Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 401. Поняття військового злочину
1. Військовими злочинами признаются предусмотренные настоящим разделом преступления против установленного законодательством порядка несения или прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных (либо поверочных) или специальных сборов.
2 . По соответствующим статьями этого раздела несут ответственность военнослужащие Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, внутренних войск Министерства внутренних дел Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, Государственной специальной службы транспорта, а также другие лица, определенные законом.
3 . Лица, не указанные в этой статье, за соучастие в военных преступлениях подлежат ответственности по соответствующим статьям этого раздела.
4 . Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьями этого раздела, может быть освобождено от уголовной ответственности согласно статье 44 настоящего Кодекса с применением к нему мер, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Украина.
Комментарий :
1. В отличие от других групп преступлений, предусмотренных УК, понятие военного преступления определено непосредственно в законе (ч. 1 ст. 401). Однако в этом определении раскрываются не все признаки военного преступления, а лишь специфические, позволяющие отграничить военные преступления от других. В то же время для военных преступлений вполне характерными остаются и общие признаки преступления. К специфическим признаков военного преступления отнесены специальные: 1) объект посягательства - установленный законодательством порядок несения или прохождения военной службы, 2) субъект - военнослужащий, а в случае совершения большинства военных преступлений также и военнообязанный во время прохождения последнее учебных (проверочных) или специальных сборов, 3) уголовная противоправность - признание деяния военным преступлением только в том случае, если оно прямо предусмотрено в разделе XIX Особенной части УК Украины.
При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков деяния не может быть квалифицировано как военное преступление. Так, не создают состав военного преступления деяния, не посягают на установленный порядок несения военной службы (Похищение личного имущества или хулиганство на территории военной части), или такие, что хотя бы и посягали на воинский правопорядок, но совершенных рабочими или служащими Вооруженных Сил Украины или других военных формирований (неисполнение приказа, нарушение правил вождения специальной машины и т.д.), либо не предусмотренные законодательством как военные преступления (скажем, переход военнослужащего на сторону врага в условиях военного положения или служебный подлог, совершенный военным служебным лицом, квалифицируются как общеуголовные преступления).
2. Установленный законодательством порядок несения и прохождения военной службы (воинский правопорядок) - это совокупность таких, которые возникают в процессе жизни и боевой деятельности войск, общественных отношений, закрепленных в законах, военных уставах, положениях о прохождении службы различными категориями военнослужащих и других актах законодательства.
В состав этого порядка относятся: порядок подчиненности и воинской чести, порядок прохождения военной службы, порядок эксплуатации вооружения и военной техники и пользование военным имуществом, порядок несения специальных служб, порядок хранения военной тайны, порядок осуществления своих полномочий военными должностными лицами Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, порядок выполнения воинского долга в бою и в других особых условиях, порядок соблюдения обычаев и правил ведения войны.
Для того, чтобы понять, было посягательства на порядок несения (прохождение) именно военной службы, необходимо установить, было положено соответствующими актами законодательства на военнослужащего обязанность действовать определенным образом, или, наоборот, воздерживаться от определенного поведения.
3. Субъектами военных преступлений могут быть только военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими соответствующих сборов.
Военнослужащими являются лица, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях. Военная служба является государственной службой особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины, связанной с защитой Отечества. Видами военной службы являются: 1) срочная военная служба, 2) военная служба по контракту лиц рядового, сержантского и старшинского состава, 3) военная служба (обучение) курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений, а также высших учебных заведений, которые имеют в своем составе военные институты, факультеты военной подготовки, кафедры военной подготовки, 4) военная служба по контракту лиц офицерского состава, 5) военная служба по призыву лиц офицерского состава.
Военное формирования - это созданная в соответствии с законодательством совокупность военных объединений, соединений и частей и органов управления ими, которые комплектуются военнослужащими и предназначены для обороны Украины, защиты ее суверенитета, государственной независимости и национальных интересов, территориальной целостности и неприкосновенности в случае вооруженной агрессии, вооруженного конфликта или угрозы нападения путем непосредственного ведения военных (боевых) действий.
Кроме Вооруженных Сил Украины, военными формированиями является Служба безопасности Украины, Служба внешней разведки Украины, Государственная пограничная служба Украины, внутренние войска Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины.
Военными формированиями, согласно выполняемых ими функций, задач, их структуры и других критериев, не являются ли такие формирования, как, скажем, государственная военизированная горноспасательная служба в угольной промышленности, ведомственная военизированная охрана на железнодорожном транспорте и им подобные.
