Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС Украины) с комментариями к статьям

Стаття 17. Юрисдикція адміністративних судів щодо вирішення адміністративних справ

1. Юрисдикция административных судов распространяется на правоотношения, возникающие в связи ' связи с осуществлением субъектами ' объектом властных полномочий властных управленческих функций, а также в связи ' связи с публичным формированием субъектов ' объекта властных полномочий путем выборов или референдума.

2. Юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры, в частности:

1) споры физических или юридических лиц с субъектами ' объектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы

3) споры между субъектами ' объектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий

4) споры, возникающие по поводу заключения, исполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров

5) споры по обращению субъекта ' объекта властных полномочий в случаях, установленных Конституцией и законами Украина

6) споры относительно правоотношений, эт ' связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

3. Юрисдикция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:

1) которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины

2) что предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства

3 ) о наложении административных взысканий

4) об отношениях, которые в соответствии с законом, уставом (положением) о ' объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья определяет предмет административной юрисдикции, т.е. круг дел, которые предстоит рассматривать по правилам административного судопроизводства.

2. Статья направлена предотвращения споров по юрисдикции. Она устанавливает категории дел, которые относятся к административной юрисдикции и должны решаться по правилам административного судопроизводства, а также устанавливает перечень дел, на которые не распространяется компетенция административных судов.

Предмет административной юрисдикции

3. Предмет административной юрисдикции (юрисдикции административных судов) - один из основных элементов, который обусловливает отличие административного судопроизводства от других видов судопроизводства (гражданского, хозяйственного, уголовного, конституционного).

4. В КАСУ использовано целых три способа для определения предмета административной юрисдикции

1) общее определение - через понятие административного дела (пункт 1 статьи 3)

2) определение через перечисление категорий дел, относящихся к предмету административной юрисдикции (часть первая статьи 17)

3) определение через перечисление категорий дел публично-правового характера, не относящиеся к предмету административной юрисдикции (часть вторая статьи 17).

5. Предмет административной юрисдикции составляют публично-правовые споры, в которых хотя бы одной из сторон является субъект ' объект властных полномочий (пункт 1 статьи 3 КАС), т.е. обязанность ' Обязательным стороной в таких спорах должен быть представитель публичной власти (орган государственной власти, орган местного самоуправления и т.п.). При этом юрисдикция административных судов охватывает все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен другой порядок судебного решения (часть вторая статьи 4 КАСУ). Речь идет о публично-правовые споры именно с участием субъектов ' объектов властных полномочий. Исключение составляют лишь споры относительно правоотношений, эт ' связанных с процессом выборов или референдума, отнесенных к административной юрисдикции независимо от того, есть ли у них стороной суб ' объект властных полномочий.

Споры физических или юридических лиц с субъектами ' объектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия

6. Статья 55 Конституции гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод в суде, а также на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

В своих решениях Конституционный Суд Украины практически не сужает достаточно широкое формулирование требований статьи 55 Конституции Украина. Согласно с его толкованием, каждый имеет гарантированное государством право обжаловать в суде общей юрисдикции решения, действия или бездействие любого органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных и служебных лиц, если считает, что их решение, действие или бездействие нарушают или ущемляют его права и свободы или препятствуют их осуществлению, а потому нуждаются в правовой защите в суди80. Статья 55 Конституции Украины не определяет, какие именно решения, действия или бездеятельность органов государственной власти и местного самоуправления или должностных и служебных лиц могут быть обжалованы, а потому устанавливает принцип, согласно которому в суде могут быть обжалованы любые решения, действия и бездияльнисть81. Суд не может отказать в правосудии, если лицо считает, что его права и свободы нарушены или нарушаются, созданы или создаются препятствия для их реализации или имеют место другие ущемления прав и свобод82.

Кроме статьи 55 Конституции Украины, непосредственно гарантирует право на обжалование решений, действий или бездеятельности субъектов ' объектов властных полномочий, это право следует также из других ее статей. В частности, часть вторая статьи 3 Конституции предусматривает ответственность государства перед человеком за свою деятельность. Согласно части первой статьи 8 Конституции в Украине признается и действует принцип верховенства права, в контексте административной юстиции менее требует признания и воплощения в жизнь таких требований:

1) все лица, физические или юридические, равны в своих правах

2) каждый должен иметь возможность ознакомиться со своими правами и обязанности ' связями, установленными законом

3) соблюдение законов должны контролировать суды, которые являются независимыми в своей деятельности

4) решения судов необходимо выполнять.

Каждая из этих составляющих нашла отражение в тексте Конституции Украины. Кроме того, часть третья статьи 8, особенно в сочетании со статьями раздела II " Права, свободы и обязанности ' связки человека и гражданина " Конституции Украины, обеспечивает лицу право обжаловать решения, действия, бездействие субъектов ' объектов властных полномочий непосредственно на основании Конституции Украины. Статья 56 Конституции Украины гарантирует каждом " право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий ". Прежде на реализацию указанных требований Конституции направлена к юрисдикции административных судов отнесено рассмотрение и разрешение споров физических или юридических лиц с субъектами ' объектом властных полномочий, в которых они считают, что субъекты ' объект властных полномочий своим решением, действиями или бездействием нарушил их права, свободы или интересы. При определении круга правовых актов, которые могут быть обжалованы в административных судов, необходимо исходить из принципа, что ни один правовой акт (нормативный или индивидуальный) не должен быть выведен из-под контроля судов на предмет конституционности, законности этого акта или его соответствия правовому акту высшей юридической силы. Этот принцип логически вытекает из упомянутого выше конституционного положение, распространяет юрисдикцию судов на все правоотношения, которые возникают в Украине.

8. В соответствии с толкованием Конституционного Суда Украины " подачи жалобы в орган, должностному лицу высшего уровня не препятствует обжалованию этих решений, действий или бездействия в суд " 83. Таким образом, обжалование в административном порядке не является в Украине обязанность ' Обязательным стадией, должна предшествовать обращению в суд. Этот подход позволяет личности самостоятельно выбрать средство защиты своих прав: обратиться к субъектам ' объекта властных полномочий, а при необходимости, после этого - и в суд, или сразу в суд.

9. Для определения предмета обжалования в этой категории административных дел необходимо с ' выяснить содержание понятия " решения, действия или бездействие субъектов ' объекта властных полномочий ".

Решение суб ' объекта властных полномочий в контексте положений КАСУ необходимо понимать как нормативно-правовые акты, так и правовые акты индивидуального действия.

Нормативно-правовые акты - решения, действие которых распространено на неопределенное или определенное общими признаками круг лиц и предназначенные для неоднократного применения в отношении круга лиц.

Правовые акты индивидуального действия - решение, которые являются актом одноразового применения норм права и действие которых распространено на конкретных лиц или касающиеся конкретной ситуации Как отметил Конституционный Суд Украины, по своей природе ненормативные правовые акты, в отличие от нормативных, устанавливают не общие правила поведения, а конкретные предписания, обращенные к отдельному индивиду или юридического лица, применяются единовременно и после реализации исчерпывают свое дию84.

Все решения субъектов ' объекта властных полномочий имеют подзаконный характер, т.е. должны быть приняты на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены законом.

