З А К О Н У К Р А И Н Ы
О дошкольном образовании (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2001, N 49, ст.259) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2905-III ( 2905 -14 ) от 20.12.2001, ВВР, 2002, N 12-13, ст.92 N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002, ВВР, 2003, N 10-11, ст.86 N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003, ВВР, 2004, N 17-18, ст.250 N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, ВВР, 2005, N 7-8, ст.162 N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10-11, ст.96 N 142-V ( 142-16 ) от 14.09.2006, ВВР, 2006, N 44, ст.433 N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66 N 749-V ( 749-16 ) от 15.03.2007, ВВР, 2007, N 18-19, ст.269} {Дополнительно см.. Закон N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78} {С изменениями, внесенными Законом N 290-VI ( 290 -17 ) от 20.05.2008, ВВР), 2008, N 27-28, ст.251} {Дополнительно см.. Закон N 835-VI ( 835-17 ) от 26.12.2008, ВВР, 2009, N 20, N 21 - 22, ст.269} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2442-VI ( 2442 -17 ) от 06.07.2010, ВВР, 2010, N 46, ст.545 N 2555-VI ( 2555 - 17 ) от 23.09.2010, ВВР, 2011, N 6, ст.41 N 5029-VI ( 5029-17 ) от 03.07.2012 N 5475-VI ( 5475-17 ) от 06.11.2012 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} {в тексте Закона слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования "в соответствующем падеже; слова" специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области здравоохранения "во всех падежах заменены словам "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной политики в сфере здравоохранения" в соответствующем падеже; слова "АПН" во всех падежах заменены словами "Национальная академия педагогических наук Украина "в соответствующем падеже согласно закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы дошкольного образования, обеспечивает развитие, воспитание и обучение ребенка, основывается на сочетании семейного и общественного воспитания, достижениях отечественной науки, приобретениях мирового педагогического опыта, способствует формированию ценностей демократического правового общества в Украины. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Украины о дошкольном образовании Законодательство Украины о дошкольном образовании базируется на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из Закона Украины " Об образовании "( 1060-12 ), настоящего Закона, других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 2. Основные задачи законодательства Украины о дошкольное образование Основными задачами законодательства Украины о дошкольном образовании являются: обеспечение права ребенка на доступность и бесплатность получения дошкольного образования; обеспечение необходимых условий функционирования и развития системы дошкольного образования; определение содержания дошкольного образования; определение органов управления дошкольным образованием и их полномочий; определение прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства о дошкольном образовании; создание условий для благотворительной деятельности в сфере дошкольного образования. Статья 3. Государственная политика в сфере дошкольного образования 1. Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения. Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется Конституцией Украины и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными и местными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления. {Абзац второй части первой статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 2. Страна: оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка; обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (Базового компонента дошкольного образования) и обязательное дошкольное образование детей старшего дошкольного возраста {Абзац третий части второй статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2442-VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} заботится о сохранении и укреплении здоровья, психологическое и физическое развитие детей; содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности. Статья 4. Дошкольное образование. Дошкольный возраст 1. Дошкольное образование является обязательной первичной составляющей частью системы непрерывного образования в Украине. 2. Дошкольное образование - целостный процесс, направленный на: обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальных, психических и физических особенностей, культурных потребностей; формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта. 3. Дошкольный возраст - базовый этап физического, психологического и социального становления личности ребенка. 4. Периоды дошкольного возраста: младенца младший дошкольный; средний дошкольный; старший дошкольный. Статья 5. Система дошкольного образования Систему дошкольного образования составляют: дошкольные учебные заведения независимо от подчинения, типов и форм собственности; научные и методические учреждения; органы управления образованием; образование и воспитание в семье. Статья 6. Принципы дошкольного образования Принципами дошкольного образования являются: доступность для каждого гражданина образовательных услуг, предоставляемых системой дошкольного образования; равенство условий для реализации задатков, наклонностей, способностей, дарований, разностороннего развития каждого ребенка; единство развития, воспитания, обучения и оздоровления детей; единство воспитательных воздействий семьи и дошкольного учебного заведения; преемственность и непрерывность дошкольного и начального общим образованием; светский характер дошкольного