Военнообязанными являются лица, находящиеся в запасе для комплектования Вооруженных Сил Украины или других военных формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства. Согласно законодательству Украины они периодически призываются на учебные (или проверочные) и специальные сборы. Военнообязанные во время прохождения ими учебных или других сборов приравниваются к военнослужащим: они принимают на собрании военную присягу, им присваиваются воинские звания, они носят военную форму одежды и знаки отличия военнослужащих, как и военнослужащие, подразделяются на рядовой, сержантский и офицерский и офицерский состав, имеют одинаковые с военнослужащими права и обязанности, вытекающие из условий военной службы и т.д.. Военнообязанными также резервисты - лица, в добровольном порядке проходят службу в военном резерве Вооруженных Сил Украины или других военных формирований.
В отдельных нормах раздела XIX Особенной части УК как субъекты преступления указываются только военнослужащие (части 2 и 3 ст. 407, ч. 1 ст. 409, ч. 1 ст. 410, ст. 431), в т.ч. военнослужащие срочной службы (ч. 1 ст . 407). Если конкретная норма раздела XIX Особенной части УК прямо указывает только на военнослужащего как субъекта соответствующего преступления, этой норме нельзя давать расширительное толкование. Следовательно, законодателем сделаны исключения из общей нормы (ч. 1 ст. 401) о том, что военные преступления совершаются как военнослужащими, так и военнообязанными прохождении последними учебных (проверочных) или специальных сборов.
В некоторых случаях объяснения относительно такого подхода вытекают также из соответствующих норм самого УК или других законов Украины.
Так, по смыслу Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" понятие "военной службы" не охватывает собой понятие "прохождения сборов", а последнее является лишь видом выполнения воинского долга в запасе. Поэтому военнообязанные могут выполнять лишь отдельные обязанности военной службы и не несут ответственность за преступления против порядка прохождения военной службы (статьи 407 - 409). Военнообязанные не могут нести ответственность за дезертирство (ст. 408) и потому, что они фактически не могут уклониться от военной службы (тем более - навсегда). По этим же причинам военнообязанные не несут ответственность за уклонение от военной службы путем самокалечения или симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, а также за отказ от несения обязанностей военной службы (ст. 409). Сроки прохождения сборов военнообязанными обычно не являются длительными: срок учебных сборов для военнообязанных первого разряда не превышает двух месяцев, а для военнообязанных второго разряда - одного месяца срок проверочных сборов для всех военнообязанных не превышает пятнадцати дней, а срок специальных сборов - двух месяцев. Поэтому военнообязанные конечно и не совершают эти преступления, а чаще уклоняются от прохождения сборов вообще, за что несут ответственность по ч. 2 ст. 337.
Наконец , практически невозможен совершения военнообязанными любых военных преступлений в условиях военного состояния, в т.ч. преступлений, предусмотренных статьями 427, 429 - 435, поскольку с началом военных действий все военнообязанные призываются на военную службу по мобилизации и становятся, таким образом, военнослужащими.
За похищение (путем кражи, грабежа или разбоя), присвоение, вымогательство военного имущества, завладение им путем мошенничества или злоупотребления служебным положением военнообязанные несут ответственность по соответствующим статьям раздела VI Особой части, а за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, бездействие власти, халатное отношение в службу - по статьям раздела XVII Особенной части УК.
При таком подходе общее положение ст. 401 о то, что военными преступлениями признаются предусмотренные указанным разделом преступления против установленного законодательством порядка несения или прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения последними учебных (либо поверочных) или специальных сборов, не нарушается. Ведь по многим другим статьям этого раздела, кроме статей 407 - 410, 427, 429 - 435, военнообязанные действительно несут ответственность наравне с военнослужащими.
До інших осіб, визначених законом, які не входять до складу військових формувань, утворених відповідно до законів Украина, но несут ответственность по статьям раздела XIX УК, следует относить:
а) военнослужащих военных прокуратур и соответствующего управления Генеральной прокуратуры Украины, военных судов, Военной судебной коллегии Верховного Суда Украины, военных комиссариатов
б) военнослужащих Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины, Управление государственной охраны Украины, Государственной пограничной службы Украины, в соответствии с законами Украины на время выполнения определенных задач работают на штатных должностях в других учреждениях, предприятиях, организациях
в) военнослужащих, по их согласию откомандированные к органов исполнительной власти, на предприятия и в организации, выполняющие работы в интересах обороны государства и его безопасности (например, в Национальное космическое агентство Украина, к Государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины)
г) военнослужащих административного и профессорско-преподавательского состава учебных заведений, входящих в систему Министерства образования и науки Украины (в частности Военного института артиллерии при Сумском государственном университете, Военного института Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Военно-инженерного института при Подольской государственной аграрно-технической академии, Военного института при национальном университете "Львовская политехника", военно-юридического факультета Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого, военного факультета при Харьковском государственном техническом университете строительства и архитектуры);
д) военнослужащих (лиц военного персонала) воинских подразделений, имеющих постоянную или временную организации, находятся под командованием лица, ответственного перед Украиной и другим государством за поведение своих подчиненных, которые обязаны соблюдать внутренней дисциплины, норм международного права, и направляются в другое государство с целью выполнения боевых или миротворческих задач, или гуманитарных задач, связанных с защитой гражданского населения от радиационной, химической, биологической опасности и ликвидацией последствий применения оружия массового поражения
е) военнослужащих Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и гражданских учреждений Украины, которые в соответствии с международными соглашений направляются Украины для участия в международных миротворческих операциях и не входят в состав миротворческого контингента (военные наблюдатели, советники, штабные офицеры и т.д.)