Действия суб ' объекта властных полномочий - активное поведение субъектов ' объекта властных полномочий, которая может влиять на права, свободы и интересы физических и юридических лиц (например, действия по изъятию имущества, задержание лица и т.п.).

Бездействие суб ' объекта властных полномочий - пассивное поведение субъектов ' объекта властных полномочий, которая может влиять на реализацию прав, свобод, интересов физического или юридического лица (например, непринятие решения по заявлению лица, непредоставление помощи работниками милиции, необнародование нормативно-правового акта и т.д.).

Определение термина " суб ' объект властных полномочий " содержит пункт 7 части первой статьи 3 КАС (см. также соответствующий комментарий к ней).

10. Проблемным является вопрос об обжаловании бездействия суда (например, неприятие какого-либо решения по обращению) или промедление с судебным разбирательством, ведь осуществление судопроизводства нельзя назвать властной управленческой функцией. Украинское законодательство пока не предусматривает специального механизма для обжалования бездействия суда или чрезмерной продолжительности производства по делу. Однако это, на наш взгляд, не препятствует административным судам открывать производство по таким делам и рассматривать их, исходя из положений статей 8, 55 и 124 Конституции Украины, части второй статьи 4, статьи 8 и пункта 1 части первой статьи 17 КАСУ. Поэтому убеждены, что по правилам административного судопроизводства можно обжаловать бездействие суда, эт ' связана с несовершение действий, определенных процессуальным законом, или нарушением разумных сроков. И безусловно, в административный суда могут быть обжалованы решения, действия или бездействие судов, их должностных и служебных лиц, не связанных ' связанные с осуществлением судопроизводства.

Реализация такого подхода в украинском административном судопроизводстве является актуальной также учитывая практику Европейского Суда по правам человека. Так, по делу " Кудла против Польши " Европейский Суд констатировал нарушение статьи 13 Конвенции, поскольку заявитель не располагал эффективного национального средства правовой защиты, с помощью которого он смог бы отстоять свое право на " судебное разбирательство в течение разумного срока " соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции85. Следствием отсутствия такого правового механизма стало также то, что заявитель не мог получить надлежащую компенсацию за ущерб, причиненный превышением разумных сроков рассмотрения его дела.

Подтверждением позиции о возможности обжалования бездействия суда в судебном порядке служит предыдущая практика Верховного Суда Украины по гражданским делам. В одной из своих постановлений, от 15 января 2004, он констатировал: " Решения, действия и бездействие должностных и служебных лиц суда, путем ненадлежащей организации движения дела вне судебного заседания создают препятствия по реализации процессуальных прав лицам, которые принимают участие в деле, могут быть обжалованы в суд в порядке гражданского (теперь административного. - Авт. комментария) судопроизводства " 86. Есть Верховный Суд пошел дальше, признав, что предметом обжалования могут быть рядом с бездействием решения и действия суда. Понятно, что это не касается решений суда, которые могут быть обжалованы в апелляционном или порядке или являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Вместе Судебная палата по административным делам Верховного Суда Украины в 2008 году выразила несколько иную позицию: " Поскольку конституционное право на обжалование судебных решений по своему объему шире, чем оно реализовано в процессуальном законе, правило об апелляционном обжаловании распространяется и на случаи, когда суд (судья) в течение определенного законом срока не совершает процессуальное действие и не принимает решения, создавая тем самым препятствия для дальнейшего движения дела (допускает процессуальное бездействие) ". Это же касается принятия процессуальных решений, оформленные не процессуальными по форме документами: " обстоятельство, что иногда суды ошибочно оформляют свои процессуальные действия и решения не постановлениями, а другими по названию, форме или изложением документами (письмами, записками, приговорами, постановлениями, сообщениями), < … > не меняет сути таких документов. Они могут быть обжалованы в порядке, установленном действующим время совершения действия процессуальным законом ". Позиция Верховного Суда, таким образом, заключается в следующем: " Законность процессуальных актов и действий (Бездействия) суда, совершенных при рассмотрении конкретного дела не может проверяться за пределами предусмотренного законом процессуального контроля. Попытка сделать это в конкретному делу путем подачи отдельного иска против суда или судьи является противоправным вмешательством в осуществление правосудия и посягательством на процессуальную независимость " 87. Следует заметить, что позиция Верховного Суда о возможности обжаловать в апелляционном или кассационном порядке действий или бездействия суда по рассмотрению конкретного судебного дела по процедурам, установленным соответствующим процессуальным законом, а не путем подачи административного иска, по нашему мнению, может быть предметом научных дискуссий, ведь процессуальные кодексы, как, кстати, и статья 129 Конституции Украины, предусматривают возможность обжалования в апелляционном и кассационном порядке только судебных решений. Согласно процессуальным кодексов действия или бездействие суда (судьи) не является предметом обжалования ни в апелляционном, ни в кассационном, ни в других видах просмотра суды высших инстанций не имеют никаких полномочий по реагированию на действия или бездействие судов низших инстанций. Очевидно, это сознательная позиция законодателя, поскольку, например, при принятии нового ГПКУ парламент IV созыва не поддержал предложения народного депутата Украины С. Соболева ко второму чтению проекта ГПКУ N 607, 624, 683, 732, 790 о возможности обжалования в апелляционном и кассационном порядках бездействия суду88. Предлагая отклонить эту поправку, большинство членов рабочей группы по доработке ГПКУ сошлись на том, что обжалование бездействия суда осуществляться по правилам административного судопроизводства. Таким образом, установленный процессуальными кодексами апелляционный или кассационный порядок обжалования судебных решений, на наш взгляд, не предназначен для обжалования действий или бездействия судов и не должен применяться для этого.

11. КАСУ устанавливает особенности производства по отдельным категориям административных дел относительно обжалования решений, действий или бездействия субъектов ' объектов властных полномочий, а именно - в делах по обжалованию нормативно-правовых актов (статья 171), относительно обжалования решений, действий или бездействия государственной службы, если законом не установлен иной порядок обжалования (статья 181), об обжаловании решений, действий, бездеятельности, ограничивающих реализацию права на мирные собрания (статья 183).

Решения, действия или бездействие государственной исполнительной службы может быть обжаловано по правилам административного судопроизводства, если такие решения, действия или бездействие не пол ' связанные с исполнением судебных решений по гражданским и хозяйственным делам. Суд контролирует исполнения судебных решений по гражданским и хозяйственным делам в порядке, которые установлены в соответствии разделом VII ГПКУ и статьей 1212 ХПКУ.

Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы

12. Споры относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, освобождения от нее специально выделены отдельно (пункт 2 части первой комментируемой статьи), чтобы их по ошибке НЕ идентифицировали как трудовые споры и не относили к гражданской юрисдикции. Отношения, возникающие в сфере публичной службы (прежде всего, это служба в органах государственной власти и местного самоуправления), является предметом регулирования конституционного и административного права и законодательства. Трудовое законодательство (законодательство о труде) может применяться к ним лишь субсидиарно, но от этого они не перестают быть отношениями публичной службы и не становятся трудовыми.

