Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС Украины) с комментариями к статьям

Стаття 22. Передача адміністративної справи з одного адміністративного суду до іншого

1. Суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда, если:

1) до начала рассмотрения дела по существу удовлетворено ходатайство ответчика, зарегистрированное в установленном законом порядке, место жительства (пребывания) которого ранее не было известно, о передаче дела по месту его жительства (пребывания)

2) открыто производство по делу, которая предметно подсудно другому суду

3) после открытия производства по делу с ' выяснилось, что дело территориально подсудно другому суду

4) после удовлетворения отвода (самоотвода) или в других случаях невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения дела

5) ликвидирован административный суд, рассматривавший дело

6) одной из сторон по делу является суд, в котором рассматривается дело, или судья этого суда.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другому административному суду, наиболее территориально приближенный к этому суду, в случае, предусмотренном пунктами 4 и 6 части первой настоящей статьи.

В случае ликвидации административного суда дела, находившиеся в его производстве, безотлагательно передаются в суд, к подсудности которого отнесено рассмотрение таких дел.

3. Подсудность дел, в которых стороной является Верховный Суд Украины, Высший административный суд Украины или судья одного из этих судов, устанавливается по общим правилам подсудности.

4. Вопрос о передаче дела, кроме случая, предусмотренного пунктом 5 части первой настоящей статьи, рассматривается судом в порядке письменного производства или в судебном заседании на усмотрение суда. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не препятствует рассмотрению этого вопроса.

5. Вопрос о передаче административного дела, кроме случая, предусмотренного пунктом 5 части первой настоящей статьи, суд решает определением. Решение о передаче административного дела из одного административного суда в другой может быть обжаловано. Постановление об отказе в передаче административного дела из одного административного суда в другой, вынесено в судебном заседании, вы не отдельным документом и обжалованию не подлежит. Возражения против этого может быть включено в апелляционную или кассационную жалобу на решение суда, принятое по результатам рассмотрения дела.

6. Передача административного дела из одного суда в другой осуществляется по истечении срока на обжалование постановления о передаче административного дела из одного административного суда в другой, а в случае подачи апелляционной жалобы - после оставления ее без удовлетворения.

7. Административное дело, переданное из одного административного суда в другой в порядке, установленном настоящей статьей, рассматривается административным судом, в который оно направлено.

8. Споры между административными судами о подсудности не допускаются.

Комментарий

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья устанавливает основания и порядок передачи дела в другой административный суд, если есть препятствия для рассмотрения дела определенным судом.

2. Статья направлена на компетентный суд (см. статью 6 КАСУ и комментарий к ней).

Основания для передачи административной дела

3. Суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда, если удовлетворено ходатайство ответчика, место жительства (пребывания) которого ранее не было известно, о передаче дела по месту его жительства (пребывания).

Это основание может применяться в тех редких делам, в которых ответчиком может быть физическое лицо, которая не является суб ' объектом властных полномочий (см. пункт 4 части первой статьи 17, часть четвертую статьи 50 КАСУ). В случае если оказалось, что ответчик в таких делах проживает по адресу, указанному истцом, суд должен осуществить вызов такого лица через средства массовой информации по правилам статьи 39 КАСУ. Узнав о таком вызове, истец вправе заявить ходатайство о передаче дела по месту его жительства (пребывания). В этом случае дело передается в административный суд по месту жительства (пребывания) ответчика.

4. Суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда в случае, если производство по делу открыто без соблюдения правил подсудности. Если производство открыто с нарушением правил предметной подсудности (статья 18 КАСУ), то передать дело в надлежащий суд можно на любой стадии производства в суде первой инстанции до провозглашения судебного решения по делу.

Если производство открыто с нарушением правил территориальной подсудности (статья 19 КАСУ), то передать дело в надлежащий суд можно только до начала судебного разбирательства.

Передача дела на этих основаниях возможна как по инициативе суда, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле. Дело передается в административный суд, которому оно подсудно.

Таким образом, нельзя передавать дело из одного суда в другой, если:

1) производство по делу еще не открыто (т.е. исковое заявление, поданное не по подсудности, не передается в надлежащий суд, а возвращается истцу)

2) открыто производство по делу, не подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства (в этом случае суд прекращает производство по делу).

5. Суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда также в случае, если после удовлетворения отводов (самоотводов) или в других случаях (болезнь судей, отсутствие полномочных судей и т.п.) невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения дела.

