З А К О Н У К Р А И Н Ы
О порядке проведения реформирования системы охраны здоровья в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2012, N 12-13, ст.81) {С изменениями, внесенными Законом N 5081-VI ( 5081 -17 ) от 05.07.2012}
Этот Закон определяет организационные и правовые основы реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве. Статья 1. Реформирование системы здравоохранения 1. Целью реализации в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве пилотного проекта по реформирования системы здравоохранения (далее - пилотный проект) является внедрения и отработки новых организационно-правовых и финансово- экономических механизмов, направленных на повышение эффективности и доступности медицинского обслуживания населения и является необходимыми для развития системы здравоохранения Украины. 2. Пилотный проект по реформированию системы здравоохранения предусматривает проведение в течение одов структурно-организационной и функциональной перестройки системы медицинского обслуживания в пилотных регионах, что позволит: повысить уровень медицинского обслуживания населения, расширить возможности его доступности и качества; внедрить новые подходы к организации работы учреждений здравоохранения в пилотных регионах и их финансового обеспечения; повысить эффективность использования бюджетных средств, предусмотренных для финансового обеспечения системы здравоохранения в пилотных регионах. 3. Реализация пилотного проекта предусматривает: создание на базе существующей в пилотных регионах сети учреждений здравоохранения структурированной по видам медицинской помощи системы медицинского обслуживания путем отделения (или объединения) учреждений здравоохранения, которые удовлетворяют потребности населения в первичной, вторичной, третичной и экстренной медицинской помощи; организацию и обеспечение функционирования в пилотных регионах центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи для удовлетворения потребностей населения в такой медицинской помощи; перепрофилирование учреждений здравоохранения пилотных регионов, предоставляющих вторичную (специализированную) медицинскую помощь, с учетом интенсивности ее предоставления; организацию деятельности в пилотных регионах госпитальных округов, которые должны обеспечить условия для предоставления населению вторичной (специализированной) медицинской помощи; создание в пилотных регионах центров экстренной медицинской помощи для удовлетворения нужд населения в такой медицинской помощи; перераспределение ресурсов между учреждениями здравоохранения пилотных регионов, оказывающих первичную, вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную) и экстренную медицинскую помощь на территории указанных регионов; разграничения расходов между местными бюджетами на охрану здоровья по видам медицинской помощи; осуществление начиная с 2012 года финансового обеспечения учреждений здравоохранения в пилотных регионах по видам медицинской помощи в соответствии с договорами о медицинском обслуживании населения согласно требованиям настоящего Закона; введение начиная с 2012 года системы индикаторов качестве первичной, вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) и экстренной медицинской помощи, учитываются при оценке качества медицинской помощи соответствующего вида; применение элементов программно-целевого метода в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов в части расходов на здравоохранение по соответствующим видам медицинской помощи. Участниками пилотного проекта является учреждения здравоохранения независимо от вида и типа, осуществляющие медицинское обслуживание на территории пилотных регионов согласно требованиям настоящего Закона, а также центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения, местные государственные администрации и органы местного самоуправления пилотных регионов. 4. Для целей настоящего Закона коммунальные учреждения здравоохранения в пилотных регионах в соответствии с законом могут быть реорганизованы в коммунальные некоммерческие предприятия или коммунальные некоммерческие учреждения, основной целью которых является осуществление медицинского обслуживания населения без цели получения прибыли. Такие учреждения здравоохранения являются неприбыльными организациями. Статья 2. Сеть учреждений здравоохранения пилотных регионов 1. Сеть учреждений здравоохранения в пилотных регионах - совокупность учреждений здравоохранения, удовлетворяющих в пилотных регионах потребность населения в медицинском обслуживании на основе профессиональной деятельности медицинских (фармацевтических) работников. Функционирование сети учреждений здравоохранения в пилотных регионах осуществляется с учетом потребностей населения в медицинском обслуживании, необходимость создания условий для обеспечения надлежащего качества такого обслуживания, его своевременности и доступности для граждан, эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 2. Планирование и прогнозирование развития сети коммунальных учреждений здравоохранения в пилотных регионах осуществляются в пределах полномочий, определенных законом, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. 3. Планирование и прогнозирование развития сети коммунальных учреждений здравоохранения в пилотных регионах осуществляются с учетом: профиля, специализации и интенсивности оказания медицинской помощи; нормативов медицинского обслуживания населения по видам медицинской помощи. Порядок планирования и прогнозирования развития сети коммунальных учреждений здравоохранения в пилотных регионах, а также нормативы медицинского обслуживания населения по видам медицинской помощи определяет центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения. 4. Перечень типов учреждений здравоохранения по видам медицинской помощи, которыми предоставляется, их функции по профилю и специализации определяются центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Статья 3. Организация оказания первичной медицинской помощи в пилотных регионах 1. Первичная медицинская помощь - вид медицинской помощи, предоставляется в амбулаторных условиях или по месту жительства (пребывания) пациента врачом общей практики - семейным врачом и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (во время беременности) состояний, осуществления профилактических мероприятий; направление согласно медицинских показаний пациента, который не нуждается в экстренной медицинской помощи, для предоставления ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, предоставление неотложной медицинской помощи в случае острого расстройства физического или психического здоровья пациента, не требующий экстренной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи. 2. Оказание первичной медицинской помощи обеспечивают центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи, являются учреждениями здравоохранения, а также врачи общей практики - семейные врачи, которые осуществляют хозяйственную деятельность по медицинской практике как физические лица - предприниматели и могут находиться с этими учреждениями здравоохранения в гражданско-правовых отношениях. К состав центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи могут входить как структурные или обособленные подразделения фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, медицинские пункты, медицинские кабинеты. На период реализации пилотного проекта амбулатории общей практики - семейной медицины могут комплектоваться врачами-терапевтами участковыми и врачами-педиатрами участковыми. На этот период в штатное расписание центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи могут включаться должности врачей акушеров-гинекологов, хирургов, офтальмологов, отоларингологов, невропатологов, психиатров, предоставлять первичную медицинскую помощь при определенных заболеваниях с учетом разграничение функций между первичной и вторичной (специализированной) медицинской помощью. Первичную медицинскую помощь, в том числе с проведением медицинской экспертизы по временной потере трудоспособности в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья , могут оказывать также врачи общей практики - семейные врачи, которые осуществляют хозяйственную деятельность по медицинской практики как физические лица - предприниматели. 3. Центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи является учреждениями здравоохранения и могут создаваться как коммунальные некоммерческие предприятия или коммунальные некоммерческие учреждения, основной целью которых является оказание первичной медицинской помощи без цели получения прибыли. Центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи является неприбыльными организациями. Положение о центре первичной медицинской (медико-санитарной) помощи утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Порядок выбора и изменения пациентом врача общей практики - семейного врача и порядок медицинского обслуживания граждан центрами первичной медицинской (медико-санитарной) помощи определяются центральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Статья 4. Организация предоставления вторичной (специализированной) медицинской помощи и функционирования госпитальных округов в пилотных регионах 1. Вторичная (специализированная) медицинская помощь - вид медицинской предоставляемой в амбулаторных или стационарных условиях в плановом порядке или экстренных случаях и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики, лечения, реабилитации и профилактику болезней , травм, отравлений, патологических и физиологических (по беременности и родам) состояний, которые могут быть предоставлены врачами соответствующей специализации (кроме врачей общей практики - семейных врачей); направления пациента для оказания вторичной (специализированной) медицинской помощи с другой специализации или для предоставления третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи. 2. Предоставление вторичной (специализированной) медицинской помощи обеспечивается в стационарных условиях многопрофильными больницами интенсивного лечения, больницами восстановительного (реабилитационного), планового лечения, хосписами, специализированными медицинскими центрами; в амбулаторных условиях - консультативно-диагностическими подразделениями больниц, центрами медицинских консультаций и диагностики (консультативно-диагностическими центрами). 3. Критерии определения учреждений здравоохранения, которые могут удовлетворять потребности населения в пилотных регионах во вторичной (специализированной) медицинской помощи, их типы и виды определяются центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. 4. Организация медицинского обслуживания граждан в учреждениях здравоохранения вторичной (специализированной) медицинской помощи осуществляется в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Порядок направления пациентов в учреждения здравоохранения, предоставляющих вторичную (специализированную) медицинскую помощь, устанавливается центральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья я. 5. Для обеспечения эффективного предоставления вторичной (специализированной) медицинской помощи на территории пилотных регионов в порядке ( 1113-2012 - п ), установленном Кабинетом Министров Украине, создаются госпитальные округи, в состав которых входят учреждения здравоохранения соответствующего профиля и специализации. Госпитальный округ - организационно-функциональное объединение учреждений здравоохранения пилотного региона, которые удовлетворяют потребность населения одной или нескольких административно-территориальных единиц такого региона во вторичной (специализированной) медицинской помощи. В пределах одной административно-территориальной единицы пилотного региона в установленном Кабинетом Министров Украины порядке может быть создано более одного госпитальный округ. Учреждения здравоохранения могут включаться в состав госпитальных округов по согласованию с органами, уполномоченными согласно закону управлять имуществом этих заведений. Организация и функционирование госпитальных округов осуществляются с соблюдением конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Нормативы и требования к организации деятельности госпитальных округов пилотных регионов устанавливаются центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения с учетом плотности и характера расселения населения, состояния транспортных коммуникаций и других региональных особенностей. 