образования; личностно-ориентированный подход к развитию личности ребенка; демократизация и гуманизация педагогического процесса; соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраста. Статья 7. Задачи дошкольного образования Задачами дошкольного образования являются: сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья; воспитание у детей любви к Украине, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственного языка, региональных языков или языков меньшинств и родного языка, национальных ценностей украинского народа, а также ценностей других наций и народов, сознательного отношения к себе, окружающим и окружающей среды; {Абзац третий статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 5029-VI ( 5029-17 ) от 03.07.2012} формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей, приобретение им социального опыта; выполнение требований Базового компонента дошкольного образования, обеспечение социальной адаптации и готовности продолжать образование; осуществление социально-педагогического патроната семьи. Статья 8. Роль семьи в дошкольном образовании 1. Семья обязана способствовать получению ребенком образования в дошкольных и других учебных учреждениях или обеспечить дошкольное образование в семье в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования. 2. Посещение ребенком дошкольного учебного заведения не освобождает семью от обязанности воспитывать, развивать и обучать его в семейном кругу. 3. Родители или лица, их заменяющие, несут ответственность перед обществом и государством за развитие, воспитания и обучения, а также сохранение их жизни, здоровья, человеческого достоинства. Статья 9. Получение дошкольного образования 1. Граждане Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков имеют равные права на получение дошкольного образования в дошкольных учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности, а также в семье. 2. Получение дошкольного образования в дошкольных учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности должно обеспечить выполнение требований Базового компонента дошкольного образования. 3. Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, получают дошкольное образование в порядке, установленном для граждан Украины. 4. Ответственность за получение детьми дошкольного образования возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительской опеки, - на лиц, которые их заменяют, и на учебные заведения, где они содержатся. 5. Ребенок может получать дошкольное образование по желанию родителей или лиц, их заменяющих: в дошкольных учебных учреждениях независимо от подчинения, типов и форм собственности; в семье (до достижения ребенком пятилетнего возраста) {Абзац третий части пятой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2442 -VI ( 2442-17 ) от 06.07.2010} с помощью физических лиц с высокими моральными качествами, имеющих соответствующее высшее педагогическое образование, лицензию на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования и физическое состояние здоровья которых позволяет исполнять обязанности педагога. Статья 10. Язык в дошкольном образовании Язык в дошкольном образовании определяется статьей 20 Закона Украины "Об основах государственной языковой политики" ( 5029-17 ). {Статья 10 в редакции Закона N 5029-VI ( 5029-17 a >) от 03.07.2012} Раздел II УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ПОЛНОМОЧИЯ Статья 11. Дошкольное учебное учреждение и его полномочия 1. Дошкольное учебное заведение - учебное заведение, обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование. 2. Дошкольное учебное учреждение: удовлетворяет потребности граждан соответствующей территории в получении дошкольного образования; обеспечивает соответствие уровня дошкольного образования требованиям Базового компонента дошкольного образования; создает безопасные и безвредные условия развития, воспитания и обучения, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и < br> обеспечивает их соблюдение; формирует у детей гигиенические навыки и основы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения; способствует сохранению и укреплению здоровья, умственному, психологическому и физическому развитию детей; осуществляет социально-педагогический патронат, взаимодействие с семьей; является центром распространения среди родителей психолого-педагогических и физиологических знаний о детях дошкольного возраста соблюдает финансовую дисциплину, сохраняет материально-техническую базу; осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом дошкольного учебного заведения. 3. Дошкольное учебное учреждение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования, выданной в установленном законодательством Украины порядке. 4. Режим работы дошкольного учебного учреждения независимо от подчинения, типа и формы собственности, продолжительность пребывания в нем детей устанавливаются его учредителем (собственником) в соответствии с законодательством Украины по согласованию с соответствующими органами управления образованием и соответствующими органами управления охраны здоровья. По желанию родителей или лиц, их заменяющих, в дошкольном учебном заведении может устанавливаться гибкий режим работы, предусматривающий организацию разнопродолжительного, круглосуточного пребывания детей, а также дежурные группы в выходные, нерабочие и праздничные дни. 5. Дошкольное учебное заведение, осуществляющее инновационную деятельность, может иметь статус экспериментального. Такой статус предоставляется ему согласно Положению о порядке осуществления инновационной образовательной деятельности, утвержденным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере образования. Статус экспериментального не меняет подчинение, тип и форму собственности дошкольного учебного заведения. 