Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 279. Блокирование транспортных коммуникаций, а также захват транспортного предприятия

1. Блокування транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, отключения энергоснабжения либо иным способом, которое нарушило нормальную работу транспорта или создавало опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий, - наказывается штрафом от ' пятидесяти до ста ' пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Интересы вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного предприятия, учреждения или организации - наказывается лишением свободы на срок от двух до ' пяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от ' пяти до двенадцати лет.

Комментарий :

1. Основным непосредственным об ' объектом преступления является нормальная работа транспорта, контролируемое использование стационарных транспортных об ' объектов, а также безопасность функционирования транспортных коммуникаций, движения и эксплуатации транспорта, безопасность эксплуатации всей транспортной системы. Его дополнительным факультативным о ' объектом могут выступать жизнь и здоровье ' я лица, собственность, другие блага.

2. Предметом преступления являются: 1) транспортные коммуникации (ч. 1 ст. 279) 2) вокзалы, аэродромы, порты, станции и другие транспортные предприятия, учреждения и организации (ч. 2 ст. 279).

Во транспортными коммуникациями следует понимать пути сообщения, сооружения на них, средства сигнализации и связи ' связи (о них понятия см.. комментарий к ст. 277) всех видов транспорта, включая трубопроводный. На трубопроводном транспорте к коммуникациям относятся трубопроводы, а также компрессорные станции, линии сигнализации, связи ' связи, устройства для защиты от коррозии.

Пассажирские вокзалы, товарные станции, аэродромы, аэровокзалы, вертолетные площадки, порты, морские вокзалы, автовокзалы, насосные станции и т.д. являются видами стационарных транспортных об ' объектов (транспортных коммуникаций). Посягательство, предусмотрено ч. 2 ст. 279, может касаться соответствующего об ' объекта в целом или его отдельных частей - диспетчерских пунктов, перронов, причалов, взлетных полос, депо, тяговых подстанций и т.п.. При этом не имеют значения ведомственная подчиненность о ' объекта транспорта, наличие у него статуса юридического лица. Предметом этого преступления являются только те транспортные предприятия, учреждения, организации, которые обеспечивают движение и эксплуатацию транспорта, и не должны признаваться им рекламные, торговые и другие организации, хотя структурно и относятся к транспортного предприятия, учреждения или организации, но от их деятельности напрямую не зависят безопасное движение и эксплуатация транспорта (например, трамвайно-троллейбусное управление, бензозаправочная станция). Интересы таких об ' объектов при наличии других обязанности ' обязательным признаков может квалифицироваться по ст. 341.

3. Об ' объективная сторона преступления может выражаться в форме:

1) блокирование транспортных коммуникаций (ч. 1 ст. 279)

2) захват вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного предприятия, учреждения или организации (ч. 2 ст . 279).

Блокирование транспортных коммуникаций может осуществляться путем действия или бездействия. Способами совершения этого деяния являются: 1) устройства препятствий, 2) отключение энергоснабжения, 3) другие способы.

Устройство препятствий означает перекрытие движения путем устройства баррикад, завалов на дорогах, установка неподвижных крупногабаритных транспортных средств, направления потоков воды, камнепада. Отключение энергоснабжения - это выключение источников тока, которые необходимы для поддержания движения на транспорте или страхования его эксплуатации (питание светофоров, средств сигнализации, связи ' связи, радиолокации). Блокирование транспортных коммуникаций в другой способ может состоять в самых действиях, которые делают невозможной безопасную эксплуатацию транспорта (в частности, выставление пикетов, постов, перекрытия шлагбаумов, отключение средств сигнализации или связи ' связи или включения их в режиме запрета движения, перекрытия задвижек трубопроводов, устройство преград для радиосвязи ' связи или восприятия сигналов регулирования движения).

Обязанность ' Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 279, являются последствия, которые могут заключаться в: 1) нарушении нормальной работы транспорта (см. комментарий к ст. 277) 2) опасности для жизни людей или опасности наступления иных тяжких последствий (см. комментарий к ст. 276).

О понятии захвата см.. комментарий к ст. 341.

Преступление в первой форме считается законченным с момента наступления одного из указанных последствий, а во второй форме - с момента захвата соответствующего о ' объекта транспорта.

4. Сб ' объект преступления общий.

5. Сб ' объективная сторона преступления характеризуется умыслом.

6. Квалифицированными видами преступления является совершение указанных в частях 1 или 2 ст. 279 действий, если оно повлекло: 1) гибель людей, 2) иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 279). О понятии гибели людей и других тяжких последствий см.. комментарий к ст. 278.

* **

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 Ратифицирована СССР 16 января 1973

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, от 24 февраля 1988 Ратифицирован СССР 14 марта 1989