6. Координация деятельности учреждений здравоохранения, входят в состав госпитального округа, осуществляется в пределах полномочий органом управления здравоохранением областной (Киевской городской) государственной администрации соответствующего пилотного региона. Статья 5. Организация предоставления третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи в пилотных регионах 1. Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь - вид медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных или стационарных условиях в плановом порядке или экстренных случаях и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики, лечения болезней, травм, отравлений , патологических состояний, ведение физиологических и патологических состояний (по беременности и родам) с применением высокотехнологичного оборудования и / или высокоспециализированных медицинских процедур высокой сложности направления пациента для предоставления вторичной (специализированной) помощи или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи с другой специализации. 2. Предоставление третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи обеспечивается высокоспециализированной многопрофильными или однопрофильными учреждениями здравоохранения. 3. Критерии определения учреждений здравоохранения, которые могут удовлетворять потребности населения в третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, их типы и виды определяются центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. 4. Порядок направления пациентов к учреждений здоровья, предоставляющих третичную (высокоспециализированную) медицинскую помощь, устанавливается центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Организация медицинского обслуживания граждан в учреждениях здравоохранения третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи осуществляется в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения 'я. Статья 6. Организация оказания экстренной медицинской помощи в пилотных регионах 1. Экстренная медицинская помощь - медицинская помощь, которая заключается в осуществлении медицинскими работниками в соответствии с законом неотложных организационных, диагностических и лечебных мероприятий, направленных на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизацию последствий влияния такого состояния на здоровье. 2. Организация оказания экстренной медицинской помощи в пилотных регионах осуществляется путем создания в каждом регионе системы экстренной медицинской помощи, которая состоит из центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, станций экстренной (скорой) медицинской помощи, бригад экстренной (скорой) медицинской помощи и отделений экстренной (неотложной) медицинской помощи. 3. Система экстренной медицинской помощи создается с учетом необходимости обеспечения выполнения бригадами экстренной (скорой) медицинской помощи норматива прибытия на место события, который определяется Кабинетом Министров Украины, и их взаимодействия с учреждениями здравоохранения {Текст статьи 6 в редакции Закона N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012}
Статья 7. Организация финансового обеспечения функционирования системы здравоохранения в пилотных регионах под время реализации пилотного проекта 1. Организация финансового обеспечения реализации пилотного проекта предусматривает: формирования показателей проектов бюджетов на оды с учетом концентрации бюджетных средств для предоставления первичной медицинской помощи на уровне районных бюджетов и бюджетов городов областного значения, средств на предоставление вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) и экстренной медицинской помощи - на уровне областных бюджетов пилотных регионов (кроме Киева) и бюджетных средств для предоставления первичной, вторичной (специализированной ), третичной (высокоспециализированной) и экстренной медицинской помощи на уровне бюджета города Киева; определение в пилотных регионах объема расходов по уровням местных бюджетов на здравоохранение: на первичную, вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную) и экстренную медицинскую помощь для формирования показателей проектов бюджетов на оды; внедрение механизма финансового обеспечения заведений здравоохранения в пилотных регионах по видам медицинской помощи на основании договоров о медицинском обслуживании населения, заключаются согласно требованиям настоящего Закона. 2. Распределение объема расходов между учреждениями здравоохранения в пилотных регионах по видам медицинской помощи, которая ими предоставляется, осуществляется в соответствии с методикой, которая утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Статья 8. Договоры о медицинском обслуживании населения 1. Договор о медицинском обслуживании населения заключается с целью обеспечения предоставления населению медицинской помощи учреждениями здравоохранения в пилотных регионах. Примерные договоры о медицинском обслуживании населения утверждаются центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. 2. Сторонами договора о медицинском обслуживании населения являются: по первичной медицинской помощи - центры первичной (медико-санитарной) медицинской помощи и соответствующие главные распорядители бюджетных средств районных, городских (городов областного значения) бюджетов , бюджет города Киева; по вторичной (специализированной) медицинской помощи - учреждения здравоохранения, обеспечивающих предоставление такой помощи, и соответствующие главные распорядители бюджетных средств областных бюджетов и бюджета города Киева; о третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи - учреждения здравоохранения, которые обеспечивают предоставление такой помощи, и соответствующие главные распорядители бюджетных средств областных бюджетов и бюджета города Киева; по экстренной медицинской помощи - центры экстренной медицинской помощи и соответствующие главные распорядители бюджетных средств областных бюджетов и бюджета города Киева. 3. В договоре о медицинском обслуживании населения обязательно указываются: объем медицинской помощи, предоставление которой должен обеспечить учреждение здравоохранения; индикаторы качества медицинской помощи; объем расходов на обеспечение предоставления медицинской помощи; права и обязанности сторон, их ответственность. 