есть) военнопленных, Украина держит в плену. Согласно международному законодательству они подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства, держащего их в плену. Последняя имеет право принимать судебные меры в отношении любого военнопленного, который поступит нарушение этих законов, уставов или приказов. Однако военнопленные не несут ответственности за побег из плена, попытку такого бегства и соучастие в нем. Кроме того, исходя из постулата, что представители иностранных государств не могут быть представителями органов военного управления Вооруженных Сил Украины или других военных формирований Украины, военнопленные, даже офицеры и генералы, не являются субъектами военных служебных преступлений по УК Украины (в случае совершения ими, например, неуставных методов воздействия или насилия в отношении других военнопленных, которые являются подчиненными для них, они могут нести ответственность по ч. 2 ст. 431 или по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности).
Надо, однако, отметить, что украинские военнопленные, которых держит другое государство - участник соответствующей Конвенции, и в плену остаются военными служебными лицами Украины, поскольку законодательством Украины не определено другой, и за совершение военных служебных преступлений во время плена могут нести ответственность по статьям 423 - 426.
Несмотря на то, что лица руководящего и рядового состава органов милиции, налоговой милиции и других государственных органов по своему социальному и правовому защитой приравниваются законодательством к военнослужащим, что в этих органах действуют дисциплина и отношения подчиненности, близкие к военным, что для работников этих органов устанавливаются специальная форма одежды, похожая на военную, специальные звания и т.д., все это не дает оснований приравнивать указанных лиц к военнослужащим. Указанное касается и лиц, которые занимают должности министра обороны и его заместителей, если эти лица являются гражданскими. Соответственно такие лица не являются субъектами воинских преступлений. Не являются военнослужащими и, соответственно, субъектами воинских преступлений военные лицеисты. Несмотря на то, что караульную службу несут работники ведомственной военизированной охраны, а вахтенную - моряки торговых судов, они не являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 418, так же как и субъектами других военных преступлений.
Субъектом воинских преступлений лицо может быть только в соответствующих временных пределах, которые определены в ст. 24 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе "- после начала и до окончания прохождения военной службы. Началом военной службы считается: а) день отправления в воинскую часть из районного (городского) военного комиссариата - для граждан, призванных на срочную военную службу, б) день зачисления в списки личного состава воинской части (военного учебного заведения, учреждения и т.п.) - для граждан, принятых на военную службу по контракту, в) день назначения на должность курсанта высшего военного учебного заведения, военного учебного подразделения высшего учебного заведения - для граждан, не проходивших военную службу, и военнообязанных.
Окончанием военной службы считается день, с которого военнослужащий исключен из списков личного состава приказом по воинской части (военном учебном заведения, учреждении и т.п.) в порядке, установленном положениями о прохождении военной службы гражданами Украины. Вместе с тем, лицо, совершившее преступление против установленного порядка несения военной службы во время ее прохождения (военнообязанный - При прохождении сборов), подлежит привлечению к ответственности за такое преступление и после увольнения с военной службы (окончания сборов).
Определенное значение для квалификации военных преступлений могут иметь возраст и другие личные качества личности. Так, на срочную военную службу в мирное время призываются пригодные для нее по состоянию здоровья граждане мужского пола, которым ко дню отправления в военные части исполнилось 18 лет. Призывники возрасте от 17 до 21 года, в т.ч. те, которым 17 лет исполняется в год зачисления на учебу, могут быть призваны на военную службу (обучение) курсантов высших военных учебных заведений или высших учебных заведений, имеющих военные учебные подразделения, то есть на практике может возникнуть ситуация, когда военнослужащим является лицо в возрасте 16 - 17 лет. В случае совершения таким лицом преступления это должно, согласно п. 3 ч. 1 ст. 66, расцениваться как обстоятельство, смягчающее наказание.
По общему правилу, лицо, незаконно (например, через недостижения им определенного возраста или непригодности к военной службы по состоянию здоровья) призвана на военную службу, не является субъектом военных преступлений. При наличии необходимых оснований такое лицо должно нести ответственность за совершение другого, невоенного преступления.
При этом следует учитывать положения ст. 19 Конституции Украины, согласно которому никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Следовательно, лицо, призвана в мирное время на военную службу, будучи непригодной к ней по состоянию здоровья или по возрасту, должна признаваться незаконно призван на военную службу. В связи с этим на него не может быть возложена обязанности, связанные с прохождением военной службы, в т.ч. и в виде уголовной ответственности за действия, подпадающие под признаки военного преступления.
