Гражданский процессуальный кодекс Украины (ГПК Украины)

Стаття 6. Гласність та відкритість судового розгляду

1. Разбирательство дел во всех судах проводится устно и открыто.

2. Никто не может быть лишен права на информацию о времени и месте рассмотрения своего дела.

3. Закрытое судебное разбирательство допускается в случае, если открыт рассмотрение может привести к разглашению гос или иной тайны, охраняемой законом, а также по ходатайству лиц, участвующих в деле, в целях обеспечения тайны усыновления, предотвращению разглашения сведений об интимных или других личных сторонах жизни участвующих в деле, или сведений, унижающих их честь и достоинство.

4. Личные бумаги, письма, записи телефонных разговоров, телеграммы и другие виды корреспонденции могут быть объявлены в судебно заседании только с согласия лиц, определенных гражданских кодексом Украины. Это правило применяется при исследовании звуко-и видеозаписей такого же характера.

5. При рассмотрении дел в закрытом судебного заседания Имеют право присутствовать лица, участвующие в деле, а в случае необходимости - свидетели, эксперты, специалисты и переводчики.

6. Рассмотрение дела в закрытом судебного заседания проводится с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.

7. О рассмотрении дела в закрытом судебного заседания суд обяза 'связан постановит мотивированной постановление в совещательной комнате, которая объявляется немедленно.

8. Участники гражданского процесса и другие лица, присутствующие на открытом судебного заседания, Имеют право делать письменные записи, а также использовать портативные аудиотехнические устройства. Проведение в зале судебного заседания фото-и киносъемкы, видео-, звукозаписи с применением стационарное аппаратуры, а также трансляции судебного заседания по радио и телевидению допускаются на основании постановления суда при наличии согласия на это лиц, участвующих в деле.

9. Решение суда провозглашается публично, кроме случаев, когда рассмотрение проводилось в закрытом судебного заседания. Лица, участвующие в деле, а также лица, НЕ участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах или обязанности 'связки, Имеют право на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения соответствующего дела. Лица, НЕ участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы или обязанности 'связки, Имеют право знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии с документов, приобщенных к делу, получать копии решений и решений.

10. Ход судебного заседания фиксируется техническими средствами. Порядок фиксирования судебного заседания техническими средствами устанавливается настоящим Кодексом.

11. Официальное записью судебного заседания является Лишь техническая запись, сделанная судом.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
статье 6 Гражданско процессуального кодекса Украины

1. Гражданские дела рассматриваются устно. Устность - это одна из основ судебного разбирательства, обеспечивает наглядность процесса, доступность его восприятия для всех участников процесса и зрителей.

Открытость судебного разбирательства заключается в том, что все гражданские дела во всех судебных инстанциях рассматриваются публично. В судебно заседании могут присутствовать все участники процесса и зрители, то есть лица, Которые НЕ являются участниками процесса. При этом все эти лица Должны придерживаться общих правил поведения в суде и подчиняться распоряжению председательствующего. Зрители НЕ обязательства 'связанные сообщать суд в цели своего присутствия, а суд не вправе с 'выяснять личность зрителей и причины их пребывания в зале. Вместе с тем, в случае нарушения порядка в зале заседаний, для применения мер процессуального принуждения или привлечения к ответственности за неуважение к суду, суд вправе установить личность зрителя.

Присутствие зрителей в зале может быть ограничена объект объективными причинами, например, когда желающих больше вместительность зала. В таком случае суд вправе огранич доступ зрителей фактическим количеством мест с целью обеспечения порядка в судебно заседании. Эти действия Имеют организационный, а не процессуально-правовой характер, поэтому решение по ЭТИХ вопросов выносится.

Законодательством не установлен требований Относительно возраста лиц, имеющих право присутствовать в судебно заседании. Обратим внимание, что в ГПК 1963 года в зал судебного заседания допускались зрители старше 16 лет. Таким образом, по действующее ХПК в судебно заседании как зрители могут присутствовать лица любого возраста. Если присутствие отдельных лиц мешает достижению целей судопроизводства, суд с целью установления порядка в зале судебного заседания вправе удалить ЭТИХ лиц.

2. Все участники Имеют право на информацию о времени и месте рассмотрения своего дела. Это право гарантируется путем установления в ХПК порядке информирование участников процесса о времени и месте судебного заседания. В то же время рассмотрение дела в отсутствие лиц, НЕ были должным образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, сам по себя не является безусловным основанием для отмены решения суда.