4. Информация о заключенных договоров о медицинском обслуживания населения в течение недели со дня их заключения размещается на официальном сайте главных распорядителей бюджетных средств и в доступных для населения местах в учреждениях здравоохранения. Статья 9. Штатное расписание учреждений здравоохранения пилотных регионов 1. Штатное расписание учреждения здравоохранения пилотного региона определяется руководителем такого учреждения и утверждается по его представлению главным распорядителем бюджетных средств. Штатное расписание формируется в зависимости от объема медицинской помощи, предоставляемой таким учреждением здравоохранения. 2. Для учреждений здравоохранения, которые являются участниками пилотного проекта, действие существующих штатных нормативов, установленных центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, не применяется. Статья 10. Оплата труда медицинских работников учреждений здоровья пилотных регионов 1. Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения, участвующих пилотного проекта по реформированию системы охраны здоровья в соответствии с настоящим Законом, в том числе порядок установления поощрительных выплат медицинским работникам исходя из объема и качества выполненной работы ( 209-2012-п ), определяются Кабинетом Министров Украины. Статья 11. Мониторинг реформирования системы здравоохранения 1. Мониторинг реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве проводится центральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья с использованием системы индикаторов. 2. Индикаторы для проведения оценки результатов пилотного проекта, а также индикаторы качества медицинской помощи утверждаются центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. 3. Результаты мониторинга реформирования системы охраны здоровья используются исключительно для принятия решений по дальнейшего развития системы медицинского обслуживания населения и реформирования системы здравоохранения в Украине и не могут быть применены в других целях. 4. Местные государственные администрации и органы местного самоуправления пилотных регионов имеют право вносить в центрального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения предложения по реализации пилотного проекта на территории таких регионов. 5. Местные государственные администрации пилотных регионов обеспечивающих привлечение общественности, в частности ассоциаций пациентов, к проведению мониторинга и осуществления контроля качества медицинской помощи и медицинского обслуживания в пилотных регионах. Статья 12. Заключительные и переходные положения 1. Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ??его опубликования, и действует до 31 декабря 2014 года. 2. На период реализации пилотного проекта: действие лицензий и других разрешительных документов, выданных заведениям здравоохранения пилотных регионов до вступления настоящего Законом, распространяется на учреждения здравоохранения таких регионов, < br> созданные на их базе в процессе реорганизации; врачи-специалисты реорганизованных учреждений здравоохранения пилотных регионов, которые трудоустраиваются на должности врачей общей практики - семейной медицины, проходят соответствующую специализацию бесплатно и в первоочередном порядке. К выдаче свидетельства, подтверждающий этой специализации, за такими врачами сохраняется квалификационная категория по предварительной специальности. 3. В случае если в результате реорганизации учреждений здоровья в пилотных регионах работники таких заведений переводятся с их согласия на другую нижеоплачиваемую работу в том же или другом учреждении, оплата труда таких работников осуществляется в соответствии с положений настоящего Закона или по желанию таких работников их средний заработок по предыдущему месту работы сохраняется на все время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более шести месяцев со дня такого перевода. 4. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины: 1) в Бюджетном кодексе Украины ( 2456-17 ) (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., N 50-51, ст. 572): подпункт "а" пункта 3 части первой статьи 89 после слов "фельдшерские пункты" дополнить словами "центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи"; раздел VI "Заключительные и переходные положения" дополнить пунктами 12 и 13 следующего содержания: "12. На период реализации Закона Украины" О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве "(3612 - 17): 1) Кабинет Министров Украины имеет право изменять разграничения расходов на здравоохранение между местными бюджетами пилотных регионов, установлено статьями 89 и 90 настоящего Кодекса, и определять особенности финансового обеспечения учреждений здоровья, участвующих пилотного проекта; 2) определить расходы общего фонда местных бюджетов пилотных регионов на здравоохранение защищенными; 3) до расходов, осуществляемых из областных бюджетов, бюджета Киева и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную) и экстренную медицинскую помощь (учреждения здравоохранения пилотных регионов, которые обеспечивают предоставление в соответствии вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) и экстренной медицинской помощи). 13. К расходам, которые осуществляются из районных бюджетов, бюджетов городов областного значения, бюджет города Киева и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на первичную медицинскую помощь (центры первичной медицинской (медико- санитарной) помощи) "; 2) часть третью статьи 2 Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок" ( 2289 - 17 ) (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., N 33, ст. 471, N 35-36, ст. 491 с изменениями, внесенными Законом Украины от 11 января 2011 N 2900-VI) ( 2900-17 ) дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания: "услуги по медицинскому обслуживанию населения, предоставляемых по договору, заключенному в соответствии с Законом Украины" О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве "(3612-17). 5. Кабинета Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона: принять нормативно-правовые акты, вытекающие из настоящего Закона; обеспечить принятие министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона.
Президент Украины В.ЯНУКОВИЧ г. Киев, 7 июля 2011 N 3612-VI
|
|