Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 46. Землі іншого природоохранного назначения и их использование

1. К землям иного природоохранного назначения относятся земельные участки, в пределах которых находятся природные объекты, имеющие особую научную ценность.

2. Границы земель иного природоохранного назначения закрепляются на местности межевыми или информационными знаками.

3. Порядок использования земель иного природоохранного назначения определяется законом.

Комментарий

ч. ч. 1 и 3. Ч. 1 ст. 46 ЗКУ определяет земли "другого природоохранного назначения" очень нечетко, не давая четкого ответа, какие земельные участки следует относить к этой разновидности земель. Однако проблемы это не порождает, поскольку никаких особенностей правового режима из принадлежности земельного участка к землям "другого природоохранного назначения закона, который определял бы режим земель именно "другого природоохранного назначения", нет.

Рассмотрим действующее законодательство на предмет выявления земель, через свой природоохранный режим можно было бы отнести к землям "другого природоохранного назначения" (чисто из теоретических соображений).

На наш взгляд, к таким землям следует отнести охранные зоны, устанавливаемых вокруг объектов природно-заповедного фонда (п. "а" ч. 1 ст. 112 ЗКУ, раздел IV Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины"). Территории этих зон не относятся к землям природно-заповедного фонда, однако имеют особый природоохранный режим (ст. 40 Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины").

Також ст. 55 Закону України "Про природно-заповідний фонд України" передбачає можливість резервування ценных природных территорий для последующего заповедания с установлением их специального режима. Эти территории нельзя отнести к землям природно-заповедного фонда, однако они имеют специфический природоохранный режим, что позволяет отнести их к землям иного природоохранного назначения. Так, например, ст. 2 Указа Президента Украина "О резервировании ценных природных территорий для последующего заповедания" от 24.04.98 N 374/98 предусмотрено, что "на территориях, резервируемых, не допускается без согласования с Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины жилищное, хозяйственное, дачное строительство, проведение мелиоративных работ, распашка и облесение целинных и залежных земель и другая деятельность, которая может привести к уничтожению или разрушению ценных природных комплексов и объектов. ".

Н. Р. Малишева відносить до земель природоохоронного призначення також водоохоронні зони, прибережні защитные полосы и полосы видведення150 (см. ст. ст. 60 - 64 ЗКУ и комментарии к ст. ст. 60, 61, 62, 63, 64 ЗКУ). Следует согласиться с таким подходом.

К землям иного природоохранного назначения можно отнести водно-болотные угодья, определенные в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (см. также постановление КМУ от 23.11.95 N 935 "О мерах по охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение ", от 29.08.2002 N 1287" О Порядке предоставления водно-болотным угодьям статуса водно-болотных угодий международного значения ", приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 27.12.2002 N 524 "Об утверждении Структуры, содержания и порядка ведения паспорта водно-болотного угодья международного значения").

Бакотська затока - водно-болотне угіддя міжнародного значення, що охороняється згідно із Рамсарською конвенциею151.

В перспективе большое значение для выполнения природоохранных задач иметь создаваемая в Украине экологическая сеть (экосеть). Правовой основой для формирования экологической сети в Украине является Закон Украины "Об Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на оды "от 21.09.2000 и" Об экологической сети "от 24.06.2004.

Понятие экологической сети приведено в ст. 3 Закона Украины "Об экологической сети". Ст. 5 Закона относит к составляющим экосети следующие элементы:

"а) території та об'єкти природно-заповідного фонду;

б) земли водного фонда, водно-болотные угодья, водоохранные зоны

в) земли лесного фонда

г) полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, не отнесенные к землям лесного фонда

г) земли оздоровительного назначения с их природными ресурсами

д) землі рекреаційного призначення, які використовуються для організації масового відпочинку населення и туризма и проведения спортивных мероприятий

е) другие природные территории и объекты (участки степной растительности, пастбища, сенокосы, каменные россыпи, пески, солончаки, земельные участки, в пределах которых имеются природные объекты, имеющие особую природную ценность)

є) земельні ділянки, на яких зростають природні рослинні угруповання, занесені до Зеленої книги України;

ж) території, які є місцями перебування чи зростання видів тваринного і рослинного світу, занесених в Красную книгу Украины

с) частично земли сельскохозяйственного назначения экстенсивного использования - пастбища, луга, сенокосы и т.д.

ы) радиоактивно загрязненные земли, которые не используются и подлежат отдельной охране как природные регионы с отдельным статусом. "

Закон предусматривает проектирование экосети путем разработки сводной схемы планирования экосети Украины, региональных и местных схем планирования экосети (ст. ст. 14, 15 Закона). Объекты экосети включаются в перечни (1) ключевых территорий, (2) буферных зон, (3) соединительных территорий, (4) восстанавливаемых территорий экосети (ст. 16 Закона Украины "Об экологической сеть "). Порядок включения территорий в перечни объектов экосети должен определить КМУ (ч. 2 ст. 17 Закона). Пока что этого не произошло.

Ч. 1 ст. 18 Закона предусматривает, что "включение ... территорий, подлежащих особой охране, в перечень территорий и объектов экосети не влечет изменения режима их охраны и использования ... ". С другой стороны, могут произойти изменения в режиме других территорий: "режим охраны и использования буферных зон, соединительных и восстанавливаемых территорий экосети определяется согласно соответствующей схеме экосети "(ч. 3 ст. 18 Закона).

Стоит отметить, что в настоящее время положения законодательства об экологической сети практически не реализуются, несмотря на их чрезвычайно большой потенциал для дела охраны природных комплексов и экологических систем.

К ч. 2. При установлении границ земельных участков, которые можно отнести к землям "другого природоохранного назначения", используются "обычные" межевые знаки (см. ч. 2 ст. 106 ЗКУ и комментарий к ней). Особенности установления границ призвана урегулировать постановление КМУ "Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения "от 25.08.2004 N 1094.