З А К О Н У К Р А И Н Ы
О правовом режиме чрезвычайного положения (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 23, ст.176) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 662-IV ( 662 -15 ) от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 27, ст.209 N 743-IV ( 743 - 15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 29, ст.233 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 N 4765-VI ( 4765-17 ) от 17.05.2012 N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет содержание правового режима чрезвычайного состояния, порядок его введения и прекращения действия, особенности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях чрезвычайного положения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц и ответственность за нарушение требований или невыполнение мероприятий правового режима чрезвычайного положения. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение чрезвычайного положения Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления соответствии с настоящим Законом полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений. Статья 2. Цель введения чрезвычайного положения Целью введения чрезвычайного положения являются устранение угрозы и скорейшая ликвидация особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, нормализация обстановки, восстановления правопорядка при попытках захвата государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия, восстановления конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создания условий для нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, других институтов гражданского общества. Статья 3. Правовая основа введения чрезвычайного положения Правовой основой введения чрезвычайного положения являются Конституция Украине ( 254к/96-ВР ), этот Закон, другие законы Украины и Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины. Р а з д е л II УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Статья 4. Условия введения чрезвычайного положения Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой другими способами невозможно. Чрезвычайное положение может быть введено в случае: 1) возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особенно больших пожаров, применения средств поражения, пандемий, панзоотий т.д. ), создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения; 2) осуществление массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения; 3) возникновение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления; 4) возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы; 5) попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия; 6) массового перехода государственной границы с территории сопредельных государств; 7) необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти. Статья 5. Порядок введения чрезвычайного положения Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины. До введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктами 2-7 части второй статьи 4 настоящего Закона, Президент Украины обращается через средства массовой информации или иным способ к группам лиц, организаций, учреждений, являющихся инициаторами или участниками действий, которые могут быть поводом для введения чрезвычайного положения, с требованием прекратить свои противоправные действия течение установленного в обращении срока и предупреждением о возможность введения чрезвычайного положения. При, требующих неотложных мер по спасению населения или недопущения гибели людей, чрезвычайное положение может быть введено без предупреждения. Предложения по введению чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президенте Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины. В случае необходимости введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, предложения по его введения подает Кабинет Министров Украины. Введение чрезвычайного положения на территории Автономной Республики Крым или в отдельных ее местностях может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым. Статья 6. Указ Президента Украины о введении чрезвычайного состояния В Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения указываются: 1) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения соответствии со статьей 4 настоящего Закона; 2) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; 3) время, с которого вводится чрезвычайное положение, и срок, на который оно вводится; 4) перечень и пределы чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением чрезвычайного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений; 5) органы государственной власти, органы военного командования и органы местного самоуправления, которым поручается осуществление мероприятий чрезвычайного положения, и пределы их дополнительных полномочий; 6) иные вопросы, вытекающие из настоящего Закона. После подписания Указа о введении чрезвычайного положения Президент Украины обращается к Верховной Раде Украины относительно его утверждения. Обращение Президента Украины рассматривается Верховной Радой Украины в неотложном порядке. Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, немедленно объявляется через средства массовой информации или иным способом. Статья 7. Срок действия чрезвычайного положения Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более 30 суток и не более 60 суток в отдельных ее местностях. В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлен Президентом Украины, но не более чем на 30 суток. Указ Президента Украины о продлении действия чрезвычайного положения вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины. Статья 8. Отмена чрезвычайного положения Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях может быть отменено Указом Президента Украины ранее срока, на который он вводился, в случае устранения обстоятельств, вызвавших необходимость < br> введения чрезвычайного положения. С предложением об отмене чрезвычайного положения до Президента Украины может обратиться Верховная Рада Украины. Чрезвычайное положение на территории Автономной Республики Крым или в отдельных ее местностях может быть отменен по инициативе Верховной Рады Автономной Республики Крым. Предложения об отмене чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, введенного по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, представляются Кабинетом министров Украины. Об отмене чрезвычайного положения объявляется немедленно по средства массовой информации или иным способом после издания соответствующего Указа Президента Украины. Р а з д е л III ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Статья 9. Осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в условиях чрезвычайного положения В условиях чрезвычайного положения Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, а также военное командование и его представители (далее - военное командование), предприятия, учреждения и организации соответственно осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и законами Украины, и обеспечивают выполнения мероприятий, предусмотренных этим Законом. Статья 10. Военное командование Военным командованием, которому в пределах, определенных Законом, предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления осуществлять меры правового режима чрезвычайного состояния, являются: Главное управление внутренних войск Министерства внутренних дел Украины; Служба безопасности Украины;
