Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 159. Виконання постанови судді про встановлення та припинення адміністративного нагляду
1. Постановление об установлении или прекращении административного надзора в случаях, предусмотренных пунктами "б" и "г" статьи 3 Закона Украина style="font-family: Arial"> 2. Администрация колонии направляет для выполнения постановление судьи органа внутренних дел по избранному наблюдаемым месту жительства в день его освобождения.
3. Постановление объявляется поднадзорному под расписку. При этом лицу, в отношении которого установлен административный надзор, разъясняются обязанности поднадзорного, сообщается об ответственности за нарушение правил административного надзора и об установленных по ней ограничения, предусмотренные статьями 9, 10 и 11 Закона Украины style="font-family: Arial"> Комментарий :
Комментируемая статья, предусматривает выполнение постановления судьи об установлении и прекращении административного надзора. Отношении лиц, указанных в первых двух пунктах этого перечня, административный надзор устанавливается судом по местонахождению исправительной колонии по представлению ее начальника.
Для этого администрация учреждения заблаговременно готовит по этим осужденных характеристики, копии приговоров, справки о применении мер взыскания, другие материалы, которые указывают о нежелании осужденного стать на путь исправления (вопрос об установлении административного надзора в отношении осужденных к лишению свободы за одно из преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров решается независимо от поведения этих лиц во время отбывания наказания, поскольку необходимость подобного надзора обусловлена Arial"> О поднадзорных могут быть применены частично или в полном объеме следующие ограничения: а) запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время, не может превышать восьми часов в сутки б) запрет пребывания в определенных местах района (города) в) запрет выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); г) регистрация в милиции от одного до четырех раз в месяц.
При определении ограничений следует соблюдать определенные правила, разработанных наукой уголовно-исполнительного права. Объем правоограничений и специфических обязанностей, применяются к поднадзорного, зависит от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, количества судимостей, поведения во время отбывания наказания, основания освобождения от наказания. Ст. 10 Закона Украины в поднадзорных, а ст. 9 определен круг их дополнительных обязанностей. Всего в законе определено четыре вида правоограничений поднадзорных.
Первый вид касается запрета выхода из дома (квартиры) в определенное время. Его смысл состоит в том, что наблюдаемым может быть запрещен выход из дома (квартиры) в определенное время. Суд должен точно установить дни недели, а также время суток, в течение которых поднадзорные не имеют права покидать помещение. Указанное ограничение должно применяться с учетом времени (сменности) работы поднадзорного течение места, выполнения им общественных и семейных обязанностей, а также с учетом других прав и законных интересов гражданина. Как показывает практика, запрет выхода из дома применяется только относительно вечерних часов (после 22 часов) и в ночное время, если с этим не связана работа освобожденного. В ряде случаев это ограничение применяется не во все дни недели, а только в предпраздничные дни и выходные.
Другий вид стосується заборони перебування у визначених місцях району (міста). Так, піднаглядним може бути запрещено пребывание в определенных пунктах района (города). Это делается с целью помешать уволенному восстановить связи с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, а также предупредить негативное влияние на поднадзорных со стороны других лиц. В этом случае необходимо точно перечислить все пункты, пребывание в которых поднадзорному запрещено.
Перечень нельзя заменять указанием на запрет появляться в общественных местах. Такой запрет создает неопределенность в ограничениях. Она может породить нарушение правил административного надзора и не даст воспитательного воздействия на поднадзорного. При применении этого ограничения необходимо учитывать как условия жизни самих поднадзорных, так и характер общественной жизни района или города.
Также, лицам, находящимся под административным надзором, может быть запрещен выезд или ограничено время выезда за пределы района или города. Цель такого ограничения - помешать поднадзорному уклониться от контроля. Этот вывод можно сделать из текста п. "г" ст. 9 Закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы ", в котором определены обязанности поднадзорных при выезде по личным делам в другой населенный пункт и нахождения там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.
Запрет выезда в другой населенный пункт применяется в том случае, если есть основания полагать, что поднадзорный будет вести там антиобщественный образ жизни, нарушать общественный порядок или установит антиобщественные связи. Если такие основания отсутствуют - в применении данного правоограничения нет необходимости.
Последним видом ограничения является регистрация в органе внутренних дел от одного до четырех раз в месяц. Его цель - установление постоянного и регулярного контроля за наблюдаемым, обеспечение контроля за их поведением и проведения с ними воспитательной работы.
В случаях, когда ограничения, предложенные гор-, райотделом внутренних дел не отвечающие указанным требованиям, администрация учреждения исполнения наказаний может в представлении в суд определить другие ограничения, с обязательным мотивировкой такого решения.
При решении вопросы установления административного надзора учреждения исполнения наказаний (далее - УПП): а) осуществляют учет осужденных и собирают сведения о поведении во время отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, указанных в пункте "б" и "г" Закона б) готовят материалы, свидетельствующие о нежелании осужденного стать на путь исправления и свидетельствуют о целесообразности установления административного надзора в) направляют в органы внутренних дел запросы с целью предоставления городскими (Районными) управлениями (отделами) главных управлений МВД Украины в Автономной Республике Крым, городе Киеве и Киевской области, управлений МВД Украины в областях и городе Севастополе (далее - гор-, райотдел) предложений по ограничению действий поднадзорных г) готовят материалы по ранее судимых лиц, подпадающих под действие закона, подтверждающие необходимость установления административного надзора для рассмотрения их на комиссии д) направляют в суд представление, в котором должны быть определены ограничения, которые предлагает установить начальник органа внутренних дел, на территорию которого прибудет ранее судимый, по которому установлен административный надзор (далее - поднадзорной) е) направляют постановления суда об установлении административного надзора по выбранному наблюдаемым месту жительства для выполнения гор-, райотделами.
Особи, щодо яких встановлено адміністративний нагляд, зобов'язані вести законослухняний спосіб життя, не нарушать общественный порядок и соблюдать следующие правила: а) прибыть в определенный исправительным учреждением срок в выбранные ими места жительства и зарегистрироваться органах внутренних дел б) являться по вызову милиции и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением правил административного надзора в) сообщать работникам милиции, которые осуществляют административный надзор, об изменении места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам; г) в случае отъезда по личным делам с разрешения милиции в другой населенный пункт и пребывания там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.
При осуществлении административного надзора суд по представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения может изменять (уменьшать или увеличивать) объем установленных ограничений, в частности: а) продолжать срок административного надзора в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона б) увеличивать или уменьшать объем ограничений действий поднадзорных соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона в) прекращать административный надзор в соответствии с ч. 4 ст. 8 и ч. 4 ст. 5 Закона.
Изменение объема установленных ограничений осуществляется судом по представлению начальника гор-, райотдела внутренних дел.
Контроль за осуществлением административного надзора возлагается на Министерство внутренних дел Украины, Главное управление Министерства внутренних дел Украины в Крыму, управления внутренних дел областей, городов и на транспорте. Высший надзор за соблюдением и правильным применением законодательства об административном надзоре осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.