Понятие публичной службы в КАСУ раскрыто через перечень разновидностей этой службы (пункт 15 статьи 3). Таким образом, можно выделить:

1) споры из отношений деятельности на государственных политических должностях (народные депутаты Украины, члены Кабинета Министров Украины, заместители министров, главы областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и их заместители)

2) споры из отношений государственной службы, в частности из отношений профессиональной деятельности судей, прокуроров, отношений военной службы, альтернативной (невоенной) службы, дипломатической службы, отношений иной государственной службы (в первую очередь в органах исполнительной власти)

3) споры из отношений службы в органах власти Автономной Республики Крым

4) споры из отношений службы в органах местного самоуправления (в том числе из отношений деятельности депутатов местных советов всех уровней).

К первой из указанных категорий можно отнести и дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований о несовместимости, особенности производства в которых установлен статьей 180 КАСУ.

К последних двух можно отнести, в частности, и споры о досрочном прекращении полномочий депутата Верховной Рады Автономной Республики Крым или местного совета, включая в случае обжалования решения высшего руководящего органа политической партии (избирательного блока политических партий) о прекращении полномочий депутата (статья 7 Закона Украины " О Верховной Раде Автономной Республики Крым " от 10 февраля 1998, статья 5 Закона Украины " О статусе депутатов местных советов " от 11 июля 2002 с изменениями, внесенными Законом Украины от 12 января 2007 N 602-V). Пункт 4 части второй статьи 17 КАСУ нельзя рассматривать ограничением по рассмотрению таких споров, поскольку эти споры эт ' связанные с увольнением с публичной службы и их прямо отнесено к компетенции административных судов.

13. Формула " споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы " охватывает весь спектр споров, возникающих в отношениях публичной службы, включая споры об отказе в принятии гражданина на публичную службу, о восстановлении в должности, о взыскании задолженности по заработной плате и т.д.. Но к этой категории не относящихся трудовые споры руководителей и других работников государственных или коммунальных предприятий, организаций и учреждений, которые работают по контракту или другой формой трудового договора, поскольку, согласно КАСУ, не признается публичной службой работа работников бюджетных учреждений (врачей, учителей и др.), государственных и коммунальных предприятий, нотариусов, руководителей политических партий и т.п..

Споры между субъектами ' объектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий

14. К юрисдикции административных судов относятся и так называемые компетенционные споры (пункт 3 части первой комментируемой статьи).

Во компетенционном спорами понимаются споры между субъектами ' объектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления (публичной администрации), в том числе делегированных полномочий. Особенностью таких споров является то, что сторонами в них - как истцом, так и ответчиком - является суб ' объекты властных полномочий.

компетенцию органа или должностного лица составляют их полномочия, определенные законом. Вследствие различного толкования законодательства компетенция субъектов ' объектов властных полномочий нередко может пересекаться, в результате чего может возникнуть компетенционный спор. Кроме того, возникновение компетенционном спора может быть результатом злоупотреблений, оказываются в форме присвоения полномочий или превышение собственных полномочий.

компетенционном споры зачастую могут возникать между местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, особенно в отношении осуществления делегированных полномочий. В рамках таких споров может решаться, например, вопрос о противоправности акта субъекта ' объекта властных полномочий, выданного без надлежащих полномочий или с их превышением.

15. Компетенционные споры можно классифицировать по суб ' объектно составом:

1) споры между государственными органами и органами (должностными лицами) местного самоуправления

2) споры между органами местного самоуправления

3) споры между органами (должностными лицами) местного самоуправления и органами самоорганизации населения

4) споры между другими суб ' объектами властных полномочий.

16. Задача суда в компетенционных спорам - с учетом общей задачи административного судопроизводства решения ' связать законодательные коллизии, которые обусловили возникновение спора, а также устранить последствия дублирования полномочий или злоупотребление ими.

17. Истцом в компетенционных спорам является суб ' объект властных полномочий, если он считает, что другой суб ' объект властных полномочий - ответчик своим решением или действиями вмешался в его компетенцию или принятия решения или совершения действий является его прерогативой. Если компетенцию субъектов ' объекта властных полномочий, а соответственно - интересы истца, не было возбуждено, в удовлетворении иска следует отказать.

Споры относительно заключения и выполнения административных договоров

18. Споры, возникающие из административных договоров, является самостоятельной категорией споров, отнесенных к административной юрисдикции (пункт 3 части первой комментируемой статьи). Однако некоторые из них являются одновременно компетенционном спорами - если они касаются административных договоров, обеими сторонами в которых являются суб ' объекты властных полномочий. Административный договор - достаточно новая для нас форма регулирования отношений между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими субъектами ' объектами административно-правовых отношений через использование диспозитивного метода в публичной сфере. Определение понятие административного договора дано в пункте 14 статьи 3 КАС (см. также комментарий к ней).

19. Формула " споры, возникающие по поводу заключения и выполнения административных договоров " охватывает весь спектр споров, возникающих в отношениях, эт ' связанных с административными договорами, в том числе споры о недействительности этих договоров, их изменения или расторжения.

Споры по обращению субъектов ' объекта властных полномочий в случаях, установленных законом

20. До принятия Конституции и некоторых законов значительный объем категорий дел против граждан или организаций решали в административном, а не судебном порядке через реализацию органами власти так называемых втручальних полномочий (ограничение права на мирные собрание, принудительном роспуске об ' объединений граждан и т.п.). Теперь часть таких дел отнесено к юрисдикции судов, чтобы предотвратить нарушения прав человека через осуществление судебного контроля за реализацией втручальних полномочий органов власти.

Если в подавляющем большинстве случаев защиту прав, свобод и интересов лиц является таким, образующаяся в результате установленного судом факта их нарушения, то по административным делам по обращению субъектов ' объекта властных полномочий с иском к физической или юридического лица в случаях, определенных законом (пункт 4 части первой статьи 17, часть четвертая статьи 50 КАСУ), суд предоставляет упреждающий защита правам, свободам и интересам лица.

Вместе можно согласиться с мнением, что круг таких дел постепенно должно уменьшиться, и необходимо осудить практику законотворчества, когда компетенция судов неоправданно расширяется за счет подобных дел. Оптимальная модель, когда орган принимает решение, и лицу предоставляется определенное время для его обжалования. И только после окончания срока обжалования, если жалобы (иска) не представлены, решение можно выполнять принудительно. Такая модель целесообразна, например, для так называемых административно-хозяйственных санкций, которые сейчас вынуждены применять административные суды. Однако ее реализация требует затруднился в КАСУ, а существенной ревизии материального законодательства.

21. Административные дела, возникающие из указанных споров, суд рассматривает только по иску субъекта ' объекта властных полномочий. Ответчиками в них могут быть гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, о ' объединения граждан, юридическое лицо, которое в этих правоотношениях не является суб ' объектами властных полномочий.

Согласно части четвертой статьи 50 КАСУ, комментируемое положение распространяется на такие дела:

1) о временном запрете (остановка) отдельных видов или всей деятельности о ' объединения граждан по иску легализирующего органа или прокурора (часть четвертая статьи 37 Конституции Украины, статья 31 Закона Украины " О об ' объединения граждан ")

2) о принудительном роспуске (ликвидации) о ' объединения граждан по иску легализирующего органа или прокурора (часть четвертая статьи 37 Конституции Украины, статья 32 Закона Украины " О об ' объединения граждан ")

3) о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины по иску органа внутренних дел или органа охраны государственной границы (часть п ' пятая статьи 32 Закона Украины " О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства ")

4) об ограничении реализации права на мирные собрания по иску органа государственной власти или органа местного самоуправления (часть вторая статьи 39 Конституции Украины, часть первая статьи 182 КАСУ)

5) и другие дела в случаях, установленных законом.