3. Закрытое судебное разбирательство является исключением из общего правила и заключается в том, что круг лиц, Которые присутствуют в судебно заседании, ограничивается только лицами, Которые принимают участие в деле, а в случае необходимости - свидетели, эксперты, специалисты и переводчики.

Закрытое судебное разбирательство допускается в следующих случаях:

1) если открытое рассмотрение может привести к разглашению гос тайны. В соответствии со ст. 1 Закона Украины " О гос тайне " от 21.01.94 г. государственная тайна - вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, гос безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и Которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, гос тайной и подлежат охране государством.

согласовании в. 8 указанного Закона к гос тайне в порядке, установленном настоящим Законом, относится информация:

1) в сфере обороны:

в содержании стратегическим и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, стратегическом и мобилизационном развертывания войск, а также в других важнейших показатели, характеризующие организацию, численность, дислокацию, боевую и мобилизационную готовность, боевую и другую военную подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечения ВООРУЖЕННЫХ Сил Украины и других военных формирований

в направлениях развития отдельных видов вооружения, военной и специальной техники, их количество, тактико-технических характеристиках, организации и технологии производства, научных, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, эт 'связанные с разработкой новых образцов вооружения, военной и специальной техники или их модернизацией, а также в других работах, планируемых или осуществляемых в интересах обороны страны

в силы и средства гражданской обороны Украины, возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объект объектов для защиты, эвакуации и рассредоточение населения, обеспечения его жизнедеятельности и производственной деятельности объект объектов народного хозяйства в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций

в геодезических, гравиметрических, картографический и гидрометеорологический данных и характеристиках, имеющих значение для обороны страны

2) в сфере экономики, науки и техники:

в мобилизационных планах и мобилизационные мощности хозяйства Украины, запасах и объемах поставок Стратегический видов сырья и материалов, а также сводные данные о номенклатуре и уровни накопления, об общих объемах поставок, отпуска, закладки, освежении, размещения и фактических запасах державного резерва

об использовании транспорта, н 'связи, мощностей других отраслей и в' объектов инфраструктуры страны в интересах обеспечения его безопасности

в планах, содержании, объеме, финансировании и выполнении державного заказа для обеспечения нужд обороны и безопасности

в планах, объемах и других важнейших характеристиках добычи, производства и реализации отдельных стратегический видов сырья и продукции

в государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностей, операции, эт 'связанные с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранением, охраной и защитой от подделки, обращением, обменом или изъятия из обращения, а также в других особых меры финансовой деятельности государства

в научных, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, имеющих важное оборонное или экономическое значение или существенно влияют на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины

3) в сфере внешних отношений:

в директивах, планах, указания делегация и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленных на обеспечение ее национальных интересов и безопасности

в военном, научно-техническом и ином сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом наносит вред национальной безопасности Украины

об экспорте и импорте вооружения, военной и специальной техники, отдельных стратегический видов сырья и продукции

4) в сфере гос безопасности и охраны правопорядка:

в личном составе органов, осуществляющий оперативно-розыскной деятельности

в средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности, в лицах, сотрудничающими или ранее сотрудничавший на конфиденциальной основе с органами, осуществляющий такую работниками органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность

об организации и порядке осуществления охраны административных зданий и других государственных объект объектов, должностных и других лиц, охрана которых осуществляется в согласовании с Законом Украины " О гос охране органов государственной власти Украины и должностных лиц "

в системе правительственной и специальной связи "связи

об организации, содержании, состоянии и планах развития криптографической защиты секретной информации, содержание и результаты научных исследований в области криптографии

в системах и средствах криптографической защиты секретной информации, их разработке, производстве, технологии изготовления и использования

в государственных шифрах, их разработке, производстве, технологии изготовления и использования

об организации режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, государственных программах, планах и другие мероприятия в сфере охраны гос тайны

об организации, содержании, состоянии и планах развития технической защиты секретной информации

в результатах проверок, осуществляемых согласно закону прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов дознания, досудебного следствия и судопроизводства по вопросам, указанным в настоящей статье сфер

в другие средства, формы и методы охраны гос тайны.

Конкретные сведения могут быть отнесены к гос тайне по степени секретности " особой важности ", " совершенно секретно " и " тайно " только при условии, что они принадлежат к категориям, указанным в части первой настоящей статьи, и их разглашение наносит ущерб интересам национальной безопасности Украины.

Запрещается Отнесение к гос тайне любых сведений, если этим будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, будет наносится вред здоровью "и и безопасности населения.

