Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 423. Злоупотребление военным служебным лицом властью или служебным положением

1. Незаконне использование военным должностным лицом транспортных средств, сооружений или другого военного имущества, а также незаконное использование подчиненного для личных услуг или услуг другим лицам, а также иное злоупотребление властью или служебным положением, совершенное из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах третьих лиц, если такое деяние причинило существенный вред, -

наказываются штрафом от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или служебным ограничением на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в условиях военного положения или в боевой обстановке, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Примечание. 1. Под военными должностными лицами понимаются военные начальники, а также другие военнослужащие, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному поручению полномочного командования.

2. В статьях 423 - 426 настоящего Кодекса существенным вредом, если он заключается в причинении материального ущерба, считается вред, который в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а тяжкими последствиями при тех же условиях считается вред, который в пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Комментарий

1. Основним безпосереднім об'єктом злочину є порядок виконання військовими службовими особами військових формирований Украины своих полномочий по обеспечению военного правопорядка в сферах: использование военного имущества (в случае незаконного использования транспортных средств, сооружений или другого военного имущества), прохождения военной службы военнослужащими и выполнения трудовых обязанностей рабочими и служащими военных формирований (в случае незаконного использования подчиненного для личных услуг или услуг другим лицам) и в других сферах жизнедеятельности воинских формирований Украины (В случае другого злоупотребления военной служебной лица властью или служебным положением). Как дополнительным обязательным (альтернативным), так и дополнительным факультативным объектом этого преступления могут быть личные права и свободы человека и гражданина, собственность или другие блага.

2. Предметом преступления (в первой форме) являются транспортные средства, сооружения и другое военное имущество.

Сооружения - это любые значительные здания различного вида и назначения (жилые и административные здания, ангары, гаражи, мастерские , электростанции, подъездные пути, аэропорты, аэродромы, вертолетные площадки, морские и речные порты, пристани и т.д..). Понятие транспортные средства и другое военное имущество раскрыто в комментарии к ст. 410.

Обязательным признаком второй формы этого преступления является подчиненный, может выступать в качестве потерпевшего.

подчиненными у военного начальника могут быть как военнослужащие и военнообязанные во время прохождения соответствующих сборов, так и рабочие и служащие того или иного воинского формирования.

3. С объективной стороны это преступление, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 364, может выразиться только в действиях - в нарушении служебных прав и обязанностей, которое виновный мог совершить только благодаря своему служебному положению. Эти действия совершаются вопреки интересам службы, то есть не обусловленные должностным необходимостью, и противоречат требованиям закона (являются незаконными). Обязательными признаками объективной стороны этого преступления является общественно опасные последствия в виде причинения существенного вреда и причинная связь между указанными действиями и последствиями.

Действия при злоупотреблении военной должностного лица властью или служебным положением могут иметь следующие формы:

1) незаконное использование транспортных средств, сооружений или другого военного имущества

2) незаконное использование подчиненного для личных услуг или услуг другим лицам

3) другое злоупотребление властью или служебным положением.

Под злоупотреблением властью следует понимать умышленное использование военным должностным лицом вопреки интересам службы своих прав относительно предъявления властных требований и принятия решений, которые являются обязательными для других человек (подчиненных).

Злоупотребление служебным положением - это умышленное использование военной должностным лицом вопреки интересам службы своих прав и возможностей, связанных с занимаемой должности. Такие действия хоть и находятся в пределах служебных полномочий военной должностного лица, однако совершаются ею незаконно (в нарушение установленного порядка).

Квалифицируя действия по ст. 423 УК, суд должен указать, в чем именно заключается злоупотребление властью или служебным положением (ссылаясь при этом на конкретные пункты, статьи нормативно-правовых актов, раскрывающих круг полномочий должностного лица).