Примером & quot; других дел в случаях, установленных законом " могут быть дела о:

1) обжалование избирательной комиссией решений, действий или бездействия средств массовой информации и их владельцев и творческих работников, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, нарушающих законодательство о выборах и референдум (часть первая статьи 174 КАСУ; статья 30 Закона Украины " О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов ", статьи 103, 112 - 114 Закона Украины " О выборах народных депутатов Украины ", статьи 91, 100 - 102 Закона Украины " О выборах Президента Украины ")

2) отмена по иску Центральной избирательной комиссии регистрации кандидата на пост Президента Украины (часть первая статьи 176 КАСУ, статья 56 Закона Украины " О выборах Президента Украины ")

3) досрочное прекращение полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований о несовместимости по иску председателя Верховной Рады Украины (часть четвертая статьи 81 Конституции Украины, часть первая статьи 180 КАСУ, статья 5 Закона Украины " О статусе народного депутата Украины ")

4) прекращении государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя, например, в случае осуществления ими деятельности, запрещенной законом (статья 38 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ", статья 110 Гражданского кодекса Украины, статья 18 Закона Украины " О печатных средствах массовой информации (прессе) Украины ", статья 12 Закона Украины " Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью ", статья 24 Закона Украины " О борьбе с терроризмом ", статья 25 Закона Украина " О Службе безопасности ", статья 31 Закона Украины " О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью ", пункт 7 части первой статьи 40 Закона Украины " О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг ", статья 9 Закона Украины " О банках и банковской деятельности ", пункт 22 части первой статьи 8 Закона Украины " О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине ", пункт 17 статьи 11 Закона Украины " О государственной налоговой службе в Украине " и другие)

5) признание сделок недийсними89 и взыскании в доход государства средств, полученных по таким соглашениям, а в других случаях - средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет имущества ответчика по обращениям органов государственной налоговой службы Украины (пункт 11 части первой статьи 10 Закона Украины " О государственной налоговой службе в Украине "), специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел, Службы безопасности Украины (часть третья статьи 12 Закона Украина " Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью ") и т.д.

6) признание противоправными актов предприятий, других субъектов ' ведения хозяйства, которые ограничивают права территориальных общин, полномочия органов местного самоуправления, по иску органа или должностного лица местного самоуправления (пункт 16 части шестой статьи 55, часть четвертая 71 статьи Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ")

7) применение административно-хозяйственных санкций (глава 27 ГКУ), которые по закону применяются в судебном порядке, в частности:

- взыскание штрафов и пени по иску Фонда социальной защиты инвалидов (часть п & # 39; пятая статьи 20 Закона Украины " Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине ")

- взыскание штрафов по иску органа, регулирующего деятельность субъектов ' объекта первичного финансового мониторинга (часть третья статьи 17 Закона Украины " О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем ")

- ограничение, приостановление действия и лишение лицензии или другого специального разрешения на право осуществления определенных видов деятельности по иску органа, регулирующего деятельность субъектов ' объекта первичного финансового мониторинга (часть четвертая статьи 17 Закона Украины " О предотвращении и противодействии легализации (Отмыванию) доходов, полученных преступным путем ")

- взыскание штрафов, применяемых к субъектам ' ведения предпринимательской деятельности - юридических лиц по иску специального уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг (статья 41 Закона Украины " О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг ")

- взыскание штрафов по иску соответствующих Комиссий регулирования естественных монополий (часть третья статьи 17 Закона Украины " О естественных монополиях ")

- изъятие в Государственный бюджета Украины прибыли субъектов ' объекта естественных монополий, полученного в результате нарушения норм законов по искам соответствующих Комиссий регулирования естественных монополий (Статья 19 Закона Украины " О естественных монополиях ")

- аннулирование лицензии на вещание по иску Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания (статья 37 Закона Украины " О телевидении и радиовещании ")

- взыскание недоимки с общеобязательного ' обязательного государственного пенсионного страхования по иску органов Пенсионного фонда Украины (абзац 8 части третьей статьи 106 Закона Украины " О общеобязательного ' обязательна государственное пенсионное страхование ")

- принудительное взыскание активов налогоплательщика в счет погашения его налогового долга по иску налогового органа (подпункт 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 Закона Украины " О порядке погашения ' язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами ")

- взыскание суммы задолженности по уплате ежемесячного сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украина по иску Национальной комиссии по вопросам регулирования связи ' связи (статья 58 Закона Украины " О радиочастотном ресурсе Украины ")

- взыскание штрафов по иску Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (часть третья статьи 11 Закона Украины " О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине ")

- наложение штрафов и конфискации имущества нарушителей законодательства об исключительной (морской) экономическую зону на основании акта Морской охраны Государственной пограничной службы Украины о совершении нарушения (часть третья статьи 27 Закона Украины " Об исключительной (Морской) экономической зоне Украины ")

- взыскание штрафов по иску Государственной пограничной службы Украины, органов рыбоохраны или органов Министерства охраны окружающей природной среды Украины (статья 30 Закона Украины " Об исключительной (морской) экономической зоне Украины ")

- взыскание штрафов по иску органов, по поручению Кабинета Министров Украины осуществляют контроль за исполнением законодательства в сфере производства и реализации сахара (часть третья статьи 9 Закона Украины " О государственном регулировании производства и реализации сахара ")

- взыскание штрафов по иску Государственной инспекции по энергосбережению, Государственной инспекции по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии или Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины (часть дев ' пятая статьи 31 Закона Украины " О теплоснабжении ")

- взыскание штрафов по иску органа исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины, который осуществляет государственное регулирование деятельности бюро кредитных историй (пункт 7 части второй статьи 16 Закона Украины " Об организации формирования и обращения кредитных историй ")

- взыскание штрафов по иску Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания (часть третья статья 75 Закона Украины " О телевидение и радиовещания ")

- взыскание штрафов по иску органа, выдавшего лицензию на право производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, и других органов исполнительной власти в пределах их компетенции, определенной законами Украины (часть п ' пятая статьи 17 Закона Украины " О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий ")

- взыскание штрафов по иску органов государственного пожарного надзора (часть вторая статьи 35 Закона Украины " О пожарной безопасности ")

- взыскание штрафов по иску государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины (часть п ' пятая статьи 47 Закона Украины & ; quot; Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения ")

- взыскание штрафов по иску инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (часть седьмая статьи 3 Закона Украины " Об ответственности предприятий, их ' объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства ")

8) уплату налоговых обязательств ' язань налогоплательщика, определенных по косвенным методами, по иску налогового органа (абзац первый подпункта 4.3.5 пункта 4.3 статьи 4 Закона Украины " О порядке погашения ' язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами ")

9) продлении срока ареста активов налогоплательщика по иску налогового органа (абзац второй подпункта 9.3.3 пункта 9.3 статьи 9 Закона Украины " О порядке погашения ' язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами ")