6. В дошкольном учебном учреждении независимо от подчинения, типа и формы собственности не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций. Статья 12. Типы дошкольных учебных заведений 1. Соответствии с потребностями граждан Украины создаются такие дошкольные учебные заведения: дошкольное учебное учреждение (ясли) для детей от двух месяцев до трех лет, где обеспечиваются уход за ними, а также их развитие и воспитание в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования; дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) для детей от двух месяцев до шести (семи) лет, где обеспечиваются уход за ними, развитие, воспитание и обучение соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования; дошкольное учебное учреждение (детский сад) для детей от трех до шести (семи) лет, где обеспечиваются их развитие, воспитания и обучения в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования; дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) компенсирующего типа для детей от двух до семи (восьми) лет, которые нуждаются коррекции физического и (или) умственного развития , длительного лечения и реабилитации. Дошкольные учебные заведения (ясли-сад) компенсирующего типа делятся на специальные и санаторные; дом ребенка - дошкольное учебное заведение системы охраны здоровья для медико-социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также для детей с недостатками физического и (или) умственного развития от рождения до трех (для здоровых детей) и до четырех (для больных детей) лет дошкольное учебное учреждение (детский дом) интернатного типа обеспечивает развитие, воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, дошкольного и школьного возраста, находящихся в родстве и содержатся за счет государства; дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) семейного типа для детей от двух месяцев до шести (семи) лет, состоящих в родственных отношениях и где обеспечиваются уход, развитие, воспитание и обучение в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования; дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) комбинированного типа для детей от двух месяцев до шести (семи) лет, в составе которого могут быть группы общего развития, компенсирующего типа, семейные, прогулочные, где обеспечивается дошкольное образование с учетом состояния здоровья детей, их умственного, психологического, физического развития; дошкольное учебное учреждение (центр развития ребенка), в котором обеспечиваются физическое, умственное и психологическое развитие, коррекция психологического и физического развития, оздоровления детей, которые посещающих другие учебные заведения или воспитывающихся дома.
{Абзац одиннадцатый части первой статьи 12 исключен на основании Закона N 290-VI ( 290-17 ) от 20.05.2008}
2. Перечень дошкольных учебных заведений (яслей-садов) компенсирующего типа определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны здоровья. 3. Для удовлетворения образовательных потребностей граждан дошкольное учебное заведение может входить в состав учебно-воспитательного комплекса "дошкольное учебное заведение - общеобразовательное учебное заведение", "общеобразовательное учебное заведение - дошкольное учебное заведение" или в состав объединения с другими учебными заведениями. Для удовлетворения образовательных, социальных потребностей, организации ранней коррекционной и лечебно-восстановительной работы при специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), общеобразовательных санаторных школах ( школах-интернатах) могут создаваться дошкольные группы. Для обеспечения реализации прав ребенка на родственные связи при общеобразовательных школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, могут создаваться дошкольные отделения. Для удовлетворения образовательных, социальных потребностей граждан могут создаваться дошкольные учебные учреждения с сезонным пребыванием детей. Статья 13. Устав дошкольного учебного заведения 1. Дошкольное учебное заведение является юридическим лицом и действует на основании устава. {Абзац первый части первой статьи 13 в редакции Закона N 2555-VI ( 2555-17 ) от 23.09.2010} Устав дошкольного учебного учреждения независимо от подчинения, типа и формы собственности разрабатывается в соответствии Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), Закона Украины" О образовании "( 1060-12 ), настоящим Законом, Положением о дошкольных учебные заведения ( 688-93-п ). 2. Положение о дошкольных учебных заведения ( 305-2003-п ) утверждается Кабинетом Министров Украины. Дошкольное учебное учреждение независимо от подчинения, типа и формы собственности на основе Положения о дошкольных учебных учреждениях разрабатывает устав, который утверждается учредителем (владельцем), соглашается с соответствующим органом управления образованием и регистрируется местным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Украины. Статья 14. Комплектование групп дошкольного учебного заведения 1. Группы в дошкольном учебном учреждении комплектуются по возрастным, семейным, родственным признакам. 2. Наполняемость групп в дошкольных учебных заведениях составляет: для детей до одного года - до 10 человек; для детей от одного до трех лет - до 15 человек; для детей от трех до шести (семи) лет - до 20 человек; разновозрастные - до 15 человек; с краткосрочным и круглосуточным пребыванием детей - до 10 человек; в оздоровительный период - до 15 человек. Учредитель (собственник) может устанавливать меньшую наполняемость групп детьми в дошкольном учебном заведении. В дошкольных учебных заведениях, расположенных в селах, поселках, количество детей в группах определяется учредителем (владельцем) в зависимости от демографической ситуации. 