З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Конституционном Суде Украины (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1996, № 49, ст.272) {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда № 2-зп от 23.06.97 } span > {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда № 15-рп/2000 от 14.12.2000 } {С изменениями, внесенными согласно Законам № 73-V от 03.08.2006 , ВВР, 2006, № 42, ст.383 № 79-V от 04.08.2006 , ВВР, 2006, № 41, ст.355} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда № 13-рп/2008 от 26.06.2008 } {С изменениями, внесенными согласно Закону № 1168-VI от 19.03.2009 , ВВР, 2009, № 31, ст.461 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07.2009 } {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07.2009 } {С изменениями, внесенными согласно Законам № 2453-VI от 07.07.2010 , ВВР, 2010, № 41-42, № 43, № 44-45, ст.529 № 2592-VI от 07.10.2010 , ВВР, 2011, № 10, ст.63 № 4711-VI от 17.05.2012 } Раздел I Основы конституционного судоустройства ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Статус Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины - единственный орган конституционной юрисдикции в Украине. Конституционный Суд Украины является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием. Статья 2. Задача Конституционного Суда Украины Задачей Конституционного Суда Украины является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины. Статья 3. Нормативное регулирование деятельности Конституционного Суда Украины Организация, полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда Украины определяются Конституцией Украины и настоящим Законом. Конституционный Суд Украины принимает акты, регламентирующие организацию его внутренней работы в соответствии с настоящим Законом. Статья 4. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Украины Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полного и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений. Статья 5. Состав Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины состоит из восемнадцати судей Конституционного Суда Украины. Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины. {Статья 6 исключена на основании Закона № 2592-VI от 07.10.2010 } Статья 7. Порядок назначения судей Конституционного Суда Украины Верховной Радой Украины Верховная Рада Украины назначает судей Конституционного Суда Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Украины вносит Председатель Верховной Рады Украины, а также может вносить не менее 1/4 народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, при этом депутат имеет право поставить подпись под предложением о выдвижении только одной кандидатуры и эти подписи депутатов не отзываются. Соответствующий Комитет Верховной Рады Украины представляет Верховной Раде свои заключения по каждой кандидатуре на должность судьи Конституционного Суда Украины, внесенной в установленном порядке. Назначенными на должности судей Конституционного Суда Украины считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов депутатов, но более половины голосов депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины. Если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов и после их назначение было бы превышен необходимое для назначения число судей, относительно этих кандидатов проводится повторное голосование. В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, который предназначался Верховной Радой Украины, Верховная Рада Украины назначает другое лицо на эту должность. {Часть четвертая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2592-VI от 07.10. 2010 } По результатам голосования Председателем Верховной Рады Украины подписываются постановления Верховной Рады Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины. Статья 8. Порядок назначения судей Конституционного Суда Украины съездом судей Украины Съезд судей Украины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда определяет кандидатуры на должности судей Конституционного Суда Украины для включения в бюллетени для тайного голосования. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Украины считается кандидат, который в результате тайного голосования получил большинство голосов от числа избранных делегатов съезда судей Украины. Если голосование проводится по кандидатурам, число которых превышает квоту для назначения на должности судей Конституционного Суда Украины, предназначенными считаются кандидаты, которые в условиях, определенных в части второй настоящей статьи, набрали больше голосов, чем другие кандидаты на эти должности. В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, который предназначался съездом судей Украины, съезд судей Украины в трехмесячный срок назначает другое лицо на эту должность. По результатам голосования председательствующим и секретарем съезда подписываются решения съезда судей Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины. Статья 9. Срок полномочий судей Конституционного Суда Украины Судья Конституционного Суда Украины назначается сроком на девять лет без права быть назначенным повторно. Статья 10. Форма одежды и нагрудный знак судьи Конституционного Суда Украины Судья Конституционного Суда Украины при отправлении своих обязанностей на пленарном заседании, на заседании Конституционного Суда Украины и в Коллегии судей Конституционного Суда Украины должен быть одет в мантию. Судья Конституционного Суда Украины имеет нагрудный знак, описание и форма которого утверждаются Верховной Радой Украины. Статья 11. Атрибуты Конституционного Суда Украины Неотъемлемыми атрибутами Зал заседаний Конституционного Суда Украины является Государственный Герб Украины и Государственный Флаг Украины. Статья 12. Местоположение Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины находится в Киеве. ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ Статья 13. Полномочия Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения по делам о: 1) конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым 2) соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность 3) соблюдение конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента в пределах, определенных статьями 111 и 151 Конституции Украины 4) официального толкования Конституции и законов Украины 5) соответствия проекта закона о внесении изменений в Конституцию Украины требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины {Статья 13 дополнена пунктом 5 согласно Закону № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07 .2009 } 6) нарушения Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституции Украины или законов Украина. {Статья 13 дополнена пунктом 6 согласно Закону № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07 .2009 } Статья 14. Пределы полномочий Конституционного Суда Украины К полномочиям Конституционного Суда Украины не относятся вопросы относительно законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а также другие вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции. Статья 15. Основания для признания правовых актов неконституционными Основаниями для принятия Конституционным Судом Украины решения о неконституционности правовых актов полностью или в их отдельных частях являются: несоответствие Конституции Украины нарушение установленной Конституцией Украины процедуры их рассмотрения, принятия или вступления в силу превышение конституционных полномочий при их принятии. ГЛАВА 3. СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ Статья 16. Требования к судье Конституционного Суда Украины Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг сорока лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее десяти лет, владеющий государственным языком и проживающий в Украине в течение последних двадцати лет. Судьи Конституционного Суда Украины не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, иметь представительский мандат, принимать участие в любой политической деятельности, занимать другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой. Отношении лиц, претендующих на занятие должности судьи Конституционного Суда Украины, с их письменного согласия проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции ". {Статья 16 дополнена частью третьей согласно Закону № 4711-VI от 17.05.2012 } Лица, претендующие на занятие должности судьи Конституционного Суда Украины, до назначения на соответствующую должность подают в орган, осуществляющий назначение, декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера по форме и в порядке, установленных Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции". {Статья 16 дополнена частью четвертой по закону № 4711-VI от 17.05.2012 } Судьи Конституционного Суда Украины обязаны подавать ежегодно до 1 апреля по месту работы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательства " Обязательства финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, установленных Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции". {Статья 16 дополнена частью пятой по закону № 4711-VI от 17.05.2012 } Сведения, указанные в этой декларации, подлежат обнародованию в течение 30 дней со дня их представления путем опубликования в "Вестнике Конституционного Суда Украины. {Статья 16 дополнена частью шестой по закону № 4711-VI от 17.05.2012 } Статья 17. Вступление в должность судьи Конституционного Суда Украины Судья Конституционного Суда Украины вступает на должность со дня принесения им присяги судьи Конституционного Суда Украины. Судья Конституционного Суда Украины при вступлении в должность приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять высокие обязанности судьи Конституционного Суда Украины, обеспечивать верховенство Конституции Украины, защищать конституционный строй государства, конституционные права и свободы человека и гражданина". Судья Конституционного Суда Украины приносит присягу на заседании Верховной Рады Украины, которое проводится при участии Президента Украины, а также премьер-министра Украины, Председателя Верховного Суда Украины или лиц, выполняющих их полномочия. {Часть третья статьи 17 в редакции Закона № 73-V от 03.08.2006 a > } Статья 18. Статус судьи Конституционного