10) арест средств на счете налогоплательщика по иску налогового органа (подпункт 9.3.9 пункта 9.3 статьи 9 Закона Украины " О порядке погашения ' язань плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами ")

11) изъятие об ' объекта культурного наследия из коммунальной собственности в государственную через бесхозяйственное его использования по иску органа охраны культурного наследия (часть первая статьи 21 Закона Украины " Об охране культурного наследия ")

12) изъятие об ' объекта культурного наследия из частной собственности в государственную по мотивам общественной необходимости по иску органа охраны культурного наследия (часть вторая статья 21 Закона Украины " Об охране культурного наследия ")

13) лишение права собственности на документы Национального архивного фонда в случае ненадлежащего их хранения по иску центрального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства (статья 11 Закона Украины " О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях ")

14) прекращение выпуска издание, которое используется для призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или территориальной целостности Украины; пропаганды войны, насилия и жестокости и т. п. по искам органов исполнительной власти, определенных Кабинетом Министров Украины (части третья статьи 11 и 18 Закона Украины " О печатных средства массовой информации (прессе) Украины ")

15) изъятие секретной информации или ее материальных носителей в случае отказа владельца заключить соответствующий договор, а так же в случае нарушения владельцем условий такого договора по иску органа государственной власти, которому государственным экспертом по вопросам тайн предоставляется право принимать решения относительно субъектов ' объектов, которые будут иметь доступ к этой информации и ее материальных носителей (часть третья статьи 6 Закона Украины " О государственной тайне ")

16) ограничение или запрещение публичного исполнения или публичного показа театральной постановки, а также других видов ее использования, публикации информационных и рекламных материалов о театральной постановке, если эти действия используются для призывов к ликвидации независимости Украины, изменению конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыва его безопасности, незаконного захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье ' населения, в по иску центрального органа исполнительной власти в области культуры (часть п ' пятая статьи 5 Закона Украины " О театрах и театральном деле ")

17) принудительное прекращение права собственности на земельный участок по иску соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (Статья 143 ЗКУ)

18) прекращение права временного пользования земельным участком лесного фонда по иску местного совета (Статья 22 Лесного кодекса Украины)

19) определении другой цели учреждения и об изменении структуры управления учреждения по иску государственного регистратора (статья 103 ГКУ, абзац 8 части первой статьи 6 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ")

20) прекращение права пользования недрами по иску органа, который предоставил недра в пользование ( статья 26 Кодекса Украины о недрах)

21) побуждение к проведению инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов по иску органов контрольно-ревизионной службы Украины (абзац 1 пункта 4 части первой статьи 10 Закона Украины " О контрольно-ревизионной службе в Украине ")

22) изъятие до окончания ревизии оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов по иску органа контрольно-ревизионной службы (абзац 2 пункта 4 части первой статьи 10 Закона Украины " О контрольно-ревизионной службе в Украине ")

23) изъятие в бюджет выявленных ревизиями скрытых заниженных валютных и других платежей по иску органа контрольно-ревизионной службы (пункт 7 части первой статьи 10 Закона Украина " О контрольно-ревизионной службе в Украине ")

24) взыскания в доход государства средств, полученных подконтрольными учреждениями, по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства по иску органа контрольно-ревизионной службы (пункт 9 части первой статьи 10 Закона Украины " О контрольно-ревизионной службе в Украине ")

25) выполнение подконтрольным учреждением требований по устранению выявленных ревизией нарушений законодательства по вопросам сохранения и использования активов по иску органа контрольно-ревизионной службы (пункт 10 части первой статьи 10 Закона Украины " О контрольно-ревизионной службе в Украине ")

26) проведение внеплановой выездной ревизии по иску органа контрольно-ревизионной службы (пункт 6 части п ' пятой статьи 11 Закона Украины " О контрольно-ревизионной службе в Украине ")

27) устранение эмитентом и профессиональными участниками рынка сертификатов нарушений законодательства по иску органов Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (статья 45 Закона Украины " Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах ")

28) запрет деятельности общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы по иску регистрирующего органа или прокурора (Статья 8 Закона Украины " Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы ")

29) отчуждение (выкуп) земли, является частной или коммунальной собственностью, для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования по иску Государственной службы автомобильных дорог Украины (статья 14 Закона Украины " Об автомобильных дорогах ")

30) переселение собственников и нанимателей жилых (нежилых) помещений из устаревшего жилищного фонда по иску органа местного самоуправления (статья 11 Закона Украины " О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда ")

31) взыскании излишне выплаченных пенсий по иску территориальных органов Пенсионного фонда Украины (статья 50 Закона Украины " О общеобязательного ' обязательна государственное пенсионное страхование ")

32) взыскание излишне выплаченных сумм материального обеспечения по общеобязательного ' заполнить государственным социальным страхованием в связи ' связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, по иску органов Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (часть п ' пятая статьи 52 Закона Украины " О общеобязательного ' обязательна государственном социальном страховании в связи ' связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением " 90).

22. Административный суд по указанным делам, согласно части первой статьи 2 КАС, должен проверить, в частности, не будет нарушено (В том числе безосновательно ограничено) права, свободы и интересы физических и юридических лиц в случае удовлетворения административного иска суб ' объекта властных полномочий. Критерии, определенные частью третьей статьи 2 КАС, суд использует для проверки решений субъектов ' объекта властных полномочий, на основании которого произошло обращение в суд.

Споры относительно правоотношений, эт ' связанных с избирательным процессом или процессом референдума

23. В соответствии со статьей 69 Конституции Украины народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии. Правоотношения по выборов, референдума регулируются Конституцией Украины и Законами Украины " О выборах народных депутатов Украины " (в редакции Закона Украины от 7 июля 2005 N 2777-IV), " О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов " от 6 апреля 2004, " О выборах Президента Украина " (в редакции Закона Украины от 18 марта 2004 N 1630-IV), " О всеукраинском и местных референдумах " от 3 июля 1991 года.

24. К спорам, возникающим в процессе выборов или референдума, можно отнести споры о:

1) обжалование решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий (комиссий по референдуму), членов этих комиссий (статья 172 КАСУ)

2) уточнение списка избирателей (Статья 173 КАСУ)

3) обжалование решений, действий или бездействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации и их владельцев, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, которые нарушают законодательство о выборах и референдуме (статья 174 КАСУ)

4) обжалование действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партий (блока местных организаций партий) их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов ' объектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов ' объектов избирательного процесса (статья 175 КАСУ)

5) отмена регистрации кандидата на пост Президента Украины (Статья 176 КАСУ).

25. Часть споров по правоотношениям, эт ' связанных с избирательным процессом или процессом референдума, равно можно отнести к категории споров субъектов ' объектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия. У них чаще всего речь идет об обжаловании решений, действий или бездеятельности избирательной комиссии или комиссии по референдуму, имеющие властные полномочия. Какая-то часть избирательных споров, а именно та, что рассматривается в обращению избирательной комиссии, охватывается категорией споров по обращению субъектов ' объекта властных полномочий. Однако есть ряд избирательных споров, где суб ' объекта властных полномочий может и не быть, - говорится о спорах между кандидатами на выборную должность, партиями (блоками) и т.д.. Поэтому возникла необходимость отдельно выделить споры по правоотношениям, эт ' связанные с процессом выборов или референдумов.

