Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС Украины) с комментариями к статьям
Стаття 19. Территориальная подсудность административных дел
1. Адміністративні дела решаются административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (Совершенные, допущены) относительно конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном законом порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Если такое лицо не имеет места жительства (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.
3. Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок, административные дела, ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представительство Украины, его должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.
4. В случае неопределенности настоящим Кодексом территориальной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца.
Комментарий
Предмет регулирования и цели статьи
1. Статья определяет правила территориальной подсудности административных дел, наряду с правилами предметной и инстанционного подсудности составляют алгоритм определения компетентного суд для рассмотрения и решения конкретного административного дела.
2. Правила территориальной подсудности определено таким образом, чтобы, по возможности, обеспечить рассмотрение дела административным судом, территориально наиболее приближен к месту жительства или места нахождения лица. Таким образом обеспечивается лучшая доступность правосудия по административным делам для невластных субъектов.
Территориальная подсудность административных дел
3. Правила территориальной подсудности позволяют определить, к какому конкретно административного суда соответствующей судебной звена лицу необходимо обратиться в каждом конкретном случае.
Территориальная подсудность административных дел по местонахождению ответчика
4. Как общее в административном судопроизводстве сформулированное правило территориальной подсудности о рассмотрении дела по месту нахождения ответчика (часть первая комментируемой статьи). Под местонахождением ответчика следует понимать адрес органа - субъекта властных полномочий или места работы должностного или служебного лица, указанные в исковом заявлении ответчиками.
Обрання цього правила обумовлене передусім тим, що рішення суб'єкта владних повноважень, яке стосується прав многих лиц (нормативно-правовой акт), может быть обжаловано многими истцами. Если иск можно было подавать по месту жительства, то возникали бы ситуации, когда правомерность такого решения было бы подвергнуто проверке параллельно не одним административным судом. Как следствие возможны различные результаты проверки. Чтобы не возникало подобных ситуаций и чтобы решения субъекта властных полномочий было предметом рассмотрения только в одном административном суде первой инстанции, введено правило о рассмотрение дела по месту нахождения ответчика.
5. Такое правило установлено и в интересах ответчика для тех редких случаев, когда ответчиком является физическое или юридическое лицо по иску субъекта властных полномочий. Тогда иск подается по месту жительства или пребывания физического лица или местонахождению юридического лица.
Местом жительства физического лица считается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в год, а местом пребывания - административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году (статья 3 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе проживания в Украине"). Статья 29 ГКУ дает обобщенное понимание термина "место жительства", которое охватывает как место жительства, так и место пребывания в понимании КАСУ. Так, месту жительства физического лица в соответствии со статьей 29 ГКУ является жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно. Частью третьей статьи 29 ГКУ также предусмотрено, что физическое лицо может иметь несколько мест проживания.
Місцезнаходженням юридичної особи є адреса органу або особи, які відповідно до установчих документів юридического лица или закона выступают от его имени (статья 93 ГК в редакции Закона Украины N 2452-IV от 3 марта 2005; статья 1 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ").
Территориальная подсудность административных дел по местонахождению истца
6. Если истец оспаривает правовой акт индивидуального действия, действия или бездеятельность субъекта властных полномочий, касающихся прав, свобод и интересов непосредственно истца, тогда заявление следует подавать по месту жительства (Пребывания, нахождения) истца (часть вторая комментируемой статьи). Фактически это и является универсальным правилом, поскольку таких дел больше.
О месте жительства (пребывания, нахождения) см.. пункт 5 комментария к этой статье. Достаточным подтверждением места жительства или нахождения физического лица является его регистрация по месту жительства или пребывания, но это не исключает возможности использования других доказательств.
Під місцем перебування особи слід розуміти, зокрема, і її фактичне перебування у межах адміністративно-територіальної единицы, в связи с которым возникли спорные правоотношения (например, если лицо привлекли к административной ответственности за пределами административно-территориальной единицы, где она имеет место жительства; человек может обжаловать административное взыскание по месту наложения взыскания, то есть там, где она все еще находится и возникли спорные правоотношения). Вместе с тем такой истец не лишен возможности обратиться с исковым заявлением в административный суд по месту своего жительства по возвращении дом (см. пункт 4 постановления Пленума Высшего административного суда Украины "О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел "от 6 марта 2008 года N 2).
Исключительная территориальная подсудность административных дел
7. Территориальную подсудность отдельных категорий административных дел специально определено по окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространено на город Киев. Согласно указу Президента Украины, таким судом является Окружной административный суд города Киева.
В его исключительной подсудности отнесены административные дела:
1) по обжалованию нормативно-правовых актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины (часть третья комментируемой статьи).
Под "субъектом властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины" здесь понимается государственный орган или другой субъект властных полномочий, законом уполномоченный выдавать подзаконные правовые акты, обязательные на всей территории Украины, - например, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, съезд судей Украины, Совет судей Украины, Высший совет юстиции, Высшая квалификационная комиссия судей. Как правило, это единственный на территории Украина орган, который выполняет соответствующие полномочия
2) ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представительство Украины, их должностное или служебное лицо (часть третья комментируемой статьи)
3) об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии (часть третья комментируемой статьи)
4) на решения, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии, членов этой комиссии, за исключением тех, которые касаются установления ею результатов выборов или всеукраинского референдума (часть третья статьи 172 КАСУ)
5) щодо дій чи бездіяльності кандидата на пост Президента України, ініціативних груп всеукраїнського референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума, нарушающих законодательство о выборах или референдуме (часть третья статьи 175 КАСУ)
6) про дострокове припинення повноважень народного депутата України в разі невиконання ним вимог о несовместимости (часть первая статьи 180 КАСУ).
