Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 40. Земельні ділянки для будівництва та обслуговування жилого будинку, господарських будівель і гаражного будівництва
Гражданам Украина по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и гаражного строительства в пределах норм, определенных настоящим Кодексом. Сверх нормы бесплатной передачи граждане могут приобретать в собственность земельные участки для указанных нужд по гражданско-правовым договорам.
Комментарий :
Право на приватизацию приусадебных земельных участков. Субъектом права на приватизацию являются граждане Украины, не осуществляли ранее приватизации земельных участков по данному виду использования (ч. 4 ст. 116 ЗКУ). Норма бесплатной приватизации установлена приватизации отдельно земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома и отдельно - для строительства и обслуживания хозяйственных построек. Вся участок является единственной, объединяется общим названием - "приусадебный земельный участок" - и подлежит всеобщему ограничению предельного размера безвозмездной приватизации.
Порядок реалізації права на приватизацію присадибної земельної ділянки визначається ст. ст. 116, 118, 125 и др.. ЗКУ.
При реализации права на приватизацию приусадебных земельных участков, предоставленных гражданам в соответствии с положениями ЗК Украинской ССР от 25.12.70139, возникают проблемные ситуации, связанные с тем, что предоставленная в пользование земельный участок может превышать предельные нормы бесплатной приватизации по ст. 121 действующего ЗКУ. В большинстве таких случаев земельный участок по существующей практике приватизируется с ее разделением на две участки - например, приусадебный участок и участок для ведения ОСГ. Впрочем в этом случае, как представляется, упрощенная процедура приватизации земельных участков (ч. ч. 1 и 2 ст. 118 ЗКУ) не может быть применена. С ч. ч. 2 и 3 ст. 56 Закона Украины "О землеустройстве" следует, что в случае изменения целевого назначения земельного участка (земли жилой и общественной застройки при формировании участка для ведения ОСГ становятся ЗСГП) необходима разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка. Конечно, разработка такого проекта выглядит явным излишеством.
На наш взгляд, решение должно быть другим: вместо разбивания приусадебного участка на две в случае приватизации земельных участков, предоставленных в пользование по действующим ранее законодательством, нормы бесплатной приватизации вообще не должны применяться (см. комментарий к ч. ч. 1, 2 ст. 118 ЗКУ).
О проблем, возникающих при приватизации приусадебного земельного участка несколькими совладельцами жилого дома, см.. комментарий к ст. 89 ЗКУ.
Некоторые особенности реализации права граждан на приватизацию приусадебных земельных участков могут предусматриваться решениями органов местного самоуправления. В качестве примера можно привести решение Киевского городского совета "О порядке передачи (предоставления) земельных участков в пользование или в собственность в городе Киеве "от 15.07.2004 N 457/1867.
Субъектный состав комментируемой нормы ограничивается только гражданами Украины. Заметим, что иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать в собственность или пользование земельные участки для строительства, обслуживания жилых домов и хозяйственных построек по гражданско-правовым договорам (см. также ч. 2 ст. 81 ЗКУ).
Право на приватизацию земельных участков для гаражного строительства. Ст. 40 ЗКУ предоставляет гражданам Украины также право на приватизацию земельных участков для гаражного строительства. Субъектом права являются граждане Украины, не воспользовались правом на приватизацию земельных участков по данному виду использования (ч. 4 ст. 116 ЗКУ). Норма бесплатной приватизации предусмотрена п. "д" ч. 1 ст. 121 Кодекса (не более 0,01 га). Порядок реализации права на приватизацию земельного участка для гаражного строительства определяется ст. ст. 116, 118, 125 и др.. ЗКУ.
Особенности реализации права граждан на приватизацию земельных участков для гаражного строительства могут предусматриваться решениями органов местного самоуправления. В частности, в Киеве принято решение "О вопросах индивидуального гаражного строительства на многоэтажной жилой застройки в городе Киеве "от 23.12.99 N 165/667, который сегодня применяется в части, не противоречащей ЗКУ. Этим решением, среди прочего, предусмотрены ограничения по приватизации земельных участков для гаражного строительства в некоторых частях города.
Для гаражного будівництва можуть використовуватися і присадибні земельні ділянки, що не тягне обов'язку разделения приусадебного земельного участка и/или изменения целевого назначения ее части.
Право на аренду приусадебных участков и земельных участков гаражного строительства из земель государственной и коммунальной собственности. Комментируемым статьей предусмотрена возможность аренды приусадебных земельных участков и земельных участков для гаражного строительства из земель государственной и коммунальной собственности только гражданами Украины и, по буквальному пониманием статьи, только в пределах норм бесплатной приватизации.
Вместе с тем статья не содержит и запрета или ограничения на аренду соответствующих земельных участков. Ст. 93 ЗКУ "Право аренды земельного участка" и Закона Украины "Об аренде земли", как и другие акты земельного законодательства, не ограничивают ни кола арендаторов земельных участков несельскохозяйственного назначения, ни размера земельного участка, может арендоваться, в том числе из земель государственной и коммунальной собственности. Такое ограничение лишено всякого смысла. Учитывая это, считаем, что положения комментируемой статьи нельзя рассматривать как налагаемые на аренду соответствующих земельных участков какие-то запреты или ограничения.
Право на приобретение приусадебных участков и земельных участков гаражного строительства по гражданско-правовым договорам. В комментируемой статье по непонятным мотивов подчеркнуто, что нормы бесплатной передачи земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности не ограничивают возможности граждан и других субъектов приобретать приусадебные земельные участки и участки для гаражного строительства на основании гражданско-правовых соглашений. Такое подчеркивание было бы уместным в комментарии или учебнике, однако не в законе.
Особенности приобретения земельных участков на основании гражданско-правовых сделок закреплены в главе 20 ЗКУ "Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров" (см. комментарии к ст. ст. 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133 ЗКУ).
У разі придбання земельних ділянок із земель державної та комунальної власності не шляхом безоплатної приватизации земельные участки должны продаваться на аукционе (ст. 134 ЗКУ), кроме установленных Кодексом исключений. Поэтому практику отчуждения гражданам земельных участков государственной собственности частично (в пределах норм бесплатной передачи) бесплатно, а частично - платно, но не на аукционе мы считаем незаконным.
Правовой режим приусадебных земельных участков и земельных участков для гаражного строительства. К сожалению, ЗКУ рассматривает только вопросы, связанные с приобретением прав на приусадебные и гаражные земельные участки. Режим таких земельных участков определяется в основном разного рода нормативными документами, прежде всего, ДБН 360-92 ** "Планировка и застройка городских и сельских поселений", РСН 341-86 "Планировка и застройка районов индивидуального жилищно строительства в населенных пунктах Украинской ССР ", ДБН В.2.2-15-2005" Здания и сооружения. Жилые дома. Основные положения "и др..