26. Согласно пункту 4 раздела XIV " Заключительные положения " Закона Украины " О выборах народных депутатов Украины " (в редакции Закона Украины от 7 июля 2005 года N 2777-IV), со дня вступления в силу КАСУ рассмотрение в судах споров, возникающих из правоотношений, урегулированных Законом Украины " О выборах народных депутатов Украины ", осуществляется в порядке, установленном КАС, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом. При определении подсудности и рассмотрении таких споров следует руководствоваться правилами КАСУ и учитывать только те особенности, которые вытекают с материальных и процедурных норм Закона Украины " О выборах народных депутатов Украины ".

Установление ' связанные требования, отнесенные к административной юрисдикции

27. Требования о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного в публично-правовых отношениях, суды решают по правилам гражданского (хозяйственного) судопроизводства. Но если их заявлено одновременно (в одном производстве) с обжалованием решений, действий или бездействия субъектов ' объекта властных полномочий или с другими требованиями о защите прав, свобод и интересов субъектов ' объектов публично-правовых отношений, тогда такие требования рассматриваются по правилам административного судопроизводства (часть вторая статьи 21 КАСУ).

Публично-правовые дела, которые не отнесены к административной юрисдикции

28. Положения части второй комментируемой статьи направлено на предотвращение споров о компетенции между судами различных юрисдикций. Так, в частности, не относится к юрисдикции административных судов решения публично-правовых споров, для которых законом установлен иной порядок судебного решения. Невключение таких дел к юрисдикции административных судов порождается прежде природе отношений, из которых они возникают.

29. Компетенция административных судов не распространяется на дела, которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины. Конституционный Суд Украины, согласно Конституции Украины, рассматривает дела по:

1) конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым (статья 150 Конституции Украины)

2) соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязанности ' язковисть (статья 151 Конституции Украины)

3) официального толкования Конституции и законов Украины (статья 150 Конституции Украины)

4) соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента (статьи 111, 150 Конституции Украины)

5) соответствия законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины (статья 159 Конституции Украины)

6) нарушения Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституции или законов Украины (наличие заключения Конституционного Суда Украины по этому вопросу требуется для рассмотрения Верховной Радой Украины вопроса о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым в соответствии с пунктом 28 части первой статьи 85 Конституции Украина).

Статья 14 Закона Украины " О Конституционном Суде Украины " о границах полномочий Конституционного Суда Украины устанавливает, что к полномочиям Конституционного суда Украины положены вопрос о законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а также другие вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции. Таким образом, суд по правилам административного судопроизводства рассматривает дела по:

1) соответствия законам Украины, международным договорам, согласие на обязательное ' язковисть которых дано Верховной Радой Украины, подзаконных правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым

2) соответствия Конституции и законам Украины, международным договорам, согласие на обязательное ' язковисть которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также другим правовым актам высшей юридической силы актов других субъектов ' объектов властных полномочий.

Возможны ситуации, когда один и тот же правовой акт будет предметом пересмотра в Конституционном Суде Украины (учитывая несоответствие этого акта положению Конституции Украина) и в административном суде (учитывая его несоответствие таком же по содержанию положению закона). В этом случае административный суд должен остановить производство по делу до решения вопроса Конституционным Судом Украины (пункт 3 части первой статьи 156 КАСУ).

Вместе нужно учитывать позицию Конституционного Суда Украины, согласно которой юрисдикция Конституционного Суда Украины распространяется только на действующие правовые акты, а потому вопрос о конституционности недействующего правового акта неподведомствен Конституционному Суду Украини91. Отсюда можно предположить, что правовые акты Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, которые потеряли силу, могут быть предметом рассмотрения в административном суде, если это необходимо для защиты прав, свобод или интересов лица. В этом случае административный суд имеет право решать вопросы и об их неконституционности.

30. Компетенция административных судов не распространяется на дела, предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства. Поэтому по правилам административного судопроизводства не рассматривают жалобы на решения, действия или бездействие органов дознания, следствия и прокуратуры, которые могут быть рассмотрены согласно УПКУ. Кроме дел и вопросов, решаемых с правилами УПКУ, не могут быть решены по правилам административного судопроизводства дела о предоставлении разрешения на

1) истребование документов и данных, характеризующих деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке преступления, источник и размеры их доходов

2) негласное проникновение в жилище или в иное владение лица

3) снятие информации с каналов связи ' связи

4) контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией

5) применение других технических средств получения информации.

Указанные дела суд решает на основании пункта 4 части первой и части второй статьи 8 Закона Украина " Об оперативно-розыскной деятельность " с применением правил уголовного судопроизводства.

Вместе поскольку УПКУ не предусматривает возможности рассмотрения в порядке уголовного судопроизводства споров о бездеятельности субъектов ' объектов властных полномочий, то такие споры следует рассматривать в порядке административного судопроизводства. Поэтому Верховный Суд Украины пришел к выводу, что иск относительно обжалования бездействия прокурора, которая заключалась в неприятии никакого процессуального решения по заявлению истца о возбуждении уголовного дела относится к административной юрисдикции92.

31. Компетенция административных судов не распространяется на дела о наложении административных взысканий. Дела о наложении административных взысканий, то есть дела об административных правонарушениях, рассматривают районные, районные в городе, городские или районные суды (судьи) в случаях, определенных статьей 221 КУоАП и частью второй статьи 386 Таможенного кодекса Украины, и в порядке, установленном этими законодательными актами.

Но обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов ' объекта властных полномочий по делам об административных правонарушениях осуществляется путем подачи административного иска в административный суд (районный, районный в городе, городской или горрайонный суд), какой суд рассматривает по правилам административного судопроизводства (пункт 2 части первой статьи 18 КАСУ). Такая практика соответствует позиции по этому вопросы Европейского суда по правам человека, по одному из дел отметил, что " с учетом большого количества мелких правонарушений, особенно в сфере, регулирующие правила дорожного движения, государства могут освободить свои суды от функции преследования и наказания виновных в таких нарушениях. Передача функции расследования и наказания за мелкие правонарушения административной власти не является несовместимой с Конвенцией при условии, что заинтересованное лицо будет иметь возможность обжаловать принятое по ней решение в суде " 93.

Постановление суда (судьи) по делу об административных правонарушениях может быть пересмотрено только по правилам КоАП (Часть первая статьи 294).

32. Компетенция административных судов не распространяется на дела об отношениях, которые в соответствии с закона, устава (положения) об ' объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции (например, споры о лишении лица членства в политической партии, формирование избирательного списка партии, избрание лица руководителем общественной организации и т.д.). Речь идет о спорах, которые хотя и имеют признаки публичности, но является внутренним делом об ' объединения граждан.

До этого исключения не относятся споры относительно обжалования решений высших руководящих органов политических партий (избирательных блоков политических партий) о досрочном прекращении полномочий депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым или местного совета (статья 7 Закона Украины " О Верховной Раде Автономной Республики Крым " от 10 февраля 1998, статья 5 Закона Украины " О статусе депутатов местных советов " от 11 июля 2002 с изменениями, внесенными Законом Украины от 12 января 2007 N 602-V), поскольку эти споры эт ' связанные с увольнением с публичной службы и их прямо отнесены к компетенции административных судов.

