситуаций и организации работы пунктов разлива питьевой воды. При чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера финансирования расходов на обеспечение населения питьевой водой осуществляется за счет средств государственного, местных бюджетов, других не запрещенных законодательством источников. {Часть третья статьи 24 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 25. Индивидуальные и коллективные установки (устройства) питьевого водоснабжения С целью обеспечения потребителей питьевой водой могут использоваться индивидуальные и коллективные установки (устройства) питьевого водоснабжения.
|