Это основание может быть использована, в частности, и в случаях, когда стороной в административном деле является судья административного суда, в котором рассматривается дело, или сам административный суд (см. пункт 5 постановления Пленума Высшего административного суда Украины " О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел " от 6 марта 2008 года N 2). Суд, рассматривающий дело, может заявить себе самоотвод или ему отвод может заявить лицо, участвующее в деле. Если самоотвод (отвод) заявлено одновременно всем судьям этого административного суда, то суд сразу может решить этот вопрос в отношении всех судей, не передавая дело на рассмотрение другим судьям этого административного суда.

Дело по этому основанию передается в административный суд, территориально является самым удобным для лиц, участвующих в деле.

6. Суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда, если указом Президента Украины ликвидирован административный суд, рассматривавший дело. Дело по этому основанию также передается в административный суд, территориально является удобным для лиц, участвующих в деле.

7. Случаи передачи дел из одного судебного органа к другому могут быть предусмотрены законом также при внесении изменений в процессуальные законы относительно предмета юрисдикции или подсудности дел (см., например, пункт 10 раздела VII " Заключительные и переходные положения " КАСУ).

Порядок разрешения вопрос о передаче административного дела

8. При наличии оснований для передачи административной дела или ходатайства лица, участвующего в деле, вопрос такой передачи суд решает в судебном заседании. Такое судебное заседание может быть назначено специально для рассмотрения этого вопроса или же это может быть предварительное судебное заседание или судебное заседание непосредственно во время судебного разбирательства.

При назначении судебного заседания для рассмотрения этого вопроса суд уведомляет об этом лиц, участвующих в деле, однако их неприбытия, если они были надлежащим образом уведомлены, не препятствует рассмотрению этого вопроса (часть вторая комментируемой статьи). Если сведений о получении повестки стороной или третьим особой нет, тогда суд должен отложить рассмотрение этого вопроса, определив новую дату такого рассмотрения.

9. В судебном заседании суд уведомляет лиц, участвующих в деле, о причинах рассмотрения вопроса о передаче дела и с ' выясняет их мнение относительно такой передачи. Эта мысль особенно важна для определения территориально удобного административного суда, в который следует передать дело в связи ' связи с невозможностью образовать новый состав суда или ликвидацией административного суда.

По результатам рассмотрения этого вопроса суд выносит в совещательной комнате постановление, излагается отдельным документом. Такое решение, согласно части третьей комментируемой статьи, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Постановления суда апелляционной инстанции по этому вопросу не относится обжаловать, поскольку они не препятствуют дальнейшему производству по делу (часть вторая статьи 211 КАСУ).

Порядок передачи административного дела

10. Как следует из части четвертой комментируемой статьи, передача административного дела осуществляется при условии вступления в законную силу определения суда о передаче дела.

Определение суда о передаче дела в другой административный суд обжаловано:

1) после окончания п ' пяти дней со дня провозглашения решения, если не было подано заявление о ее отмене заочного или апелляционной жалобы (части четвертая и п ' пятая статьи 186, часть первая статьи 254 КАСУ)

2 ) по истечении десяти дней после подачи заявления об апелляционном обжаловании, если апелляционной жалобы не было подано (части п ' пятая статьи 186, часть вторая статьи 254 КАСУ)

3) после окончания апелляционного рассмотрения апелляционной жалобы, если решение суда первой инстанции о передаче дела не было отменено (часть третья статьи 254 КАСУ).

Постановление суда апелляционной инстанции о передаче дела в другой административный суда вступает в законную силу с момента провозглашения (часть п ' пятая статьи 254 КАСУ).

11. Суд направляет административное дело вместе с постановлением о ее передаче в определенного в постановлении административного суда. Административный суд, которому передано дело, не вправе оценивать законность и обоснованность решения о передаче дела и возвращать ее обратно, поскольку споры между административными судами о подсудности не допускаются (часть п ' пятая комментируемой статьи).

12. Несоблюдение установленных комментируемой статьей оснований и порядка передачи дела из одного суда в другой рассматривается как нарушение права человека на компетентный суд, ведь согласно части второй статьи 6 КАС никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в административном суде, к подсудности которого оно отнесено настоящим Кодексом (см. пункт 5 постановления Пленума Высшего административного суда Украины " О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел " от 6 марта 2008 года N 2).