Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 273. Оподаткування земельних ділянок, наданих на землях лісогосподарського призначення (незалежно від місцезнаходження)

273.1. Податок за лісові землі справляється як складова плати за спеціальне использования лесных ресурсов, определяется налоговым законодательством.

273.2. Ставки налога за один гектар нелесных земель, предоставленных в установленном порядке и используются для нужд лесного хозяйства, устанавливаются:

273.2.1. за сельскохозяйственные угодья - в соответствии со статьей 272 настоящего Кодекса;

273.2.2. за участки, занятые производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями, - в соответствии со статьями 276 и 280 настоящего Кодекса.

Комментарий :

пункту 273.1 статьи 273 Налогового кодекса Украины

Во землями лесного фонда следует понимать участки, упомянутые в ст. 55 ЗКУ, а также ст. 5 Лесного кодекса Украины (далее - ЛКУ). Согласно последней " [д] в землям лесного фонда относятся лесные земли, на которых расположены лесные участки, и нелесные земли, занятые сельскохозяйственными угодьями, водами и болотами, сооружениями, коммуникациями, малопроизводительными землями и т.д., которые предоставлены в установленном порядке и используются для нужд лесного хозяйства " .

Приведенное определение (как и определение ч. 1 ст. 55 ЗКУ) " распадается " на две части: к землям лесного фонда относятся лесные и нелесные земли (участки), и сам в зависимости от отнесения земельного участка к определенному из приведенных разновидностей отличается режим налогообложения. Понятие лесных и нелесных земель дано в п. 14.1.98 и п. 14.1.119 ст. 14 НКУ соответственно, однако они не информативны.

Понятие " земельный лесной участок " раскрывается в ст. 1 ЛКУ: это " земельный участок лесного фонда Украины с определенными границами, которая предоставляется или изымается у землепользователя или собственника земельного участка для ведения лесного хозяйства или других общественных потребностей в соответствии с земельным законодательством " .

В свою очередь, содержание понятия " лесной фонд " (употребленное в определении земельного лесного участка) определяется в ст. 1 ЛКУ как " [в] си леса на территории Украины, независимо от того, на землях каких категорий по основному целевому назначению они растут, и независимо от права собственности на них " . Легальное понятие леса приведенное в этой же ст. 1 ЛКУ (по исключений из правила определения леса см.. Ст. 4 ЛКУ, ч. 2 ст. 55 ЗКУ).

Состав нелесных земель определен непосредственно ч. 1 ст. 5 ЛКУ: это земли, " заняты сельскохозяйственными угодьями, водами и болотами, сооружениями, коммуникациями, малопроизводительными землями и т.д., которые предоставлены в установленном порядке и используются для нужд лесного хозяйства. "

О порядке уплаты налога за лесные земли см.. Раздел XVII НКУ. Сумма налога за лесные земли, в противоположность общему правилу, рассчитывается и зависит в основном от хозяйственной деятельности на соответствующем земельном участке (объема заготовки древесины и т.д.)..

пункту 273.2 статьи 273 Налогового кодекса Украины

Ставки налога за единицу площади нелесных земель в комментируемой статье дифференцируются соответственно:

К режиму налогообложения сельскохозяйственных угодий (ст. 272 земельного кадастра и правопосвидчуючого документа к землям лесного фонда, являющихся нелесных землями и по составу угодий (согласно технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка) учитываются как сельскохозяйственные угодья независимо от нахождения в пределах или за пределами населенных пунктов.

Относительно режима налогообложения нелесных лесохозяйственных земель, заняты производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями и расположены в пределах населенных пунктов (ст. 276 НКУ), то ставки дифференцируются по правилу, к которому отсылает п. 1 ст. 276 НКУ. Так, при отсутствии денежной оценки соответствующих земель применяются ставки, предусмотренные ст. 275 НКУ.

При наличии денежной оценки таких земель ситуация несколько сложнее: п. 1 ст. 276 определяет, что налог взимается в размере 3 процентов суммы земельного налога, исчисленного в соответствии ст. 274 НКУ. В свою очередь, в ст. 274 НКУ закреплено ставку налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, " ... за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 и 278 настоящего Кодекса ".

На первый взгляд, возникает вопрос о возможности применения ст. 274 для расчета ставки. Ведь диспозиция ст. 274 НКУ предусматривает, что ставка налога устанавливается в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных, в частности, в ст. 273 НКУ. Может показаться, что данная норма в рассматриваемом случае применению не подлежит. Впрочем, на наш взгляд, ссылки на ст. 274 используется только для использования правила исчисления суммы: " в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки ". Таким образом, окончательный расчет суммы налога для нелесных угодий земель лесного фонда, которые заняты производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями и расположенные в пределах населенных пунктов, имеющих оценке, будет таким: сумма налога = 3% от суммы, что составляет 1% от нормативной денежной оценки земель.

В случае расположения нелесных угодий, которые заняты производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями , вне населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, применяются ставки, определенные п. 2 ст. 280 НКУ.