Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 402. Непокора
1. Непокора, тобто відкрита відмова виконати наказ начальника, а также иное умышленное неисполнение приказа -
наказываются служебным ограничением на срок до двух лет или содержанием в дисциплинарном батальоне на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц или повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
3. Неповиновение, совершенное в условиях военного положения или в боевой обстановке, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Комментарий :
1. Одним из главных общих обязанностей всех военнослужащих является обязанность безоговорочно выполнять приказы командиров (начальников), кроме явно преступных. Это обусловлено характерным для всех военных формирований принципу единоначалия.
2. Основным непосредственным объектом преступления является порядок исполнения в военных формированиях Украины приказов, который обеспечивает необходимые в условиях военной службы отношения подчиненности и военной чести. Дополнительным факультативным объектом преступления могут быть собственность, окружающей среды и т.д..
3. С объективной стороны преступление может выражаться в двух формах:
1) открытый отказ от исполнения приказ начальника
2) иное умышленное неисполнение приказа.
О общее понятие приказа (распоряжения) см.. комментарий к ст. 41 УК. Во приказом в ст. 401 понимается одна из форм реализации властных функций, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей военной должностного лица, содержанием которой является прямая, обязательное для выполнения требование начальника о совершения или несовершения подчиненным (группой подчиненных) определенных действий по службе. В контексте ст. 402 под приказом понимается также прямое требование в виде распоряжения, указания, команды и т.д..
Существенное уголовно-правовое значение имеет характер преданного приказа. Так, приказ всегда должно быть конкретным. Поэтому нельзя рассматривать как неисполнение приказа невыполнение военнослужащим общих требований службы, содержатся в уставах, пособиях, инструкциях и т.п.. Кроме того, приказ должен быть законным и выданным только в пределах компетенции соответствующего должностного лица, а приказ по финансовым, материально-технических и кадровых вопросов, - кроме того, в письменной форме. Если приказ издан с нарушением требований, которые к нему предъявляются законодательством, он является незаконным.
Подчиненный не несет ответственности по ст. 402 за невыполнение приказа начальника, если этот приказ был незаконным (отдан несоответствующей лицом, в ненадлежащем порядке, выходил за пределы полномочий командира (начальника), по своему содержанию противоречил действующему законодательству, был связан с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина). При выполнении же явно преступного приказа начальника подчиненный подлежит ответственности как пособник соответствующего военного служебного преступления (например, за выполнение приказа начальника караула о применении физического насилия в отношении арестованных часовой должен нести ответственность по ч. 5 ст. 27 и ч. 2 ст. 424).
Кроме того, в каждом конкретном случае должно быть установлено, не обусловлено невыполнение приказа тем, что он был сформулирован невнятно, нечетко и непонятно, допускал двойное толкование или или он не был препятствием для выполнения приказа другого начальника. О понятии "законный приказ", а также об уголовно-правовой оценке действий лица, умышленно отдает преступный приказ, и лица, его выполняет, см.. комментарий к статьям 41 и 424 УК.
К военачальников следует относить военнослужащих, для выполнения определенных задач располагают подчиненных, наделенные правом отдавать последнее приказы, распоряжения и другие обязательные для исполнения требования и применять к ним дисциплинарную власть. Во военными начальниками в воинских уставах и других актах военного законодательства понимаются: 1) начальники по служебному положению (должности), то есть военнослужащие, которым поручено постоянно или временно руководить служебной деятельностью других военнослужащих или рабочих и служащих (подчиненных) 2) начальники воинское.
Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, в т.ч. и временно, являются прямыми начальниками для этих военнослужащих. Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником.
Ориентировочный перечень военных начальников содержится в разделах 3, 6, 9 - 12 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Украины (командир полка, старшина роты и т.д.), в разделах 2 и 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Украины (командир дивизии, командующий войсками военного округа и т.д.), в разделах 1, 2, 7 Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Украины (Начальник гарнизона, военный комендант гарнизона и т.п.) и в некоторых других нормативно-правовых актах. Специфические названия военных начальников предусмотренные статьями 14 - 15 Закона Украины "О Службе безопасности Украины", статьями 461, 56 Закона Украины "О прокуратуре" и т.п..
По своим воинским званиям начальниками являются: а) сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части б) прапорщики и мичманы - для сержантов и старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части в) младшие офицеры - для сержантов и старшин, солдат и матросов г) старшие офицеры по военным званием подполковник, капитан 2-го ранга, майор, капитан 3-го ранга - для прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов д) генерал-лейтенанты, вице-адмиралы, генерал-майоры, контр-адмиралы, полковники, капитаны 1-го ранга - для младших офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов е) генералы армии Украины, генерал-полковники, адмиралы - для старших и младших офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов.
