Стаття 39. Захист прав споживачів

1. Споживачі, які перебувають на території України, під час придбання, замовлення або використання товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения своих потребностей имеют право на:

государственную защиту своих прав;

гарантированный уровень потребления

надлежащую качество товаров (работ, услуг)

безопасность товаров (работ, услуг)

необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг)

возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами), в случаях, предусмотренных законом

обращение в суд и другие уполномоченные органов власти за защитой нарушенных прав или законных интересов.

С целью защиты своих прав и законных интересов граждане могут объединяться на добровольной основе в общественные организации потребителей (объединения потребителей).

2. Государство обеспечивает гражданам защиту их интересов как потребителей, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг), приобретения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования товаров (работ, услуг) в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение другими законными способами товаров (работ, услуг) в объемах, обеспечивающих уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности.

3. Права потребителей, механизм реализации защиты этих прав и отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и производителями (Исполнителями, продавцами) регулируются законом о защите прав потребителей и другими законодательными актами.

4. Если действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, что есть в законодательстве Украины о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.

Комментарий

1. Споживач прямо не бере участі в конкуренції, але його вибір є потужним важелем регулювання ринкових отношений и конкуренции. В то же время потребители, которым так же, как и хозяйствующим субъектам, в результате недобросовестной конкуренции наносится вред, вследствие своего слабого экономического состояния нуждаются в дополнительной защите. Поэтому в новых законодательных актах зарубежного права потребитель практически приравнен к конкурирующим субъектов по объему предоставленных им прав в сфере защиты от недобросовестной конкуренции.

Законодательство по защите экономической конкуренции не уточняет признаки лица потребителя. По обычной деловой практикой потребителями выступают как физические, так и юридические лица. НЕ случайно Антимонопольный комитет Украины в распоряжении N 49-р от 05.03.2002 г. "Об утверждении Методики определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке "определил, что потребитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность по приобретению и использованию товаров, услуг, работ на соответствующем товарном (товарных) рынка (рынках). Есть главным признаком потребителя, как участника определенных отношений, является функциональная - приобретения и использования товаров для собственных нужд.

2. Часть вторая этой статьи посвящена защите интересов граждан как потребителей. Эта норма вытекает из требований ст. 42 Конституции Украины. Государство охраняет права потребителей и возникающие общественные отношения по потреблению продукции. Регулированию отношений потребителей-граждан с субъектами предпринимательской деятельности посвящен специальный Закон Украины "О защите прав потребителей", который предусматривает применение административно-хозяйственных санкций по правонарушителей. Защита прав потребителей не зависит от воли самих потребителей и гарантируется государством посредством императивных норм и применения к правонарушителям мер юридической ответственности.

Главная цель законодательства о защита от недобросовестной конкуренции - это защита общественных отношений по осуществлению свободной и честной конкуренции. Отношение к продукции потребителя, отдает предпочтение продукции определенных производителей и фактически определяет их судьбу и место на рынке, является мерой оценки общественных отношений в конкуренции, которая в свою очередь влияет на положение самого потребителя.

3. Учитывая важность защиты прав потребителей как "арбитров" конкурентных отношений, законодательством предусмотрен сложный механизм их обеспечения с помощью норм различных отраслей права: хозяйственного, гражданского, административного, которые определяют механизмы реализации права.

4. Заключенные и ратифицированные международные договоры составляют неотъемлемую часть национального законодательства и имеют приоритет над законодательством Украины. Координации государственных политик в области защиты прав потребителей посвящено Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей, заключенное в Москве 25 января 2000 года и ратифицированной Законом Украины N 3102-III от 07.03.2002 г. Вопросам прав потребителей посвящена ст. 75 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществом и их государствами-членами, ратифицировано Законом Украины N 237/94-ВР от 10.11.94 г.