Суда Украины Статус судьи Конституционного Суда Украины определяется Конституцией Украины , настоящим Законом и законами Украины о статусе судей. Полномочия судьи Конституционного Суда Украины и его конституционные права и свободы не могут быть ограничены при введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях. Статья 19. Полномочия судьи Конституционного Суда Украины Судья Конституционного Суда Украины осуществляет предварительную подготовку вопросов для рассмотрения Коллегией судей Конституционного Суда Украины, Конституционным Судом Украины, участвует в рассмотрении дел. Судья Конституционного Суда Украины имеет право потребовать от Верховной Рады Украины, Президента Украины, Премьер-министра Украины, Генерального прокурора Украины, судей, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий и других объединений граждан, отдельных граждан необходимые документы, материалы и другую информацию по вопросам, которые готовятся к рассмотрению Коллегией судей Конституционного Суда Украины, Конституционным Судом Украины. Уклонение от дачи объяснений или отказ от предоставления документов, материалов, информации судьи Конституционного Суда Украины влечет ответственность виновных лиц в соответствии с законом. Судья Конституционного Суда Украины имеет право публично высказывать свое мнение по вопросам, касающимся производства в Конституционном Суде Украины только относительно тех дел, в которых Конституционным Судом Украины принято решение или дано заключение. Статья 20. Выборы Председателя Конституционного Суда Украины Председатель Конституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины из состава судей Конституционного Суда Украины только на один трехлетний срок тайным голосованием путем подачи бюллетеней с любым числом кандидатур, предложенных судьями Конституционного Суда Украины. В бюллетене может быть оставлено не более одной кандидатуры. Председателем Конституционного Суда Украины считается избран кандидат, за которого проголосовало более половины конституционного состава судей Конституционного Суда Украины. В случае если предложено более двух кандидатов на должность Председателя Конституционного Суда Украины и одного из кандидатов не был избран, проводится повторное голосование по двум кандидатам, которые получили большинство голосов. В случае если предложено не более двух кандидатов на должность Председателя Конституционного Суда Украины и одного из кандидатов не был избран или Председателя Конституционного Суда Украины не был избран при повторном голосовании, проводятся новые выборы на должность Председателя Конституционного Суда Украины. {Часть четвертая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2453-VI от 07.07. 2010 - относительно вступления в силу изменения см.. п.1 раздела XII "Заключительные положения" Закона № 2453-VI от 07.07.2010} Конституционный Суд Украины избирает из числа судей Конституционного Суда Украины комиссию для организации и проведения выборов Председателя Конституционного Суда Украины. Статья 21. Полномочия Председателя Конституционного Суда Украины Председатель Конституционного Суда Украины возглавляет Конституционный Суд Украины и организует его деятельность. К полномочиям Председателя Конституционного Суда Украины относится: организация работы коллегий судей Конституционного Суда Украины, комиссий и Секретариата Конституционного Суда Украины созыва и проведения заседаний, пленарных заседаний Конституционного Суда Украины распоряжения бюджетными средствами на содержание и обеспечение деятельности Конституционного Суда Украины в соответствии со сметой, утвержденной Конституционным Судом Украины осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом и актами Конституционного Суда Украины, регламентирующие организацию его внутренней работы. Статья 22. Заместители Председателя Конституционного Суда Украины Председатель Конституционного Суда Украины имеет двух заместителей Председателя Конституционного Суда Украины. Заместители Председателя Конституционного Суда Украины выполняют по поручению Председателя Конституционного Суда Украины отдельные его полномочия. В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда Украины или невозможности осуществления им своих полномочий его обязанности исполняет заместитель, который является старшим по возрасту. В случае отсутствия обоих заместителей обязанности Председателя Конституционного Суда Украины выполняет старший по возрасту судья Конституционного Суда Украины. Заместители Председателя Конституционного Суда Украины избираются по предложению Председателя Конституционного Суда Украины только на один трехлетний срок тайным голосованием путем подачи бюллетеней в порядке, определенном статьей 20 настоящего Закона. P > Статья 23. Освобождение от должности судьи Конституционного Суда Украины Судья Конституционного Суда Украины освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае: 1) истечения срока назначения 2) достижения судьей шестидесятипятилетнего возраста 3) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья 4) нарушения судьей