33. За пределами предмета административной юрисдикции находится сфера законодательной деятельности и деятельности по решению судебных дел (за небольшими исключениями). Дипломатические споры, возникающие в рамках международного публичного права и по содержанию являются публично-правовыми, также не относятся к предмету административной юрисдикции, поскольку они не могут рассматриваться национальными судами.

Разграничение административной и гражданской (хозяйственной) юрисдикции

34. С вступлением в силу новых ГПКУ и КАСУ дела об установлении неправильности записи в актах гражданского состояния перешли из гражданской юрисдикции к административной (см. пункт 9 раздела XI " Заключительные и переходные положения " ГПКУ 2004), ведь по правовой природе эта категория дел является обжалованием отказа органа регистрации актов гражданского состояния в исправлении сведений в актовых записях гражданского состояния. Поэтому такое обжалование осуществляется по общим правилам административного судопроизводства.

35. Согласно части первой статьи 181 КАСУ участники исполнительного производства (кроме государственного исполнителя) и лица, привлекаемые к проведению исполнительных действий, имеют право обратиться в административный суд с исковым заявлением, если считают, что решением, действием или бездействием государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы нарушены их права, свободы или интересы, а также если законом не установлен иной порядок судебного обжалования решений, действий или бездействия таких лиц. Поскольку разделом VII ГПКУ и статьей 1212 ХПКУ определен иной порядок обжалования решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы при исполнении судебных решений, принятых по правилам соответствующего процессуального закона, то такие дела не относятся к юрисдикции административных судов.

Сделано это было из следующих соображений. В порядке гражданского (хозяйственного) судопроизводства суд рассматривает жалобы на решения, деятельность государственной исполнительной службы только по выполнению судебных решений по делам гражданской (хозяйственной) юрисдикции. И хотя по предметной направленности такое обжалования публично-правовым спором, однако оно неразрывно эт ' связано с выполнением судебного решения. Поэтому законодатель решил, что более целесообразно, чтобы судебный контроль за исполнением судебных решений осуществлял суд, выдавший исполнительный документ. Во всех других случаях, когда обжалование решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы не отнесено к юрисдикции других судов, такое обжалование должно быть предметом юрисдикции административных судов. Речь идет прежде всего о решении, действия или бездействие государственной исполнительной службы в отношениях по выполнению судебных решений по административным делам, а также решений других органов и должностных лиц, которые могут выполняться принудительно.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что статьей 383 ГПКУ и статьей 1212 ХПКУ определено ограниченный круг лиц, имеющих право обжаловать решения, действия и бездействие органов государственной исполнительной службы по исполнению судебных решений в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства, а потому дела по обращению других лиц на решения, действия или бездеятельность органов государственной исполнительной службы при выполнении указанных судебных решений относятся к компетенции административных судов.

Кроме того, к административной юрисдикции относятся дела, в которых обжалуются и другие решения, действия или бездействие указанных органов, которые не пол ' связанные с выполнением исполнительных документов, но вытекают из реализации этими органами других полномочий. Но особенности, определенные статьей 181 КАСУ, на рассмотрение таких дел не распространяются.

36. Требования относительно обжалования действий субъектов ' объекта властных полномочий, совершенных при осуществлении властных управленческих функций и наносят ущерб чести, достоинству и деловой репутации лица, в том числе требования о обязательства ' Обязательства субъектов ' объекта властных полномочий опровергнуть противоправно распространенные им сведения, нанесло такой ущерб, или иным образом устранить нарушения, рассматриваются по правилам административного судопроизводства. Согласно части второй статьи 21 КАСУ одновременно могут быть решены требования о возмещении вреда.

Вместе дела о защите чести, достоинства и деловой репутации лица - субъектов ' объекта властных полномочий не могут рассматриваться по правилам административного судопроизводства, даже если посягательство на соответствующие права произошло в связи ' связи с осуществлением властных управленческих функций, поскольку речь идет о защите неотчуждаемых прав личности, которые принадлежат ей независимо от статуса лица как субъект ' объекта властных полномочий. Если лицо перестает быть суб ' объектом властных полномочий (ее, например, уволен с должности), то в гражданском судопроизводстве ее процессуальный статус не меняется. Если бы такие дела рассматривались по правилам административного судопроизводства, то происходило бы процессуальное правопреемство (Статья 55 КАСУ) и лицо, которому причинен вред, выбывала бы из процесса. Такие рассуждения дополнительно подтверждают непринадлежность дел о защите чести, достоинства и деловой репутации лица, является суб ' объектом властных полномочий, к предмету административной юрисдикции.

37. Иски относительно нотариальных действий или отказа в их совершении рассматриваются судами по правилам гражданского, а не административного судопроизводства (см. в связи ' связи пункт 8 раздела XI " Заключительные и переходные положение " ГПКУ). Раньше такие дела суды рассматривали в порядке особого производства по главой 39 ГПКУ 1963 года.

Теоретически вопрос о характере спора, эт ' связан с нотариальными действиями или отказом от их совершения, является сложным - будь то публично-правовой спор, или частноправовой. С одной стороны, роль нотариуса сведено к публичному (от имени государства) совершение действий, имеющих юридическое значение и направлены на реализацию лицами их прав, а также на предупреждение спора. Такая роль имеет публично-правовой характер, как и регистрация отдельных видов договоров органами местного самоуправления или органами исполнительной власти. Нотариус имеет властно-публичные полномочия в отношении лица, обратившегося к нему, поскольку он уполномочен в случаях, предусмотренных законом, отказать лицу в совершении нотариального действия. С другой стороны, об ' объектом нотариальных действий всегда частноправовые отношения (договорные, наследственные и т.д.), поэтому оспаривание нотариальных действий чаще всего имеет целью корректировки тех частноправовых отношений, являющихся или должны стать об ' объектом нотариальных действий. Суд должен быть компетентным дать оценку частноправовых отношениям, проверялись нотариусом. Исходя из того, что институт нотариата обслуживает прежде сферу частноправовых отношений, а также нецелесообразности разрывать судебное разбирательство нотариальных и частноправовых отношений, законодатель решил оставить решение таких споров в гражданской юрисдикции. Однако необходимо обратить внимание на то, что эти споры следует рассматривать не по правилам особого производства, а по общим правилам искового производства согласно новому ГПКУ 2004 года.

38. По правилам административного судопроизводства рассматриваются требования об отмене решений (актов), в том числе и тех, удостоверяющих определенное гражданское право лица или придают ей такое право. Ответчиком в этом деле является суб ' объект властных полномочий, издавшего акт, а лицо, которому согласно акту относится гражданское право, привлекается в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, если истцом является другое лицо, считает, что актом возбуждено ее право. Если суд установит, что субъекты ' объект властных полномочий не допустил нарушений при выдаче такого акта, то в удовлетворении иска принадлежит отказать. Но это не мешает лицу оспаривать право другого лица, удостоверенную (предоставлено) актом, в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства. В случае удовлетворения иска, поданного по правилам гражданского или хозяйственного судопроизводства, суб ' объект властных полномочий обязательства ' связан привести свои решения в соответствие с правоотношений, установленных судом (В частности отменить свой акт и выдать новый).

