Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 52. Порядок внесения изменений в закон о Государственном бюджет Украины

1. Изменения в закон о Государственном бюджете Украины могут вноситься в случае отклонения оценки основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины и поступлений бюджета от прогноза, учтенного при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период, а также изменения структуры расходов государственного бюджета, уточнения приоритетов бюджетной политики и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной бюджетной политики, осуществляет ежемесячную оценку соответствии поступлений государственного бюджета показателям, установленным Государственным бюджетом Украины. Кабинет Министров Украины осуществляет ежеквартальную оценку соответствия основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины показателям, учтенным при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период.

2. Рассмотрение проекта закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины в Верховной Раде Украины осуществляется по процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.

Комментарий

1. Основания внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины. В отечественной бюджетной практике встречаются случаи, когда при выполнении закона о Государственном бюджете Украины на текущий год возникают различные отклонения от запланированных показателей. Статья регулирует вопросы внесения изменений и дополнений в закон о Государственном бюджете Украины в следующих случаях:

- отклонение оценки прогноза макропоказателей экономического и социального развития Украины

- отклонение оценки прогноза поступлений в бюджет прогноза, учтенного при утверждении Государственного бюджета Украины;

- другие изменения, возникающие в структуре расходов бюджета. Чаще основания внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины являются изменения в структуре доходов и расходов.

Государственный бюджет Украины исполняется по росписи, утверждаемой Министром финансов Украины в соответствии с бюджетными назначениями. Министр финансов Украины в течение бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи Государственного бюджета Украины установленным бюджетным назначением. Исходя из показателей росписи можно отслеживать соответствие фактических показателей бюджета показателям, которые устанавливаются в Законе о Государственном бюджете Украины на текущий год, то есть запланированным показателям. Этим занимается Министерство финансов Украины и Государственное казначейство Украины. Согласно БК Украины и Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украина от 27 декабря 2006 N 1837, Минфин осуществляет прогнозирование и анализ доходов бюджета. Также Министерство финансов Украины проводит ежемесячную оценку соответствия прогноза поступлений показателям, установленным Государственным бюджетом Украины.

Государственное казначейство Украина ведет бухгалтерский учет всех поступлений, принадлежащих Государственному бюджету Украины, и по представлению органов взыскания осуществляет возврат средств, которые были ошибочно и/или излишне зачислены в бюджет. Также Госказначейство осуществляет сводки, составление и предоставление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины (ст. 58 БК Украины).

Согласно ч. 2 - 4 ст. 161 Регламента Верховной Рады Украины Государственное казначейство Украины ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Верховной Раде месячный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины. Месячный отчет о сводных показателях выполнения Государственного бюджета Украины подается Государственным казначейством Украины Верховной Раде не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Квартальный отчет о выполнения Государственного бюджета Украины подается Государственным казначейством Украины Верховной Раде не позднее чем через 35 дней после окончания отчетного квартала.

Часть функций Министерства финансов Украины и Государственного казначейства Украины реализуются путем обработки и анализа отчетности, предоставляемой распорядители бюджетных средств. В соответствии с пунктами 51, 52 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 N 228, выполнение смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств осуществляется нарастающим итогом с начала года. Отчеты о выполнении смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда и планов использования бюджетных средств, помесячных планов использования бюджетных средств представляются в порядке и по формам, установленным Государственным казначейством Украины.

Оперативность предоставления, получения, анализа такой отчетности повышается в связи ' связи с введением в Украине единого казначейского счета. Согласно приказа Государственного казначейства Украины от 26 июня 2002 N 122 " Об утверждении Положения о едином казначейском счете " единый казначейский счет - это счет, открытый Государственному казначейству Украины в Национальном банке Украины для учета средств и осуществления расчетов в Системе электронных платежей Национального банка Украины (СЭП НБУ). Непосредственным участником СЭП НБУ является Государственное казначейство Украины. Функционирование единого казначейского счета обеспечивает: 1) возможность быстрой мобилизации средств, которые в течение дня поступают на счета, открытые в органах Госказначейства, и использование их для проведения бюджетных расходов и осуществления других операций, которые не противоречат законодательству Украины, 2) предоставление информации органам законодательной и исполнительной власти по осуществленным на едином казначейском счета операций 3) оптимальные возможности для принятия представителями законодательной и исполнительной власти оперативных решений по обеспечению эффективного использования средств бюджетов.

На Кабинет Министров Украины возложена функция проводить ежеквартальную оценку соответствия прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины показателям кам, учтенным при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период. Такая оценка осуществляется уже на основании ежемесячных отчетов о выполнении Государственного бюджета Украины.

2. Из содержания ч. 2 комментируемой статьи следует, что изменения в закон о Государственном бюджете Украины подаются в форме проекта закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины. При этом рассмотрение проекта закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины в Верховной Раде Украины осуществляется по процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.

Согласно ст. 160 Регламента Верховой Рады Украины в течение бюджетного года в закон о Государственном бюджете Украины могут быть внесены изменения по представлению субъектов ' объектов права законодательной инициативы с соблюдением соответствующих требований (право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины в соответствии со ст. 93 Конституции Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины и Кабинета Министров Украины) Бюджетного кодекса и самого Регламента.

Внесение изменений в закон о Государственном бюджете Украины, которые непосредственно предусматривают внесение изменений в другие законодательные акты Украины, не допускается. В таком случае сначала вносятся изменения в соответствующий закон и лишь после того рассматриваются предложения об изменениях в закон о Государственном бюджете Украины. Проект закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины рассматривается комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, который готовит проект соответствующего заключения. Предложения о внесении изменений в проект закона о Государственном бюджете Украины рассматриваются в порядке, определенном разделом IV Регламента. Следует памяти ' закладку, что любой закон, влияющий на уменьшение доходов и/или увеличение расходов бюджетов текущего года, не может быть принят в целом Верховной Радой Украины, если одновременно с его принятием не будут внесены соответствующие изменения в закон о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.