Основанием возникновения правоотношений, связанных с прохождением военной службы, является соответствующий юридический факт. Если он отсутствует, то и такие отношения с точки зрения права признаются ничтожными - такими, которые не влекут никаких правовых последствий. Неправильные действия работников органов государственного управления, в результате нарушений со стороны которых лицо было призвано на военную службу незаконно, не могут ухудшать положение гражданина. Подобного подхода придерживается Верховный суд Украины делам о других преступлениях. Так, лицо, незаконно лишенное свободы, или которую незаконно взяли под стражу, не подлежит уголовной ответственности за побег из мест лишения свободы или из-под стражи и злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения.
Установив негодность по состоянию здоровья лица, обвиняемого в совершении какого-либо военного преступления, к военной службе, суд всегда должен выяснять, законно была призвана это лицо на службу, так и на основании экспертного заключения решать вопрос о возможности привлечения его к уголовной ответственности за совершение военного преступления.
Ответственность за военное преступление также исключается, если совершение такого преступления было непосредственно обусловлено непригодностью человека к военной службе вообще или к ее отдельным обязанностей по состоянию здоровья, возникшей в период прохождения службы. Прежде всего, это надо учитывать при привлечении лица к ответственности за преступления, которые не являются насильственными и обычно не характеризуются корыстными или другими низкими мотивами (неисполнение приказа, различные виды уклонения от военной службы, уничтожение или повреждение военного имущества, расточительство или утрата военного имущества, нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, нарушение правил вождения и эксплуатации военной техники, нарушение правил несения специальных служб и т.п.).
В случае совершения военнослужащими, которые стали непригодными к военной службе по состоянию здоровья в период прохождения, преступлений небольшой или средней тяжести, даже если совершение таких преступлений и не было непосредственно обусловлено состоянием их здоровья, они могут быть освобождены от уголовной ответственности в соответствии со ст. 48 с применением к ним мер, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Украины, или без применения таких мер.
Факт принятие или непринятие военнослужащим военной присяги не имеет значения для признания его субъектом военных преступлений. Из этого правила есть только два исключения: поскольку ст. 128 Устава гарнизонной и караульной служб и ст. 335 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Украины запрещается назначать в караул и на боевое дежурство военнослужащих, не сдавшие военной присяги, такие военнослужащие не могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям 418 и 420. В некоторых других случаях (например, при совершении преступлений, связанных с уклонением от военной службы) этот факт может рассматриваться лишь как обстоятельство, смягчающее наказание (ч. 2 ст. 66).
военнослужащим, проходящим службу в воинских формированиях Украины, могут быть только граждане Украины, поскольку всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в Украине. Вместе с тем, как отмечалось выше, к ответственности за военные преступления по УК Украины могут быть привлечены и военнослужащие других стран, если они являются военнопленными (кроме совершения ими побега из плена, попытки такого бегства и соучастия в ней, а также совершение преступлений, целью которых было облегчение побега и как не сопровождались насильственными действиями против жизни и здоровья).
Военные преступления, совершенные военнослужащими, которые входят в состав соединений и воинских частей Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины, являются преступлениями против Российской Федерации, а потому согласно международными договорами Украины по делам об их совершение применяется законодательство Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в соответствующей международной Соглашении, военнослужащие национальных составных частей общего украинского-польского военного миротворческого батальона несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством государства, гражданами которого они являются. Однако, если противоправные действия военнослужащего не связаны с выполнением служебных обязанностей, он несет уголовную ответственность согласно законодательству государства Стороны, на территории которого совершено противоправное действие. Если действия военнослужащего совершенные в связи с выполнением служебных обязанностей, то военные власти направляющей государства имеют первенство в осуществлении юрисдикции в отношении этого военнослужащего по преступлениям, направленных исключительно против имущества или безопасности этого государства и преступлений исключительно против личности или имущества другого члена вооруженных сил этого государства или их гражданского персонала, а власти принимающего государства имеют первенство в осуществлении юрисдикции в отношении этого военнослужащего в случае любых других преступлений.
Несколько иные правила установлены в соответствии с Соглашением между Правительством Венгерской Республики, Правительством Румынии, Правительством Словацкой Республики и Кабинетом Министров Украины о создании многонационального инженерного батальона (более подробно об этом см.. комментарий к ст. 6).
Граждане Украины, которые проходят альтернативную службу, не являются военнослужащими.
4. Со специальным субъектом военных преступлений как специфической их признаком связаны некоторые вопросы квалификации этих преступлений.
