Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям



Статья 124. Подсудность судам дел с участием иностранных субъектов хозяйствования

подсудность дел с участием иностранных субъектов 'ведения хозяйства определяется настоящим Кодексом, законом или международным договором, согласие на обязательное 'язковисть которого дано верховной Радой Украины.

Комментарий

Согласно требованиям статей 12 — 14 настоящего Кодекса, статьями 38, 39 Закона Украины " О внешнеэкономической деятельности ", ст. 73 Закона Украины " О международном частном праве " споры, возникающие между субъектами 'объектами внешнеэкономической деятельности, иностранными субъектами' объектами хозяйственной деятельности, подлежащей решению хозяйственными судами Украина.

согласовании со ст. 124 Конституции Украины юрисдикции суда по ­ распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве, но всегда возникает вопрос о разграничение компетенции решения судебных дел. При этом, несмотря на конститутивное значение специализации, следует определить понятие " хозяйственная юрисдикции (подведомственности) " как нормативно определенную компетенцию суда по разрешению дел в порядке хозяйственного судопроизводства. Так, ч. 2 комментируемой статьи ссылается на статьи 12 — 17 настоящего Кодекса, Которым определяется подведомственности и подсудность дел с участием иностранных предприятий и организаций.

Согласно содержанию статей 1,12 настоящего Кодекса споры с участием юридических лиц (в том числе иностранных компаний и организаций) и граждан, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе споры, возникающие при заключении, изменению, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и по другому основаниям, подведомственны хозяйственным судам.

Специфика хозяйственных споров и возложенных на хозяйственный суд задач состоит в том, что хозяйственный суд при осуществлении защиты прав и охраняемых законом интересов действует в порядке, уста ­ установленного законом для его органов.

Преимущество этой формы защиты прав иностранных субъектов 'объектов хозяй ­ ственной деятельности перед другими формами базируется на применении принципа арбитража и заключается в том, что хозяйственный суд при рассмотрении спора способствует достижению соглашения между сторонами. Принцип арбитража Наиболее оптимально гарантирует как установление истины по делу, так и учет в рамках закона хозяйственных интересов сторон. Принцип арбитража означает также участие представителей сторон в рассмотрении дела и принятия по нему соответствующего решения.

Разграничение компетенции между Отдельным звеньями судебной систе ­ мы и между судами одного звена Относительно рассмотрения и решения подведомственных им дел называют подсудности. В отличие от юрисдикции, по которой разграничивается компетенция между различными органами по решению хозяйственных дел, подсудность разграничивает компетенцию в то же сфере (по решению хозяйственных дел), но уже между различными су ­ дамы. Критериями такого разграничения можно считать: задача суда по рассмотрению и разрешению дела; категорию дел; указание суда.

Поскольку международное право не имеет норм, разграничивают ком ­ петенцию судебных органов РАЗЛИчНЫХ государств, каждое государство самостоятельно, Используя Неодинаковые критерии, определяет пределы компетенции собственных учреждений юстиции. Подсудность делится на общую и специальную. По ­ щая подсудность заключается в том, что национальные суды компетентны раз ­ рассматривать международный спор, а специализированная подсудность отождествляется с национальной территориальной юрисдикцией и означает установление суда, обладающего территориальной юрисдикцией, отношении определенного спора. Следовательно, определение подсудности споров с " иностранным элементом " заимствования ­ Чэн из норм в внутренней территориальную юрисдикцию.

Кроме правил установления юрисдикции, определенных статьями 13 — 17 ХПК Украины, Законом Украины " О международном частном праве ", предусмотрены общие правила подсудности судам Украина дел с иностранными ­ ним элементом. Итак, компетенция хозяйственных судов Украины по рассмотрению дел с участием иностранных субъектов 'ведения хозяйственной деятельности определяется с учетом статей 75 — 77 указанного Закона.

подсудность судам Украины дел с иностранным элементом опреде ­ ся на момент открытия производства в деле, несмотря на то, что в ходе производства по делу основания для такой подсудности отпали или изменились, кроме случаев, предусмотренных в ст. 76 Закона Украины " В международное частное право ". Суд отказывает в открытия производства по делу, если в суде или ином юрисдикцией органе иностранного государства есть дело по спору между темы же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 75 Закона Украины " О международном частном праве ").

Необходимо учитывать, что хозяйственные суды могут Принимать к своему производству и рассматривать дела с участием иностранных субъектов 'объектов хозяйственной деятельности, если стороны предусмотрелы своим соглашением подсудность дела, кроме случаев Исключительной подсудности.

В этом случае речь идет о арбитражной соглашение — это соглашение сторон о передаче в хозяйственный суд (арбитражной институты) всех или Некоторых споров, возникшего или могут возникнуть между ними в связи 'связи с конкретными правоотношениями, независимо от того, Имеют ли они договорный характер, или нет. Особенности арбитражного соглашения в том, что определить идеальную форму довольно трудно, но легко дефектную, безграмотной соглашение. По этому поводу президиум высшего гос ­ ного суда Украины в раз 'объяснением " О Некоторых вопросах прак ­ политики рассмотрения дел при участие иностранных предприятий и организаций " указала, что договоренность о третейских суде должна быть точной, иначе арбитражной соглашение быть не может быть выполнена и в согласовании спор будет рассматриваться хозяйственным судом.