При определении понятия использования необходимо опираться на гражданско-правовое понятие "пользование", которое предусматривает возможность добывать из вещи ее полезные свойства. При этом вещи, которые во время их использование не теряют полностью свои свойства, подвергаются амортизации. В случае незаконного использования военного имущества военная должностное лицо фактически (Не юридический) обладает вещами, то есть осуществляет физическое или хозяйственный контроль над ними, а также может определенным образом определять правовую судьбу вещи (распорядиться ею): передать в пользование другому лицу, на хранение, в залог и т.д..

Незаконное использование транспортных средств, сооружений или другого военного имущества имеется тогда, когда должностное лицо, в нарушение требований законодательства, пользуется военным имуществом так, будто оно предоставлено ей для удовлетворения личных потребностей или пожеланий третьих лиц. Незаконность использования транспортных средств может выражаться в использовании, скажем, для поездок в гости, на отдых, охоту, рыбную ловлю, для перевозки личного имущества, для строительства дачи и т.п.. При этом для квалификации содеянного по ст. 423 не имеет значения, вчинювалися указанные действия с целью обогащения (например, перевозки пассажиров или грузов ведомственными транспортными средствами за деньги с последующим их присвоением) или с целью уклониться от оплаты соответствующих услуг (использование грузового автомобиля для перевозки личных вещей без уплаты денег согласно действующим в Вооруженных Силах Украины тарифам).

Незаконное использование транспортных средств, которыми управляют подчиненные, охватывается только этому признаку. Если же при этом используются и другие подчиненные, которые не являются водителями, пилотами и т.п. (например, для погрузочных работ), виновному нужно инкриминировать как незаконное использование транспортных средств, так и незаконное использование подчиненного для личных услуг или услуг другим лицам (При условии, что преступный результат наступил как следствие и тех, и других действий). Так же деяние квалифицируется и в случае одновременного незаконного использования сооружений или другого военного имущества с незаконным использованием подчиненного для личных услуг или услуг другим лицам.

Незаконность использования сооружений может заключаться в передаче их во временное пользование коммерческим структурам под офисы, склады с целью обогащения или в использовании их военным служебным лицом или близкими ей лицами под дачу, склад, гараж, для собственных нужд с нарушением установленного порядка использования указанных сооружений.

Использование военным служебным лицом в личных или иных неслужебных целях государственных средств, предоставленных ему в служебное пользование помещений, средств транспорта или связи, техники или другого государственного имущества, если это нанесло государству ущерб на сумму, не превышающую пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, влечет административную ответственность (см. ч. 1 ст. 15 и ст. 1841 Кодекса Украины об административных правонарушения от 7 декабря 1984 г.).

Незаконное использование подчиненного для личных услуг или услуг другим лицам может выражаться в привлечении подчиненного для сопровождения или доставки в определенный пункт багажа, строительства или ремонта жилья, ремонта частного транспорта, для охраны имущества и т.п.. Указанные личные услуги не обязательно могут касаться использования физического труда подчиненного.

Для наличия состава преступления, рассматривается, не имеет значения, будут предоставляться услуги самом военном начальнику, его семьи или другим лицам. Если такими другими лицами являются высшие начальники, то они, при наличии соответствующих обстоятельств, должны нести ответственность как исполнители, а должностные лица, которые организовали предоставление таких услуг, - как организаторы этого преступления.

К другому злоупотребление военным служебным лицом властью или служебным положением можно отнести случаи незаконного отказа (запрета) подчиненным или иным лицам в использовании их прав и свобод, предоставление незаконных преимуществ лицам, не имеющим на них права и т.д..

завладение путем злоупотребление военным служебным лицом своим служебным положением военным имуществом квалифицируется по ч. 2 ст. 410, а завладение ней путем злоупотребления своим служебным положением другим имуществом - по ст. 191.