3. Для дошкольного учебного учреждения (яслей-сада) компенсирующего типа независимо от подчинения и формы собственности количество детей в группах определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере образования за согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере здравоохранения и центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику. {Часть третья статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 15. Статус дошкольного учебного учреждения 1. Дошкольные учебные учреждения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности. 2. Статус государственного имеет дошкольное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности. 3. Статус коммунального имеет дошкольное учебное заведение, основанное на коммунальной форме собственности. 4. Статус частного имеет дошкольное учебное заведение, основанное на частной форме собственности. Статья 16. Создание, реорганизация и ликвидация дошкольного учебного заведения 1. Создание, реорганизация и ликвидация дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. 2. Государственные дошкольные учебные заведения создаются центральными органами исполнительной власти, коммунальные дошкольные учебные заведения - местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии детей соответствующего возраста, необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров, а также с соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов. 3. Решение о создании, реорганизации частного дошкольного учебного учреждения принимается учредителем (собственником) при наличии необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров, а также соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти по вопросам образования и соответствующим органом исполнительной власти по вопросам охраны здоровья. Решение о ликвидации частного дошкольного учебного учреждения принимается учредителем (собственником) по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти по вопросам образования. 4. Решение о создании, реорганизации или ликвидации дошкольного учебного заведения (детского дома) интернатного типа для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, дошкольного учебного учреждения (яслей-сада) компенсирующего типа принимаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере образования. 5. Освободившиеся помещения ликвидированных государственных и коммунальных дошкольных учебных заведений используются исключительно для работы с детьми. Имущество, которое является государственной или коммунальной собственностью (земельные участки, здания, сооружения, оборудование и т.п.), приобретение или отделение которого предназначено для получения детьми дошкольного образования, используется исключительно с указанной целью. 6. Учредитель (собственник) государственного или коммунального дошкольного учебного заведения не имеет права безосновательно ликвидировать его, уменьшать в нем площадь территории, количество групп, а также сдавать в аренду помещения (здания). Реорганизация или ликвидация действующих коммунальных дошкольных учебных заведений, а также дошкольных учебных заведений, созданных бывшими сельскохозяйственными коллективными и государственными хозяйствами, допускается лишь с согласия территориальной общины (общего собрания) села, поселка, города или на основании результатов местного референдума. Дошкольные учебные учреждения передаются центральными органами государственной власти или собственником с государственной в коммунальную собственность на безвозмездной основе. Частные дошкольные учебные учреждения могут быть переданы учредителем (собственником) в коммунальную собственность на бесплатной основе, по соглашению сторон. Раздел III УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 17. Органы управления системой дошкольного образования Управление системой дошкольного образования осуществляют: центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования; центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования; {Статья 17 дополнена новым абзацем согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные учреждения; Совет министров Автономной Республики Крым; областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации {Абзац шестой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} органы местного самоуправления. Статья 18. Основные задачи органов управления системой дошкольного образования Основными задачами органов управления системой дошкольного образования являются: создание условий для получения детьми дошкольного образования; прогнозирование, обеспечение развития дошкольного образования и сети дошкольных учебных заведений независимо от типов и формы собственности в соответствии с образовательными запросами населения; лицензирование частных дошкольных учебных заведений, юридических и физических лиц на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования; государственная аттестация дошкольных учебных учреждений, доведение результатов лицензирования и аттестации до общественности через средства массовой информации; социальная защита, охрана жизни, здоровья и защиту прав участников учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении; осуществление контроля за выполнением задач дошкольного образования и соблюдением требований Базового компонента дошкольного образования, учебно-методического руководства и государственного инспектирования в дошкольных учебных учреждениях независимо от подчинения , типов и форм собственности; организация научно-методического обеспечения дошкольного образования, внедрение в практику достижений науки, передового опыта, новейших педагогических технологий; ведение учета детей дошкольного возраста; проведение экспериментальной и инновационной деятельности; осуществление международного сотрудничества в системе дошкольного образования; обеспечение системы дошкольного образования руководящими и педагогическими кадрами, содействие их подготовке, повышению квалификации и проведению аттестации. Статья 19. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в системе дошкольного образования 1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования и реализует государственную политику в сфере образования: {Абзац второй части первой статьи 19 исключен на основании Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирования отношений в системе дошкольного образования; разрабатывает и утверждает государственные нормативы финансового, материального обеспечения детей и материально-технического оснащения дошкольных учебных заведений; определяет перспективы и приоритетные направления развития системы дошкольного образования; разрабатывает и утверждает Базовый компонент дошкольного образования; {Абзац шестой части первой статьи 19 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} {Абзац седьмой части первой статьи 19 исключен на основании Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} {Абзац восьмой части первой статьи 19 исключен на основании Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} определяет порядок аттестации педагогических работников системы дошкольного образования; принимает решение об организации инновационной деятельности в системе дошкольного образования, координирует и контролирует ее проведение; утверждает типовые перечни обязательного учебно-дидактического и другого оборудования, в том числе коррекционного, программно-методических и учебно-наглядных пособий, художественной литературы ; осуществляет в установленном законодательством порядке международное сотрудничество в системе дошкольного образования. Акты центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирования и реализует государственную политику в сфере образования, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные заведения, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, районных государственных администраций, органов местного самоуправления, дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности. {Абзац тринадцатый части первой статьи 19 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере образования, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные учреждения, осуществляют другие полномочия, предусмотренные законами Украины и положениями о них. 2. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, районные государственные администрации, органы местного самоуправления в системе дошкольного образования в пределах их компетенции: {Абзац первый части второй статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} обеспечивают реализацию государственной политики в сфере дошкольного образования на соответствующей территории; ведут учет детей дошкольного возраста; контролируют соблюдение требований законов и других нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования, обязательное выполнение Базового компонента дошкольного образования всеми дошкольными учебными заведениями независимо от подчинения, типов и форм собственности, расположенными на их территории; участвуют в разработке и реализации содержания дошкольного образования; создают условия для получения гражданами дошкольного образования; организуют научное, программно-методическое, кадровое, материальное обеспечение деятельности педагогических работников в сфере дошкольного образования, их подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию; осуществляют подбор, назначение на должности и освобождение от должностей руководящих кадров в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях; проводят лицензирование частных дошкольных учебных учреждений, юридических и физических лиц на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования, аттестацию дошкольных учебных заведений, расположенных на их территории, обнародуют результаты аттестации; организуют подготовку, проведение экспериментальной и инновационной деятельности в дошкольных учебных заведениях и контролируют ход их осуществления; обеспечивают организованное оздоровление детей дошкольного возраста; обеспечивают социальную защиту, охрану жизни, здоровья и защиту прав участников учебно-воспитательного процесса и обслуживающего персонала в дошкольном учебном заведении; осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией Украине ( 254к/96-ВР ), законов Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР )," Об образовании "( 1060-12 ), настоящего Закона и положениями о них. Статья 20. Управление и общественное самоуправление дошкольного учебного заведения 1. Руководство дошкольным учебным учреждением осуществляет его директор (заведующий). 