Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 424. Превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий

1. Перевищення военным служебным лицом власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение действий, явно выходящих за пределы предоставленных этому лицу прав или полномочий, кроме предусмотренных частью второй настоящей статьи, если эти действия причинили существенный вред, -

наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

2. Применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненного или превышение дисциплинарной власти, если эти действия причинили существенный вред, а также применение насилия в отношении подчиненного -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет .

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные с применением оружия, а также деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в условиях военного положения или в боевой обстановке, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

Комментарий

1. Основной непосредственный, а также дополнительный обязательный объекты этого преступления в форме другого превышение власти или служебных полномочий и его дополнительные факультативные объекты совпадают с соответствующими объектами преступления, предусмотренного ст. 423. При применении неуставных методов воздействия в отношении подчиненного обязательным дополнительным объектом превышения военным служебным лицом власти или служебных полномочий есть честь и достоинство личности, а при применении насилия в отношении подчиненного - жизнь, здоровье, свобода, честь и достоинство личности.

2. Подчиненными у военного начальника могут быть военнослужащие, военнообязанные во время прохождения соответствующих сборов, рабочие и служащие того или иного воинского формирования. Однако последние, учитывая специфики отношений власти - подчинения, устанавливаются между ними и военными начальниками, не всегда могут выступать как подчиненные. В частности, неуставные методы воздействия по рабочего или служащего вообще невозможны, поскольку отношения между ними и военными начальниками не регулируются воинскими уставами.

3. С объективной стороны превышения власти или служебных полномочий может проявиться только в действиях, которые выражаются в следующих формах:

1) застосування нестатутних заходів впливу щодо підлеглого (ч. 2 ст. 424);

2) превышение дисциплинарной власти (ч . 2 ст. 424)

3) применение насилия в отношении подчиненного (ч. 2 ст. 424)

4) другое превышение власти или служебных полномочий (ч. 1 ст. 424).

неуставных мер воздействия являются действия военачальников по подчиненных, которые выходят за пределы соответствующих положений воинских уставов Вооруженных Сил Украины, которые определяют отношения между военнослужащими и согласно которым: военная дисциплина обязывает каждого военнослужащего соблюдать определенные воинскими уставами правил взаимоотношений военнослужащих; командир (Начальник) обязан требовать подчинения от своих подчиненных, а не допуская при этом грубости и унижения их достоинства, а в случае неповиновения или сопротивления подчиненного должен для восстановления порядка принять все предусмотренные законами и воинскими уставами меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности.

Границы дисциплинарной власти военачальников и порядок ее применения строго очерченные нормами военного законодательства. Каждый командир (начальник) может поощрять военнослужащих, других подчиненных или налагать взыскание только: а) в том объеме и порядке, которые предоставлены ему законодательным актом, эти вопросы регулируются б) на лиц, на которых распространяется его дисциплинарная власть в) при наличии для того соответствующих оснований.

превышением дисциплинарной власти военным начальником является: а) наложение взыскания такого вида или такой меры, которые могут применять только высшие начальники или не имеет права применить ни один из них б) наложение взыскания за действие или бездействие, не является дисциплинарным правонарушением, а также не является административным нарушением, за которое, согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984, военнослужащий должен нести ответственность в дисциплинарном порядке в) наложение взыскания таким военным начальником, имеет право на это только в особых случаях - при отсутствии такого случая г) наложение взыскания на такого военнослужащего, которого к дисциплинарной ответственности может быть привлечено только другими лицами в установленном законодательством порядке (например, на военного судью) г) наложение взыскания на военнослужащего другого военного формирования, хотя условий для этого, прямо предусмотренных Дисциплинарным уставом, не существует д) наложение взыскания на подчиненного, когда оснований для этого вообще нет е) нарушение установленного порядка установления или выполнения дисциплинарных взысканий е) применение поощрения, которое может применить только вышестоящий начальник или другое лицо или которое может быть применено только при наличии определенных условий или к определенному кругу лиц ж) применение поощрения, если оснований для этого нет вообще, с) принятие мер, направленных на пресечение нарушений воинской дисциплины, когда оснований для этого нет или с нарушением установленного порядка их применения.

Под насилием в отношении подчиненного следует понимать применение к нему физического или психического насилия.