При совместном выполнении служебных обязанностей " связей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные отношения не определены командиром (начальником), начальником является старший из них по должности, а при равных должностей - старший по воинскому званию.
Военнослужащий, принадлежащий к одному военному формирования, может быть начальником для военнослужащего, который относится к другому воинского формирования в случаях, когда: а) первый является начальником по воинскому званию, б) при совместном выполнении службы в порядке, установленном законодательством, первый назначен начальником в) при совместном выполнении службы их служебные отношения не определены соответствующим командиром (начальником), но первый имеет более высокую должность, а при равных должностей - высшее звание. Общим выполнением службы может быть, скажем, деятельность военнослужащих Вооруженных Сил Украины и внутренних войск Министерства внутренних дел Украины во время ликвидации последствий пожара на складах боеприпасов и т.п..
Командир общего украинского-польского батальона (обязанности командира батальона по очереди выполняются офицером Вооруженных Сил Украины и офицером Войска Польского) и другие представители командования в батальоне имеют право отдавать приказы военнослужащим независимо от их принадлежности к Вооруженным Силам Украины или Вооруженных Сил Республики Польша. Военнослужащие Украины должны выполнять отданные приказы, если они не противоречат законодательству Украины и если эти приказы связаны с целью, по выполнению которой батальон был создан.
Международными соглашениями Украины могут быть установлены и другие положения, согласно которым начальником для военнослужащих воинских формирований Украины может быть иностранец. Невыполнение же преданного им приказа при определенных обстоятельствах содержит состав преступления, предусмотренного ст. 402.
Военными начальниками могут быть и военнослужащие рядового состава, если они предназначены на соответствующую должность (например, командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты) или выполняют определенные задачи и имеют при этом в своем подчинении других военнослужащих, которым могут предъявлять обязательные для исполнения требования (например, начальник караула, старший пограничного наряда). Для квалификации деяния по ст. 402 не имеет значения, постоянно или временно, письменным или устным распоряжением назначен такого военнослужащего исполнять обязанности начальника.
Дежурный по роте является начальником для всех военнослужащих роты равного с ним или низшего воинского звания; дежурный по столовой - начальником для всех лиц суточного наряда, предназначенных для работ в столовой, и поваров; дежурный по парку - для дневальных парка и механика-водителя дежурного тягача, начальник воинского эшелона - для всего личного состава эшелона, дежурный и помощник дежурного части - для всех лиц суточного наряда и т. п.
Вообще , кроме указанных выше, к категории военных начальников нужно относить всех военнослужащих, имеющих подчиненных во время несения специальных служб (караульной, патрульной, внутренней, вахтенной, боевого дежурства, пограничной) и пользуются правом отдавать подчиненным приказы и распоряжения в интересах выполнения задач той или иной специальной службы.
Открытая отказ выполнить приказ начальника - наиболее дерзкая форма неповиновения - предполагает наличие заявления (устного или письменного) подчиненного о его нежелании выполнять приказ, или другое демонстративное его невыполнение, которое может сопровождаться любыми репликами или осуществляться молча. От неповиновения следует отличать случаи спора, когда подчиненный вступает в обсуждение приказа, проявляя свое недовольство в связи с его получением, но в конце концов приказ выполняет.
Другое умышленное невыполнение приказа заключается в том, что подчиненным приказ будто принимается к исполнению, но на самом деле не выполняется. Невыполнение приказа может состоять: а) в действиях, совершать которые приказ прямо запрещал б) невыполнении действий, которые должны быть выполнены в соответствии с приказом, в) в выполнении таких действий с нарушением установленных приказом сроков и других обязательных условий их выполнения.
Военнослужащий, уклоняется от несения внутренней или другой специальной службы и отказывается выполнить приказ начальника о возвращении к своим специальных обязанностей, должен нести ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 402 и статьями 418, 419, 420 или 421, если наступили предусмотренные этими статьями тяжкие последствия. Однако совершенное лицом из состава караула, патруля, внутреннего наряду т.д. неповиновение, не связана с соблюдением правил несения соответствующей специальной службы (например, отказ убрать в караульном помещении), квалифицируется только по ст. 402.
Неповиновение считается законченной, в зависимости от формы его совершения, с момента отказа выполнить приказ начальника или с момента его фактического невыполнения.
4. Субъектом преступления является военнослужащий (военнообязанный во время прохождения сборов), подчиненный отношении начальника, который отдал приказ.
