Стаття 40. Державний контроль за дотриманням антимонопольно-конкурентного законодательства

1. Государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляются Антимонопольным комитетом Украины соответственно его полномочиям, определенных законом.

2. С целью предотвращения монопольному положению отдельных субъектов хозяйствования на рынке создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования, приобретение их активов, частиц (акций, паев) хозяйственных обществ, а также образование объединений предприятий или преобразования органов власти в указанные объединения в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляются при условии получения согласия Антимонопольного комитета Украины. Основания для предоставления согласия на концентрацию субъектов хозяйствования определяются законом.

3. В случае если субъекты хозяйствования злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины имеет право принять решение о принудительном разделении монопольных образований. Срок выполнения такого решения не может быть менее шести месяцев.

4. Принудительное деление не применяется в случае:

невозможности организационного или территориального обособления предприятий или структурных подразделений;

наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений , если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия (объединения и т.п.) составляет менее тридцати процентов.

5. Реорганизация монопольного образования, подлежащего принудительному делению, осуществляется на усмотрение субъекта хозяйствования при условии устранения монопольного положения этого образования на рынка.

6. Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения в установленном законом порядке рассматривают дела о недобросовестной конкуренции и другие дела о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства, предусмотренные законом.

7. Рішення Антимонопольного комітету України та його територіальних відділень можуть бути оскаржені до суду. Убытки, причиненные незаконными решениями Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, возмещаются из Государственного бюджета Украины по иску заинтересованных лиц в порядке, определенном законом.

Комментарий

1. Державний контроль за додержанням законодавства про захист економічної конкуренції, захист інтересів субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений осуществляются органами Антимонопольного комитета Украины, который является государственным органом со специальным статусом. Контроль осуществляется на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и пресечения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции.

С целью предупреждения правонарушений и монополизации рынков органами Антимонопольного комитета Украины осуществляются мероприятия по контролю за экономической концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен (тарифов) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий.

2. С целью предотвращения монополизации товарных рынков, злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, ограничению конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины осуществляют государственный контроль за концентрацией субъектов хозяйствования.

Концентрацией признается: 1) слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта хозяйствования к другому 2) приобретение непосредственно или через других лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования, в частности, путем: а) непосредственного или опосредованного приобретение, приобретение в собственность иным способом активов в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, получение в управление, аренду, лизинг, концессию или приобретение в другой способ права пользования активами в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения предприятия, в том числе приобретения активов субъекта хозяйствования, который ликвидируется б) назначение или избрание на должность руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лица, которое уже занимает одну или несколько из перечисленных должностей в других субъектах хозяйствования, или создание ситуации, при которой более половины должностей членов наблюдательного совета, правления, других наблюдательных или исполнительных органов двух или более субъектов хозяйствования занимают одни и те же лица в) создание субъекта хозяйствования двумя и более субъектами хозяйствования, длительный период будет самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, и при этом указанное создание не приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования, 3) непосредственное или опосредствованное приобретение, приобретение в собственность иным способом или получение в управление долей (акций, паев), обеспечивает достижение или превышение 25 или 50 процентов голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.

Порядок предоставления разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования определяется Положением о порядке подачи заявлений в органы Антимонопольного комитета Украины о предварительном получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования, утвержденным распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19.02.2002 г. N 33-р.

3. Принудительное деление монопольных образований является одной из форм демонополизации экономики и обеспечения развития конкуренции на рынке. Это мероприятие является принудительным, т.е. может осуществляться независимо от воли и интересов предприятия, к которому он применяется.

Обязательным условием его применения является установленное компетентными органами злоупотребления монопольным (доминирующим) положением. Закрепленная в законе правовая возможность побуждает субъекта хозяйствования действовать в соответствии с правовыми требованиями органов Антимонопольного комитета Украины.

4. Решение о принудительном разделении может быть принято только при наличии определенных условий. Принудительное деление не применяется в случае: невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц; наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (если объем продукции, используется предприятием, превышает тридцать процентов валового объема продукции предприятия, структурного подразделения или структурной единицы).

5. В случае принятия решения о принудительном разделение монопольного образования реорганизация осуществляется по усмотрению предприятия. Формами реорганизации могут быть разделение предприятия на несколько образований или удаления из его состава новых лиц. Вследствие деления образуются ряд предприятий, способных осуществлять полноценную хозяйственную деятельность.

6. Антимонопольні органи розглядають справи про порушення законодавства про захист економічної конкуренції согласно требованиям раздела 7 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" и Правил рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденных распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19.04.94 г. N 5 с последующими изменениями. В процессе рассмотрения антимонопольные органы: собирают и анализируют документы, заключения экспертов, объяснения лиц, другую информацию, что является доказательством по делу, и принимают решение по делу в пределах своих полномочий; получают объяснения лиц, участвующих в деле, или любых лиц по их ходатайству или по собственной инициативе.

7. Заявитель, ответчик, третье лицо вправе обжаловать решение органов Антимонопольного комитета Украины полностью или частично в суд в двухмесячный срок со дня получения решения. Этот срок не может быть восстановлено.

Принятие судом к рассмотрению заявления о признании недействительным решения органа Антимонопольного комитета Украины не останавливает его выполнения, кроме случаев, предусмотренных законом.