Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 64. Состав доходов, закрепляемых за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов

1. До доходов, закрепляемых за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся:

1) налог на доходы физических лиц в части, определенной статьей 65 этого Кодекса

2) 50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя

3) 50 процентов сбора за специальное использование воды (кроме сбора за специальное использование воды водных ' объектов местного значения), который засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя пользователями воды по месту ее забора

4) 50 процентов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме платы за пользование недрами в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны), который засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя

5) плата за использование других природных ресурсов, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя

6) плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются исполнительными органами соответствующих местных советов

(с 01.01.2013 г. пункт 6 части первой статьи 64 будут исключены согласно подпункту 11 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

7) плата за лицензии и сертификаты, зачисляемой в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя

(с 01.01.2013 г. пункт 7 части первой статьи 64 будут исключены согласно подпункту 11 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

8) плата за лицензии на производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, которая засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющих деятельность на территории городов Киева и Севастополя

(с 01.01.2013 г. пункт 8 части первой статьи 64 будут исключены согласно подпункту 11 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

9) плата за лицензии на право экспорта, импорта и оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, которая засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя

(с 01.01.2013 г. пункт 9 части первой статьи 64 будут исключены согласно подпунктом 11 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

10) плата за лицензии на право экспорта, импорта алкогольных напитков и табачных изделий, которая засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя

(с 01.01.2013 г. пункт 10 части первой статьи 64 будут исключены согласно подпункту 11 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

11) плата за государственную регистрацию (кроме регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей), засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя

(с 01.01.2013 г. пункт 11 части первой статьи 64 будут исключены согласно подпункту 11 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

12) регистрационный сбор за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, взимаемая исполнительными органами соответствующих местных советов

13) плата за лицензии на право оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющих деятельность на территории городов Киева и Севастополя

(с 01.01.2013 г. пункт 13 части первой статьи 64 будут исключены согласно подпункту 11 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

14) плата за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя

(с 01.01.2013 г. пункт 14 части первой статьи 64 будут исключены согласно подпункту 11 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

15) государственная пошлина в части, принадлежащей соответствующим бюджетам.

2. Налог на доходы физических лиц, уплачивается (перечисляется):

налоговым агентом - юридическим лицом (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением) или представительством нерезидента - юридического лица, зачисляется в соответствующий бюджет по их местонахождению (расположению) в объемах налога, начисленного на доходы, выплачиваемые физическому лицу

налоговым агентом - физическим лицом, зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации такого физического лица в налоговых органах

физическим лицом, получает доходы от лица, которое не является налоговым агентом, зачисляется в соответствующий бюджет по налоговому адресу такой физического лица.

Комментарий :

1. Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных общин сел, их об ' объединений, поселков, городов (в том числе районов в городах) (п. 2 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины). Согласно статье 1 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине " бюджет местного самоуправления определен как план образования и использования финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения функций и полномочий местного самоуправления.

Доходы, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления, группируют в два блока: 1) доходы, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов; 2) доходы, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

Этот раздел важен для распределения финансирования делегированных и собственных полномочий органов местного самоуправления. Доходы, о ' объединены в первом блоке, есть такие, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, направляемых на финансирование полномочий, делегированных органам местного самоуправления. Доходы второго блока, то есть такие, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, эт ' связанные с покрытием расходов по финансированию собственных полномочий органов местного самоуправления, закрепленных за ними законом Украины " О местном самоуправлении в Украине ".

В комментируемой статье Бюджетного кодекса Украины закреплен исчерпывающий перечень доходов, которые направляются на финансирование делегированных полномочий органов местного самоуправления и поэтому учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. Делегированными, согласно Закону Украины " О местном самоуправлении в Украине ", признаются полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам местного самоуправления законом, а также полномочия органов местного самоуправления, которые передаются соответствующим местным государственным администрациям по решению районных, областных советов. Например, в статье 32 вышеуказанного Закона к делегированных полномочий исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится: обеспечение в соответствии с законом развития всех видов образования и медицинского обслуживания, развития и совершенствование образовательных и лечебных учреждений всех форм собственности, физической культуры и спорта, определения потребности и формирования заказов на кадры для этих заведений, заключение договоров на подготовку специалистов, организация работы по совершенствованию квалификации кадров, обеспечение в соответствии с законодательством льготных категорий населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, организация учета детей дошкольного и школьного возраста; оказание помощи выпускникам школ в трудоустройстве; обеспечение школьников, обучающихся в государственных и коммунальных учебных заведениях, бесплатными учебниками, создание условий для самообразования и т.п..