Следует памяти ' закладку, что споры, которые возникают из жилищных и земельных правоотношений, согласно части первой статьи 15 ГПКУ, рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел проводится по правилам другого судопроизводства. Если такие споры являются публично-правовыми и хотя бы одной из сторон в них субъектов ' объект властных полномочий, их следует рассматривать по правилам административного судопроизводства.

Следует заметить, что Верховный Суд Украины сначала начал ориентировать судебную практику в том русле, что по правилам административного судопроизводства не могут рассматриваться дела где есть спор о праве. Так, Верховный Суд закрыл производство по административному делу относительно обжалования решения суб ' объекта властных полномочий по вопросам выделения земельного участка, ссылаясь на наличие спора о право94. Со временем, после справедливой критики, Верховный Суд перестал использовать категорию " спор о праве " в своих решениях, но позицию не изменил.

же время, по нашему мнению, отказ в открытии производства по административному делу или закрытия такого производства, где предметом обжалования решения субъекта ' объекта властных полномочий, на том основании, что дело якобы не следует рассматривать по правилам административного судопроизводства, не соответствует КАСУ, поскольку пункт 1 части первой статьи 17 прямо относит такие дела к компетенции административных судов. По сути, это является отказом в праве на рассмотрение дела в том суде, к компетенции которого она отнесена законом. Такая позиция лишает лицо защищать свои гражданские права в административном суде, если эти права нарушены суб ' объектом властных полномочий в публично-правовых отношениях. Гражданское судопроизводство не приспособлены к рассмотрению дел против субъектов ' объектов властных полномочий. Там нет специальных критериев для оценки решений, действий или бездеятельности субъектов ' объекта властных полномочий, не действует принцип официальности, нет презумпции вины субъекта ' объекта властных полномочий и т.д., то есть отсутствуют те процессуальные гарантии защиты нарушенных прав, которые есть в административном судопроизводстве.

В деле о выделении земельного участка лицо, претендующее на часть этого участка, на наш взгляд, имеет возможность выбрать один из таких механизмов судебной защиты. Первый - подать административный иск в административный суд с требованием отменить решение местного совета о выделении земельного участка другому лицу. Ответчиком по этому делу будет местный совет, который принял решение, а лицо, которому выделен земельный участок обжаловано решением, предстоит привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, поскольку решение суда может повлиять на его права и интересы. Предметом судебного разбирательства будет правомерность деятельности совета при решении этого вопроса, в частности, взяла во внимание все обстоятельства, с ' выяснения которых требует закон, и тому подобное. Если административный суд установит, что субъекты ' объект властных полномочий не допустил нарушений при принятии такого решения, то в удовлетворении административного иска принадлежит отказать. В случае же отмены административным судом решение местный совет вынуждена будет пересмотреть вопрос о выделении земельного участка и избежать нарушения закона, установленные судом.

Нужно иметь в виду, что этот механизм защиты может быть неэффективным, когда орган не допустил нарушений, - ему была предоставлена Тогда человек может выбрать другой вариант: обратиться с гражданским иском о признании за ней права собственности на соответствующую часть земельного участка. Ответчиком по данному деле будет лицо, которому решением местного совета был выделен земельный участок. Предметом судебного разбирательства будет спор о праве собственности между двумя равными по правовым статусом лицами. Местную совет целесообразно привлечь третьим лицом на стороне ответчика, поскольку в случае удовлетворения гражданского иска, она должна будет привести свои решения в соответствие к правоотношениям, установленных судом (в частности отменить свое решение и принять новое).

Таким образом, в подобных случаях вид юрисдикции - административная или гражданская (хозяйственная) - определяют характер исковых требований и то, к кому они направлены. Следует обратить внимание на то, что требования к субъектам ' объекта властных полномочий об отмене решения субъектов ' объекта властных полномочий и требования к лицу о признании права собственности не могут быть о ' объединены в одном исковом заявлении. Если это произошло, в зависимости от того, подан иск по правилам административного или гражданского судопроизводства, суд должен отказать в открытии производства по требованиям, которые нельзя рассматривать в порядке соответствующего судопроизводства.

Последствия нарушения правил по административной юрисдикции

39. Если поступило заявление с требованиями, которые не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, это является основанием для отказа в открытии производства по такому административному делу (пункт 1 части первой статьи 109 КАСУ). А если производство по делу было открыто, после с ' выяснения, что она не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, производства должно быть закрыто (на основании пункта 1 части первой статьи 157 КАСУ) независимо от того, суд какой инстанции рассматривает дело - первой, апелляционной или кассационной.

Поэтому ответчик, возражая против иска, при наличии оснований может ссылаться на то, что производство открыто по делу, рассмотрение которого не относится к административной юрисдикции.

Зарубежный опыт

40. Положение об административных судах ФРГ (§ 40) распространяет их компетенцию на все конфликты публично-правового характера, кроме конституционно-правовых споров и споров, отнесенных федеральным законом к подсудности других судов. Согласно Закону о чиновниках (ФРГ) административные суды рассматривают дела, которые связаны ' связанные с чиновничьим правоотношениями (отношениями по поводу государственной службы).

41. К юрисдикции эстонских административных судов, кроме решения публично-правовых споров, также относится предоставление разрешений на совершение административных действий в предусмотренных законом случаях. Речь идет, например, о разрешениях на проведение исключительных оперативно-розыскных мероприятий, на безотлагательное психиатрическое лечение лица в принудительном порядке в. Эта категория дел подобная тем, которые отнесены к компетенции украинских административных судов в соответствии с пунктом 4 части первой комментируемой статьи.

42. В некоторых странах (Германия, Польша и др.) обязанность ' Обязательным условием обращения в административного суда факт отклонения жалобы административным органом, выдавшим обжалован акт, или административным органом высшего уровня. Наличие такого требования дает возможность самостоятельно урегулировать конфликт самим сторонам и таким образом существенно уменьшить наплыв исков (жалоб) в суд. В США предварительное административное обжалование не является обязанность ' заполнить только в случаях, когда администрация явно вышел за пределы своей компетенции, когда суда известно мнение администрации по аналогичным делам, а также тогда, когда потребность пройти все административные инстанции обусловит причинение лицу непоправимый шкоди95.

Рекомендуемая литература

Административная юстиция Украины: проблемы теории и практики. Настольная книга судьи/Под общей редакцией А. М. Пасенюка. - К.: Истина, 2007. - С. 175 - 180.

Основы административного судопроизводства и административного права/Учеб. пособие/Под общ. редакцией Куйбиды Р. А., Шишкина В. И. - М.: Старый мир, 2006. - С. 86 - 100.

Куйбида Р.О. Проблемы разграничения административной и конституционной юрисдикции //Актуальные проблемы государства и права. Сборник научных трудов. - М.: Юридическая литература, 2003. - Вып. 19. - 432 с.

Куйбида Р.О. Границы административной юрисдикции спорные вопросы//Юридический вестник Украины. - 2007. - N 25 (624).

Куйбида Р.О. И снова о компетенции административных судов//Юридический вестник Украины. - 2007. - N 26 (625).

Перепелюк В.Г. Административное судопроизводство: проблемы практики. - М.: Конус-Ю, 2007. - С. 25 - 53.