требований относительно несовместимости 5) нарушения судьей присяги 6) вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него 7) прекращения его гражданства 8) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим; 9) подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию. Полномочия судьи прекращаются в случае его смерти. {Статья 23 в редакции Закона № 2592-VI от 07.10.2010} Статья 24. Досрочное освобождение от должности Председателя Конституционного Суда Украины, заместителя Председателя Конституционного Суда Украины по их заявлениям Председатель Конституционного Суда Украины, заместитель Председателя Конституционного Суда Украины освобождаются от должности по их заявлениям Конституционным Судом Украины. Решение о досрочном освобождении считается принятым, если за него проголосовало более половины конституционного состава судей Конституционного Суда Украины. Освобождение от должности Председателя Конституционного Суда Украины, заместителя Председателя Конституционного Суда Украины не лишает их полномочий судьи Конституционного Суда Украины. Статья 25. Научные консультанты и помощники судей Конституционного Суда Украины Судья Конституционного Суда Украины имеет научного консультанта и помощника. Научный консультант и помощник выполняют поручения судьи Конституционного Суда Украины по делам конституционного производства. Научный консультант и помощник судьи Конституционного Суда Украины являются государственными служащими. Статья 26. внесудебной деятельности судей Конституционного Суда Украины Судьи Конституционного Суда Украины имеют право принимать участие в конференциях, симпозиумах, быть в составе делегаций Конституционного Суда Украины. Решение о служебных командировках судей Конституционного Суда Украины принимает Председатель Конституционного Суда Украины, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя Конституционного Суда Украины. ГЛАВА 4. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ Статья 27. Независимость судей Конституционного Суда Украины Судьи Конституционного Суда Украины при осуществлении своих полномочий являются независимыми и подчиняются только Конституции Украины и руководствуются настоящим Законом, другими законами Украины, кроме законов или их отдельных положений, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины. Статья 28. Неприкосновенность личности судьи Конституционного Суда Украины Лицо судьи Конституционного Суда Украины является неприкосновенной. Судья Конституционного Суда Украины не может быть задержан или арестован без согласия Верховной Рады Украины до вынесения обвинительного приговора судом. Судьи Конституционного Суда Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Конституционном Суде Украины и в его коллегиях, за исключением ответственности за оскорбление или клевету при рассмотрении дел, принятии решений и дачи заключений Конституционным Судом Украины. Статья 29. Социальное и бытовое обеспечение судей Конституционного Суда Украины Судьи Конституционного Суда Украины получают заработную плату и пользуются другими видами материального обеспечения, установленным законами Украины о статусе судей. В случае если полномочия судьи Конституционного Суда Украины были прекращены согласно пунктов 1 и 3 части первой статьи 23 настоящего Закона, за ним сохраняется до выхода на пенсию по возрасту восемьдесят процентов денежного содержания и другие виды материального обеспечения, которыми пользуется судья Конституционного Суда Украины. ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ Статья 30. Организация деятельности Конституционного Суда Украины Вопросы производства по делам и деятельности Конституционного Суда Украины, его Секретариата, порядок делопроизводства, правила внутреннего распорядка Конституционного Суда Украины определяются Конституцией Украины , настоящим Законом и актами Конституционного Суда Украины, устанавливающие порядок организации внутренней работы Конституционного Суда Украины. Статья 31. Финансирование Конституционного Суда Украины Финансирование Конституционного Суда Украины предусматривается в Государственном бюджете Украины отдельной строкой. Предложения относительно объема финансирования Конституционного Суда Украины и проект соответствующей сметы представляются Председателем Конституционного Суда Украины к Кабинету Министров Украины и Верховной Рады Украины при составлении проекта Государственного бюджета Украины на каждый последующий год. Статья 32. Секретариат Конституционного Суда Украины Организационное, научно-экспертное, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда Украины осуществляет Секретариат Конституционного Суда Украины во главе с руководителем Секретариата Конституционного Суда Украины. Положение о Секретариате Конституционного Суда Украины, его структура и штаты утверждаются Конституционным Судом Украины. Руководитель Секретариата Конституционного Суда Украины назначается Конституционным Судом Украины по представлению Председателя Конституционного Суда Украины из числа граждан, имеющих право на занятие должности профессионального