Физическое насилие при превышении власти или служебных полномочий может быть выражено в незаконном лишении свободы (однако, если такие действия совершены, например, военным дознавателем, следователем, прокурором, судьей, то при определенных обстоятельствах их ответственность наступает по соответствующим статьям раздела XVIII Особенной части УК), нанесении удара, совершении действий, характерных для пыток, нанесении побоев, легких или средней тяжести телесных повреждений и т.п..

Психическое насилие при превышении власти или служебных полномочий может быть выражено в реальной угрозе причинения физического насилия в отношении потерпевшего или его близких. Свидетельством реальности угрозы могут стать такие фактические действия потерпевшего, совершенные после восприятия ее им, как покушение на самоубийство, самокалечения, самовольное оставление воинской части, обращение за защитой своих прав в органы государственной власти или общественных организаций. В любом случае при определении реальности угрозы необходимо исходить из субъективного отношения к ней виновного и субъективного восприятия ее пострадавшим. Угроза может осуществляться для того, чтобы запугать потерпевшего, сломить его волю к отстаиванию нарушенных прав и интересов, надругаться над ним и т.д..

Кроме того, о понятии насилие см.. комментарий к статьям 405 и 406.

Другим превышением власти или служебных полномочий может быть любой другой умышленное выход за пределы предоставленных военной должностному лицу властных или иных полномочий, не касается рассмотренных выше форм: организация или подстрекательство военными начальниками подчиненных к совершению преступлений; принуждение подчиненных к совершению незаконных действий (например, давление на потерпевшего с требованием убрать из правоохранительных органов заявление о возбуждении уголовного дела); незаконное привлечение подчиненного к материальной ответственности; принятия незаконных решений об отсрочках от призыва на срочную военную службу лицам незаконной отпуска по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и т.д., когда это не связано с превышением дисциплинарной власти; издания незаконного распоряжения об освобождении задержанных лиц (например, тех, которые пытались незаконно пересечь государственную границу) неправомерное вмешательство в деятельность должностных лиц или государственных органов с целью помешать выполнению ими своих полномочий и т.д..

Кваліфікуючи дії за ст. 424, суд повинен зазначити, в чому саме полягає перевищення влади чи службових полномочий (отмечая, за пределы которых именно предоставленных этому лицу властных прав или служебных полномочий она умышленно вышла).

О понятии существенный вред см.. комментарий к ст. 423.

При превышении военным служебным лицом власти или служебных полномочий понятием "существенный вред" в случае, если он заключается в причинении физического вреда, охватываются умышленное нанесение легких телесных повреждений, умышленное или неосторожное причинение телесных повреждений средней тяжести, неосторожное причинение тяжких телесных повреждений, а также другие, менее тяжкие последствия для здоровья потерпевшего. При этом расходы лечебного учреждения на лечение потерпевшего не является непосредственной прямой вредом, причиненным применением насилия, и не могут рассматриваться как материальные убытки в соответствии с примечанием 2 к ст. 423 УК.

Совершенные в разное время насильственные действия военного должностного лица по различным подчиненных или тех же подчиненных, когда такие действия различаются по степени причиненного ущерба (например, легкие и тяжелые телесные повреждения), другими квалифицирующими признаками или ролью виновного в преступной деятельности (однажды он был непосредственным исполнителем преступления, другой - соучастником, а значит, обязательно ссылка на ст. 29), за стадией совершения преступления (оконченное преступление и покушение на его совершение, когда обязательно ссылка на статью 14 или 15) и т.д. - образуют реальную совокупность преступлений и всегда должны получать самостоятельную уголовно-правовую оценку.

квалифицирующий признак "повторность" не предусмотрена законодателем в диспозициях статей 423 - 426. Следовательно, не имеет ли она быть и в юридическом формулировке обвинения. Повторность в таком случае должно учитываться только на общих основаниях - как обстоятельство, отягчающее ответственность (п. 1 ч. 1 ст. 67). Поэтому преступные действия военного должностного лица, совершенные в разное время и содержат как одинаковые, так и различные признаки, предусмотренные ч. 1 ст. 424, следует квалифицировать только с указанной частью, поскольку речь идет о тождественных или однородных преступных действиях.