не относится к гос тайне информация:

в состоянии окружающей среды, в качестве пищевых продуктов и предметов быта;

об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, Которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан

в состоянии здоровья "я населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также в социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения

в фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина

в незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц

другая информация, которая в согласовании с законами и международными договорами, согласие на обязательное 'язковисть которых предоставлено верховной Радой Украины, быть не может быть засекречена.

согласовании со ст. 10 Закона " О гос тайне " Отнесение информации к гос тайне осуществляется мотивированным решением державного эксперта по вопросам тайн по его собственной инициативе, по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан.

Государственный эксперт по вопросам тайн относит информацию к гос тайне по, принятие решений по Которым относится к его компетенции согласно должности. В случае, если принятие решения о Отнесение информации к гос тайне относится к компетенции нескольких государственных экспертов по вопросам тайн, оно по инициативе государственных экспертов или по предложению Службы безопасности Украины принимается коллегиально и принимается простым большинством голосов. При этом каждый эксперт имеет право изложить свое мнение.

Информация Считается гос тайной со времени опубликования Свод сведений, составляющих Государственную тайну, В который включена эта информация, или изменения в него в порядке, установленном настоящим Законом. Свод сведений, составляющих Государственную тайну, формирует и публикует в официальных изданиях Служба безопасности Украины на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн.

К гос тайне допускаются лица, имеющие Соответствующий допуск. С этим возникает вопрос об участие в таком деле лиц, такого допускается не имеют. Здесь представляется уместным использовать опыт Российской Федерации. Так, в постановлении от 27.03.96 г. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что отказ обвиняемому в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у него допуска к гос тайне, а также предложение обвиняемому выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, неправомерно ограничивает конституционное право на получение юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника, зависимость выбора обвиняемым адвоката от наличия в последнего допускается к гос тайне противоречит также принципу состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве. Учитывая такую быть сходными.

Таким образом, в закрытом судебного заседания могут присутствовать все лица, участвующие в деле, независимо от того, Имеют ли они допуск к гос тайне. В противном случае могут быть нарушены принципы состязательности и равноправия сторон

2) если открытое рассмотрение может привести к разглашению иной тайны, охраняемой законом. В частности, это касается раскрытия банком информации, содержащей банковскую тайну (ст. 289 ГПК), тайну совершения нотариального действия (Ст. 8 Закона Украины " О нотариате "), адвокатскую тайну (ст. 22 Закона Украины " Об адвокатуре и Адвокатской деятельности "), тайну о состоянии здоровья "я (ст. 286 ГК)

3) по ходатайству лиц, участвующих в деле, в целях обеспечения тайны усыновления, предотвращению разглашения сведений об интимных или других личных сторонах жизни лиц, принимающим участие в деле, или сведений, унижающих их честь и достоинство.

Комментируемая норма устанавливает факультативные основания для закрытого судебного заседания. В ЭТИХ случаях суд может допустит закрыт судебное разбирательство только по ходатайству заинтересованных лиц, участвующих в деле.

факультативным основаниями для закрытого судебного заседания могут быть:

- необходимость обеспечения тайны усыновления. В соответствии со ст. 226 СК имеет право на тайну пребывания на учете тех, кто желает усыновить ребенка, поиска ребенка для усыновления, представление заявления об усыновлении и его рассмотрения, решения суда об усыновлении. Ребенок, Который усыновлен, имеет право на тайну, в том числе и от нее самой, факта его усыновления. Закрытое судебное разбирательство дел о усыновлении предусмотрено ст. 254 ХПК

- предотвращение разглашения сведений об интимных или других личных сторонах жизни участвующих в деле. В соответствии со ст. 301 ГК физическое лицо же определяет свою личную жизнь и возможность ознакомления с ней других лиц. Физическое лицо имеет право на сохранение в тайне обстоятельств своей личной жизни. Обстоятельства личной жизни физического лица могут быть разглашены другими лицами Лишь при условии, что они содержат признаки правонарушения, что подтверждено решением суда.

В силу ст. 301 ГПК, суд обяза 'связан допустит закрытый судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле во всех делах, во всех случаях, когда предметом исследования в суде есть обстоятельства личной жизни человека. Поскольку сфера личной жизни человека является широкой и одновременно законом не определена, то любые сведения, эт 'связаны с лицом, могут толковаться как имеющие является ее личной жизнью

- предотвращение разглашения сведений, унижающих их честь и достоинство. Сведения, унижающие честь и достоинство личности, является разновидностью сведений, касающихся личности.

