Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 45. Выполнение Государственного бюджета Украины по доходам

1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики, осуществляет прогнозирование и анализ доходов бюджета, а также согласование решений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, о рассрочке или отсрочке денежных обязательства ' язань налогоплательщиков или налогового долга на срок, выходящий за пределы одного бюджетного периода, относительно общегосударственных налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежам).

2. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживание бюджетных средств, ведет бухгалтерский учет всех поступлений Государственного бюджета Украины и по представлению органов, контролирующих взимание поступлений бюджета, осуществляет возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет.

3. Органы, которые контролируют взимание поступлений бюджета, обеспечивают своевременное и в полном объеме поступление в государственный бюджет налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежей) и других доходов в соответствии с законодательством. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы городских (городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) советов координируют деятельность соответствующих органов взыскания по выполнению определенных для территорий показателей доходов бюджета.

4. Налоги и сборы (Ctrl ' обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета (за исключением учреждений Украины, которые функционируют за рубежом).

Порядок зачисления в государственный бюджет средств, получаемых учреждениями Украины, функционирующими за рубежом, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

5. Налоги и сборы (Ctrl ' обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета признаются зачисленными в государственного бюджета со дня зачисления на единый казначейский счет.

6. Запрещается проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях, за исключением операций, эт ' связанных с государственным долгом, и случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины.

7. Перечень налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежей) и других доходов бюджета согласно бюджетной классификации в разрезе органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета, а также общие требования по учету доходов бюджета определяются Кабинетом Министров Украина.

8. В случае изменения местонахождения субъектов ' ведения хозяйства - налогоплательщиков уплата определенных законодательством налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежам) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода.

Комментарий :

1. На Министерство финансов Украины возложена обязанность ' Связь по осуществлению общей организации и управления исполнением Государственного бюджета Украины, координации деятельности участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета.

Министерство финансов Украины участвует в разработке прогнозных показателей и программ экономического и социального развития государства; прогнозирует и анализирует на текущий период и на перспективу поступления в бюджета, готовит предложения по эффективному распределению финансовых ресурсов для обеспечения государственных расходов координирует в пределах своих полномочий деятельность центральных органов исполнительной власти, эт ' связанную с обеспечением своевременного и полного поступления налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежей) в государственный и местные бюджеты Министерство финансов Украины, действует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2006 года N 1837.

Кроме того, в части 1 комментируемой статьи указывается, что Министерство финансов Украина согласовывает решение центрального налогового органа о рассрочке или отсрочке налоговых обязательств ' язань на срок, выходящий за пределы одного бюджетного периода, относительно общегосударственных налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежам).

Эта норма детализируется в Законе Украины " О порядке погашения ' язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами " от 21 декабря 2000 N 2181-III, которым урегулирован порядок предоставления отсрочки по уплате налогов органами государственной налоговой службы. Так, в подпункте 14.3.3 пункта 14.3 статьи 14 указанного Закона отмечается, что решение о рассрочке или отсрочке налоговых обязательств ' язань в пределах одного бюджетного года принимается относительно общегосударственных налогов, сборов (обязанность ' обязательным платежей) - руководителем налогового органа и должно быть утверждено руководителем налогового органа (его заместителем) высшего уровня; по местным налогов и сборов - руководителем налогового органа (его заместителем) и должно быть утверждено финансовым органом местного органа исполнительной власти, в бюджет которого зачисляются такие местные налоги или сборы.

Отсрочка предусматривает перенос срока уплаты основной суммы налога, другого обязанности ' обязательного платежа на более поздний срок. Отсрочка предоставляется плательщику на платной основе, на условиях налогового кредита. На отсроченную сумму налога начисляются проценты, размер которых определяется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей в день предоставления отсрочки или на день ее погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше.

2. На органы Государственного казначейства возложена задача обеспечения казначейского обслуживания государственного и местных бюджетов на основе ведения единого казначейского счета, предусматривающий расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, контроль за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательства ' язань и проведении платежей по этим обязательства ' язаннями; в пределах своих полномочий контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства.

