Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 67. Отдельные особенности формирования местных бюджетов

1. Поступления и расходы бюджета Автономной Республики Крым и бюджеты городов Киева и Севастополя формируются в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом Закона Украины " Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым ", Закона Украины " О столице Украины - городе-герое Киеве " и закона, определяющего особый статус города Севастополя. При этом:

1) состав расходов и кредитования бюджетов городов Киева и Севастополя определяется в соответствии со статьями 88 - 91 настоящего Кодекса

2) финансовые нормативы бюджетной обеспеченности, применяемые для определения объема межбюджетных трансфертов для бюджетов городов Киева и Севастополя, определяются на основе финансовых нормативов бюджетной обеспеченности для областных бюджетов и бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения с учетом особенностей их статуса.

2. К доходам общего фонда местных бюджетов относятся доходы, определенные статьями 64 - 66 и частью первой статьи 69 настоящего Кодекса, и трансферты местным бюджетам (кроме субвенций, определенных частью второй статьи 69 и частью первой статьи 71 настоящего Кодекса).

Если законом установлен новый вид дохода местных бюджетов, его зачисления определяется законом о Государственный бюджет Украины на период до внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

3. Определенные статьями 64 и 69 настоящего Кодекса налоги и сборы (обязанность ' обязательные платежи), которые уплачивают предприятия, осуществляющие свою деятельность в зоне отчуждения и в зоне безусловного (Ctrl ' обязательного) отселения (если на таких территориях не сформированы органы местного самоуправления), зачисляются в районный бюджет в частях, определенных этим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами для районных бюджетов и бюджетов местного самоуправления.

4. Бюджеты о ' объединений территориальных обществ, которые создаются согласно закону, формируются в соответствии с настоящим Кодексом с учетом следующих особенностей:

1) доходы этих бюджетов определяются в соответствии со статьей 64, части второй статьи 65 и статьи 69 настоящего Кодекса;

2) расходы и кредитование этих бюджетов определяются в соответствии со статьями 88, 89 и 91 настоящего Кодекса

3) отношения между этими бюджетами и государственным бюджетом определяются в соответствии со статьями 97, 98, 100 и 108 настоящего Кодекса

4) местные заимствования осуществляются в соответствии со статьями 16 и 74 настоящего Кодекса.

Положения настоящей части статьи применяются с учетом пункта 6 раздела VI " Заключительные и переходные положения " настоящего Кодекса.

Комментарий

1. Бюджет Автономной Республики Крым, бюджеты городов Киева и Севастополя являются местными бюджетами. Однако состав доходов и расходов этих бюджетов, порядок формирования их доходной части и осуществления расходов имеет определенные особенности по сравнению с режимом формирования других видов местных бюджетов. Это является следствием действия законов, в соответствии с Конституцией Украины определяют особый статус Автономной Республики Крым и города Киева. Что касается города Севастополя, то закон, который бы определял его особый статус, на сегодня еще не принято. В этой ' связи при формировании бюджета города Севастополя следует исходить, во-первых, из общих требований по формированию любого местного бюджета, а во-вторых, из положений пунктов 1 и 2 комментируемой статьи Бюджетного кодекса Украина.

Особенности формирования бюджета Автономной Республики Крым определяются Законом Украина от 23 декабря 1998 " Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым ". В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 1 статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым к полномочиям Автономной Республики Крым относится:

- составление, утверждение, исполнение бюджета Автономной Республики Крым

- зачисление в соответствии с Конституцией Украины и законов Украины в бюджет Автономной Республики Крым налогов и сборов, собираемых на территории Автономной Республики Крым, за исключением местных, с дальнейшей передачей в Государственный бюджет Украины средств для общегосударственных расходов

- установление согласно законодательству Украины доходов, формирующих бюджет Автономной Республики Крым, обеспечение его исполнения, проведение экспериментов в сфере налогообложения, установление местных налогов и сборов, а также патентование отдельных видов деятельности, осуществление других предусмотренных законами Украины, полномочий в сфере бюджета и налогообложения.

Финансовая самостоятельность Автономной Республики Крым гарантируется закреплением законами Украины по доходной частью бюджета Автономной Республики Крым на стабильной основе общегосударственных налогов и сборов, зачисляемых в полном объеме в бюджет Автономной Республики Крым и являющихся достаточными для осуществления полномочий Автономной Республики Крым и обеспечения жизненного уровня граждан и населения в целом не ниже социальных стандартов и потребностей, которые определяются законами Украины.

Межбюджетные отношения Государственного бюджета Украины и бюджета Автономной Республики Крым, регулирующие распределение и перераспределение бюджетных средств для сбалансирования бюджета Автономной Республики Крым на уровне, необходимом для обеспечения и осуществления полномочий Автономной Республики Крым, а также жизненного уровня населения не ниже социальных стандартов и потребностей, определяются в соответствии с законами Украины.

