Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС Украины) с комментариями к статьям

Стаття 18. Предметная подсудность административных дел

1. Місцевим загальним судам як адміністративним судам підсудні:

1) адміністративні дела, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме тех, кто подсудимые окружным административным судам

2) все административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов ' объектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности

3) исключен

4) все административные дела по спорам физических лиц с субъектами ' объектами властных полномочий по поводу исчисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательного ' заполнить государственным социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот

5) административные дела по поводу решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы по выполнению ими решений судов по делам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части первой настоящей статьи

6) административные дела о принудительном возвращении в страну происхождения или третью страну и принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства за пределы территории Украины.

2. Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, областной совет, Киевская или Севастопольская городская рада, их должностное или служебное лицо, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, и кроме дел по поводу их решений, действий или бездействия по делам об административных правонарушениях и дел, которые подсудны местным общим судам как административным судам.

3. Дела по обжалованию действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истца.

4. Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции подсудны дела по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума, дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины, а также дела об обжаловании актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

5. В случае неопределенности настоящим Кодексом предметной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца.

Комментарий

Предмет регулирования и цели статьи

1. Данная статья определяет правила предметной подсудности административных дел, наряду с правилами территориальной и инстанционного подсудности составляют алгоритм определения компетентного суда для рассмотрения и решения конкретного административного дела.

2. Правила предметной подсудности определено таким образом, чтобы одновременно обеспечить два требования: о доступности судов и о независимости судей от постороннего влияния, особенно от органов исполнительной власти.

Предметная подсудность административных дел

3. Правила предметной подсудности позволяют определить, административный суд какого звена рассматривать административное дело в первой инстанции.

4. Согласно комментируемой статьей судами первой инстанции по административным делам являются:

1) местные общие суды

2) местные (окружные) административные суды

3) Высший административный суд Украины.

Апелляционные административные суды дел в первой инстанции рассматривают.

5. К созданию и началу деятельности окружных административных судов при определении предметной подсудности административных дел следует руководствоваться также пунктами 5 и 6 раздела VII " Заключительные и переходные положения " КАСУ, поскольку предметную подсудность дел этим судам распределены между местными общими и местными хозяйственными судами.

Предметная подсудность административных дел местным общим судам

6. Местные общие суды при рассмотрении и решении административных дел являются административными судами в смысле пункта 2 статьи 3 КАС. Местными общими судами в соответствии с частью первой статьи 21 Закона Украины " О судоустройстве Украины " являются районные, районные в городах, городские и районные суды. Также местными общими судами признаются военные суды гарнизонов, но, исходя из пункта 8 раздела VII " Заключительные и переходные положения " КАСУ, после вступления в силу Кодексом (то есть с 1 сентября 2005 года) военные суды не могут открывать производство по административным делам и рассматривать их.

7. По общему правилу, установленному частью первой комментируемой статьи, местным общим судам (районным, районным в городах, городским и районным судам) как административным судам подсудны:

1) административные дела, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме тех, кто подсудимые окружным административным судам

2) все административные дела по поводу решений, действий или бездействия суб ' объектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности.

8. Что касается первой категории дел, то это прежде всего дела с участием органов и должностных лиц местного самоуправления. К органам местного самоуправления статьей 140 Конституции Украины и статьей 5 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине " отнесены:

1) сельские, поселковые, городские, районные в городах советы

2) исполнительные комитеты, отделы, управления и другие исполнительные органы сельского, поселкового, городского, районного в городе совета

3) районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов.

В городах с районным делением по решению территориальной общины города или городского совета могут образовываться районные в городе советы. Районные в городах советы образуют свои исполнительные органы.

Главными должностными лицами местного самоуправления является сельский, поселковый, городской головы (статья 12 Закона).

К системе местного самоуправления статьей 5 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине " также включены органы самоорганизации населения (домовые, уличные, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов, комитеты районов в городах, сельские, поселковые комитеты).

Если спор возник между органом или должностным лицом местного самоуправления, с одной стороны, и государственным органом, органом власти Автономной Республики Крым, их должностным лицом, с другой стороны, то его следует рассматривать в окружном административном суде, а не в местном общем суде (см. пункт 1 части первой и часть вторую комментируемой статьи).

9. Относительно второй категории, то местным общим судам подсудны все административные дела в отношении обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов ' объектов властных полномочий по делам об административных правонарушениях. Слово " все " указывает на то, что местным общим судам подсудны такие дела независимо от того, кто является ответчиком в них - орган государственной власти или орган местного самоуправления, или другой субъект ' объект.

Вместе постановление суда (судьи) по делу об административных правонарушениях, принятый по правилам Кодекса Украины об административных правонарушениях, не может быть пересмотрено по правилам административного судопроизводства, поскольку суд (судья) в этом случае выступает НЕ суб ' объектом властных полномочий, а органом правосудия. Такое постановление может быть пересмотрено лишь в порядке части первой статьи 294 Кодекса Украины об административных правонарушения.

10. Кроме того, КАСУ относит к предметной подсудности местных общих судов такие административные дела:

1) относительно обжалования решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий, комиссий по референдуму, членов этих комиссий, за исключением решений действий или бездеятельности:

- Центральной избирательной комиссии и ее членов

- избирательной комиссии Автономной Республики Крым, областной избирательной комиссии, Киевской или Севастопольской избирательных комиссий по подготовке и проведению местных выборов, а также членов указанных комиссий

- территориальной (окружной) избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Киевского или Севастопольского городского головы, а также членов указанных комиссий

- территориальных (окружных) избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также членов указанных комиссий

- областных комиссий по референдуму и комиссии Автономной Республики Крым всеукраинского референдума, а также членов указанных комиссий (Часть п ' пятая статьи 172 КАСУ)

2) относительно уточнения списка избирателей (часть вторая статьи 173 КАСУ)

3) об обжаловании действий или бездействия средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, владельцев и творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдуме (Часть третья статьи 174 КАСУ)

4) по обжалованию действий или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового, городского совета (часть третья статьи 174 КАСУ).

