Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС Украины) с комментариями к статьям
Стаття 20. Инстанционного подсудность административных дел
1. Місцеві адміністративні суды (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды), а также Высший административный суд Украины в случаях, установленных настоящим Кодексом, решают административные дела как суды первой инстанции.
2. Апелляционные административные суды пересматривают судебные решения местных административных судов (местных общих судов как административных судов и окружных административных судов), которые находятся в пределах их территориальной юрисдикции, в апелляционном порядке как суды апелляционной инстанции.
3. Высший административный суд Украины пересматривает судебные решения местных и апелляционных административных судов в кассационном порядке как суд кассационной инстанции. В случае, определенном частью шестой статьи 177 настоящего Кодекса, Высший административный суд Украины пересматривает в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения Киевского апелляционного административного суда.
4. Верховный Суд Украины в случаях, установленных настоящим Кодексом, пересматривает судебные решения административных судов после их пересмотра в кассационном порядке.
Комментарий
Предмет регулирования и целые статьи
1. Данная статья определяет правила инстанционного подсудности административных дел, наряду с правилами предметной и территориальной подсудности составляют алгоритм определения компетентного суда для рассмотрения и решения конкретного административного дела.
2. Правила инстанционного подсудности определено таким образом, чтобы обеспечить равные возможности обжалования судебных решений - для каждой административной дела обычно предусмотрена одинаковое количество судебных инстанций с тем, чтобы право лица на обжалование и пересмотр судебного решение необоснованно НЕ ограничивалось.
инстанционного подсудность административных дел
3. Правила інстанційної підсудності дають відповідь на питання, які суди розглядають адміністративні дела в первой инстанции, а какие - в апелляционной и кассационной инстанциях.
4. В КАСУ целом выдержано принцип "судебная звено = судебная инстанция", при котором каждое звено административных судов выполняет функции только одной инстанции - первой, апелляционной или кассационной. Такой подход способствует инстанционного специализации судей судов различных звеньев, что положительно сказывается на качестве рассмотрения и разрешения административных дел. Лишь в отдельным категориям споров, возникающих в ходе избирательного процесса или процесса референдума, законодатель отошел от этого принципа, исходя из быстротечности этих процессов и необходимости как можно быстрее достичь состояния юридической определенности в соответствующих отношениях.
5. К созданию и началу деятельности окружных административных судов и апелляционных административных судов при определении инстанционного подсудности административных дел следует руководствоваться также пунктами 5 и 6 раздела VII "Заключительные и переходные положения" КАСУ, поскольку инстанционного подсудность дел этим судам распределены между местными и апелляционными общими и хозяйственными судами.
Суд первой инстанции
6. Суд першої інстанції здійснює розгляд адміністративної справи за суттю й у повному обсязі. Це перший суд, рассматривающее и преимущественно он является и последним, поскольку в большинстве случаев судебные решения суда первой инстанции на практике не оспариваются.
7. За загальним правилом частини першої коментованої статті як суд першої інстанції адміністративні дела рассматривают и решают местные административные суды (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды).
8. Как исключение, по делам об установлении Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума (статья 172 КАСУ), а также об отмене регистрации кандидата на пост Президента Украины (статья 176 КАСУ) судом первой и последней инстанции является Высший административный суд Украины. Решение Высшего административного суда Украины, принятые в таких делах в первой инстанции, вступают в законную силу немедленно после провозглашения, является окончательным и не могут быть обжалованы.
Суд апелляционной инстанции
9. Суд апелляционной инстанции осуществляет по апелляционной жалобе просмотр административного дела и решение суда первой инстанции в ней, не вступившее в законную силу, учитывая правильность установления обстоятельств по делу и (или) правильность применения норм права.
10. По общему правилу части второй комментируемой статьи как суд апелляционной инстанции судебные решения местных административных судов просматривают в апелляционном порядке соответствующие апелляционные административные суды.
11. Как исключение, для дел о решении, действия или бездеятельности Центральной избирательной комиссии, членов этой комиссии, рассмотренных окружным административным судом, территориальная юрисдикцию которого распространен на город Киев, судом апелляционной и последней инстанции является Высший административный суд Украины (второе предложение части третьей комментируемой статьи, второе предложение части шестой статьи 177 КАСУ).
Суд кассационной инстанции
12. Суд касаційної інстанції здійснює за касаційною скаргою перегляд рішень судів першої та апеляційної инстанций по административному делу только учитывая правильность применения норм права. Вместе с обеспечением законности судебных решений по конкретному делу, задачей суд кассационной инстанции также формирование единой практики применения законов административными судами путем выработки соответствующей правовой позиции в определенных категориям дел.
13. Разновидностью кассационного производства является также пересмотр судебных решений по исключительным обстоятельствам, то есть просмотр на предмет правильности применения права в случае:
1) неодинакового применения Высшим административным судом или Высшим административным судом и другим судом кассационной инстанции одной и той же нормы права
2) визнання судових рішень міжнародною судовою установою, юрисдикція якої визнана Україною, такими, нарушающих международные обязательства Украины (часть вторая статьи 235, статья 237 КАСУ).
Это те два случая, когда высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции - Верховный Суд Украины - должен принципиально определиться в сложных ситуациях с точки зрения права.
14. Как суд кассационной инстанции судебные решения местных и апелляционных административных судов пересматривает в кассационном порядке Высший административный суд Украины. Верховный Суд Украины пересматривает судебные решения по административным делам по исключительным обстоятельствам и также является судом кассационной инстанции, поскольку пересмотр по исключительным обстоятельствам признан разновидностью кассационного производства.
15. Виходячи з швидкоплинності виборчого процесу чи процесу референдуму, для вирішення спорів, пов'язаних с этими процессами, введен одно-или двоинстанцийну систему, а потому суд кассационной инстанции для таких дел не предусмотрено.
Последствия нарушения правил об инстанционного подсудность
16. Если лицо подало административный иск, апелляционную или кассационную жалобу, жалобу о пересмотре судебных решений по исключительным обстоятельствам с нарушением правил инстанционного подсудности, то суд должен вернуть ей исковое заявление или жалобу в связи с тем, что дело не подсудно этому административному суду (пункт 6 части третьей статьи 108 КАСУ). В постановлении о возвращении искового заявления суд отмечает, какому суду подсудно административное дело по соответствующим обращением.
17. Нарушение судом правил инстанционного подсудности во всяком случае влечет неправосудность судебного решения и как следствие - Его отмены. Однако трудности в применении правил инстанционного подсудности в судах не возникает и таких нарушений не случается.