Согласно ч. 3 ст. 401, соучастие в военных преступлениях лиц, не указанных в этой статье, влечет ответственность по соответствующим статьям раздела XIX Особенной части УК. Это положение является законодательным определением принципа ответственности соучастников преступлений со специальным субъектом. Иными словами, исполнителями любого преступления, предусмотренного статьями 402 - 435, могут быть только военнослужащие, а другими соучастниками - И гражданские лица (например, как пособник - в случае подделки документов, ставших основанием незаконного увольнения с военной службы, или как подстрекатель - в случае склонения военнослужащего к похищению оружия и т.п.).
Гражданские лица не могут быть соисполнителями военных преступлений. Поэтому в случае, когда военнослужащий и гражданское лицо совместными усилиями выполняют объективную сторону военного преступления, последняя несет ответственность за совершение военного преступления как пособник (квалифицирующий признак "по предварительному сговору группой лиц" в данном случае не применяется). Так же квалифицируются и действия гражданского лица, совершившего деяние, содержащее признаки военного преступления, вместо военнослужащего (например, если военнослужащий склонил гражданское лицо к умышленного уничтожения военного имущества. При этом такой военнослужащий признается исполнителем преступления).
Отдельные военные преступления могут быть совершены только военнослужащими (военнообязанными), для которых свойственны специальные признаки, подлежащие установлению по каждой конкретному уголовному делу. Такими военнослужащими (военнообязанными), в частности, является военная должностное лицо (статьи 423 - 426), военачальник (ст. 427), командир военного корабля, лицо из состава команды военного корабля (ст. 428), подчиненный (статьи 402 - 405), лицо, входящее в состав караула (вахты) или патруля (ст. 418), лицо, входящее в состав наряда по охране государственной границы Украины (ст. 419), лицо, входящее в состав сил боевого дежурства (боевой службы) (ст. 420), лицо, которая входит в состав суточного наряда части (кроме караула и вахты) (ст. 421), лицо, которому были доверены документы или материалы, содержащие сведения военного характера, составляющих государственную тайну, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (ч. 2 ст. 422), украинский военнослужащий, который находится в плену (Ст. 431) и т.д.. Исполнителями перечисленных преступлений могут быть только лица, имеющие соответствующие признаки. Остальные военнослужащие (военнообязанные), а так же гражданские лица могут нести ответственность за указанные преступления только как организаторы, подстрекатели или пособники.
В отдельных случаях военнослужащий не может быть субъектом других, кроме военных, преступлений. Например, такие совершенные военнослужащим нарушения законов и обычаев войны, как мародерство, насилие над населением в районе военных действий, плохое обращение с военнопленными или гражданским населением, совершенное неоднократно, связано с особой жестокостью или направленное против больных и раненых, влекут ответственность по статьям 432, 433 и 434.
5. Положение, содержащееся в ч. 4 ст. 401 УК, означает, что лицо, совершившее военное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, как правило, при определенных, несколько особых условий, а именно с применением мер, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Украины.
Применение к лицу, совершившему военное преступление, мер, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Украины, в частности, означает, что судебное решение, которым лицо освобождено от уголовной ответственности, направляется соответствующему командиру (начальнику), имеющим право налагать дисциплинарное взыскания на данного подчиненного и несет ответственность за невыполнение этого судебного решения. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 87, 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Украины дисциплинарное взыскание на военнослужащего должно быть наложено не позднее чем через десять дней, начиная со дня, когда командиру стало известно о правонарушении, а в случае проведения расследования - со дня его окончания. Дисциплинарное взыскание, как правило, выполняется немедленно, а в исключительных случаях - Не позднее чем через месяц со дня его наложения.
При этом, по общему правилу, освобождение от уголовной ответственности в связи с совершенным им военным преступлением сочетается с применением к военнослужащему (военнообязанного) дисциплинарного взыскание. В случае совершения военнослужащим (военнообязанным) другого, не военного преступления, освобождение его от уголовной ответственности не влечет за собой применение дисциплинарного взыскания.
Словосочетание" может быть ", примененное в ч. 4 ст. 401, характеризует отсутствие императивности не только об освобождении от уголовной ответственности, но и по применению мер, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Украины. Иными словами, вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на военнослужащего (военнообязанного), освобожденного от уголовной ответственности, может судом ставиться в случае, если на момент рассмотрения дела судом, например:
а) военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в запас или отставку в связи с его непригодностью к ней по состоянию здоровья в мирное время или вообще;
б) военнообязанный подлежит освобождению учебных, поверочных или специальных сборов с последующим увольнением с военной службы в отставку в связи с его полной непригодностью к ней по состоянию здоровья.
Законодательство предусматривает случаи обязательного и факультативного освобождения от уголовной ответственности. Существуют определенные их особенности в отношении военнослужащих.
Видами обов'язкового звільнення від кримінальної відповідальності особи, яка вчинила військовий злочин, є звільнення от уголовной ответственности в связи с: 1) деятельным раскаянием (ст. 45), 2) примирением с потерпевшим (ст. 46), 3) истечением сроков давности (за некоторыми исключениями) (Ст. 49) 4) наличием оснований, предусмотренных Особенной частью УК, 5) амнистии (ст. 86) 6) помилованием (ст. 87).