Предметная подсудность дел окружным административным судам

11. По общему правилу, установленному частью второй комментируемой статьи, окружные административные суды решают как суды первой инстанции административные споры, в которых стороной является государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, их должностное или служебное лицо. Более высокий уровень таких судов и оторванность их территориальной юрисдикции от административно-территориального устройства позволяют обеспечить дополнительные гарантии независимости судей от влияния власти.

12. Кроме того, КАСУ относит к предметной подсудности окружных административных судов такие административные дела:

1) об обжаловании решений, действий или бездействия:

- Центральной избирательной комиссии и ее членов, за исключением решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии по установлению ею результатов выборов или всеукраинского референдума

- избирательной комиссии Автономной Республики Крым, областной избирательной комиссии, Киевской или Севастопольской избирательных комиссий по подготовке и проведению местных выборов, а также членов указанных комиссий

- территориальной (окружной) избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Киевского или Севастопольского городского председателя, а также членов указанных комиссий

- территориальных (окружных) избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также членов указанных комиссий

- областных комиссий по референдуму и комиссии Автономной Республики Крым всеукраинского референдума, а также членов указанных комиссий (Части третья - четвертая статьи 172 КАСУ)

2) об обжаловании действий или бездействия кандидатов (Кроме кандидата в депутаты сельского, поселкового, городского совета), их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии (блока местных организаций партий), их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов ' объектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов ' объектов избирательного процесса, нарушающих законодательство о выборах или референдуме (часть третья статьи 175 КАСУ)

3) о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины (часть первая статьи 180 КАСУ)

4) об ограничении реализации права на мирные собрания (часть первая статьи 182 КАСУ).

Предметная подсудность дел Высшему административному суду Украины

13. Частью четвертой комментируемой статьи, в порядке исключения, предметной подсудности в первой инстанции наделен Высший административный суд Украины. Он рассматривает и решает в первой и последней инстанции дела по:

1) установления Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума (часть третья статьи 172 КАСУ)

2) отмены регистрации кандидата на пост Президента Украины (часть первая статьи 176 КАСУ).

Отнесение этих категорий дел к подсудности Высшего административного суда Украины обусловлено быстротечностью избирательного процесса или процесса референдума и исключительной важности соответствующих вопросов. В этих делах не предусмотрена возможность обжалования и пересмотра судебных решений Высшего административного суда Украины, несмотря на то, что использование этих возможностей могло бы привести к затягиванию состояния юридической неопределенности, в частности относительно легитимности новоизбранных высших органов государства.

Альтернативная подсудность административных дел

14. Часть третья комментируемой статьи наделяет истца правом самостоятельно определять предметную подсудность дела по обжалованию действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти. Под местными органами исполнительной власти здесь следует понимать Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские, районные государственные администрации, территориальные (местные) органы центральных органов исполнительной власти, правительственных органов.

Такие дела могут рассматриваться и решаться:

1) или местным общим судом как административным судом

2) или окружным административным судом.

Такой подход дает лицу возможность самостоятельно определить, что для нее важнее - более доступные суда или дополнительные гарантии независимого рассмотрения дела.

Это правило не касается дел об административных правонарушениях, ведь все споры относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов ' объектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности отнесены к подсудности местных общих судов как административных судов.

15. Альтернативную предметную подсудность (по выбору истца) установлено также для случаев, о которых не упоминается в КАСУ, но которые могут иметь место на практике. Речь идет, например, о случаях, когда ответчиком является не государственный орган, не органы Автономной Республики Крым, не органы местного самоуправления, и не их должностное или служебное лицо, а суб ' объект (например, предприятие), выполняет делегированные полномочия. В этом случае предметная подсудность определяется по правилу части п ' пятой комментируемой статьи: истец подает иск по своему усмотрению в местный общий суд как административный суд или окружного административного суда, но с соблюдением правил территориальной подсудности.

Последствия нарушение правил о предметной подсудности

16. Правила предметной подсудности могут быть нарушены как лицом, которое обращается в суд, так и судом. Соответственно этому различают и правовые последствия нарушения правил предметной подсудности.

17. Если лицо подало административный иск с нарушением правил предметной подсудности, то суд, рассмотрев вопрос об открытии производства, должен вернуть истцу исковое заявление в связи ' связи с тем, что дело не подсудно этому административному суду (пункт 6 части третьей статьи 108 КАСУ). В постановлении о возвращении искового заявления суд отмечает, какому суду подсудно административное дело по иску.

18. Если суд открыл производство по административному делу без соблюдения правил предметной подсудности, то он должен передать ее на рассмотрение надлежащего административного суда независимо от того, на каком этапе производства в первой инстанции выявлены нарушения правил предметной подсудности, поскольку суд, открыл производство по делу, не является компетентным в рассмотрении соответствующего дела (пункт 2 части первой статьи 22 КАСУ, пункт 6 Постановления Пленума Высшего административного суда Украины " О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины при рассмотрении административных дел " от 6 марта 2008 года N 2).

Если нарушение правил предметной подсудности выявлено в суде высшей инстанции, то решение суда первой инстанции следует отменить, а дело передать в компетентный суд (пункт 6 статьи 198, пункт 6 статьи 199, пункт 1 статьи 204, пункт 6 статьи 223, пункт 1 части третьей статьи 227 КАСУ).