Из содержания примечания к ст. 423 следует, что существенный вред, если он заключается в причинении материального ущерба, должна исчисляться в заданных размерах, независимо от формы и вида вины, которыми характеризуется психическое отношение виновного к общественно опасным последствиям, и от того, была ли она следствием деяния, которое привело к упущенной выгоды или к прямому уменьшению имеющихся фондов. Возникновение пожара или авария могут быть признаны существенным вредом, если с ними были связаны материальные убытки, размер которых превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

Если существенная вред заключается в причинении физического вреда, этому признаку охватываются случаи причинения потерпевшему физической боли от удара, побоев или истязания, легкой или средней тяжести телесного повреждения, физических страданий, которыми сопровождается незаконное лишение свободы или незаконное введение в организм против воли лица наркотических средств или психотропных веществ.

Существенный вред может заключаться и в моральном вреде, когда потерпевшему причиняется страдание вследствие физического или психического воздействия, что привело к ухудшению или лишению возможностей реализации им своих привычек и желаний, ухудшение отношений с окружающими, других негативных последствий морального характера.

Специфика злоупотребление властью или служебным положением заключается в том, что оно может способствовать совершению другими лицами любых умышленных преступлений (например, устранением препятствий для их совершения). В таких случаях совершения общественно опасного деяния у другого лица становится своеобразным следствием служебного преступления в виде существенного вреда (тяжелыми последствиями совершения таких преступлений должно признаваться тогда, когда эти преступления являются тяжкими или особо тяжкими (ст. 12)).

Существенным вредом установленном порядке несения военной службы нужно признавать факты совершения в воинской части (подразделении) тех серьезных нарушений военного правопорядка, признаются умышленными военными преступлениями, если наступление таких последствий находится в причинной связи со служебным злоупотреблением военной должностного лица.

4. Субъектом преступления может быть только военная служебная лицо. Понятие военного должностного лица определено в примечании к ст. 423.

О понятии военачальник см.. комментарий к ст. 402.

Военнослужащие, имеющие подчиненных во время несения специальных служб (караульной, патрульной, внутренней, боевого дежурства, пограничной) и пользуются правом отдавать им приказы в интересах выполнения задач той или иной специальной службы, могут быть субъектами преступления, рассматривается только при условии, если совершенной ими во время несения специальной службы неправомерным действием нарушаются общие служебные обязанности начальников, в частности, обязанности принимать решения и издавать приказы только в интересах службы, воспитывать подчиненных и вести работу по укреплению воинской дисциплины, обеспечивать внутренний порядок в воинской части (подразделении) и т.д..

Поскольку такие действия, как незаконное использование подчиненного для личных услуг или услуг другим лицам, могут быть совершены только в сфере властных полномочий той или иной военной должностного лица, то субъектом второй формы рассматриваемого преступления могут быть только военные начальники.

Друга категорія військових службових осіб - це військовослужбовці, які займають постійно чи тимчасово должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей. В условиях Вооруженных Сил Украины и других военных формирований Украины чаще всего ими являются военные начальники (руководители военных формирований, военных частей, учреждений, командиры воинских подразделений, начальники управлений, направлений, отделов, кафедр и т.д.).

Організаційно-розпорядчі обов'язки виконують також судді військових судів, які не є головами чи заступниками председателей соответствующих военных судов, следователи и помощники военных прокуроров, следователи Службы безопасности Украины, которые не являются руководителями подразделений, офицеры - профессорско-преподавательский состав военно-учебных заведений (при приеме экзаменов по выставлением оценок и принятия других решений, имеющих значение юридических действий), военные врачи и другие военно-медицинские работники, в том числе работники военно-врачебных комиссий (при проведении оценки пригодности к военной службе и принятия других решений, имеющих значение юридических действий), офицеры - работники оперативных и оперативно-розыскных подразделений Службы безопасности Украины и Государственной пограничной службы Украина, оперативных и других подразделений Вооруженных Сил Украины и т.п.. Характерным для всех указанных лиц является то, что они несут самостоятельную ответственность за порученный участок работы (ведение оперативно-розыскной или уголовного дела, рассмотрение уголовного дела и т.п.) и не имеют подчиненных по должности. Указанные военные должностные лица могут быть признаны военными начальниками только по конкретному уголовному делу, если будет доказано, что преступление было совершено ими, например, по подчиненного воинское.