общем, в современных условиях принцип гласности конкурирует с принципом охраны личной жизни человека, участвующего в деле. Как общее правило целесообразно было бы закрепить приоритет охраны прав человека, и, как следствие, допускать закрытое судебное Заседание по требованию кого-либо из лиц, участвующих в деле. Это не нанесет вреда ни правосудию, ни зрителям.

Вот закрытого судебного заседания следует отличать удаления из зала судебного заседания лица, участвующего в деле, на время допроса несовершеннолетних свидетелей, если это необходимо для объект объективного с 'выяснения обстоятельств дела (ч. 4 ст. 182 ГПК). В таком случае из зал удаляется конкретная лицо, участвующее в деле, а не зрители.

4. Личные бумаги, письма, записи телефонных разговоров, телеграммы и другие виды корреспонденции могут быть объявлены в судебно заседании только с согласия лица, которое направило их, и адресата. В соответствии со ст. 306 ГК, если корреспонденция касается личной жизни второго физического лица, для ее использования необходимо согласие этого лица. В случае смерти физического лица, которое направило корреспонденцию, и адресата использования корреспонденции возможно только с согласия их детей, вдовы (вдовцу), а если их нет, - родителей, братьев и сестер.

Корреспонденция, которая касается физического лица, может быть приобщена к судебно делу Лишь в случае, если в ней содержатся доказательства, имеющие значение для разрешения дела. Информация, содержащаяся в такой корреспонденции, не подлежит разглашению.

Согласно ч. 5 ст. 306 ГК нарушение тайны корреспонденции может быть разрешено судом в случаях, установленных законом, с целью предотвращение преступления или с 'выяснения истины во время расследование уголовного дела, если иными способами Получить информацию невозможно.

Если автор письма и адресат является участниками процесса, то для выполнения требований ч. 4 ст. 6 ГПК, с учетом принципа состязательности, от лица, заинтересованно в предоставление суда как доказательства соответствующей корреспонденции, следует требовать представления письменного согласия соответствующего лица (письма или адресата). В противном случае корреспонденция исследоваться быть не может и не принимаются во внимание при решении дела, поскольку будет считаться полученная с нарушением порядка, установленного законом, т.е. недопустимым доказательством (ст. 59 ГПК).

7. Вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебного заседания суд решает мотивированным постановлением. Определение в обязательном 'обязательно порядке выносится в совещательной комнате и обжалованию не подлежит. После объявления решения все присутствующие, НЕ являются лицами, участвующими в деле, Должны покинут зал судебных заседаний.

Вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебного заседания суд может решить как в подготовительной части судебного разбирательства, так и после этого, например при рассмотрении дела по существу.

Для правильного применения комментируемой статьи важное значение имеет разграничение закрытого судебного разбирательства и закрытого судебного заседания. Дело в том, что судебное разбирательство - это стадия гражданского процесса, в ходе которой суд исследует и оценивает доказательства и решает спор. Судебное разбирательство происходит в форме судебных заседаний, которых в одном деле может быть несколько. Вынос постановление в закрытом судебного разбирательстве, суд ограничивает доступ посторонних лиц на все судебные заседания. Поэтому в случае объявления перерыва или отложения рассмотрения дела, нового определения в закрытом судебного разбирательстве постановят не необходимо. Зато решение о рассмотрении дела в закрытом судебного заседания действует только по конкретному судебного заседания. Вместе с тем, разница между закрытым судебным разбирательства и закрытым судебным заседании в комментируемой статье четко не произведена и эти понятия применяются как синонимы.

Рассмотрение дела в закрытом судебного заседания проводится с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.

8. Участники гражданского процесса и другие лица, присутствующие на открытом судебного заседания, Имеют право делать письменные записи, а также использовать портативные аудиотехнические устройства. Приведенная норма снимает давнюю проблему звукозаписи процесса по желанию лиц, участвующих в деле. Не секрет, что судьи всегда настороженно относились к таким ситуациям: неизвестно где и как запись будет использовано. ХПК позволяет осуществлять звукозапись Не только участникам процесса, но и любым лицам, присутствующие на открытом судебного заседания, например, Журналистам, студентам. Использование ЭТИХ записей в средствах массовой информации тоже свободный. Препятствий для полного или частичного воспроизведения содержания записи в прессе новый ГПК не содержит.

Зато трансляции по радио и телевидению требует как согласия суда (в виде определения), так и согласия всех лиц, участвующих в деле. Причем их согласие первична. Такое согласие может быть выражено устно. Если хоть кто-то из ЭТИХ лиц отрицает, суд не вправе разрешать трансляцию. В этой норме наблюдаем попытки законодателя обеспечить охрану тайны личной жизни граждан.