Что же ч. 2 ст. 424, то, учитывая изложенное, а также отсутствие в диспозиции этого преступления такой квалифицирующего признака, как совершение деяния в отношении нескольких лиц, фактическая повторность тождественных или однородных преступных действий военного должностного лица, сопряженных с применением насилия к подчиненному (группы подчиненных), квалифицируется по одной из частей ст. 424 (ч. 2 или ч. 3, или ч. 4 - в зависимости от последствий преступления и обстановки его совершения). Такая квалификация не зависит от последовательности совершенных действий, их разрыва во времени (конечно, в пределах срока давности) и от того, скольким лицам и кому конкретно каждый раз был причинен вред здоровью, характер которой с точки зрения уголовного закона требует одинаковой уголовно-правовой оценки. Однако вменяемая винном соответствующая часть ст. 424 всегда должен охватывать все квалифицирующие признаки содеянного.

4. Такие действия, как применение неуставных методов воздействия в отношении подчиненного, превышение дисциплинарной власти и применение насилия в отношении подчиненного, могут быть совершены только в сфере властных полномочий той или иной военной служебной лица.

В связи с этим субъектом указанных преступлений может быть не любая военная служебная лицо, а лишь военачальник (о его понятия см.. комментарий к ст. 423).

5. С субъективной стороны превышение военным служебным лицом власти или служебных полномочий характеризуется прямым умыслом к в виде как существенный вред, так и тяжелым последствиям.

При этом умышленное отношение возможно только к последствиям, которые заключаются в причинении материального ущерба. Поскольку содержание других последствий в законе не конкретизировано, виновное лицо не может относиться к ним умышленно.

Психическое отношение виновного к превышению дисциплинарной власти и к применению насилия в отношении подчиненного характеризуется только прямым умыслом.

6. Квалифицирующими признакам преступления в его первой - третьей формах является совершение его с применением оружия, а кроме того, в любой из его форм - причинение тяжких последствий.

Відповідно до ст. 6 Дисциплінарного статуту застосування зброї командиром допускається лише в бойовій обстановке, а в мирное время - в исключительных случаях, в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб, Устав внутренней службы Вооруженных Сил Украины. О понятии применения оружия см.. комментарий к ст. 404, а об исключительных случаях, при которых в мирное время допускается применение оружия, - комментарий к ст. 418.

Под применением оружия военным начальником следует понимать не только непосредственное применение оружия им, но и отдачу приказа подчиненным о применении оружия как средства физического воздействия в отношении других подчиненных. При этом, если приказ применять оружие в отношении подчиненного был воспринят последним как реальная угроза его жизни или здоровью, но оружие не было применено по причинам, не зависящим от воли начальника, его действия следует квалифицировать как покушение на совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424. Если же начальник отдает приказ о применении оружия и он воспринимается потерпевшим как реальный, но начальник затем отменяет его, то содеянное следует квалифицировать по ч. 2 ст. 424 как применение насилия в отношении подчиненного.

В случаях, когда военная должностное лицо применяет оружие или отдает приказ о ее применение не по подчиненных, а в отношении других лиц - как военнослужащих, так и гражданских, ее действия надо квалифицировать как превышение должностным лицом власти по ч. 2, а при наличии, кроме того, тяжелых последствий - по ч. 3 ст. 365. Так же по ч. 2 ст. 365 (по признаку применения насилия, болезненных и, оскорбляющих личное достоинство потерпевшего действий) квалифицируется и превышение военнослужащими Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины своих полномочий при применении ими специальных средств в отношении военнослужащих, которые не являются для них подчиненными.

К тяжелым последствиям при превышении военным начальником власти или служебных полномочий, если они состоят в причинении физического вреда потерпевшему, надо относить неосторожное убийство или причинение потерпевшему тяжкого телесного повреждения. О понятии тяжелых последствий см.. также комментарий к ст. 423.

Умышленное убийство потерпевшего, умышленное причинение ему тяжкого телесного повреждения, а также доведение его до самоубийства требуют дополнительной квалификации по части 1 или 2 ст. 115 или статьей 121 или 120.

Умисне вбивство чи умисне заподіяння тяжкого тілесного ушкодження, вчинене військовою службовою лицом при превышении пределов необходимой обороны, подлежит квалификации только по статье 118 или 124.

Особенно квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления является совершение его в условиях военного положения или в боевой обстановке.

***

Закон Украины" Об обороне Украины "в редакции от 5 октября 2000 (статьи 1, 10 - 11).