Лицо, совершившего военное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности согласно ст. 45 только при условии, что: 1) она впервые совершившее преступление, 2) это преступление относится к преступлениям небольшой тяжести, 3) после совершения преступления она совершила комплекс таких действий: а) искренне покаялась б) активно способствовала раскрытию преступления, в) полностью возместила нанесенный ущерб или устранило причиненный вред.
Первые два условия являются обязательными и для освобождения лица от уголовной ответственности по ст. 46. Кроме того, указанное лицо имеет примириться с потерпевшим и возместить причиненный ущерб или устранить причиненный вред. Поскольку среди военных преступлений небольшой тяжести пострадавший является обязательным признаком только одного преступления - предусмотренного ч. 1 ст. 405, а угроза, как правило, не влечет причинение убытков, то фактически лицо, впервые совершившее это преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности при условии публичного извинения, принятого пострадавшим.
К военным преступлениям небольшой тяжести относятся преступления, предусмотренные частями 1 статей 403, 405, 409, 412, частью 2 ст. 413 и статьей 435.
Нормы статей 45 и 46 имеют императивный характер, а потому, если суд (судья) на стадии предания обвиняемого суду или рассматривая дело в судебном заседании, установит указанные в статьях 45 или 46 обстоятельства, он обязан в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Украины от 28 декабря 1960, закрыть уголовное дело по виновного лица в связи с его деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим. Согласия виновного в таком случае не нужно, поскольку о ней свидетельствует само наличие действенного раскаяния или примирения с потерпевшим.
Если пострадавший не пожелал примириться с виновным лицом, искренне покаялась в содеянном, активно способствовал раскрытию преступления и полностью возместило нанесенный ущерб или устранило причиненный вред, виновный может быть освобождено от уголовной ответственности на основании ст. 45.
Наличие у военнослужащего неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления любой степени тяжести, а также совершение впервые военнослужащим преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления лишает суд возможности применить к нему нормы статей 45 и 46.
Основными критериями разграничения оснований для освобождения виновных в совершении преступлений лиц от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 49) является степень тяжести совершенного преступления, устанавливается с учетом положений ст. 12, а в некоторых случаях также санкция статьи Особенной части УК.
При этом не имеет значения установлена степени их строгости. Так, для военнослужащих менее строгим основным наказанием, чем ограничение свободы (см. п. 1 ч. 1 ст. 49) является арест, ограничение по военной, общественные работы. Среди норм о военных преступлениях нормы, где законодатель ограничился применением только таких санкций, отсутствуют. Следовательно, минимальный срок давности, который может быть применен к лицам, совершивших военные преступления, составляет три года (п. 2 ч. 1 ст. 49). При этом, хотя в этом пункте и не указано на такой вид основного наказания, как направление в дисциплинарный батальон, однако определяющим для его применения является возможность по конкретной санкцией закона назначить наказание в виде или ограничения свободы или лишения свободы.
Видами факультативного освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, в т.ч. военнослужащего, является освобождение от уголовной ответственности в связи с: 1) передачей лица на поруки (ст. 47), 2) изменением обстановки (ст. 48).
Лицо, совершившее военное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности согласно ст. 47, если: 1) она впервые совершившее преступление, 2) это преступление относится к преступлениям небольшой или средней тяжести, 3) после совершения преступления она искренне покаялась, 4) существует соответствующее ходатайство коллектива воинской части (учреждения).
Статья 48 создает основания для возможного освобождения лица от уголовной ответственности при условии, если: 1) она впервые совершившее преступление, 2) это преступление относится к преступлениям небольшой или средней тяжести; 3) суд признает, что на время рассмотрения дела вследствие изменения обстановки совершенное деяние потеряло общественную опасность или лицо перестало быть общественно опасным.
Определенную сложность вызывает вопрос увольнения военнослужащих, признанными непригодными к военной службы, от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки за преступные уклонение от военной службы.
Вопрос пригодности лица к военной службе и ее вменяемости, как предпосылки вине, имеют разные критерии, а потому судебная практика дает такие варианты, согласно которым военнослужащий во время совершения общественно опасного деяния, предусмотренного нормами Особенной части УК, может быть одновременно: а) годным к военной службы и вменяемым б) вменяемым, но негодным к военной службе вследствие заболевания, которое получено им во время ее прохождения (или за время уклонения от нее) и которое не находилось в причинной связи с его преступным уклонением от службы в) вменяемым, но негодным к военной службе вследствие заболевания, которое получено им во время ее прохождения и которое находилось в причинной связи с его уклонением от нее г) вменяемым, но незаконно призванным вследствие непригодности к военной службе по состоянию здоровья или по возрасту.