{Абзац четвертый статьи 10 исключен на основании Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Военная служба правопорядка в Вооруженных Силах Украины. {Статья 10 дополнена абзацем пятым согласно Закону N 743-IV ( 743-15 ) от 15.05 .2003} Статья 11. Недопустимость прекращение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного положения В период чрезвычайного положения не могут быть соответственно прекращены или ограничены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование. {Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 12. Деятельность Верховной Рады Украины в условиях чрезвычайного положения В случае введения чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях Верховная Рада Украины принимает решение о продлении сессии или ее работы в пленарных заседаниях в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Если Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения на всей территории Украины или в отдельных ее местностях издан в межсессионный период, Верховная Рада Украины собирается в двухдневный срок без созыва и работает в сессионном режиме. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны содействовать немедленному прибытию народных депутатов Украины на заседание Верховной Рады Украины и осуществлению полномочий. В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия чрезвычайного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены чрезвычайного положения. Действие этой статьи распространяется также на деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым, если на всей или части территории Автономной Республики Крым введено чрезвычайное положение. Статья 13. Полномочия органов государственной власти во время действия чрезвычайного положения В условиях чрезвычайного положения органам, осуществляющим управления на соответствующей территории, Указом Президента Украины о введения чрезвычайного положения, утвержденного Законом Украины, определяются границы дополнительных полномочий для осуществления мероприятий, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления конституционного правопорядка и законности, а также для ликвидации угрозы безопасности граждан. Статья 14. Деятельность органов государственной власти, военного командования и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного положения Осуществление мероприятий по внедрению и обеспечению действия чрезвычайного положения, предусмотренных настоящим Законом, возлагается согласно Указу Президента Украины на органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления и соответствующие военные командования. Органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления во взаимодействии с соответствующим военным командованием во время действия чрезвычайного положения осуществляют мероприятия, предусмотренные настоящим Законом, и обеспечивают контроль за соблюдением общественного порядка, обеспечением конституционных прав и свобод граждан, их безопасности, защиты интересов государства на соответствующих территориях. Координация деятельности органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, военного командования, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях чрезвычайного положения в части, не принадлежит к полномочиям Совета национальной безопасности и обороны Украины, возлагается на Кабинет Министров Украины. Для координации действий органов, указанных в части третьей настоящей статьи, предприятий, учреждений и организаций в условиях чрезвычайного состояния для поддержания правопорядка и обеспечения безопасности граждан на соответствующей территории согласно Указу Президента Украины о введении чрезвычайного положения на местах могут создаваться оперативные штабы, в состав которых могут включаться представители Службы безопасности Украины, центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализуют государственную политику в сфере гражданской защиты, внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления во главе с комендантами территорий. {Часть четвертая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 743-IV ( 743-15 ) от 15.05.2003, N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Органы, указанные в части первой и части четвертой настоящей статьи, имеют право выдавать, в пределах своей компетенции, обязательные к исполнению на соответствующей территории, в том числе общие, решения, распоряжения, приказы и директивы по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. Статья 15. Особенности действия нормативно-правовых актов в условиях чрезвычайного положения Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, решение Совета министров Автономной Республики Крым, решение местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, что ограничиваются в связи с введением чрезвычайного положения, временно не применяются. Р а з д е л IV мероприятиях правового режима чрезвычайного положения, вводятся в условиях чрезвычайного положения Статья 16. Содержание мер правового режима чрезвычайного состояния Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного положения могут вводиться следующие меры: 1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение; 2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр; 3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; 4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом; 5) запрет забастовок; 6) принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц. {Статья 16 дополнена пунктом 6 согласно Закону N 4765-VI ( 4765-17 ) от 17.05.2012} Статья 17. Дополнительные меры режима чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями техногенного или природного характера В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, кроме мероприятий, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона, могут также осуществляться следующие мероприятия: 1) временная или безвозвратная эвакуация людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; 2) установление для юридических лиц квартирной повинности для временного размещения эвакуированного или временно переселенцев населения, аварийно-спасательных формирований и военных подразделений, вовлеченных в преодоление чрезвычайных ситуаций; 3) временный запрет строительства новых, расширения действующих предприятий и других объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной ситуации или обеспечением жизнедеятельности населения и аварийно-спасательных формирований; 4) установление карантина и проведение других обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий; 5) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; 6) мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, для предотвращения опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций с обязательной компенсацией понесенных потерь; 7) изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности , необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ; 8) отстранение от работы на период чрезвычайного положения в случае ненадлежащее исполнение своих обязанностей, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, от деятельности которых зависит < br> нормализация обстановки в районе чрезвычайного положения, и возложения временного исполнения обязанностей указанных руководителей на других лиц. С целью ликвидации стихийного бедствия или катастроф в мирное время может осуществляться целевая мобилизация, объемы и срок проведения которой определяются в Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения . В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных работ, допускается временное перевода или привлечения на добровольной основе трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ по разрешению соответствующего руководителя аварийно-спасательных работ и при условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к работ, которые могут негативно повлиять на состояние их здоровья. Статья 18. Дополнительные меры правового режима чрезвычайного положения в связи с массовыми нарушениями общественного порядка В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пунктах 2-7 части второй статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут осуществляться следующие мероприятия: 1) введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток); 2) проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведения личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан; 3) запрещение призывникам и военнообязанным изменять место жительства без ведома соответствующего военного комиссариата; 4) ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков и веществ, произведенных на спиртовой основе; 5) временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - также учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, ядовитых и сильнодействующих химических веществ; 6) запрещение изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку; 7) регулирование работы гражданских теле-и радиоцентров, запрет работы любительских радиопередающих средств и радиоизлучающих устройств личного и коллективного пользования; 8) особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети; 9) нарушения в порядке, определенном Конституцией и законами Украине, вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей. Статья 19. Содействие осуществлению мер режима чрезвычайного состояния Все органы государственной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, политические партии и общественные организации, а также граждане на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны содействовать органам, указанным в статье 14 настоящего Закона, в осуществлении мероприятий правового режима чрезвычайного положения. Статья 20. Привлечение военных формирований к осуществлению мер правового режима чрезвычайного положения Обеспечение общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан в условиях чрезвычайного состояния осуществляется силами и средствами органов Министерства внутренних дел Украины, в том числе внутренних войск, войск Гражданской обороны, Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины в соответствии с их полномочий, установленных законом. (Часть первая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 743-IV ( 743-15 ) от 15.05.2003) При введении чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте 1 части второй статьи 4 настоящего Закона, когда чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера ставят под угрозу жизни и здоровье значительных слоев населения и нуждаются срочного проведения больших объемов аварийно-спасательных и восстановительных работ, согласно Указу Президента Украины о введения чрезвычайного положения могут привлекаться к выполнению этих работ также воинские части Вооруженных Сил Украины и органы и подразделения Государственной пограничной службы Украины. (Часть вторая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003) Согласно Указу Президента Украины о введении чрезвычайного состояния по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части второй статьи 4 этого Закона, к осуществлению мер чрезвычайного положения могут привлекаться воинские части Вооруженных Сил Украины и органы и подразделения Государственной пограничной службы Украины. (Часть третья статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003) Порядок взаимодействия воинских формирований, привлекаемых к осуществление мероприятий чрезвычайного положения, с министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления определяется Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины. Р а з д е л V ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН И ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Статья 21. Гарантии законности в условиях чрезвычайного положения В условиях чрезвычайного положения запрещается: изменение Конституции Украины; изменение Конституции Автономной Республики Крым; изменение избирательных законов; проведения выборов Президента Украины, а также выборов в Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления; проведения всеукраинских и местных референдумов; ограничение прав и полномочий народных депутатов Украины. На период действия чрезвычайного положения продолжается, в случае окончания, срок полномочий представительных органов местного самоуправления, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Верховной Рады Украины. Статья 22. Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан и прав и законных интересов юридических лиц в условиях чрезвычайного положения Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан и прав и законных интересов юридических лиц в условиях чрезвычайного положения определяются в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и других законов Украины. Предусмотренные настоящим Законом ограничения конституционных прав и свобод граждан, которые могут быть применены в условиях чрезвычайного состояния, являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. Срок их применения не превышает срока, на который вводится чрезвычайное положение. Введение других ограничений запрещается. В условиях чрезвычайного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, указанные в части второй статьи 64 Конституции Украины. Статья 23. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц иностранных государств в условиях чрезвычайного положения Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц иностранных государств, находящихся на территории Украине во время чрезвычайного положения, определяется Конституцией Украины и законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 24. Недопустимость использования правового режима чрезвычайного положения для захвата власти и нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц Введение чрезвычайного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном пакте о гражданских и политических правах и законах Украины. Любые попытки использовать введение чрезвычайного положения для захвата власти или злоупотребления ею влекут ответственность по закону. Статья 25. Возмещение убытков, причиненных при введении чрезвычайного положения Лицам, потерявшим жилье в связи с обстоятельствами, связанными с действием чрезвычайного положения, в том числе с проведением работ по их предотвращению или ликвидации, согласно закону предоставляются жилые помещения. Лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ, возмещаются причиненные материальные убытки и предоставляется другая необходимая помощь на условиях и в порядке, установленном законом. Юридическим лицам, имущество и ресурсы которых использовались для предотвращения или ликвидации ситуаций, ставших причиной введения чрезвычайного положения, возмещается их полная стоимость в установленном законом порядке . Если имущество, принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима чрезвычайного состояния сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо имеет право требовать возврата такого имущества в судебном порядке или требовать предоставления ему взамен другого имущества, если это возможно. {Статья 25 дополнена частью третьей согласно Закону N 4765-VI ( 4765-17 ) от 17.05.2012}
Статья 26. Гарантии трудовых прав граждан в условиях чрезвычайного положения Лицам, временно переведенным на работу, не обусловленную трудовым договором, а также привлеченным к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантируется оплата труда в соответствии с действующим законодательством. Статья 27. Информирование других государств о введении чрезвычайного положения Украина соответствии с Международным пактом о гражданских и политические права при введении чрезвычайного положения немедленно после его введения сообщает через Генерального секретаря ООН государствам, участвующим в настоящем пакте, об ограничении прав и свобод человека и гражданина, что является отклонением от обязательств по Международным пактом, и о границе этих отклонений и причинах принятия такого решения. В сообщении отмечается также срок, на который вводятся отклонения от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах. В таком же порядке Украина сообщает об изменениях границы отклонений от обязательств по Международным пактом о гражданских и политические права или срок действия ограничений прав и свобод. Р а з д е л VI УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 28. Участие представителей других государств в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций В случае необходимости к ликвидации особо тяжких чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийным бедствием или катастрофами, могут привлекаться аварийно-спасательные формирования других государств. Эти вопросы решаются по соглашениям с правительствами соответствующих государств, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины. Р а з д е л VII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ правового режима чрезвычайного положения Статья 29. Ответственность за нарушение правового режима чрезвычайного положения Нарушение требований или невыполнение мер правового режима чрезвычайного положения влечет ответственность, установленную законом. Статья 30. Ответственность за превышение полномочий в условиях чрезвычайного положения Превышение лицами, которые принимают участие в поддержании режима чрезвычайного положения, своих полномочий, равно как и неправомерное применение силы при исполнении обязанностей по охране общественного порядке, влекут ответственность по закону. Статья 31. Правосудие в условиях чрезвычайного положения Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судами, созданными в соответствии с Конституцией Украине. Введение любых сокращенных или ускоренных форм судопроизводства запрещается. Статья 32. Контроль Верховной Рады Украины за соблюдением настоящего Закона Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях действия чрезвычайного положения осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Статья 33. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Контроль за деятельностью органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения осуществляют Кабинет Министров Украины и Совет национальной безопасности и обороны Украины. Статья 34. Надзор за соблюдением законов в условиях чрезвычайного положения Надзор за соблюдением законов Украины в период чрезвычайного состояния осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины. Р а з д е л VIII Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Со вступлением в силу настоящего Закона утрачивают силу: Закон Украины "О чрезвычайном положении" ( 2501-12 ) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., N 37, ст. 538; 1995 г., N 38, ст. 284, N 43, ст. 308; 1997 г., N 6, ст. 49); < br> Постановление Верховной Рады Украины "О порядке введения в действие Закона Украины" О чрезвычайном положении "( 2502-12 ) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., N 37, ст. 539). 3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок: подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающих из настоящего Закона; привести свои решения в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом их нормативно-правовых актов.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 16 марта 2000 N 1550-III
|
|