Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 45. Використання земель природно-заповідного фонда
1. Земли природно-заповедного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.2. Порядок использования земель природно-заповедного фонда определяется законом.
Комментарий
К ч . 1. Комментируемое норму следует применять с учетом того, что некоторые объекты природно-заповедного фонда и земельные участки, на которых они расположены, не подлежат передаче в частную собственность (см. ст. 4 Закона "О природно-заповедном фонд Украины ", а также положения ст. ст. 83, 84 ЗКУ относительно земель, не могут приватизироваться). Между тем, соответствующие земли теоретически все-таки могут находиться в частной собственности, если, например, при создании объекта природно-заповедного фонда земельный участок частной собственности (ее часть) под объектом ни была выкуплена в государственную собственность.
К ч.2. В комментируемой норме скорее речь идет не о "порядке", а о "режиме" использования, который отличается в зависимости от вида объекта природно-заповедного фонда. По видам объектов природно-заповедного фонда см.. ст. 44 ЗКУ и комментарий к ней. Правовой режим каждого из объектов природно-заповедного фонда, требования по их зонирования и т.д. определяются разделом III (ст. ст. 14 - 38) Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украина ", а также положением о соответствующем объекте или проектом организации его территории, принимаемые в соответствии с приказом Минприроды от 06.07.2005 N 245" Об утверждении Положения о Проекты организации территорий учреждений природно-заповедного фонда Украины ", приказа Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Министерства культуры Украины от 20.02.98 N 21/46 "Об утверждении Положения о зоологический парк общегосударственного значения".
Можно выделить следующие особенности правового режима земель природно-заповедного фонда.
Прежде всего, непосредственно из целевого назначения следует запрет осуществления на землях природно-заповедного фонда любой деятельности, противоречит целевому назначению или может негативно влиять на состояние объектов природно-заповедного фонда: в большинстве случаев земельные участки изымаются из хозяйственного использования, или такая деятельность строго ограничивается (в частности, см.. ст. ст. 7, 9 и др.. Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украина ").
Установленный особый порядок объявления территорий объектами природно-заповедного фонда (ст. ст. 51 - 55 Закона "О природно-заповедном фонде Украины"). Создание объектов природно-заповедного фонда регламентируется также Законом Украины "Об Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на оды "и" Об экологической сети Украины ", постановлением КМУ" Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения "от 25.08.2004 N 1094.
Осуществляется внутреннее функциональное зонирование земельных участков, когда для каждой из зон устанавливается дифференцированный режим использования, охраны и воспроизводства (например, в соответствии со ст. 18 Закона Украины "О природно-заповедном фонд Украины "территория биосферного заповедника делится на заповедную зону, буферную зону и зону антропогенных ландшафтов). Зонирование осуществляется согласно положений о конкретных объектах природно-заповедного фонда.
Установленный льготный режим налогообложения земель природно-заповедного фонда земельным налогом: согласно пп. 282.1.1 ст. 282 НКУ почти все объекты природно-заповедного фонда (кроме охотничьих заказников) освобождаются от земельного налога.
За нарушение правового режима земель природно-заповедного фонда установлена территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда ", совершение преступления на территории природно-заповедного фонда является квалифицирующим признаком состава преступления "Нарушение правил охраны или использования недр" (ст. 240) и конститутивным признаком составов преступления "Незаконная порубка леса" (ст. 246) и "Незаконная охота" (ст. 248). Установленная также административная ответственность за нарушение режима объектов природно-заповедного фонда - см.. ст. 91 "Нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда "КоАП. Совершение правонарушения на территории объекта природно-заповедного фонда является основанием для применения административной ответственности по ч. 2 ст. 771 КУоАП особенности применения гражданской ответственности - вред взимается на основе кадастрово-экологической оценки и специальных такс.