судьи. Руководитель Секретариата Конституционного Суда Украины не может принадлежать к политическим партиям, иметь представительский мандат, принимать участие в любой политической деятельности, занимать другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой. Руководитель и другие должностные лица Секретариата Конституционного Суда Украины являются государственными служащими. Статья 33. Постоянные комиссии Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины на своем заседании образует из числа судей Конституционного Суда Украины постоянные комиссии Конституционного Суда Украины, является его вспомогательными рабочими органами по вопросам организации его внутренней деятельности. Положение о постоянных комиссиях Конституционного Суда Украины утверждается Конституционным Судом Украины на пленарном заседании. Председатели постоянных комиссий назначаются Председателем Конституционного Суда Украины на срок своих полномочий. Статья 34. Временные комиссии Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины может образовывать на своих пленарных заседаниях временные комиссии для дополнительного исследования вопросов, связанных с конституционным производством по делу, с участием специалистов в соответствующих областях права. Статья 35. Архив Конституционного Суда Украины Материалы деятельности Конституционного Суда Украины хранятся в Архиве Конституционного Суда Украины. Материалы дел, по которым Конституционным Судом Украины принято решение или дано заключение, хранятся в Архиве Конституционного Суда Украины сто лет. Оригиналы решений и заключений Конституционного Суда Украины хранятся в Архиве Конституционного Суда Украины бессрочно. Другие материалы о деятельности Конституционного Суда Украины хранятся в Архиве Конституционного Суда Украины на общих основаниях, определенных законодательством Украины. Положение о Архив Конституционного Суда Украины утверждается Конституционным Судом Украины. Статья 36. Библиотека Конституционного Суда Украины Для обеспечения Конституционного Суда Украины нормативно-правовыми актами, научной и другой специальной литературой образуется Библиотека Конституционного Суда Украины. Положение о Библиотеке Конституционного Суда Украины утверждается Конституционным Судом Украины. Статья 37. Печатный орган Конституционного Суда Украины Печатным органом Конституционного Суда Украины является "Вестник Конституционного Суда Украины". Раздел II конституционного производства ГЛАВА 6. ОБРАЩЕНИЕ К КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ Статья 38. Формы обращения в Конституционный Суд Украины Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются конституционное представление и конституционное обращение. Статья 39. Конституционное представление Конституционное представление - это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о признании правового акта (его отдельных положений) неконституционным, об определении соответствия проекта закона о внесении изменений в Конституцию Украины требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины , конституционности международного договора или о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины. Конституционным представлением является также обращение Верховной Рады Украины о даче заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента, нарушения Верховным Советом Автономной Республики Крым Конституции Украины или законов Украины. {Часть первая статьи 39 в редакции Закона № 1168-VI от 19.03.2009 a > - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07. 2009 } В конституционном представлении указываются: 1) полное наименование органа, должностного лица, которые направляют конституционное представление по праву, предоставленному Конституцией Украины и настоящим Законом 2) сведения о представителе по закону или уполномоченного по доверенности 3) полное наименование, номер, дата принятия, источник опубликования (в случае публикации) правового акта, конституционность которого (отдельных его положений) оспаривается или требующий официального толкования 4) правовое обоснование утверждений о неконституционности правового акта (его отдельных положений) или необходимости в официальном толковании 5) данные о других документов и материалов, на которые ссылаются субъекты права на конституционное представление (копии этих документов и материалов прилагаются) 6) перечень документов и материалов, которые прилагаются. Конституционное представление, документы и другие материалы к нему подаются в трех экземплярах. Статья 40. Субъекты права на конституционное представление по вопросам принятия решений Конституционным Судом Украины Субъектами права на конституционное представление по вопросам принятия решений Конституционным Судом Украины в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона, Президент Украины, не менее сорок Припять народных депутатов Украины (подпись депутата не отзывается), Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Совет Автономной Республики Крым. Статья 41. Субъекты права на конституционное представление по вопросам дачи заключений