В случаях, когда военнослужащего, самовольно оставил военную часть или место службы, признан негодным к военной службе вследствие полученного им во время ее прохождения заболевания, а тем более, во время уклонения от нее, он признается субъектом соответствующего военного преступления и подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
В то же время ответственность за преступления против установленного порядка прохождения военной службы лица, признанного непригодным для нее, уже само по себе предопределяет необходимость ее строгой индивидуализации. Следует признать правильной практику, когда к лицам, учитывая предусмотренные законом основания, применяются правила ст. 48 и они освобождаются от ответственности.
Но признание военнослужащего, самовольно оставил воинскую часть, негодным к службе по состоянию здоровья, не может автоматически рассматриваться как основание для его освобождения от ответственности по основаниям, предусмотренных ст. 48. С учетом всех обстоятельств дела, характера заболевания и его влияния на формирование и реализацию умысла виновного на уклонение от службы, такая обстоятельство может рассматриваться и лишь как смягчающее наказание (статьи 65 и 66). Только когда наряду с признанием лица непригодной к военной службе судом установлены и другие обстоятельства, которые в совокупности позволяют сделать вывод о потере действием или таким лицом общественной опасности, суд вправе освободить его от уголовной ответственности со ссылкой на ст. 48.
С другой стороны, если уклонение от службы непригодной к ней лица обусловлено болезнью, полученной во время прохождения службы и находится в причинной связи с таким уклонением (например, лицо покинула место службы с намерением получить в связи с болезнью надлежащую медицинскую помощь), такое уклонение не порождает юридической ответственности. Невозможность выполнять общие и специальные обязанности военной службы вследствие заболевания свидетельствует об отсутствии вины лица в содеянном, т.е. отсутствует состав преступления, а потому это обстоятельство не может быть основанием для ее освобождения от уголовной ответственности или наказания.
О правовых последствиях призыва на военную службу лица, непригодной к военной службе, см.. также комментарий к ст. 407.
Основаниями для освобождения от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки виновной в уклонении от службы лица могут быть и другие обстоятельства, в частности аналогичные тем, что в соответствии с законодательством создают основания для права на отсрочку от призыва (такими обстоятельствами могут быть, например: а) нетрудоспособность родителя и/или матери или лица, под опекой или на иждивении которого находился военнослужащий или лица, над которым он совершал опека, если они не имеют других трудоспособных лиц - граждан Украины, обязанных в соответствии с законодательством их содержать б) смерть отца, если на иждивении одиночки находятся двое или больше несовершеннолетних детей в) смерть жены или лишение ее родительских прав, повлекло оставление общего ребенка без попечения родителей г) рождение второго ребенка д) инвалидность ребенка или жены е) беременность жены).
Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки только при условии, если ею впервые совершено преступление и это преступление является преступлением небольшой или средней тяжести (части 2 и 3 ст. 12). Не подлежат освобождению от уголовной ответственности по ст. 48 военнослужащие, совершившие преступления, максимальная санкция за которые в виде лишения свободы свыше пяти лет.
6. Обычно разделение военного преступления и дисциплинарного проступка осуществляется по правилу, что следует из ч. 2 ст. 11, но только в случае, если состав преступления характеризуется оценочным признакам (например, являются последствия неосторожного невыполнение приказа начальника тяжелыми или есть предмет таким, представляет повышенную опасность для окружающих). Если же деяние характеризуется как военное преступление по помощью совершенно определенных признаков, в которых отражены его общественную опасность, оно не может быть признан дисциплинарным проступком. Поэтому и факт увольнения военнослужащего (Военнообязанного) от уголовной ответственности по ст. 44 не означает признания деяния дисциплинарным проступком.
***
Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 Ратифицирована СССР 17 апреля 1954 (статьи 82, 84, 87, 91, 92, 93, 99).
Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 Ратифицирована Украины 24 марта 1999 (ст. 19).
Соглашение между Украиной и Республикой Польша в деле создания совместной воинской части для участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой международных организаций от 26 ноября 1997 Ратифицирована Украины 6 апреля 2000
Угода між Урядом Угорської Республіки, Урядом Румунії, Урядом Словацької Республіки та Кабінетом Міністрів Украина по созданию многонационального инженерного батальона от 18 января 2002 Ратифицирована Украиной 22 ноября 2002 (ст. 10).
Закон Украины" О прокуратуре "от 5 ноября 1991 г. (ст. 461).
Закон Украины "О Государственной пограничной службе Украины" от 3 апреля 2003
Закон Украины "О Службе безопасности Украины "от 25 марта 1992 (статьи 1, 19 - 20, 36).
Закон Украины "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины "от 26 марта 1992 (статьи 1, 4, 8).
Закон Украины "О статусе судей" от 15 декабря 1992 г. (ст. 4).
Закон Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц "от 4 марта 1998
Закон Украины "Об участии Украины в международных миротворческих операциях "от 23 апреля 1999 (статьи 1, 2, 5, 6).