Военнослужащие - профессорско-преподавательский состав военно-учебных заведений и те, которые являются военно-медицинскими работниками, вне выполнения ими действий и принятия решений, имеющих юридическое значение, не могут признаваться военными служебными лицами. Но, кроме того, что они могут принимать экзамены (оценивать пригодность к военной службе и т.д.), они как офицеры могут быть назначены дознавателями, членами внутришньоперевирних комиссий, очередными частей или начальниками эшелонов (команд) и при выполнении таких специальных поручений полномочного командования признаются военными служебными лицами.

Третья категория военных должностных лиц - это военнослужащие, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей. В условиях военной службы должностями, связанными с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, есть должности офицеров и прапорщиков продовольственной, вещевой, финансовой службы воинской части (учреждения) и им подобные. Нельзя признавать военными служебными лицами кладовщиков, заведующих хранилищ и других лиц, действия которых по управлению имуществом имеют фактический, а не юридический характер. Относительно вверенного им имущества эти лица способны оказать только преступные действия, характер которых не может выйти за пределы присвоения или растраты такого имущества или нарушение обязанностей по охране имущества, т.е. преступлений, субъектом которых является должностное лицо.

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности могут выполнять также военные должностные лица, временно занимают соответствующие должности. Временное занятие должности - это занятие ее в пределах определенного срока, определенного, как правило, служебной необходимостью (на период отпуска, болезни, командировки руководителя подбора на должность руководителя соответствующего работника и т.п.), и в порядке, установленном законодательством для замещения соответствующей должности.

В примечании 1 к ст. 423 не идет о том, что военные служебные лица должны занимать должности, связанные с выполнением определенных обязанностей только в воинских частях и учреждениях. Поэтому командировки военнослужащего в другой государственный орган следует расценивать как специальное поручение полномочного командования выполнять те или иные обязанности в интересах государства вне военной организацией.

Не могут признаваться военными служебными лицами военнослужащие , отбывающих наказание в дисциплинарном батальоне, поскольку они не занимают должностей и по своим воинским званиям являются рядовыми.

Исполнителем злоупотребление военным служебным лицом властью или служебным положением и соисполнителем этого преступления может быть только военная должностное лицо, а другим соучастником - Как военная должностное лицо, так и другой военнослужащий, а также гражданское лицо, в т.ч. служебная.

5. На определение субъективной стороны преступления существенно влияет его специфика, которая заключается в том, что злоупотребление властью или служебным положением является не самоцелью, а способом, с помощью которого должностное лицо хочет добиться определенного выгодного для себя или других лиц результата. Поэтому это преступление характеризуется прямым умыслом в деяния, а к последствиям в виде как существенный вред, так и тяжелых последствий - умыслом или неосторожностью. При этом умышленное отношение возможно лишь к последствиям, которые заключаются в причинении материального ущерба. Поскольку содержание других последствий в законе не конкретизировано, виновное лицо не может относиться к ним умышленно.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив: преступление совершается из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах третьих лиц.

Во корыстными мотивами следует понимать желание военной должностного лица иметь незаконные выгоды материального характера: получить деньги, имущество для себя, своих родственников или близких; освободить себя, родственников или близких от каких-либо платежей.

Другая личная заинтересованность - это другие, кроме корыстных, мотивы, которые несовместимы с интересами военной службы: нездоровый карьеризм, желание скрыть свою бездеятельность, предотвратить дисциплинарному взысканию или увольнению с военной службы, привлечению к административной, материальной, уголовной ответственности, месть, зависть и т.д.. Основной чертой иной личной заинтересованности есть желание лица удовлетворить личные потребности вопреки интересам военной службы. Если такого желания не установлено, правомерно говорить об отсутствии общественной опасности деяния.