Государственное казначейство Украины ведет бухгалтерский учет операций по выполнению государственного и местных бюджетов, составляет отчетность о выполнении государственного, местных и сводного бюджетов и подает отчетность органам законодательной и исполнительной власти в объеме и в сроки, определенные бюджетным законодательством.

На органы Государственного казначейства Украины возложена обязанность ' Связь по возврату средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, по представлению органов взыскания, которым в соответствии с законодательством предоставлено право взыскания в бюджеты налогов, сборов (Ctrl ' обязательным платежей) и других поступлений.

Возврату подлежат: ошибочно уплаченные налоги, сборы; переплата, возникшая в результате отмены или изменения судом решения контролирующего органа о перечислении или зачисления суммы налогового обязательства ' Обязательства, если такая сумма была уплачена (взыскана) переплата, возникла вследствие уплаты налогоплательщиком денежных средств сверх сумм налоговых обязательств ' язань такого налогоплательщика, по которым наступил предельный срок уплаты.

3. На органы, которые контролируют взимание поступлений бюджета (органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять контроль за правильностью и своевременностью взимания налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежей), других поступлений бюджета, - П. 39 ч. 1 ст. 2 БК), возложена обязанность ' Связь по обеспечению своевременного и в полном объеме поступление в государственный бюджет налогов и сборов (Ctrl ' обязательным платежам) и других доходов в соответствии с законодательством. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы городских (городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) советов должны координировать деятельность соответствующих органов взыскания (органов Государственной налоговой службы, Государственной таможенной службы и др.) по выполнению определенных для территорий показателей доходов бюджета.

Налоги и сборы (обязанность ' обязательные платежи) уплачиваются плательщиками самостоятельно в порядке и сроки, определенные в налоговом законодательстве. Взыскание налогов осуществляется в случае невыполнение добровольно плательщиком его налогового обязанности ' связи. Взыскание налогов, сборов, других обязанности ' обязательным платежей - это принудительная мера, который применяется к недобросовестному плательщику органами взыскания.

4. Налоги и сборы (Ctrl ' обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет Государственного бюджета Украины. Запрещается аккумулировать эти платежи на счетах контролирующих органов (органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета), за исключением учреждений Украины, которые функционируют за рубежом (порядок зачисления в бюджет их средств определяется отдельно Кабинетом Министров Украины).

Единый казначейский счет - это счет, открытый Государственному казначейству Украины в Национальном банке Украины для учета средств и осуществления расчетов в Системе электронных платежей Национального банка Украины. Ведение единого казначейского счета осуществляется в соответствии с Положением о едином казначейском счете, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 26 июня 2002 N 122 (зарегистрирован: Министерством юстиции Украины от 18 июля 2002 N 594/6882).

Единый казначейский счет об ' объединяет средства субсчетов, открытых в Государственном казначействе Украины (центральный уровень), управлением Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

В балансе Государственного казначейства Украины открыт соответствующий единый казначейский счет Управлением Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее - территориальные управления Государственного казначейства) счета в Национальном банке не открыты.

Функционирование единого казначейского счета обеспечивает: возможность быстрой мобилизации средств, которые в течение дня поступают на счета, открытые в органах Государственного казначейства Украины, и использование их для проведения бюджетных расходов и осуществления других операций, не противоречащих законодательству Украина, предоставление информации органам законодательной и исполнительной власти по осуществленным на едином казначейском счете операциями; оптимальные возможности для принятия представителями законодательной и исполнительной власти оперативных решений по обеспечению эффективного использования средств бюджетов.

5. Налоги и сборы (Ctrl ' обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета признаются зачисленными в государственный бюджет со дня зачисления средств на единый казначейский счет государственного бюджета Украины. В действующем законодательстве проведено различие между понятиями " уплата налога " и " зачисления налога ". Уплата налога плательщиком осуществляется путем подачи в учреждение банка платежного поручения. То есть налогоплательщик вступает в соответствующие налоговые правоотношения. Отношения по зачислению платежей на единый казначейский счет является бюджетным правоотношениям и осуществляются они без непосредственного участия налогоплательщика и (обязанность ' обязательным платежам).