2. Коллегиальным постоянно действующим органом управления дошкольным учебным заведением является педагогический совет. Педагогический совет создается во всех дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности при наличии не менее трех педагогических работников. В состав педагогического совета дошкольного учебного заведения входят директор (заведующий), заместители директора (заведующего) по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, воспитатели-методисты, < br> воспитатели, старшие воспитатели, учителя (всех специальностей), учителя-дефектологи, учителя-логопеды, практические психологи, социальные педагоги, инструкторы по труду, по физкультуры, инструкторы слухового кабинета, музыкальные руководители , руководители кружков, студий, секций, других форм кружковой работы, медицинские работники, другие специалисты. В состав педагогического совета дошкольного учебного учреждения могут входить председатели родительских комитетов, физические лица, предоставляющие образовательные услуги в сфере дошкольного образования при наличии лицензии. На заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, педагогические работники общеобразовательных учебных заведений, родители или лица, их заменяют. Лица, приглашенные на заседание педагогического совета, имеют право совещательного голоса. Председателем педагогического совета дошкольного учебного заведения является его директор (заведующий). Педагогический совет избирает из своего состава секретаря на учебный год. Педагогический совет дошкольного учебного заведения: оценивает результативность реализации государственной базовой программы и ход качественного выполнения программ развития, воспитания и обучения детей по каждой возрастной группе; рассматривает вопросы совершенствования организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении; определяет план работы дошкольного учебного заведения и педагогическую нагрузку педагогических работников; утверждает мероприятия по укреплению здоровья детей; обсуждает вопросы повышения квалификации педагогических работников, развития их творческой инициативы, внедрения в учебно-воспитательный процесс достижений науки и передового педагогического опыта; анализирует проведение экспериментальной и инновационной деятельности в дошкольном учебном заведении; определяет пути сотрудничества дошкольного учебного заведения с семьей; рассматривает вопросы морального и материального поощрения работников дошкольного учебного заведения; заслушивает отчеты педагогических работников, проходящих аттестацию; утверждает план повышения педагогического (профессионального) мастерства педагогических работников; рассматривает другие вопросы, определенные Положением о дошкольных учебные заведения. 3. Органом общественного самоуправления дошкольного учебного заведения является общее собрание (конференция) коллектива дошкольного учебного заведения и родителей или лиц, их заменяют. Общее собрание (конференция) заслушивает отчеты руководителя дошкольного учебного учреждения по вопросам уставной деятельности и дает оценку его профессионально-педагогической деятельности, рассматривают вопросы учебно-воспитательной , методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности дошкольного учебного заведения. Статья 21. Государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных заведений 1. Государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляется с целью обеспечения реализации единой государственной политики в сфере дошкольного образования. 2. Государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных заведений осуществляют центральный орган исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере образования, и местные органы управления образованием. {Часть вторая статьи 21 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 3. Основной формой государственного контроля за деятельностью дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности является государственная аттестация, которая проводится не реже одного раза в десять лет в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти , что обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования. Результаты государственной аттестации дошкольного учебного учреждения обнародуются. Раздел IV ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ учебном заведении Статья 22. Базовый компонент дошкольного образования 1. Базовый компонент дошкольного образования - государственный стандарт, содержащий нормы и положения, определяющие государственные требования к уровня развитости и воспитанности детей дошкольного возраста, а также условия, при которых они могут быть достигнуты. Выполнение требований Базового компонента дошкольного образования является обязательным для всех дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности, иных форм получения дошкольного образования . Базовый компонент дошкольного образования разрабатывается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере образования совместно с Национальной академией педагогических наук Украины, утверждается в установленном порядке и пересматривается не реже одного раза в десять лет. Изменение содержания и объема Базового компонента дошкольного образования не допускается. 2. Программно-методическое обеспечение реализации Базового компонента дошкольного образования осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере образования совместно с Национальной академией педагогических наук Украины. Статья 23. Требования к содержанию дошкольного образования, его реализация 1. Содержание дошкольного образования определяется Базовым компонентом дошкольного образования, который предусматривает: формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка; воспитание элементов природодоцильного мировоззрения, развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде; утверждение эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей. 2. Дошкольное образование в рамках Базового компонента дошкольного образования осуществляется по Государственной базовой программе и учебно-методическими пособиями, утвержденными центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере образования. 