Большинство административных дел отнесено к исключительной подсудности окружного административного суда, территориальную юрисдикцию которого распространен на город Киев, с учетом правила о рассмотрении дела по месту нахождения ответчика.
8. Специальные правила территориальной подсудности предусмотрены также главой 6 "Особенности производства по отдельным категориям административных дел" раздела III КАСУ:
1) обжалуются решения, действия или бездеятельности избирательной комиссии, комиссии по референдуму, членов указанных комиссий, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, а также дела относительно уточнения списка избирателей подсудимые административному суду по местонахождению соответствующей комиссии (части четвертая - пятая статьи 172, часть вторая статьи 173 КАСУ)
2) дела по обжалованию действий или бездействия средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, собственников и творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдуме, подсудимые административному суду по их местонахождению (часть третья статьи 174 КАСУ)
3) дела относительно обжалования действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии (Блока местных организаций партий), их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса, нарушающих законодательство о выборах или референдуме, подсудимые административному суду административный суд по месту совершения действия или месту, где это действие должно быть совершено, кроме дел, отнесенных к исключительной подсудности окружного административного суда, территориальную юрисдикцию которого распространен на город Киев (часть третья статьи 175 КАСУ)
4) дела об ограничении права на мирные собрания подсудимые административному суду по местонахождению истца - органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, получивший сообщение о проведении собраний, митингов, шествий, демонстраций или других мирных собраний (часть первая статьи 182 КАСУ)
5) дела об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания со стороны органов исполнительной власти, органов местного самоуправления подсудимые административному суду по месту проведения собрания, митингов, походов, демонстраций или других мирных собраний (часть первая статьи 183 КАСУ).
9. Иск третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, подается в административный суд, что рассматривает административное дело (часть первая статьи 53 КАСУ) независимо от правил территориальной подсудности, установленных комментируемой статьей.
Альтернативная территориальная подсудность административных дел
10. Согласно части четвертой комментируемой статьи, правила территориальной подсудности не дают возможность определить компетентен в деле административный суд тогда истец вправе выбрать его по собственному усмотрению, но с соблюдением правил предметной подсудности.
Это правило может быть применено, например, если истец, оспаривает правовой акт индивидуального действия, выданный к нему, проживает за пределами Украины, а потому не может подать административный иск по месту жительства. Поэтому он может выбрать суд по своему усмотрению, например, по месту жительства своего представителя.
Этим правилом также целесообразно руководствоваться, например, в случае, если несколько истцов заявили общую исковое требование правового акта индивидуального действия и проживают они в разных местах. Они имеют право выбрать суд по месту жительства одного или нескольких из них.
Территориальная подсудность административных дел апелляционным административным судам
11. Правило территориальной подсудности административных дел для их пересмотра в апелляционном порядке указано в части второй статьи 20 КАСУ. Согласно ему судебное решение местного административного суда пересматривает апелляционный административный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого находится соответствующий местный административный суд. Территориальную юрисдикцию апелляционных административных судов установлен Указом Президента Украины "Об образовании местных и апелляционных административных судов, утверждении их сети и количественного состава судей "от 16 ноября 2004 года.
Последствия нарушение правил о территориальной подсудности
12. Правила территориальной подсудности могут быть нарушены как лицом, которое обращается в суд, так и судом. Соответственно этому различают и правовые последствия нарушения правил территориальной подсудности.
13. Якщо особа подала адміністративний позов з порушенням правил територіальної підсудності, то суд, рассмотрев вопрос об открытии производства, должен вернуть истцу исковое заявление в связи с тем, что дело не подсудно этому административному суду (пункт 6 части третьей статьи 108 КАСУ). В постановлении о возвращении искового заявления суд отмечает, какому суду подсудно административное дело по иску.
14. Правила территориальной подсудности является менее жесткими, чем правила предметной подсудности. Ведь считается, что уровень суда надлежащий, но в результате нарушения правил территориальной подсудности могут создаваться дополнительные неудобства, которые, однако, обычно на содержание решения объективно не влияют. Если нарушение правил территориальной подсудности выявлено еще до суда, то административное дело надлежит передать в надлежащий суд (пункт третий части первой статьи 22 Кодекса).
Однако если нарушение правил территориальной подсудности выявлено в ходе судебного разбирательства, суд должен завершить рассмотрение и принять судебное решение по существу спора. В суде высшей инстанции именно по себе несоблюдение правил территориальной подсудности не может повлечь отмену судебного решения (см. пункт 6 постановления Пленума Высшего административного суда Украины "О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел "от 6 марта 2008 года N 2). Только если есть объективные предпосылки считать, что решение суда может быть неправосудным (например, дело рассмотрено, несмотря на то, что ответчик до суда указывал на нарушение правил подсудности, заявлял ходатайство о передаче дела в надлежащий суд), его следует отменить, а дело необходимо передать в надлежащий суд (пункт 6 статьи 198, пункт 6 статьи 199, пункт 1 статьи 204, пункт 6 статьи 223, пункт 1 части третьей статьи 227 КАСУ).
Рекомендована література
Перепелюк В.Г. Административное судопроизводство: проблемы практики. - М.: Конус-Ю, 2007. - С. 53 - 63.