Закон Украины "О воинской обязанности и военной службе "в редакции от 4 апреля 2006
Закон Украины "Об одобрении Указа Президента Украины" О направлении миротворческого контингента для участия Украины в международной миротворческой операции в Косово, Союзная Республика Югославия "от 16 июля 1999
Закон Украины "Об одобрении решения Президента Украины о направлении миротворческого контингента и миротворческого персонала для участия Украины в Миссии Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго и миротворческого контингента для участия Украины в Временных силах Организации Объединенных Наций в Ливане "от 22 июня 2000
Закон Украины "Об одобрении решения Президента Украины о направлении миротворческого контингента для участия Украины в Миссии Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне "от 14 декабря 2000
Закон України "Про оборону України" в редакції від 5 жовтня 2000 р. (статті 1, 12, 17).
Закон Украины" О Вооруженных Силах Украины "в редакции от 5 октября 2000
Закон Украины "О разведывательных органах Украины" от 22 марта 2001 г. (ст. 9).
Закон Украины "О Службе внешней разведки Украины "от 1 декабря 2005
Закон Украины "О судоустройстве Украины" от 7 февраля 2002 г. (статьи 32, 48).
Закон Украины "О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины" от 7 марта 2002
Дисциплинарный устав органов внутренних дел Украины. Утвержден Законом Украина от 22 февраля 2006
Закон Украины "Об одобрении решения Президента Украины о направлении 19-го отдельного батальона радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Украины в Государство Кувейт для оказания помощи в защите гражданского населения этого государства от последствий возможного применения оружия массового поражения и в ликвидации возможных последствий применения оружия массового поражения на территории Государства Кувейт "от 20 марта 2003
Закон Украины "Об одобрении решения Президента Украины о направлении 19-го отдельного батальона радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Украины в Государство Кувейт для оказания помощи в защите гражданского населения этого государства от последствий возможного применения оружия массового поражения и в ликвидации возможных последствий применения оружия массового поражения на территории Государства Кувейт "от 20 марта 2003
Закон Украины "Об одобрении решения Президента Украины о направлении миротворческого контингента для участия Украины в международной миротворческой операции в Республике Ирак "от 5 июня 2003
Закон Украины "Об одобрении решения Президента Украины о направлении миротворческого контингента для участия Украины в Миссии Организации Объединенных Наций в Либерии "от 9 декабря 2003
Закон Украины "Об одобрении решения Президента Украины относительно направлении миротворческого контингента для участия Украины в Силах Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением израильских и сирийских войск "от 21 апреля 2005
Закон Украины" Об одобрении решения Президента Украины относительно участия миротворческого контингента Украины в обеспечении безопасности Специального суда по Республике Сьерра-Леоне "от 14 сентября 2006
Положение о прохождении военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками (мичманами) Вооруженных Сил Украины. Положение о прохождении военной службы солдатами (матросами), сержантами и старшинами Вооруженных Сил Украины. Положение о прохождении военной службы (обучения) по контракту в Вооруженных Силах Украины курсантами (слушателями) высших военных учебных заведений, военных учебных подразделений высших учебных заведений. Положение о прохождении военной службы по контракту и кадровой военной службы в Службе безопасности Украины. Положение о прохождении срочной военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами Службы безопасности Украины. Положение о прохождении военной службы (обучения) по контракту курсантами (слушателями) высших военных учебных заведений Службы безопасности Украина. Утверждены Указом Президента Украины N 1053/2001 от 7 ноября 2001
Положение о прохождении военной службы военнослужащими Службы внешней разведки Украины. Утверждено Указом Президента Украины N 619/2006 от 17 июля 2006
Инструкция об организации выполнения Положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками (Мичманами) Вооруженных Сил Украины. Утверждена приказом Министерства обороны Украины N 237 от 16 июля 2002
Инструкция об организации выполнения требований Положения о прохождении военной службы солдатами (матросами), сержантами и старшинами Вооруженных Сил Украины. Утверждена приказом Министерства обороны Украины N 322 от 30 сентября 2002
Инструкция о прохождении военной службы в Управлении государственной охраны Украины. Утверждена приказом Управления государственной охраны Украины N 23 от 28 февраля 2004
Приказ Министерства обороны Украины N 72 от 24 Март 2003 "Об утверждении Перечня должностей и Условий прохождения военной службы личным составом дисциплинарных воинских частей, выслуга лет на пенсию котором засчитывается на льготных условиях ".
Инструкция по организации прохождения службы работниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, которые находятся в командировке в составе миротворческих подразделений Министерства внутренних дел Украины и подразделений международной гражданской полиции в миротворческих миссиях Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, других международных организаций тех, которые созданы на основе двусторонних или многосторонних международных договоров Украины. Утверждена приказом Министерства внутренних дел Украины N 1490 от 7 декабря 2003