Конституционным Судом Украины Субъектами права на конституционное представление по вопросам дачи заключений Конституционным Судом Украины в случаях, предусмотренных пунктами 2-6 статьи 13 этого Закона, являются: по пунктам 2, 6 - Президент Украины по пунктам 3, 5, 6 - Верховная Рада Украины по пункту 2 - Кабинет Министров Украины по пункту 4 - Президент Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины (подпись депутата не отзывается), Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Суд Украины, Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым , органы местного самоуправления. {Текст статьи 41 в редакции Закона № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07.2009 } Статья 42. Конституционное обращение Конституционное обращение - это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица. В конституционном обращении указываются: 1) фамилия, имя, отчество гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства, адрес, по которому лицо проживает, или полное название и местонахождение юридического лица 2) сведения о представителе лица по закону или уполномоченного по доверенности 3) статьи (отдельные положения) Конституции Украины или Закона Украины, толкование которых должно быть дано Конституционным Судом Украины 4) обоснование необходимости в официальном толковании положений Конституции Украины или законов Украины 5) данные о других документов и материалов, на которые ссылаются субъекты права на конституционное обращение (копии этих документов и материалов прилагаются) 6) перечень документов и материалов, которые прилагаются. Конституционное обращение, документы и другие материалы к нему подаются в трех экземплярах. Статья 43. Субъекты права на конституционное обращение по вопросам официального толкования Конституции Украины и законов Украины {Название статьи 43 в редакции Закона № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07.2009 } Субъектами права на конституционное обращение по вопросам дачи заключений Конституционным Судом Украины в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 13 настоящего Закона, граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица. Статья 44. Отзыв конституционного представления, конституционного обращения Конституционное представление или конституционное обращение может быть отозвано по письменному заявлению субъекта, его направил в Конституционный Суд Украины, в любое время до дня рассмотрения на пленарном заседании Конституционного Суда Украины. Процессуальная постановление о прекращении производства по делу по конституционному представлению, конституционному обращению, который отзывается, принимается на заседании Конституционного Суда Украины. Производство по делу не может быть прекращено вследствие отмены акта, являющегося предметом рассмотрения, органом, который его выдал, в случае если на рассмотрении указанного дела настаивает один из субъектов права на конституционное представление. {Статья 44 дополнена частью третьей согласно Закону № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07 .2009 } В делах по конституционному представлению Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины актов Кабинета Министров Украины отзыв конституционного представления не допускается. {Статья 44 дополнена частью четвертой по закону № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07 .2009 } Статья 45. Основания для отказа в открытии конституционного производства Основаниями для отказа в открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины: 1) отсутствие установленного Конституцией Украины, настоящим Законом права на конституционное представление, конституционное обращение 2) несоответствие конституционного представления, конституционного обращения требованиям, предусмотренным Конституцией Украины, этим Законом 3) наличие решения Конституционного Суда Украины относительно конституционности аналогичного по содержанию и юридической силе акта, постановления об отказе в открытии производства или определения о прекращении производства по такого акта {Часть первая статьи 45 дополнена пунктом по закону № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07.2009 } 4) неподведомственности Конституционному Суду Украины вопросов, поднятых в конституционном представлении, конституционном обращении. Конституционный Суд Украины принимает решение об отказе в открытии производства по конституционному представлению Президента Украины по делу о соответствии Конституции Украины акта Кабинета Министров Украины в случае, если вопрос относительно соответствия Конституции Украины такого акта Кабинета Министров Украины было предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины, по результатам которого Конституционный Суд Украины принял постановления об отказе в открытии производства, о прекращении конституционного производства или о признании акта Кабинета Министров Украины соответствующим Конституции Украины. {Статья 45 дополнена частью второй согласно Закону № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07 .2009 } В случае если на день обращения с конституционным представлением Президента Украины относительно конституционности акта Кабинета Министров Украины на рассмотрении Конституционного Суда Украины находится дело о соответствии такого акта Кабинета Министров Украины Конституции Украины , Конституционный Суд Украины объединяет производства по делам конституционными представлениями. {Статья 45 дополнена частью третьей согласно Закону № 1168-VI от 19.03.2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07 .2009 } ГЛАВА 7. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ В Конституционном суде УКРАИНА Статья 46. Порядок конституционного производства по делу Открытие производства по делу в Конституционном Суде Украины по конституционному представлению или конституционному обращению принимается Коллегией судей Конституционного Суда Украины или Конституционным Судом Украины на его заседании. Постановление об открытии конституционного производства или об отказе в открытии конституционного производства принимается не позднее одного месяца со дня поступления конституционного представления или конституционного обращения в Конституционный Суд Украины. {Статья 46 дополнена частью по закону № 1168-VI от 19.03.2009 a > - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп/2009 от 07.07. 2009 } Дело, по которому открыто конституционное производство, рассматривается Конституционным Судом Украины на пленарном заседании в порядке и в срок, установленные настоящим Законом. Дата рассмотрения дела Конституционным Судом Украины определяется Председателем Конституционного Суда Украины. Статья 47. Коллегии судей Конституционного Суда Украины В составе Конституционного Суда Украины образуются коллегии судей для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам по конституционным представлениям и коллегии судей для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам по конституционным обращениям. Решение о создании коллегий судей Конституционного Суда Украины, утверждении состава и назначения секретарей коллегий судей принимается на заседании Конституционного Суда Украины в течение первого месяца каждого календарного года. Секретарь Коллегии судей назначается из числа судей, входящих в состав Коллегии, и возглавляет ее. Статья 48. Полномочия коллегий судей Конституционного Суда Украины по делам по конституционным представлениям Коллегия судей Конституционного Суда Украины по делам по конституционным представлениям большинством голосов судей, входящих в ее состав, принимает процессуальное решение об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины или об отказе в таком производстве. В случае принятия Коллегией судей Конституционного Суда Украины процессуальной определения об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины это дело вносится Председателем Конституционного Суда Украины на рассмотрение пленарного заседания Конституционного Суда Украины. В случае принятия Коллегией судей процессуального определения об отказе в открытии производства по делу секретарь Коллегии судей направляет материалы Председателю Конституционного Суда Украины для рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда Украины. Статья 49. Полномочия коллегий судей Конституционного Суда Украины по делам по конституционным обращениям Коллегия судей Конституционного Суда Украины по делам по конституционным обращениям принимает процессуальное решение об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины или об отказе в таком производстве в порядке, установленном статьей 48 настоящего Закона. Статья 50. Заседание Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины на своих заседаниях рассматривает вопрос об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины в случае принятия Коллегией судей Конституционного Суда Украины процессуальной постановления об отказе в открытии такого производства. В случае принятия на заседании Конституционного Суда Украины процессуальной определения об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины это дело вносится Председателем Конституционного Суда Украины на рассмотрение пленарного заседания Конституционного Суда Украины. Принята Конституционным Судом Украины на его заседании процессуальная определение об отказе в открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины является окончательным. На заседаниях Конституционного Суда Украины рассматриваются все вопросы, требующие решения Конституционным Судом Украины, кроме решаются на его пленарных заседаниях, согласно этому Закону. Заседание Конституционного Суда Украины является полномочным, если на нем присутствуют не менее одиннадцати судей Конституционного Суда Украины. Решение Конституционного Суда Украины на заседаниях принимается, если за это решение проголосовало более половины судей Конституционного Суда Украины, которые принимали участие в заседании. Статья 51. Пленарные заседания Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины на своих пленарных заседаниях рассматривает дела, производство по которым открыто по конституционным представлениям и конституционным обращениям, а также другие вопросы, отнесенные к рассмотрению Конституционным Судом Украины на его пленарных заседаниях настоящим Законом. На пленарных заседаниях Конституционным Судом Украины принимаются решения по делам, предусмотренным пунктом 1 статьи 13, и даются заключения по делам, предусмотренных пунктами 2-6 статьи 13 настоящего Закона. {Часть вторая статьи 51 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1168-VI от 19.03. 