Итак, среди существенных условий арбитражного соглашения (юрисдикционный орган, вид арбитража, круг споров, передаваемых на рассмотрение в арбит ­ раж, место для арбитража adhoc) особое внимание необходимо уделять правильной названии юрисдикционного органа или арбитражной институциы. Арбитражной соглашение является таким правовым институтом, Который содержит в своем составе как материально-правовые, так и процессуально-правовые элементы.

Стороны не имеют права решать подсудность путем заключения арбитражного соглашения в случаях, когда установлена ­ виденный перечень Исключительной подсудности, НЕ является исчерпывающим. Итак, подсудность судам является Исключительной: если недвижимое имущество, в отношении которого возник спор, находится на территории Украины, а если спор эт 'связан с оформлением прав интеллектуальной собственности, которое требует регистрации или выдачи свидетельства (патента) в Украине: если спор эт 'связан с рег ­ рации или ликвидацией на территории Украины иностранных юридических лиц, физических человек — предпринимателей; если спор касается действительности записей в ГОСУДАРСТВЕННОМ реестре, кадастре Украины; если в делах о банкротстве должник был создан в согласовании с законодательством Украины; если дело касается выпуска или уничтожения ценных бумаг, оформленных в Украине, в других случаях, определенных законами Украины.

Хозяйственные суды могут Принимать к своему производству и рассмотрения дела, если на территории Украины ответчик по делу имеет место жительства или пребывания либо Движимое или недвижимое имущество, на которое может быть обращено взыскание, или находится филиал или представительство иностранного юридического лица — ответчика.

Под местом жительства физического лица — предпринимателя рассматривать ­ дается жилой дом, квартира, другое помещение, пригодной для проживания в нем (общежитие, гостиница и т.п.) в соответствующих населенных пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, пе ­ предпочтительно или временно, которое находится по определенному адресу, на котором осуществляется связь 'связь с физическим лицом — предпринимателем, (ст. 1 Закона Украины от 15 марта 2003 " О гос регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей ")

Местонахождение юридического лица рассматривается законодателем как адрес органа или лица, Которые согласно Учредительными документам юридического лица или закона выступают от его имени. Понятие " постоянное местожительство " и " постоянное местонахождение " закреплены в ст. 1 Закона Украины " О внешнеэкономической деятельности ".

Дела в возмещение ущерба, если он был нанесен на то ­ ритории Украины, и в других случаях, определенных законами Украины и международным договором Украины, также могут приниматься к своему производству и рассмотрения хозяйственными судами.

3. Часть 3 комментируемой статьи закреплено в Законе Украины " О международном частном праве ". Она определил право хозяй ­ ственных судов рассматривать дела с участием иностранных предприятий и организаций, если местонахождение филиала, представительства, иного обособленного подразделения иностранного предприятия или организации является территория Украины и если Иностранное предприятие или организация имеет на территории Украины недвижимое имущество, в отношении которого возник спор.

Иностранные субъект объекты хозяйственной деятельности Имеют право на то ­ ритории Украины открывать свои Обособленные подразделения. Понятие " отделены подразделения " к принятия хозяйственного и нового гражданского кодексов не имело места в нормативно-правовых актах. На сегодня понятие " филиала ", " представительства " закреплены в ст. 95 ГК Украины: филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, осуществляющее все или время ­ плетня ее функций; представительство — это также обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, однако осуществляет только представительство и защита интересов юридического лица.

Определение представительства иностранного субъекта 'объекта хозяйственной деятельности предоставлено в ст. 1 Закона Украины " О внешнеэкономической деятельности ". Согласно Инструкции о порядке регистрации пред ­ ставительства иностранных субъектов 'ведения хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом Министерства внешнеэкономических н 'связей и торговли Украины от 18 января 1996 г. № ЗО представительство иностранного субъекта 'ведения хозяйства НЕ является юридическим лицом и НЕ занимается коммерческой деятельностью. Во всех случаях оно действует по доверенности ино ­ земного субъект ведения хозяйства и выполняет свои функции в согласовании с Действующим законодательством Украины.

Действующим законодательством не предусмотрена регистрация обособленных подразделений юридических лиц. Исключением являются Обособленные подразделения иностранных субъектов 'объектов хозяйственной деятельности.

подсудности споров, одной из сторон которых являются юридические лица, а их Обособленные подразделения, определяется в зависимости от того, уполномо ­ ны эти подразделения осуществлять в хозяйственном суде полномочия стороны по делу. Эти полномочия могут быть указаны в уставе, положении или доверенности, но стороной по делу все же является юридическое лицо, от имени которой действует обособленное подразделение.

Право хозяйственного суда рассматривать дела с участием иностранных предприятий и организаций, если они Имеют на территории Украины недвижимое имущество, в отношении которого возник спор, закришене также ст. 77 Закона Украины " О международном частном праве ". Эта статья от ­ носит споры Относительно недвижимого имущества, которое находится на территории Украины, к Исключительной подсудности.