5. С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Мотивы неповиновения в целом не имеют значения для квалификации. Однако, если приказ не выполнен по мотивам его явной незаконности, ответственность исключается. Если сам приказ был законным, но неповиновение спровоцирована предварительным незаконными действиями начальника по данному подчиненного, вопрос об ответственности должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела и при наличии оснований такое деяние может быть признано малозначительным.
Психическое отношение к тяжким последствиям (ч. 2 ст. 402) может характеризоваться только неосторожностью.
6. Квалифицирующими признаками преступления являются: 1) совершение его группой лиц, 2) причинение им тяжких последствий.
О понятии группа лиц см.. комментарий к ст. 28. Надо иметь в виду, что соответствующие действия должны рассматриваться как совершенные группой лиц независимо от того, привлечены к уголовной ответственности все соучастники преступления или только один из них, а в отношении других уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам. Подстрекательство группы военнослужащих к неповиновению, если при этом неповиновение совершено ни была по причинам, не зависящим от воли подстрекателя, квалифицируется по ст. 14, ч. 4 ст. 27 и ч. 2 ст. 402.
Во тяжелыми последствиями в ч. 2 ст. 402 следует понимать срыв выполнения боевой задачи (которым в мирное время есть, скажем, несения караульной или пограничной службы, боевого дежурства), причинение крупного материального ущерба и т.п.. Вопрос о наличии или отсутствии тяжелых последствий является вопросом факта и решается судом в каждом случае отдельно на основании всех обстоятельств дела.
Особенно квалифицирующими признаками преступления является совершение его: 1) в условиях военного времени, 2) в боевой обстановке.
О понятии военное положение здесь и далее см.. комментарий к ст. 111.
Боевую обстановку в этой и других статьях раздела XIX Особенной части УК следует понимать как определенное состояние воинских соединений, частей (кораблей) и (или) подразделений, по которым они ведут согласованные действия с целью обезвреживания (разгрома) военного противника, овладения важными районами (рубежами) или содержание их и выполнения других тактических задач. Боевая обстановка может иметь место во время общевойскового, танкового, противовоздушной, воздушного и морского, а также наступательного и оборонительного боя, боя в окружении, отражения высадки морского десанта и т.д..
Боевая обстановка может возникнуть в мирное время, например, при ликвидации пограничных конфликтов, при нарушении неприкосновенности воздушного или морского пространства Украины, в других случаях. Согласно законодательству Украины среди основных задач обеспечения военной безопасности в мирное время есть такие, как обеспечение неприкосновенности государственных границ в воздухе, на суше и на море, пресечения возможных провокаций и посягательств на суверенитет страны. Качестве одной из мер территориальной обороны допускаются военные меры, применяемые во время угрозы или отражения агрессии, в частности с целью защиты государственной границы от посягательств извне и борьбы с диверсионно-разведывательными силами и другими вооруженными формированиями агрессора на территории страны. Для выполнения этих задач могут быть привлечены Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования.
Признаки "совершение преступления в условиях военного положения" и "совершение преступления в боевой обстановке" не применяются при квалификации преступлений, совершенных военнослужащими украинских миротворческих контингентов во время прохождения службы в этих контингентах, поскольку: а) Верховной Радой Украины состояние войны ни с одной из стран, на территории которых дислоцируются эти контингенты, не оглашается б) в указанных случаях военного нападения на Украину не существует, а внутренние конфликты в той или иной стране не имеют характера агрессии против стран, с которыми Украина подписала договоры о совместной обороне от агрессии в) указанные контингенты не предназначены для ведения военных действий с целью обезвреживания военного противника и выполнения других тактических задач, вообще не имеют такого противника и фактически не ведут такие действия.
***
Соглашение между Украиной и Республикой Польша в деле создания совместной воинской части для участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой международных организаций от 26 ноября 1997 Ратифицирована Законом Украины N 1634-III от 6 апреля 2000
Закон Украины" Об обороне Украины "в редакции от 5 октября 2000 (статьи 1, 12, 17 ).
Закон Украины" О Службе безопасности Украины "от 25 марта 1992 (ст. 35).
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Украины от 24 марта 1999 года (ст. 11, 28 - 38).
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Украины от 24 марта 1999
Дисциплинарный устав органов внутренних дел Украины. Утвержден Законом Украины от 22 февраля 2006
Закон Украины" Об участии Украины в международных миротворческих операциях "от 23 апреля 1999 (статьи 1, 2, 5).
Закон Украины" Об одобрении Указа Президента Украины "О направлении миротворческого контингента для участия Украины в международной миротворческой операции в Косово, Союзная Республика Югославия "от 16 июля 1999 г. (ст. 2).