Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 274. Ставка податку за земельні ділянки, нормативну грошову оцінку яких проведено (незалежно від місцезнаходження)

274.1. Ставка податку за земельні ділянки, нормативну грошову оцінку яких проведено, встановлюється у розмірі 1 відсотка від їх нормативної грошової оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 настоящего Кодекса.

Комментарий

Прежде всего необходимо определить содержание понятия и процедуры денежной оценки земельных участков.

Денежная оценка земельных участков - это определение их денежного эквивалента на рентной основе (ст. 201 ЗКУ). Законодательство содержит также и другие дефиниции денежной оценки земельных участков: так, денежная оценка определяется как " капитализированный рентный доход, обеспечивается рациональным использованием земельного участка " (приказ Госкомзема " О совершенствования ведения государственного земельного кадастра в этой ' связи с его автоматизацией " от 03.09.99 N 83). В целом приведенные определения походят и по содержанию воспроизводят ч. 1 ст. 201 ЗКУ.

Во " рентной основой " понимается определение стоимости земельного участка исходя из дохода, который может приносить земельный участок. Земельная рента является экономической категорией, отражающей экономическую форму реализации права собственности на землю как средства производства, отношения присвоения прибавочного продукта владельцем земли в виде арендной платы за право пользования землей и т.п.. Однако рента не тождественна арендной плате.

Денежная оценка может быть нормативной или экспертной. Назначение нормативной денежной оценки заключается в использовании ее результатов для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель (ст. 5 ЗУ " Об оценке земель "). Случаи обязанности ' обязательного проведение нормативной денежной оценки земельных участков предусмотренные ст. 13 ЗУ " Об оценке земель ".

Ч. 3 ст. 18 ЗУ " Об оценке земель " предусматривает осуществление нормативной денежной оценки земель " юридическими лицами, получившими лицензии на проведение работ по землеустройству " .

Об индексации нормативной денежной оценки земель см.. ст. 289 НКУ.

В этой ' связи с изменением условий землепользования оценка земельного участка может устареть и потерять актуальность, в связи ' связи с чем возникает необходимость переоценки. На сегодня действующее законодательство устанавливает лишь периодичность осуществления такой переоценки (ст. 18 ЗУ " Об оценке земель "): земельных участков, " расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения - не реже чем один раз в 5 - 7 лет " , тогда как " расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 5 - 7 лет, а несельскохозяйственного назначения - не реже одного раза в 7 - 10 лет " . Формулировка Закона является не совсем удачным и не дает четкого ответа на то, можно и нужно проводить переоценку до истечения 5 или, соответственно, 7 лет в случае изменения обстоятельств, влияющих на оценку земельного участка (например, изменения функционального использования земельного участка или его расположение относительно путей сообщения).

Согласно ст. 13 ЗУ " Об оценке земель " нормативная денежная оценка используется для исчисления земельного налога.

соответствии с ч. 5 ст. 201 ЗКУ, ст. 12 ЗУ " Об оценке земель " методики нормативной денежной оценки земельных участков утверждаются КМУ. На сегодня действуют Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утв. постановлением КМУ от 23.03.95 N 213, и Методика нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов), утвержденной постановлением КМУ от 30.05.97 N 525.

Положения названных Методик детализированные приказами Госкомзема, Минагрополитики Украина, Минстройархитектуры Украины, Украинской академии аграрных наук " О Порядке нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов " от 27.01.2006 N 18/15/21/11 и Госкомзема, Минагрополитики Украины, Минстройархитектуры Украины, Госкомлесхоза Украины, Госводхоза Украины, Украинской академии аграрных наук " О Порядке нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в пределах населенных пунктов) " от 27.01.2006 N 19/16/22/11/17/12.

О исключений из общего правила об определении ставок земельного налога за земли, нормативная денежная оценка которых проведена, см.. соответственно комментарий к ст. 272, 273, 276 и 278 НКУ.

целом следует отметить, что ставки налога НКУ устанавливаются дифференцированно по различным категориям земель, причем дифференциация не в полной мере совпадает с предусмотренным действующим ЗКУ (ст. 19) разделением земель по категориям. В частности, устанавливаются отдельные ставки для налогообложения земель в пределах населенных пунктов (см. ст. Ст. 275, 276 НКУ).