Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС Украины) с комментариями к статьям

Стаття 21. Подсудность нескольких связанных между собой требований

1. Позивач може заявить несколько требований в одном исковом заявлении, если они связаны между собой.

Если дело о связанных требований территориально подсудно различным местным административным судам, то ее рассматривает один из этих судов по выбору истца.

Если дело по одной из требований подсудно окружному административному суду, а по другой требования (требований) - местный общий суд как административном суда, такое дело рассматривает окружной административный суд.

Если дело по одной из требований подсудно Киевскому апелляционному административному суду, а по другой требования (требований) - другому административному суду, такое дело рассматривает Киевский апелляционный административный суд.

2. Требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений, рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием решить публично-правовой спор. Иначе требования о возмещении вреда решаются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства.

3. Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые надлежит рассматривать в порядке разного судопроизводства, если иное не установлено законом.

Комментарий

Предмет регулювання та цілі статті

1. Статья устанавливает правила определения судов для рассмотрения нескольких требований, связанных между собой.

2. Статья направлена не рассматривать как отдельную административную дело. Одновременно правила статьи способствуют тому, чтобы дело рассматривал наиболее компетентный суд.

Связанные между собой требования

3. Связанными можно считать исковые требования:

1) вытекающие из одних правоотношений

2) которые хотя и не вытекают из одних правоотношений, но направлены к одному ответчику.

Правила объединения связанных требований

4. Требования могут быть объединены в одном исковом заявлении, если они:

1) связаны между собой

2) належать до адміністративної юрисдикції відповідно до статті 17 КАСУ;

3) подсудимые одном административном суда в соответствии с правилами, определенными статьями 18 - 20 КАСУ.

Наличие трех этих условий является обязательным.

5. По общему правилу, не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые надлежит рассматривать в порядке разных видов судопроизводства (административного, конституционного, гражданского, хозяйственного или уголовного), если иное не установлено законом.

На сегодня такое исключение установлен в КАСУ - в третьем комментируемой статьи. Вопрос о возмещении ущерба, причиненного решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий, рассматривает административный суд, если требование об этом заявлено одновременно с требованием о противоправности такого решения, действия или бездействия. В других случаях этот вопрос может решать суд гражданской или хозяйственной юрисдикции.

Это правило обусловлено следующими соображениями. Возмещение вреда в обязательственных отношениях, в частности в деликтных, - это традиционно предмет регулирования гражданского права, том компетентными здесь суды гражданской и хозяйственной юрисдикции. Вместе вред может быть причинен субъектом властных полномочий в результате нарушения им норм публичного права. Установление же нарушений в деятельности публичной власти - это прерогатива судов административной юрисдикции, т.е. по логике - кто установил факт нарушения, тот и должен принять решение о возмещении.

Возможность объединения этих двух требований в одном производстве позволяет достичь процессуальной экономии: лицо имеет возможность решить вопрос о противоправности решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий и одновременно вопрос о возмещении ущерба в одном суде. Однако если такую предстоит решать по правилам гражданского (хозяйственного) судопроизводства при наличии преюдициальные решение административного суда о противоправности акта, действия или бездействия в части правовой оценки поведения субъекта властных полномочий. Поэтому физическое или юридическое лицо, недовольна решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий и потерпела в результате них вреда, должна определить, обращаясь в суд, что для нее преимущество: достаточно длительное разрешение административным судом вопросов о противоправности решения, действия, бездействия и возмещении вреда, или более быстрое признании противоправным решения, действия, бездействия административным судом, а уже затем возмещения вреда в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, что в целом потребует больше времени, средств и усилий, но менее рискованным. Меньший риск заключается в том, что истец, обращаясь в административный суд только с требованием о признании противоправными решения, действия или бездействия, не платит судебного сбора по имущественным требованиям. В случае неудовлетворения этого требования административным судом становится очевидным, что имущественные претензии будут безосновательны.

6. Рассматривая объединены исковые требования, суд до окончания судебного разбирательства дела в соответствии с частью первой статьи 164 КАСУ может принять постановление по части исковых требований по ходатайству лица, участвующего в деле, если выяснены судом обстоятельства дают возможность без ущерба для дела решить часть исковых требований. Это возможно, например, в случае объединения требований о противоправности решения, действия или бездействие и о возмещении вреда. Суд вправе принять постановление о первых требований, а затем рассматривать вопрос возмещения вреда.

Последствия нарушения правил объединения исковых требований

7. Если истец объединил в исковом заявлении требования, следует рассматривать по правилам разных видов судопроизводства, то суд, получив такое исковое заявление, открывает производство в административном делу о тех требований, относящихся к административной юрисдикции, а в отношении других - отказывает в открытии производства на основании пункта 1 части первой статьи 109 КАСУ.

Якщо таке об'єднання встановлено після відкриття провадження у справі - суд повинен закрити провадження по делу в части тех требований, которые не относятся к административной юрисдикции, на основании пункта 1 части первой статьи 157 КАСУ.

8. Если истец объединил в исковом заявлении требования, подсудные разным административным судам, то суд, получив такое исковое заявление, открывает производство по административному делу в отношении тех требований, ему подсудимые, а по другим - выносит постановление о возвращении заявления на основании пункта 6 части третьей статьи 108 КАСУ.

Если такое объединение установлено после открытия производства по делу - Суд разъединяет согласно статье 116 КАСУ исковые требования в отдельные производства и с соблюдением правил статьи 22 КАСУ передает дело по не подсудных ему требований к надлежащему суда. Это не касается случаев, когда суд установит, что часть требований не относится к его территориальной подсудности, уже после начала судебного разбирательства. Тогда он продолжает рассмотрение дела.

Зарубежный опыт

9. В Германии все требования о возмещении ущерба в результате нарушения публично-правовых обязанностей, а также другие требования о публично-правовые компенсации рассматривают обычные суды по правилам гражданского судопроизводства. Вопрос о возмещении ущерба от противоправного акта или действия администрации в Эстонии решен иначе, чем в Германии, - оно относится к полномочиям административного суда. Так же и в законодательстве Турции. По решению турецкого административного суда гражданам компенсируют ущерб, который причинен в результате ненадлежащего исполнения обязанностей государства перед человеком, например, в случаях ненадлежащего охраны общественного порядке, допущение террористических актов и т.д..