2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп / 2009 от 07.07.2009 } Пленарное заседание Конституционного Суда Украины является полномочным, если на нем присутствуют не менее двенадцати судей Конституционного Суда Украины. Решение Конституционного Суда Украины принимаются и его заключения даются на пленарном заседании, если за них проголосовало не менее десяти судей Конституционного Суда Украины. Статья 52. Порядок проведения пленарных заседаний, заседаний Конституционного Суда Украины Порядок проведения пленарных заседаний, заседаний Конституционного Суда Украины устанавливается настоящим Законом и актами Конституционного Суда Украины, регламентирующие организацию его внутренней работы. На пленарных заседаниях и на заседаниях Конституционного Суда Украины председательствует Председатель Конституционного Суда Украины. Статья 53. Ответственность за нарушение порядка проведения пленарного заседания Конституционного Суда Украины Председательствующий на пленарном заседании Конституционного Суда Украины обеспечивает соблюдение порядка его проведения. Участники конституционного производства и присутствующие в Зале заседаний Конституционного Суда Украины предупреждаются о необходимости соблюдения установленного порядка. В случае выявления неуважения к Конституционному Суду Украины или препятствование проведению его пленарного заседания нарушитель привлекается к установленной законом ответственности. Постановление о привлечении к ответственности принимается Конституционным Судом Украины по предложению председательствующего в Зале заседаний Конституционного Суда Украины. Нарушитель випроваджуеться с Зал заседаний Конституционного Суда Украины. Статья 54. Обеспечение полноты рассмотрения дела Конституционным Судом Украины Коллегия судей Конституционного Суда Украины при подготовке дела, Конституционный Суд Украины в процессе производства по делу вправе потребовать от Верховной Рады Украины, Президента Украины, Премьер-министра Украины, Генерального прокурора Украины, судей, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий и других объединений граждан и отдельных граждан необходимые документы, материалы и иные сведения, касающиеся дела. Коллегия судей Конституционного Суда Украины при подготовке дела, Конституционный Суд Украины в процессе производства по делу в случае необходимости назначают экспертизу по делу и решают вопрос о привлечении к участию в конституционном производстве экспертов. Коллегия судей Конституционного Суда Украины при подготовке дела, Конституционный Суд Украины в процессе производства по делу вправе вызывать должностных лиц, экспертов, свидетелей, представителей по закону и уполномоченных по доверенности, граждан, участие которых должно обеспечить объективный и полное рассмотрение дела. Уклонение без уважительных причин от явки в Коллегию судей Конституционного Суда Украины или в Конституционный Суд Украины, а также отказ предоставить необходимые документы, материалы и иные сведения или их умышленное сокрытие влекут ответственность виновных лиц по закону. Статья 55. Участники конституционного производства Участниками конституционного производства являются субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение, их представители, а также привлеченные Конституционным Судом Украины к участию в рассмотрении дела органы и должностные лица, свидетели, эксперты и переводчики. Неявка по уважительной причине участника конституционного производства на пленарное заседание или заседания Конституционного Суда Украины может быть основанием для отложения рассмотрения дела. В случае повторной неявки по уважительной причине участника конституционного производства на пленарное заседание или заседания Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины может принять решение о рассмотрении дела на соответствующем заседании при его отсутствии. В случае неявки без уважительной причины участника конституционного производства Конституционный Суд Украины принимает решение в его отсутствие. Статья 56. Язык конституционного производства В Конституционном Суде Украины производство ведется, решения принимаются и обнародуются, заключения даются и обнародуются государственном языке. {Часть первая статьи 56 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1168-VI от 19.03. 2009 - Закон признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 17-рп / 2009 от 07.07.2009 } Участники конституционного судопроизводства, не владеющим государственным языком, имеют право пользоваться услугами переводчика. О своих намерениях пользоваться услугами переводчика участники конституционного производства своевременно сообщают Конституционный Суд Украины. |