Лицо, заинтересованное в транслированиы судебного процесса, должна обратиться в суд с соответствующей заявления. Ее процессуальный статус ХПК не определен, как определено и порядок рассмотрения и разрешения такого заявления. Думается, что заявление следует рассматривать в судебно заседании с участием лиц, участвующих в деле, поскольку необходимо с 'выяснить соглашаются они на транслирование. Наиболее уместно решать этот вопрос в подготовительной части судебного разбирательства. Поэтому Журналистам можно порекомендовать обращаться в суд с заявлениями о трансляции в начала судебного заседания по делу.

В транслированиы судебного заседания может быть заинтересована и лицо, участвующее в деле. Ее интерес может заключаться в том, чтоб сделать дело максимально публичной, создать резонанс в обществе, привлечь единомышленников, найти социальную поддержку. Такое лицо тоже может ходатайствовать перед судом в трансляции судебного заседания. Ходатайство может быть заявлено в любое время.

Трансляция - это распространение телевизионных или радиовещательных программ с помощью технических средств связи 'связи (ст. 1 Закона Украины " О телевидении и радиовещания "). Трансляции Считается как полное, так и частичное воспроизведение судебного заседания. Вместе с тем, по нашему мнение, не считается трансляции воспроизведения только изображение судебного заседания (видеоряда) в новостях, других информационных сообщениях, в которых НЕ воспроизводится содержание судебного заседания.

Право на трансляцию судебного заседания следует отличать от обязанности 'Связи телерадиоорганизациы бесплатно сообщать решения суда, вступившие в силу и содержат распоряжение о объявлении их через данную телерадиоорганизацию (ч. 3 ст. 27 Закона Украины " О телевидении и радиовещания ").

При трансляции судебного процесса с нарушением установленного порядке, может встать вопрос об ответственности за нарушение тайны личной жизни. Правонарушителем может быть или суд (Который позволил трансляции без согласия всех лиц, участвующих в деле), или средство массовой информации (Который Провел трансляцию без разрешения (постановления) суда).

согласовании со ст. 5 Закона Украины " Об информации " каждый имеет право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения, хранения и защиты информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и законных интересов. Реализация права на информацию не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и другие права, свободы и законный интересы других граждан, права и интересы юридических лиц.

Проведение в зале судебного заседания фото-и киносъемкы, видео-, звукозаписи с применением стационарное аппаратуры, а также трансляции судебного заседания по радио и телевидению допускается на основании определения суда при наличии согласия на это лиц, принимающим участие в деле. Эти действия Должны осуществляться по решению суда на определенных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнений участников процесса могут быть ограничены во времен & # 1080 (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Украины N 2 от 12.06.2009 г. " О применении норм гражданского процессуального законодательства при рассмотрении дел в суде первой инстанции ").

Подробное звукозапись судебного разбирательства полезен для целей:

- получение текущего звукозаписи судебных заседаний (до завершения дела)

- обеспечение полноты звукозаписи, записи всех действий, Которые происходят

- сравнение официального судебного и альтернативного звукозаписи

- обжалование действий судьи

- фиксация возражений против действий судьи

- фиксация объяснений сторон, показан свидетелей и других участников процесса

- представления замечаний на неполноту или неправильности технической записи судебного заседания.

9. Решение суда провозглашается публично, кроме случаев, когда рассмотрение проводилось в закрытом судебного заседания. В этом случае решение объявляется только лицам, Которые принимавшим участие в деле. Вводя провозглашения означает зачитывании его текста (или только вступительной и резолютивной части) участникам процесса и присутствующим в зале судебного заседания. Если эти лица в зале судебного заседании отсутствуют (например, НЕ дождались), решение Считается провозглашенным.

Лица, участвующие в деле, а также лица, НЕ участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах или обязанности 'связки, Имеют право на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения соответствующего дела. Соответствующая информация о результатах рассмотрения дела предоставляется лицам, принимавших участие в деле, а также вторым лицам, прав и интересов которых касается решение суда.

10. Ход судебного заседания фиксируется техническими средствами. Порядок фиксирования судебного заседания техническими средствами устанавливается главой 5 раздела III ГПК.

11. Официальное записью судебного заседания является Лишь техническая запись, сделан судом. Другие записи Имеют частный характер. Они НЕ являются официальными, но тоже могут иметь правовое значение, например, для установления содержания показан свидетеля в случае, когда техническая запись судом проводился. Суд не вправе изымать эти частные записи в участников процесса даже тогда, когда они были сделаны тайно от него.