Одним из видов иной личной заинтересованности является желание удовлетворить интересы третьих лиц. Такими интересами могут быть корыстные или иные интересы. При этом желание услужить родственнику, другу, начальнику и желание последних принять такую услугу, как правило, совпадают, хотя последнее и не обязательно.

6. Квалифицирующим признаком преступления является причинение тяжких последствий.

Если они заключаются в причинении материального убытков, то тяжелыми последствиями считается вред, который более чем в пятьсот раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Признавать тяжелыми последствиями катастрофу, аварию, пожар и т.п., если они не повлекли соответствующих последствий в виде физического вреда, обычно можно только при условии, если она связана с их возникновением материальная ущерб превышает пятьсот тысяч рублей.

Во тяжелыми последствиями при злоупотреблении военным служебным лицом властью или служебным положением, если они заключаются не в причинении материального ущерба, подразумевается смерть человека, причинение тяжелых или средней тяжести телесных повреждений, самоубийство потерпевшего.

В условиях военной службы к тяжелым последствиям военных служебных преступлений относятся наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части. Наиболее серьезными нарушениями воинского правопорядка, как это следует из ст. 401, есть военные преступления. Совершение в результате служебного злоупотребления тех из них, которые являются тяжелыми или особо тяжкими (неповиновение, совершенное группой лиц, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, совершенные группой лиц или с применением оружия, дезертирство с оружием и т.п.), также следует признавать тяжелым последствием этого преступления и квалифицировать его по ч. 2 ст. 423.

Особенно квалифицирующими признаками преступления является совершение его в условиях военного положения или в боевой обстановке.

7. При кваліфікації злочинів слід мати на увазі, що, на відміну від злочину, передбаченого ст. 364, у злочині, предусмотренном ст. 423, под существенным вредом, если он заключается в причинении материального ущерба, считается вред, который в двести пятьдесят (а не в сто) и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а тяжкими последствиями при тех же условиях считается вред, который в пятьсот (а не в двести пятьдесят) и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

***

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Украины от 24 марта 1999 (раздел 3).

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Украины от 24 марта 1999 (раздел 2).

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Украины от 24 марта 1999 (раздел 1).

Закон Украины" О воинской обязанности и военной службе "в редакции от 4 апреля 2006

Закон Украины" О хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины "от 21 сентября 1999

Закон Украины" О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины "от 21 сентября 1999

Закон Украины" О Вооруженных Силах Украины "в редакции от 5 октября 2000

Закон Украины "Об обороне Украины" в редакции от 5 октября 2000 (статьи 1, 10 - 11).

Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. Утверждено Постановлением Верховной Рады Украины N 243/95-ВР от 23 июня 1995

Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей. Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины N 116 от 22 января 1996

Приказ Министерства обороны Украины "О выполнении работ, оказании платных услуг сторонним организациям и населению военно-строительными, ремонтными и эксплуатационными организациями и предприятиями Министерства обороны Украины "N 302 от 27 декабря 1993

Инструкция об организации и планировании перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Вооруженных Силах Украины. Утверждена приказом Министерства обороны Украины N 354 от 25 ноября 1996

Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил Украины. Утверждено приказом Министерства обороны Украины N 300 от 16 июля 1997

Положення про продовольче забезпечення Збройних Сил України на мирний час. Затверджене наказом Министерства обороны Украины N 402 от 9 декабря 2002

Порядок и условия проведения конкурсов на право заключения договоров аренды военного имущества. Утверждены приказом Фонда государственного имущества Украины и Министерства обороны Украины N 1549/241 от 26 июля 2000

Положения о порядке создания и деятельности комиссий по оценке стоимости военного имущества, подлежащего передаче в аренду. Утверждено приказом Министерства обороны Украины и Фонда государственного имущества Украины N 333/1697 от 17 сентября 2001

Постанова Пленуму Верховного Суду України N 5 від 26 квітня 2002 р. "Про судову практику у справах о