3. Получение дошкольного образования детьми, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, длительном лечении и реабилитации, осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе Государственной базовой программы центральным органом исполнительной власти , что обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере здравоохранения. 4. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены Базовым компонентом дошкольного образования, вводятся только с согласия родителей ребенка или лиц, их заменяющих, за счет средств родителей или лиц, их заменяющих, физических и юридических лиц на основе соглашения между родителями или лицами, которые их заменяют, и дошкольным учебным заведением в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка. Статья 24. Планирование работы дошкольного учебного заведения 1. Деятельность дошкольного учебного учреждения регламентируется планом работы, который состоит, как правило, на учебный год и оздоровительный период. 2. План работы государственного и коммунального дошкольного учебного учреждения утверждается руководителем дошкольного учебного учреждения и согласуется с соответствующим органом управления образованием. 3. План работы частного дошкольного учебного заведения утверждается учредителем (владельцем) дошкольного учебного учреждения и согласовывается с соответствующим органом управления образованием. Раздел V НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 25. Научно-методическое обеспечение системы дошкольного образования Научно-методическое обеспечение системы дошкольного образования осуществляют: центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования "в соответствующем падеже, подчинены ему научно-методические учреждения и высшие педагогические учебные заведения, а также научно-исследовательские учреждения Национальной академии педагогических наук Украины и Национальной академии наук Украины; {Абзац второй статьи 25 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Центральный институт последипломного педагогического образования Национальной академии педагогических наук Украины; Крымский республиканский институт последипломного образования, областные, Киевский и Севастопольский городские институты последипломного педагогического образования; методические кабинеты и другие научно-методические учреждения, подчиненные местным органам управления образованием. Статья 26. Задачи научно-методического обеспечения системы дошкольного образования Задачами научно-методического обеспечения системы дошкольного образования являются: разработка и внедрение программно-методической базы дошкольного образования; создание учебно-воспитательных программ, учебно-методических и учебно-наглядных пособий; обобщение и распространение передового педагогического опыта; организация сотрудничества с другими учебными заведениями для повышения эффективности программно-методического обеспечения; анализ состояния образовательной работы и уровня развития ребенка соответствии с задачами дошкольного образования, базового компонента дошкольного образования; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников системы дошкольного образования; пропаганда просветительской деятельности в средствах массовой информации. Раздел VI УЧАСТНИКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 27. Участники учебно-воспитательного процесса Участниками учебно-воспитательного процесса в сфере дошкольного образования являются: дети дошкольного возраста, воспитанники, учащиеся; директора (заведующие), заместители директора (заведующего) по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, воспитатели-методисты, воспитатели, старшие воспитатели, учителя (всех специальностей ), учителя-дефектологи, учителя-логопеды, практические психологи, социальные педагоги, инструкторы по труду, по физкультуры, инструкторы слухового кабинета, музыкальные руководители, руководители кружков, студий, секций, других форм кружковой работы и другие специалисты; помощники воспитателей и няни в домах ребенка, яслях и яслях-садах; медицинские работники; родители или лица, их заменяющие; родители-воспитатели детских домов семейного типа; физические лица, предоставляющие образовательные услуги в сфере дошкольного образования при наличии лицензии. Статья 28. Права ребенка в сфере дошкольного образования 1. Права ребенка в сфере дошкольного образования определены Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), Законом Украины "Об образовании" ( 1060-12 ), этим Законом и другими нормативно-правовыми актами . 2. Ребенок имеет гарантированное государством право на: бесплатное дошкольное образование в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях; безопасные и безвредные для здоровья условия содержания, развития, воспитания и обучения защита от любой информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию; бесплатное медицинское обслуживание в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях; защиту от любых форм эксплуатации и действий, которые вредят здоровью ребенка, а также от физического и психологического насилия, унижения его достоинства; здоровый образ жизни. Статья 29. Права и обязанности педагогических работников в сфере дошкольного образования Права и обязанности педагогических работников в сфере дошкольного образования определяются Законом Украины "Об образовании" ( 1060-12 ), этим Законом и другими нормативно-правовыми актами. Статья 30. Педагогическая нагрузка, оплата труда, отдых педагогических и других работников в сфере дошкольного образования
|