Состав доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, формируется из общегосударственных налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежам), которые условно можно разделить на:

1) налоги (налог с доходов физических лиц в соответствии с нормативами отчислений, установленных статьей 65 БК Украины)

2 ) сборы (50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов государственного значения, который засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя, 50 процентов сбора за специальное водопользование (кроме сбора за специальное водопользование местного значения), что засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя пользователями воды по месту ее забора, 50 процентов платежей за пользование недрами общегосударственного значения, который засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя, плата за использование других природных ресурсов, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя, плата за государственную регистрацию (кроме регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей), засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя, регистрационный сбор за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, справляется исполнительными органами соответствующих местных советов)

3) лицензионные сборы (плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются исполнительными органами соответствующих местных советов, плата за лицензии и сертификаты, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя, плата за лицензии на производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, которая засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя, плата за лицензии на право экспорта, импорта и оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, которая засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя, плата за лицензии на право экспорта, импорта алкогольных напитков и табачных изделий, зачисляемой в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя, плата за лицензии на право оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя, плата за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя)

4) пошлины (государственная пошлина в части, принадлежащей соответствующим бюджетам).

В Бюджетном кодексе Украины закреплено такой как " корзина доходов ". До 2002 года, то есть до вступления в силу предыдущей редакции Бюджетного кодекса, этот термин употреблялся только на уровне постановлений Кабинета Министров Украины. Например, в порядке расчета объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания, субвенций и средств, передаваемых в бюджет высшего уровня) и нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов на 2001 год, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2000 года N 1932.

В комментируемой же редакции Бюджетного кодекса Украины понятие корзине доходов закреплено на законодательном уровне. Так, согласно п. 29 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса, корзина доходов местных бюджетов - это доходы общего фонда, закрепленные на постоянной основе за местными бюджетами, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

Корзина доходов представляет собой совокупность закрепленных за бюджетом местного самоуправления поступлений (налогов и сборов), которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. Перечисленные и проанализированы выше в данном комментарии виды поступлений в бюджеты (налогов, сборов, других обязанности ' обязательным платежам) и составляют корзину доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

Объем корзине доходов является тем показателем, который положен в основу:

1) распределения объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, которые передаются в государственный бюджет) между государственным бюджетом и местными бюджетами в соответствии с Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, которые передаются в государственный бюджет) между государственным бюджетом и местными бюджетами, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 5 сентября 2001 N 1195

2) распределения объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, которые передаются в соответствующий местный бюджет) между районным бюджетом или городским бюджетом г. Севастополя, города республиканского Автономной Республики Крым или областного значения, которому административно подчинены другие города, села, поселка, и бюджетами территориальных общин сел, поселков, городов и их об ' соединений согласно Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, которые передаются в соответствующий местного бюджета) между районным бюджетом или городским бюджетом г. Севастополя, города республиканского Автономной Республики Крым или областного значения, которому административно подчинены другие города, села, поселка, и бюджетами территориальных общин сел, поселков, городов и их об ' соединений, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 31 декабря 2004 N 1782.

2. Уплата налога с доходов физических лиц в бюджет местного самоуправления осуществляется с учетом требований статьи 16 Закона Украины от 22 мая 2003 N 889-IV " О налоге с доходов физических лиц ". Часть 2 комментируемой статьи БК Украины развивает положения, содержащиеся в упомянутом законе, уточняя, что если налоговым агентом по уплате налога с доходов физических лиц выступает юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение) или представительство нерезидента-юридического лица, такой налог зачисляется в соответствующий местный бюджет по их местонахождению (Расположением) в объемах налога, начисленного их работникам. Если налоговым агентом по уплате налога с доходов физических лиц выступает физическое лицо, такой налог зачисляется в соответствующий местный бюджет по месту регистрации такого физического лица в налоговых органах.