Изложенные выше положения Закона Украина " Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым " свое время были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Украины. По мнению субъектов ' объекта права на конституционное представление (50 народных депутатов), не соответствуют Основному Закону Украины положения подпунктов 13, 14 пункта 1 статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым, а именно: ведению Автономной Республики Крым подлежит " зачисления ... в бюджет Автономной Республики Крым налогов и сборов, собираемых на территории Автономной Республики Крым ... с последующей передачей в Государственный бюджет Украины ... " и " зачисляемых в полном объеме в бюджет Автономной Республики Крым ... " и " проведения экспериментов в сфере налогообложения ". Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что оспариваемые суб ' объектом права на конституционное представление подпункт 13, подпункта 14 пункта 1 статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым не противоречат Основному Закону Украины.

В Решении Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений Конституции Автономной Республики Крым и Украины " Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым " (дело о Конституции Автономной Республики Крым) от 16 января 2003 N 1-рп/2003 были признаны соответствующими Конституции Украины (конституционными) положения статей 1, 2 Закона Украины " Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым " в части утверждения указанных положений Конституции Автономной Республики Крым.

То есть, основное отличие в формировании бюджета АРК состоит в том, что все налоги и сборы, как общегосударственные, так и местные, уплачиваемых на территории АРК, зачисляются в полном объеме в бюджет АРК с последующей передачей части из них в Государственный бюджет Украины.

Особенности формирования бюджета города Киева определены в статье 19 Закона Украины от 15 января 1999 N 401-XIV " О столице Украины - Город-герой Киев ".

Законодатель устанавливает, что государство финансирует в полном объеме осуществления органами местного самоуправления города Киева столичных функций. Средства, необходимые для осуществления этих функций, ежегодно предусматриваются в Законе о Государственном бюджете Украина.

Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления города Киева, должны заполнить ' обязательно сопровождаться передачей им необходимых для этого материальных и финансовых ресурсов. Указанные решения выполняются органами местного самоуправления города Киева в пределах переданных материальных и финансовых ресурсов.

Доходы городского бюджета и бюджетов районов в городе Киеве формируются за счет собственных и закрепленных доходов, 100-процентного отчисления налога на прибыль, налога с доходов физических лиц, платы за землю, а также субвенций из Государственного бюджета Украины на выполнение столичных функций, но не менее 50 процентов от суммы налогов, сборов (обязанность ' обязательным платежей), взимаемых на территории города Киева.

Законодатель не допускает при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий год осуществлять передачу средств из бюджета города Киева в Государственный бюджет Украины в виде превышение доходов над расходами и других взносов.

По решению Киевского городского совета в бюджеты районов города могут передаваться средства для финансирования мероприятий, эт ' связанных с осуществлением городом столичных функций.

Местные государственные администрации осуществляют полномочия исполнительных органов местного самоуправления за счет бюджета города и районов.

Нормативы отчислений от общегосударственных налогов и сборов, размер субвенций, дотаций, а также другие бюджетные показатели взаимоотношений Государственного бюджета Украины и бюджета города Киева должны быть стабильными и уточняться только при изменении налогового законодательства Украины или по представлению Киевского городского совета. Бюджетные показатели взаимоотношений районного в городе Киеве бюджета и бюджета города Киева утверждаются Киевской городской советом после утверждения показателей бюджета города Киева в Государственном бюджете Украины и уточняются при изменении налогового законодательства Украины или по представлению районной в городе Киеве совета.

В бюджете Киева отдельно предусматриваются средства на финансирование расходов бюджетных учреждений и организаций за услуги, которые предоставляются предприятиями жизнеобеспечения города.

Формирование расходной части бюджета Автономной Республики Крым и бюджетов городов Киева и Севастополя осуществляется с учетом двух обстоятельств: 1) учитываются особенности покрытия расходов за счет средств этих бюджетов, исходя из требований законов, определяющих особый статус этих субъектов ' объектов, 2) из осуществления расходов и кредитования в соответствии со статьями 88 - 91 Бюджетного кодекса Украины. Указанные статьи определяют перечень расходов, которые осуществляются из бюджетов сел, их об ' объединений, поселков, городов районного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (ст. 88 БК) расходов, которые осуществляются из районных бюджетов и бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (ст. 89 БК) расходов, которые осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (ст. 90 БК) и расходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов.

Согласно пункту 2 части 1 комментируемой статьи, финансовые нормативы бюджетной обеспеченности, применяемые для определения объема межбюджетных трансфертов для бюджетов городов Киева и Севастополя, определяются на основе финансовых нормативов бюджетной обеспеченности для областных бюджетов и бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения с учетом особенностей их статуса. Расчет финансовых нормативов осуществляется в соответствии с положениями, закрепленными в статьях 94 и 95 Бюджетного кодекса Украины.

В пункте 50 части 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Украины финансовый норматив бюджетной обеспеченности определяется как гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных ресурсов уровень финансового обеспечения задач и функций, осуществляются соответственно Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и исполнительными органами местного самоуправления, используется для определения объема межбюджетных трансфертов.

Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности лежат в основе расчета показателя объема расходов и кредитования общего фонда бюджета местного самоуправления, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов. Финансовый норматив бюджетной обеспеченности определяется путем деления общего объема финансовых ресурсов, направляемых на реализацию бюджетных программ, на количество населения или потребителей гарантированных услуг и т.п..

Общий объем финансовых ресурсов по каждому виду расходов, учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов, рассчитывается на основании государственных социальных стандартов и нормативов, которые устанавливаются законом и другими нормативно-правовыми актами. При расчете финансового норматива бюджетной обеспеченности может предусматриваться объем нераспределенных расходов, который об ' объединяет виды расходов на те полномочия, установление нормативов по которым нецелесообразно.

Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности для бюджетов Автономной Республики Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя (как, собственно, и для других местных бюджетов) корректируются коэффициентами, которые учитывают отличия в стоимости предоставления гарантированных услуг в зависимости от: 1) количества населения и потребителей гарантированных услуг, 2) социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей (с времени их определения) Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Такие корректирующие коэффициенты утверждаются Кабинетом Министров Украины.

2. Часть 2 комментируемой статьи БК предусматривает режим зачисления в доходную часть местных бюджетов доходов, не предусмотренных Бюджетным кодексом. Так, если на любой стадии бюджетного процесса законом Украины будет установлен новый вид дохода местных бюджетов, его зачисления определяться законом о Государственном бюджете Украины на период до внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс. Внесение изменений в решение о соответствующем местном бюджете при этом не требуется.

3. Часть 3 комментируемой статьи Бюджетного кодекса установила особенности зачисления поступлений в доходную часть соответствующих местных бюджетов, источником которых являются налоги и сборы (обязанность ' обязательные платежи), которые уплачивают предприятия, осуществляющие свою деятельность в зоне отчуждения и в зоне безусловного (Ctrl ' обязательного) отселения.

Комментируемым нормой установлено, что при условии, если на территориях, находящихся в зоне отчуждения и в зоне безусловного (Ctrl ' обязательного) отселения населения, сформированы органы местного самоуправления, налоги и сборы (обязанность ' обязательные платежи), которые уплачивают предприятия, осуществляющих свою деятельность на этих территориях, направляются в районный бюджет в частях, определенных Бюджетным кодексом и другими нормативно-правовыми актами для районных бюджетов и бюджетов местного самоуправления.

4. Часть 4 комментируемой статьи БК определяет особенности формирования бюджетов об ' объединений территориальных общин. Согласно Закону Украины " О местном самоуправлении в Украине " об ' объединяться в одну вправе территориальные общины сел.

Доходы бюджетов таких об ' объединений территориальных общин определяются в соответствии со статьей 64 (устанавливает перечень доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов), части второй статьи 65 (устанавливает нормативы отчислений налога с доходов физических лиц в доходы бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) и статьи 69 (определяет перечень доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, есть направляются на покрытие расходов по реализации собственных полномочий) БК Украины.

Расходы и кредитования бюджетов об ' объединений территориальных общин определяются в соответствии со статьями 88 (устанавливает перечень расходов, которые осуществляются из бюджетов сел, их об ' соединений, поселков, городов районного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов), 89 (устанавливает перечень расходов, которые осуществляются из районных бюджетов и бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, то есть направляются на покрытие расходов по реализации делегированных полномочий) и 91 (устанавливает перечень расходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов) БК Украины.

Отношения между бюджетами о ' объединений территориальных общин и государственным бюджетом определяются в соответствии со статьями 97 (устанавливает перечень трансфертов, которые могут предоставляться из Государственного бюджета Украины местным бюджетам), 98 (устанавливает дотацию выравнивания для бюджетов, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты), 100 (определяет объем средств, которые передаются в государственный бюджет из местных бюджетов, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты) и 108 (устанавливает порядок перечисления межбюджетных трансфертов) настоящего Кодекса.

Местные заимствования для бюджетов об ' объединений территориальных общин осуществляется в порядке, определенном Бюджетным кодексом Украины для заимствований других местных бюджетов, особенности осуществления которых определены статьями 16 и 74 Бюджетного кодекса (см. комментарий к ст. ст. 16, 74 БК Украины).

В комментируемой части статьи 67 БК содержится предостережение относительно применения его положений. Так, особенности формирования бюджетов об ' объединений территориальных общин, изложенные выше, должны учитываться Кабинетом Министров Украины при подготовке проекта закона Украины о Государственном бюджете Украины, который после завершения планируемой административно-территориальной реформы в части укрупнения административно-территориальных единиц и вступления в силу соответствующих изменений в законы по вопросам местного самоуправления должен будет определять в нем, помимо прочего, объемы межбюджетных трансфертов для бюджетов новых укрупненных административно-территориальных единиц, которые создались. Определение объемов межбюджетных трансфертов для этих новых административно-территориальных единиц должно будет происходить с учетом особенностей формирования бюджетов об ' объединений территориальных общин, определенных частью 4 статьи 67 Бюджетного кодекса.